Развитие дикции и артикуляции учащихся как средство выразительности и передачи сценического образа (доклад)
методическая разработка (5 класс)

Доклад был зачитан на методическом объединении педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов общеобразовательных школ Пуровского района ЯНАО. В нём раскрываются особенности работы  педагога детского вокального коллектива над проблемой создания сценического образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на МО педагогов ДО98.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методический доклад на районном Методическом объединении

педагогов дополнительного образования и

педагогов-организаторов общеобразовательных школ

«Развитие дикции и артикуляции учащихся

как средство выразительности и передачи сценического образа»

                                                                

                                                        Мигунова Наталья Игоревна,

педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тарко – Сале,

Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ

г. Тарко-Сале

2020 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………       3

  1. Речевая артикуляция — как важнейший компонент в работе над

выработкой дикционных, выразительных качеств вокалиста  ...        4

1.1  Артикуляционная гимнастика……………………………………….        5

1.2  Скороговорки, трудноговорки …………………................................        6

      2.  Музыкальная артикуляция …………………………………………      7

2.1 Функции артикуляции…………………………………………………       9

2.2 Фразировка………...................................................................................      10

Заключение…………………………………………………………………      12

Литература………………………………………………………………….      13

                                                    Введение

Ежегодно десятки девочек и мальчиков приходят в учреждения дополнительного образования, чтобы научиться петь. Многие из них мечтают о сцене, а некоторые даже о певческой карьере. В последние 13-15 лет можно отметить значительный рост числа детских вокальных коллективов. Интерес детей, родителей, наконец, зрительской аудитории к этому виду художественного творчества чрезвычайно велик. Свидетельство тому – множество детских концертных программ, конкурсов юных исполнителей, хоровых конкурсов и фестивалей.

Актуальность темы

Прислушиваясь к манере пения и характеру звучания голоса у детей при прослушивании, нетрудно заметить, что одним из основных дефектов является дикция (вялая, либо утрированная дикция). Существует проблема развития артикуляционного аппарата у детей и формирования у них правильной дикции. А без хорошей артикуляции говорить о вокальной выразительности не приходится.

Цель

Формирование у учащихся навыков правильной артикуляции, как средства выразительности и передачи сценического образа.

Главная задача

Развитие образного единства, артистизма и выразительности в детском вокальном или хоровом коллективе, посредством совершенствования дикции.

 

Глава 1 Речевая артикуляция — как важнейший компонент

в работе над выработкой дикционных, выразительных качеств вокалиста

                                                                       «Каждый артист должен обладать                              превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую его букву... Плохая речь создаёт одно недоразумение за другим. Они нагромождаются, затуманивают или совсем заслоняют смысл, суть...»                                                                                                             К.С. Станиславский

Что отличает пение человека от пения птиц? Слово. Слова, соединенные с музыкой в единое целое могут сильнее воздействовать на слушателя, чем одна музыка. Слово должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким.  Произнесение слов в пении столь же важно, как и вокал. Поэтому, обучаясь вокалу, не стоит забывать о такой полезной вещи, как дикция. Вокальная дикция не меньше важна, чем разговорная. В обычной жизни люди с хорошей дикцией обращают на себя внимание, внушают большее доверие, лучше налаживают контакт с собеседником. Тоже и в вокале. Важнейшими звеньями певческого процесса является артикуляция и дикция. Только здесь ваш собеседник – слушатель. Певец гораздо выразительнее и интереснее, если хорошо «подает текст». Плохая дикция певца раздражает ухо, поэтому необходимо заниматься артикуляцией, так как, именно, она лежит в основе выразительности.

Значительное место в системе хорового обучения в детском коллективе имеют вокально-хоровые упражнения. Их цель - выработка специальных навыков, позволяющих овладению певческим голосом. Главная сила упражнений - в системе их построения. В начале, необходимо добиваться овладением основных вокально-хоровых навыков в элементарном виде, затем продолжать работу по развитию более тонких певческих навыков. Пение упражнений перед началом разучивания или исполнения песен, служит своеобразной настройкой голоса, приводит голос в рабочее состояние. Большое внимание уделяется звучанию гласных звуков, и артикуляции. Плавный  и отрывистый характер звуков активизирует артикуляционный аппарат.

