Основы русской языковой картины мира
рабочая программа

Владимирова Анна Александровна

Рабочая программа краткосрочного курса Весенней сессии-2022 Школы для одарённых детей Нижневартовского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vladimirova_aa_osnovy_russkoy_yazykovoy_kartiny_mira.docx40.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «СПЕКТР»

Заочная школа одаренных детей  Нижневартовского района

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА

 «Основы русской языковой картины мира»

(на основе анализа художественных и публицистических текстов)

Направленность: гуманитарная

Возраст: 14-16 лет

Срок реализации: 21 день (12 часов)

Автор-разработчик: Владимирова А.А.,  учитель русского языка и литературы

Излучинск, 2022

1.Основные характеристики программы

1.1.Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы – гуманитарная. Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:

1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3.СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;

4.Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Квалификация педагога Квалификация педагога соответствует профилю программы.

                Актуальность программы. Данная программа актуальна, потому что недостаточно   научить правильно употреблять слова в речи, анализировать художественный текст, главное - привить любовь к слову, родному русскому языку, потребность узнавать глубже этимологию, лексику, речь. Необходимо содействовать  формированию  основных  понятий о национальном своеобразии языка и культуры. Это возможно в том случае, когда ученик имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного и культурного человека. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах слова и текста, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.

                Отличительные особенности программы. Программа «Основы русской языковой картины мира» является дополнением к основному курсу русского языка, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор художественных и публицистических текстов для осмысления и анализа позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит учащегося в рефлексивную позицию, способствует развитию познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым собственную позицию.

Адресат программы: обучающиеся 14-16 лет, проявляющих интерес к учебно-исследовательской деятельности. Состав группы 12 обучающихся.

Объем и срок освоения программы: 28 дней, 12 часов.

Режим занятий: проводятся на группу 3 раза в неделю по 1 занятию, продолжительность 1 часа занятия – 40 минут.

Формы обучения – дистанционная, с использованием платформы ZOOM.

Особенности организации образовательного процесса. Форма обучения групповая.

1.2.Цель и задачи программы

          Цель программы:  

  • создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку;
  • формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова;
  • проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении русского языка;
  • стимулирование потребности к исследовательской деятельности и формирование личностных качеств учащихся при работе с текстом.
  • формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

• развитие интереса к русскому языку;

• углубление знаний, умений, навыков по лексике и текстологии русского языка;

• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;

• формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

• развитие творчества и обогащение словарного запаса;

• совершенствование общего языкового развития учащихся;

• совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы;
  • формирование уважительного отношения к фактам языковой культуры;
  • более глубокое осознание родного языка через контекст других языков.

Развивающие:

• развивать смекалку и сообразительность;

• приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Содержание программы

Содержание программы предполагает теоретические и практические занятия.

Учебный план

тема

всего

теория

практика

форма аттестации/контроля

1.

Понятие «языковая картина мира». (1 ч.)

Понятия «картина мира», «языковая картина мира». Символ. Образ. Концепт.  Соотношение обыденной и научной картин мира.

1

1

Опрос

2.

Механизмы создания языковой картины мира (4 ч.)

Метафора как механизм создания языковой картины мира. Практикум по анализу художественного текста на основе концептов. Ассоциативный эксперимент как метод определения картины мира отдельного человека. Практикум по анализу публицистического текста.

4

2

2

Проверочное задание

3.

Национальные картины мира (1  ч.)

Сопоставление различных национальных картин мира. Практикум по анализу публицистического текста.

1

1

Проверочное задание

4.

Русская образная лексика и фразеология  (2 ч.)

Русская образная лексика и фразеология как отражение национальной языковой картины мира. Практикум. Анализ фразеологических единиц с точки зрения русской ментальности.

2

1

1

Тест

5.

Система работы над текстом с точки зрения русской языковой картины мира.  (4 ч)

Виды анализа прозаического текста.  Практикум по анализу текстов разных жанров. Эссе. Основная мысль. Проблема. Практикум по написанию эссе.

4

2

2

Проверочное задание

Итого

 12

7

5

1.3.Содержание учебно-тематического плана

1. Понятие «языковая картина мира». (2 ч.)

Понятия «картина мира», «языковая картина мира». Символ. Образ. Концепт.  Соотношение обыденной и научной картин мира.

2. Механизмы создания языковой картины мира (4 ч.)

Метафора как механизм создания языковой картины мира. Практикум по анализу художественного текста на основе концептов. Ассоциативный эксперимент как метод определения картины мира отдельного человека. Практикум по анализу публицистического текста.

3. Национальные картины мира (2 ч.)

Сопоставление различных национальных картин мира. Практикум по анализу публицистического текста.

4. Русская образная лексика и фразеология  (2 ч.)

Русская образная лексика и фразеология как отражение национальной языковой картины мира. Практикум. Анализ фразеологических единиц с точки зрения русской ментальности.

5. Система работы над текстом с точки зрения русской языковой картины мира.  (2 ч)

Виды анализа прозаического текста.  Эссе. Основная мысль. Проблема. Авторская позиция. Аргументация.  Практикум по анализу текстов разных жанров. Практикум по написанию эссе.

1.4.Планируемые результаты

Основные требования к знаниям и умениям по итогам обучения по программе.

Предметный компонент

Тестовые задания

Практическое творческое задание

  • получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
  • овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
  • вести беседу и давать отзыв о прочитанном тексте;
  • научатся работать над сжатием исходного текста;
  • смогут проводить различные виды анализа текста;
  • овладеют структурой написания эссе.

Метапредметный компонент

  • потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
  • учебной самостоятельности и познавательного интереса;
  • умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
  • умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;
  • умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
  • понимания значимости работы в группе.

