« АРТИКУЛЯЦИЯ - КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»
методическая разработка

Карпова Светлана Владимировна

Артикуляция является важнейшим компонентом исполнительского мастерства музыканта. Помимо технической стороны исполнения, артикуляция играет большую роль в развитии образного мышления исполнителя, в индивидуальной интерпретации исполняемого им произведения, проявляя выразительно-смысловую сторону произведения. Таким образом, артикуляция – это комплекс психофизиологических реакций исполнителя. В разработке подробно рассматривается особенность артикуляции,как выразительного средства музыки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       «Курчатовская  ДШИ»

                           отделение  народных инструментов

                                 

                                 Методическая разработка

Разработчик:  преподаватель по классу аккордеон Карпова Светлана Владимировна

тема: « АРТИКУЛЯЦИЯ -  КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»

     

                                                 Курчатов 2018г.

 Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2

Артикуляции – основной компонент в исполнительстве………………….………3

Взаимодействие штрихов  и артикуляции…………………………………………..4

Заключение……………………………………………………………………………..5

Литература……………………………………………………………………………..6

                                                              1

Введение

      Игра на народных инструментах баяне, аккордеоне как и на других – это сложный вид исполнительской техники, требующий помимо высокой степени личностного развития, хорошую работу психических процессов – внимания, ощущений, восприятия музыки, творческого мышления, координационной памяти, музыкального воображения, а также безупречную согласованность физических движений.

        Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если музыкант не владеет техникой игровых движений, через которые он передает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства.

        Направленность преподавателей преимущественно на эмоциональную сторону обучения приводит к тому, что исполнители упускают в произведениях все то, что связано с процессами ее понимания и интеллектуального осмысления. Знание художественно-выразительных средств и возможностей инструмента, умение использовать их в раскрытии содержания произведений являются непременным условием успешности творческой деятельности будущего музыканта. В настоящее время требования к уровню исполнительства значительно выросли. В связи с этим в работе преподавателя возникает необходимость в разработке методических пособий, которые окажут реальную практическую помощь, не только на уроке, но и в ежедневных самостоятельных занятиях ученика. В той или иной мере вопросы постановки исполнительского аппарата и педагогического репертуара освещены в уже существующих школах, самоучителях, программах для ДМШ, то тема артикуляции в этих пособиях затронута не достаточно подробно. Научно-методических разработок, посвященных проблемам воспитания артикуляции, крайне мало, вследствие чего данная область заслуживает дополнительного изучения. Прежде всего, необходимо рассмотреть понятия артикуляции музыканта-исполнителя в целом. Современная музыкальная наука рассматривает понятие артикуляции, как способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков, определяемых слитностью или расчлененностью последних.

                                                         2

  Артикуляции – основной компонент в исполнительстве.

    Артикуляция является важнейшим компонентом исполнительского мастерства музыканта. В этнологических и лингвистических источниках артикуляция понимается как «членораздельное произношение». Речевая артикуляция представляет собой реализацию звуковой стороны языка, музыкальная артикуляция трактуется как средство исполнительской выразительности, заключающееся в различных способах произношения музыкальных тонов. Особенностью артикуляции, как выразительного средства музыки является то, что конкретным выразительным значением обладают не средства произношения, взятые сами по себе, а то, что произносится (мотив, фраза, предложение).

Ф. Липс условно делит процесс каждого извлекаемого звука на 3 основных этапа:

  • атака звука;
  • непосредственно процесс внутри тона ведения звука;
  • окончание звука, именно это он вкладывает в понятие «артикуляция».

       Из выше перечисленных определений артикуляции можно выделить общую смысловую основу, в которой прослеживается, что артикуляция, как явление, это искусство ясного, членораздельного произношения. Конечно, задачей артикуляции является участие совместно со всеми другими факторами в выражении содержания музыки. Помимо технической стороны исполнения, артикуляция играет большую роль в развитии образного мышления исполнителя, в индивидуальной интерпретации исполняемого им произведения, проявляя выразительно-смысловую сторону произведения. Таким образом, артикуляция – это комплекс психофизиологических реакций исполнителя. Применение различных видов артикуляции полностью зависит от способов извлечения звука на том или ином инструменте. Исходя из личного опыта в классе аккордеона, хотелось бы отметить, что важным в работе над артикуляцией является точное прочтение фразировки произведения. Принято считать, что эти явления различны по своему содержанию. Однако исполнителю порой нелегко разобраться в сложном переплетении

                                                               3

обозначений нотного текста. И, если в 19 веке артикуляцию часто смешивали с

фразировкой, что вызывало споры в исполнительской среде, то сейчас эти понятия разграничены. Под фразировкой понимается расчленение мелодической линии согласно ее смыслу. Задачи у фразировки идентичны знакам препинания в речи. Артикуляция же – это чисто технический прием соединения и расчленения звуков, то есть весьма конкретные технические действия исполнителя. Именно артикуляция определяет выражение мелодии через применение штрихов. В инструментальном исполнительстве для создания художественного образа важным является штриховая точность. Точная штриховая артикуляция способна передать в полной мере замысел автора. Поэтому точность в разучивании и исполнении штрихов в произведениях определяет их характер.