Хороший народный голос отличает яркое, звонкое, светлое  звучание. Весь звук сосредотачивается близко в полости рта «на губах». Важный момент в народном вокале «разговорность» пения. Точно также как  и в разговорной речи, в пении резонирует не столько мягкое нёбо и головные резонаторы, сколько полость рта, то есть твёрдое нёбо, зубы, а также и грудные резонаторы. В народном пении спеть – значит произнести слова. Дикция должна быть отчётливой, с таким же произнесением гласных и согласных, как и в разговорной речи, связанная с говором.

Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный инструмент, способный передавать все тонкости эмоционального мира человека, необходима систематическая кропотливая работа над точностью координации всех частей певческого  аппарата.

Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые складки.

Активную роль выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть.

Пассивную роль выполняют: зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева и верхняя че-​люсть.

Все вместе они образуют артикуляционный аппарат.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. К артикуляционному аппарату относятся:

1) ротовая полость - щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо;

2) глотка;  

3) гортань.

Артикуляция (от лат.  articulatio) - работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Артикуляция — важнейшая часть всей вокальной работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием и т. д. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя.

Под дикцией (от лат. dictio) понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука.

Артикуляционный аппарат у детей нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту, — все это влияет на качество исполнения и, соответственно, на раскрытие сценического образа.

Глава 1.1  Артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений, направленный на развитие артикуляционного аппарата, называется артикуляционной гимнастикой.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в работе над дикцией и включает в себя комплекс упражнений, направленный на развитие артикуляционного аппарата это -

- упражнения для развития подвижности губ;

- упражнения для щек;

- упражнения для развития мышц языка;

- упражнения для развития подвижности нижней челюсти;

- тренировка мышц глотки и мягкого неба;

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы укрепить мышечную систему языка, губ, щёк, научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позицию, увеличить амплитуду движений и подвижность артикуляционных органов, уменьшить напряжённость. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения. После отработки четкости действий активных органов речи при помощи артикуляционной гимнастики следует перейти к формированию правильных навыков произношения отдельных гласных и согласных звуков русской речи и их сочетаний.

Тренировка гласных требует не только выработки правильной фонетической позиции при произнесении каждой из них, но еще и сравнивания гласных. Дело в том, что гласные, образованные по законам фонетики в разных частях речевого аппарата («переднеязычные», «среднеязычные», «заднеязычные»), могут звучать в разных позициях: одни — у зубов (передняя позиция), другие — в куполе твердого нёба (средняя позиция), третьи — в гортани (задняя позиция). В этом случае при речи возникает так называемая «пестрота гласных».

С.Я.Маршак написал замечательное стихотворение о гласных и согласных звуках.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных - прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

Главное правило дикции: полное освобождение артикуляционного аппарата от  напряжения. Согласные формируются в позиции гласной. (Если гласная имеет полётность, согласная «полетит» вслед за ней).

         Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух и «про себя» поэтических и прозаических текстов. Аналогичная работа проводится и при работе над текстом песни.

После всех этих советов и упражнений делаем вывод:
чтобы добиться хороших результатов в произношении, надо работать над развитием и усовершенствованием
артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможностиВ работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль, внимание. Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.

Регулярно занимаясь, можно хорошо развить артикуляционный аппарат у детей, добиться отличной дикции, а пение, будь то сольное, ансамблевое или хоровое станет намного выразительнее. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений, что в дальнейшем и приведёт нас к выразительному пению.

Артикуляция в пении - это не только правильное выговаривание гласных и согласных, отдельных слогов и звуков, их вокальность, умение жёстко или мягко произносить их, но и умение произносить по-особому, не грамматическому, а вокальному принципу.

Глава 1.2  Скороговорки. Трудноговорки

Для тренировки голосового аппарата вокалиста очень хороши скороговорки. Скороговорка – наивный и примитивный текст, в котором сочетаются запутанные и трудные сочетания слогов и слов. Часто их путают с пословицами. Но пословицы и поговорки несут в себе житейскую мудрость и опыт. Скороговорки же не столь глубоки по смыслу – предназначены они для тренировки дикции и устранения дефектов речи. А их смешное содержание, позволяет быстро запомнить скороговорки.

Примеры  скороговорок:

  1. От топота копыт, пыль по полю летит, пыль по полю летит, от топота копыт, по полю пыль летит, от топота копыт.
  2. Во поле поле затопали кони, затопали кони, во поле поле, кони затопали в       во поле поле.
  3. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы две недели  карамель на мели ели.
  4. Скороговорун скороговорил

            Выскороговаривал.