Методика

«Диагностика

уровня

сформированности

общеучебных

умений и навыков

учащихся» (автор

М. А. Ступницкая)

Личностный компонент

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • формирование  основных  понятий о национальном своеобразии языка и культуры
  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

опросник

Стефансона

(изучения

представлений о

себе)

2.Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Годовой учебный план

Количество учебных недель – 4 недели

Учебный процесс – с 28 марта по 22  апреля 2022 года

2.2.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, тетрадь, ручка.

Дидактический материал к занятиям: схемы, памятки, рекомендации, правила, задания, творческие задачи, инструкции по охране труда.

Диагностический инструментарий: проверочные задания (анализ, карточки), тестовые задания.

2.4.Оценочные материалы

Для диагностики результативности освоения программы используются методики «Оценка сформированности компетенций обучающихся»; методика «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся» (автор М. А. Ступницкая).

2.5.Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – дистанционно.

Формы организации  образовательного процесса: групповая, индивидуальная.

Формы организации        учебного занятия: беседа, презентация, практическое занятие.

Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение; исследовательского обучения, здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.

Методы обучения:

По источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный, практический.

По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания: поощрение, стимулирования, мотивации.

Формы проведения итогов по каждому разделу проверочные задания, тесты.

Литература для учителя:

  1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: Учебное пособие - М.: Флинта: Наука, 2010. - 288 .
  2. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
  3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
  4. Козырев В. А. Современная языковая ситуация и речевая культура [Электронный ресурс]: учеб. Пособие / В. А. Козырев, В. Д. Черняк. – М.: Флинта: Наука, 2012. – 184 с.
  5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
  6. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
  7. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика, , 2005г.
  8. Никитина  Л. Б. Образ homo sapiens в русской языковой картине мира [Электронный ресурс] : монография / Л. Б. Никитина. - 2-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2011.
  9. Радбиль Т.Б.  Основы изучения языкового менталитета: Учебное пособие / - М.: Флинта: Наука, 2010. - 328 с.

Литература для учащихся:

  1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
  2. Маслова Ж. Н. Когнитивная концепция поэтической картины мира [электронный ресурс] : монография / Ж. Н. Маслова. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 420 с. 
  3. Картина мира: язык, литература, культура: Сборник научных статей / Отв. ред. М.Г. Шкуропацкая. – Бийск: РИО БПГУ им. В. М. Шукшина, 2005. – 248 с.
  4. Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.
  5. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
  6. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.

Словари:

  1. Бабенко Л.Г. и др. Большой толковый словарь синонимов русской речи. - М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 784 с.
  2. Бирих А.К. и др. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 448 с 
  3. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
  4. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
  5. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
  6. Национальный корпус русского языка. - Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru
  7. Онлайн-энциклопедия «Кругосвет». - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru
  8. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред Р.И.Аванесова. - М.: Рус.яз., 1989, 688 с.
  9. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. – М.: АСТ-Астрель, 2008, 749 с.
  10. Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984

2.6. Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.  Понятие «языковая картина мира». (1 ч.)

1

групповая

1

Понятия «картина мира», «языковая картина мира». Символ. Образ. Концепт.   Соотношение обыденной и научной картин мира.

Опрос

2.  Механизмы создания языковой картины мира (4 ч.)

2

групповая

1

Метафора как механизм создания языковой картины мира.

Тест

3

индивидуальная

1

Практикум по анализу художественного текста на основе концептов.

Творческая работа

4

групповая

1

Ассоциативный эксперимент как метод определения картины мира отдельного человека.

Опрос

5

индивидуальная

1

Практикум по анализу публицистического текста.

Творческая работа

3.  Национальные картины мира (1 ч.)

6

групповая

1

Сопоставление различных национальных картин мира. Практикум по анализу публицистического текста.

Творческая работа

4.  Русская образная лексика и фразеология  (2 ч.)

7

групповая

1

Русская образная лексика и фразеология как отражение национальной языковой картины мира.

Опрос

8

индивидуальная

1

Практикум. Анализ фразеологических единиц с точки зрения русской ментальности.

Тест

5.  Система работы над текстом с точки зрения русской языковой картины мира.  (4 ч)

9

групповая

1

Виды анализа прозаического текста.  

Опрос

10

групповая

1

Система работы над анализом текста. Конспектирование. Составление тезисов. Аннотирование. Редактирование.

Опрос

11

индивидуальная

1

Практикум по анализу текстов разных жанров.

Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. 
Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Составление высказывания на лингвистическую тему.

Проверочная работа (одна по выбору)

12

индивидуальная

1

Эссе. Основная мысль. Проблема. Практикум по написанию эссе. 

Творческая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отражение языковой картины мира В.Г. Распутина в повести "Прощание с Матерой"

В статье рассматривается отражение языковой картины мира писателя с точки зрения христианской идеологии....

Фрагменты языковой картины мира. Образ природы Севера в языке (8, 9 классы)

В последнее время активно изучается в современной лингвистике различные картины мира, в том числе и языковая картина мира носителей поморского лексикона. В картинах мира зафиксирован опыт разных общно...

Фразеологизм как фрагмент языковой картины мира школьника

Данная работа глубоко доказывает, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной; тем самым обогащают словарный запас человека, анализируется речь современных школьников, в ч...

Языковая картина мира и проблемы формирования языковой личности школьника.

В современной лингвистике в результате бурного развития семантики и прагматики, сопоставительного изучения языков, усилившихся контактов с поэтикой и логикой идея систематической и национально-своеобр...

Слово "лень" в русской языковой картине мира

В русском языке много слов на тему лени. «Лень» для русских людей выглядит двоя­ко: с одной стороны, это отрицательное свойство челове­ка, с другой стороны, в лени есть то, что близко русскому ч...