Взаимодействие штрихов  и артикуляции.

       В музыкальной терминологии штрих – прием игры на музыкальном инструменте. Штрихи должны рассматриваться как явление артикуляции, отсюда возникает необходимость отметить важную роль штрихов в работе над артикуляцией. В формулировках определения штриха, как и в формулировках артикуляции, можно выделить основу понятия, в котором заключается следующее: штрих – это звуковой результат, получаемый в итоге применения того или иного игрового приема. Мы его воспринимаем на фонетическом уровне, то есть на уровне первичного звукообразования. Не штрих конечный результат артикуляции, а артикуляция является результатом взаимодействия различных штрихов. Штрих – это звуковой результат, обусловленный интонационным содержанием музыки, а не сам исполнительский прием, которым такой результат достигается. Штрихи неразрывно связаны с артикуляцией. В качестве примера рассмотрим некоторые наиболее часто используемые в технических упражнениях и этюдах на разные виды техники исполнительства штрихи, в совокупности с работой над артикуляцией.

       Знакомство с артикуляцией начинается с первых уроков и должно быть направлено на приобретение и усвоение штриховых навыков. В частности, хорошо

                                                               4

начинать работу с таких упражнений, как внимательно прослушать определенный тон до полного окончания звука или его прекращения за счет остановки ведения меха левой рукой. При этом необходимо обратить внимание ученика на то, как влияет артикуляция на характер исполняемого звука. В обучении с начинающими полезно включать в работу мелодии речитативного характера, напоминающие речевые скороговорки. Здесь ученик впервые встречается с новым для него фразировочным знаком в виде апострофа, что указывает на расчленение мелодии. При этом помогает такой прием как сольфеджирование, то есть пропевание мелодии голосом, где учащийся берет дыхание точно в указанном в тексе месте. Такой вид знакомства с музыкальной фразировкой в произведении помогает ему правильно определиться с размером цезуры, а так же сформировать навык исполнения цезуры в значении «вздоха». При этом следует сделать акцент на то, что смена меха происходит непосредственно перед следующей фразой.

Помимо всего, точное выполнение артикуляционных штрихов в произведениях, определяющих характер музыки, развивает образное мышление ученика.

Пример: детская песенка «Дождик».

Важным моментом в формировании артикуляционных приемов является слуховой контроль, так как наличие готового звуковысотного ряда у музыкальных инструментов, способствует механическому воспроизведению нотного материала.

Заключение

         Из выше сказанного можно сделать вывод, что развитие навыков артикуляции способствует формированию прочной связи между музыкальным образом и движениями рук. Это приемы для создания того или иного музыкально-художественного образа. Именно в этом и заключается мастерство музыканта-исполнителя, как целостное явление, в котором воссоздание художественного образа и технических приемов исполнения находятся в единстве. От трактовки исполнения музыкальных произведений, которая является связующим звеном между композитором и исполнителем, зависит конечный результат взаимодействия на слушателя.

                                                              5

      Все, что у исполнителя самобытно, свежо, оригинально, убедительно, мы относим к его индивидуальному стилю. Средства выразительности выдающихся музыкантов-исполнителей существуют не порознь и не как некая «механическая сумма» - они объединены и подчиняются логике интонационно-образного развития музыки.

Литература

  1. Аккордеон 1 – 3 классы ДШИ. Составитель В.Н.Мотов, Г.И.Шахов. – М.: «Издательство Кифара»,2002.
  2. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Учебно – методическое пособие. – М.:  Издатель В. Катанский, 1999.
  3. Браудо И.А. «Артикуляция» Л., 1973
  4. Егоров Б. «О некоторых акустических характеристиках процесса звукообразования на баяне. В ст. «Баян и баянисты» вып. 5, М.,1981
  5. Имханицкий М. «Новое об артикуляции и штрихах на баяне» М., 1997

     

                                                          6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные средства выразительности

Методическая разработка урока музыки в 3 классе. Цель:Развитие и закрепление темы «Средства выразительности в музыке».   Задачи:  - научить определять динамические оттенки;  - позн...

«Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ»

 Урок по теме «Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ» проведен в 10 классе. Цели: 1)Повторить, расширить и обобщить знания по темам «Синтаксис» и «Текст». 2) Ра...

Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах...

Тренировочные упражнения "Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности".

Тренировочные упражнения включают 14 заданий для подготовки к ОГЭ-2016 № 3....

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку)....

Развитие дикции и артикуляции учащихся как средство выразительности и передачи сценического образа (доклад)

Доклад был зачитан на методическом объединении педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов общеобразовательных школ Пуровского района ЯНАО. В нём раскрываются особенности работы...