            Что все скороговорки он  перескороговорит, перевыскороговорит.

            Но заскороговорившись, выскороговорил,

            Что, всех скороговорок не перевыскороговорить,

            Не перевыскороговорить.

Упражнения скороговорки в быстром темпе на одной ноте помогают активизировать работу артикуляционного аппарата, способствуют выработке чёткой, ясной дикции.

         Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Перед началом занятий нужно объективно оценить проблемные звуки в речи. Каждая скороговорка предназначена для улучшения конкретного сочетания звуков. Поэтому проанализировав речь, можно направить усилия на проблемные звукосочетания. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Мем

Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать. Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.

Вокальную дикцию можно совершенствовать и при помощи «вокальных скороговорок». Это скороговорки, соединенные с мелодией, которые можно спеть. Скороговорки бывают короткими и простыми – их используют для занятий с детьми. Дикторам и публичным людям нужно осваивать длинные и сложные трудноговорки.

При помощи скороговорок улучшают дикцию, артикуляцию, темп речи. Люди, которые от природы говорят быстро, должны произносить трудноговорки медленно, четко, выделяя каждый звук.

Самая длинная и многосложная скороговорка – Лигурия. Это логический рассказ, который составлен из популярных трудноговорок. Ее используют для постановки дикции дикторов.

Глава 2 Музыкальная артикуляция

Музыкальная  артикуляция – это формирование музыкальной мысли. Она включает в себя совокупность всех средств воздействия исполнителя на каждый звук в пределах фразы.  В началах фраз, как правило, предполагается нарастание, а в их окончаниях – спад напряжения. Развитие музыкального материала фразы определено внутренней логикой, и результатом этого развития является самая напряженная точка мелодии – кульминация. Именно наличие развития, имеющего свое начало, вершину и завершение, позволяет воспринимать фразу как музыкальную мысль.

Обычно с понятием фразы связывают музыку кантиленного характера с четко очерченной мелодией. Но это неверно. Фразируется в принципе любая музыка.

К сожалению, среди учащихся, педагогов и исполнителей бытует мнение, что главное – это исполнить произведение в целом. Забывается, что единое целое не может существовать без множества тщательно отобранных частностей и именно из них складывается. Музыкант должен уметь видеть многое в малом, чтобы в результате не получить малое во многом.

Под артикуляцией в музыке понимается способ произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности тонов. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.

Артикуляция в хоровом пении применяется в 2-х значениях:

1. Работа органов речи, направленная на произнесение звуков;

2. Одно из средств осуществления фразировки;

Термин звуковедение применяется для обозначения различных видов голосоведения мелодии (кантилена, партаменто, маркато, легато). 

Звуковедение вместе с голосообразованием входит в понятие вокальной техники.

Понятие звуковедения тесно связано с понятием артикуляции (articulo(лат.) – расчленяю). 

Штриховая техника является элементом артикуляции. Шкала степеней слитности и расчлененности условно разделяется на 3 зоны:

1)       слитность звуков              – legato;

2)       расчлененность звуков    – non legato;

3)       краткость звуков               – staccato;

Каждая из этих зон включает целый ряд градаций.

Штрихи объединяются в группы по определенным признакам:

 звуковысотные –

с использованием измененной звуковысотности

 glissando,  partamento (итал. portamento — перенос) - пение без фиксированной частоты

      динамические (с использованием динамики):

   sf,  marcato, marcando

тембровые - пение с закрытым ртом на различные слоги и гласные то есть - безтекстовая вокализация

Приемы зуковедения  диктуются характером музыкального материала.

Катилена – основной вид звуковедения в пении, основанный на технике legato, достигается путем распевания гласных, короткого произнесения согласных.

 legato – плавно, связно – основная форма звуковедения, связана с навыком плавного и равномерного распределения звука от тона к тону, от слога к слогу, без перерыва и толчков, без нарушения певческой линии. В нотах не проставляется. Лиги в нотах относятся не к характеру звуковедения, а к особенностям подтекстовки (распевы) или фразировки.

Прием legato трудно овладеваемый, но на его базе вырабатываются другие штрихи. Лучше всего legato удается в пении на гласные, слоги, вокализы или с закрытым ртом (при этом опасность толчков минимальна). Самое трудное – сохранение legato при пении с текстом, т.к. согласные звуки прерывают вокальную линию (особенно б, п, к, д, т). Плавное поступательное движение мелодии облегчает legato, скачкообразное осложняет. Legato может иметь разные градации.

Если при пении на гласные хоровая партия начинает “плавать”, к гласным звукам надо добавить сонорные (м, н, л) или звонкие (д, з) согласные.

Non legato – 

сложный штрих, содержит элементы legato и staccato

Звуки теряют свою непрерывность, приобретают относительную самостоятельность. Разделяются небольшой цезурой при задержке дыхания, во время задержки голос перестраивается на новый звук без “подъезда”, ощущение четкой атаки каждого звука должно сохраниться.

Non legato – применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере или для обозначения значительности текста. В работе над такими партитурами, чтобы не получилось однообразного пения по слогам, надо наметить динамику фраз, предложений.

Marcato – выделяя, подчёркивая – штрих более жесткий чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко, степень разная. В хоровой практике используется как средство овладения ритмом произношения, в зависимости от стиля и исполнительной задачи имеет различные градации. Обычно акцент совпадает с сильной долей (если расходится – надо обозначить). Акцент можно достигнуть за счет ритмического (синкопа), агогического, тембрового выделения звуков. Акцент, в свою очередь, бывает 3 видов: метрический, ритмический, фразирующий.

Staccato – отрывисто – мастерство заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Звуковой поток на staccato трактуется как единая певческая линия на одной певческой позиции. Staccato должно быть упругим и всегда легким, но негромким. Работа над овладением этим штрихом прививает гибкость голосу, точность атаки, уничтожение “подъездов”. Придает произведению тонкость, 
легкость, грациозность. Может иметь самые разные градации. Упражнение на 
staccato тренирует мышцы диафрагмы. Staccatto хорошо активизирует голосовые мышцы, полезно для детской практики. Лучше всего отрабатывать на слог “ку”.

Tenuto – выдержанно, точно по длительности и силе – от начала звука до конца петь одинаково во всех отношениях (по плотности, силе, нюансу, длительности).

Glissando – скользя от звука к звуку. В современной музыке применяется для звуковых эффектов.

Portamento – перенося звук.

Прием исключительно сольного исполнения. Вносится в исполнение самим исполнителем, между звуков, образующих узкие интервалы. Этим штрихом нельзя злоупотреблять – неумеренное пользование придает исполнению слащавость, подъезды, но иногда указывается автором.

                                                   Глава 2.1  Функции артикуляции

Музыкальная и речевая артикуляция в пении объединяются. Хормейстер при необходимости работает над каждой.

Артикуляция выполняет целый ряд функций. Главная – расчленение или связывание музыкальной ткани произведения. Иными словами, с помощью артикуляции осуществляется фразировка, что важно для осуществления формы произведения, как высшего проявления исполнительского искусства, и, конечно же, для выразительности.

Важным артикуляционным приемом является цезураЦезурность - это система разделительных обозначений:

1)   паузы (частные, мелкие разделительные и более крупные, общие, вплоть до генеральных);

2)   дыхание (может быть общим, индивидуальным, цепным и по фразам);

3)   собственно цезура(ы) - в узком понимании – специальные разделительные обозначения, короткая люфтпауза. Которая выполняется за счет длительности предыдущей фразы, а не за счет последующей; вовремя люфтпаузы певец, солист, как правило не берет дыхание, в хоре же лучше добирать дыхание;

4)   снятие – укороченные, полные, перетяжки (приемы окончания музыкальных построений, мотивов, фраз, предложений) в одних случаях артикуляционная цезура совпадает с синтаксическим разделением текста, в других – нет, и вводится исполнителем.

                           Акустическая функция артикуляции

Артикуляция может выполнять акустическую функцию, помогая привести звучание хора в соответствие с акустикой зала. При концертном выступлении, если зал обладает свойством реверберации (Реверберация - это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях.), следует перейти на штрих non legato, которое в этих условиях будет звучать слитно как legato. Паузы в этом случае следует удлинять.

Артикуляция сама может вызвать представление об определенной акустике. С помощью marcato типа “эхо” можно создать впечатление отдаленного звучания. Применением legato или non legato, или staccato можно подчеркивать ритмический контраст фраз. Мелкие длительности часто исполняются legato, а крупные – non legato.

Артикуляция может сама подчеркивать интонационную структуру мелодии. Поступательное движение может исполняться legato, а движение по звукам аккорда – non legato.

Артикуляция, а именно штрихи, диктуются характером музыкальной особенности фактуры, замысла композитора. На практике штрихи часто используются шаблонно. Так если произведение по характеру певуче, то его поют legato; если энергичное, то поют marcato, шутливое и изящное staccato. В музыке же штрихи могут быть гораздо более разнообразны, но их смена должна оправдываться как особенностями произведения, так и замыслом исполнителя.

Если текст произведения дан в переводе, то для его выразительности часто необходим творчески осмысленный подход к артикуляции – где-то следует отказаться от неоправданной цезуры, где-то поменять штрих, т.е. необходимы артикуляционные поправки по сравнению с оригиналом. Музыка с родным исполнителю текстом также требует применения разнообразных артикуляционных средств для преодоления инерции восприятия, для впечатляющей выпуклости фраз, но при этом все нововведения должны быть оправданы логикой развития текста и музыки. Нельзя также забывать о стилистических особенностях.

Дикция является средством донесения содержания произведения, выраженного в словесном тексте, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.

В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.

1. Культура предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии, и правильного ударе​ния в словах (логика речи).

2. Орфоэпия - это единообразное, присущее русскому литературному языку произноше​ние, правильная речь.

Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмичес​ки и звуковысотно организованы. Певческая орфоэпия отличается от разговорной — согласные в пении переносятся к последующему слогу для того, чтобы слог был открытым.    Чтобы  пропевать звуки необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет дей​ствие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, в пении, необходи​мо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.

Глава 2.2  Фразировка

В хоровом исполнительстве фразировка зависит от строения как музыкального, так и поэтического текста. Важно следить за их соответствием. Довольно часто бывает, что одна фраза словесного текста разорвана на две музыкальные, разделенные паузой; или, наоборот, две поэтические фразы соединены в одну музыкальную; или, что еще хуже, одно-два слова стиха ввиду окончания музыкальной фразы переносятся в следующую. Таким нелогичным соотношением особенно часто грешат музыкальные произведения, к которым текст писался позже (инструментальные пьесы, переложенные для хора; хоры зарубежных композиторов с русским переводом, духовная музыка с новым текстом и т.д.).

Хормейстеру нужно быть очень внимательным при фразировке куплетных песен, где слова в разных куплетах не всегда соответствуют структуре мелодии.

Исправить эту погрешность можно двумя способами: либо изменить поэтический текст и привести его в соответствие с музыкой, либо преодолеть расчлененность мелодии при помощи ликвидации паузы и использования цепного дыхания.

Главным приемом достижения единства музыкальной и литературной фразировки является сознательное изменение музыкальной структуры посредством использования цепного дыхания, постоянства темпа, динамики, тембра, штриха (в этом случае отдельные построения связываются в одно целое) или, напротив, с помощью введения цезур, пауз, контрастных смен динамики, темпа, тембра, штрихов, подчеркивания границ отдельных построений — средств, способствующих дроблению целого на отдельные разделы.

Особенно большое значение для объединения целого или членения на фразы в хоровом пении имеет дыхание. Только в хоре возможно цепное дыхание, обеспечивающее непрерывность пения и связность отдельных построений. Этот прием состоит в том, что певцы хоровой партии берут дыхание в разное время, не нарушая протяженности мелодической линии и создавая впечатление пения без передышки. Напротив, смена дыхания и возникающие в этот момент паузы не только выполняют синтаксические функции, но и служат для разделения произведения на части. В связи с огромной ролью дыхания, как формообразующего фактора дирижеру хора, нужно очень внимательно относиться к его расстановке. Перерывы дыхания, вызываемые не художественной целесообразностью, а временной нехваткой воздуха, то есть технической неумелостью, совершенно недопустимы. Другое дело, когда паузы и цезуры вводятся сознательно и художественно оправданы. Тогда они не только допустимы, но и необходимы, так как способствуют выразительности исполнения и являются сильным орудием эмоционального воздействия, этот фактор относится к музыкальной артикуляции. Отметим, что цезуры, способствуя расчлененности музыкальной речи, являются средством, отражающим важнейшую особенность музыки - единство прерывности и непрерывности. С одной стороны, они выражают остановку движения, разрядку напряжения, с другой — при условии сочетания повторности со сквозным постоянным темпоритмом — учащение дыхания, увеличение взволнованности, словом, развитие, которое всегда действует как фактор объединяющий все средства художественной выразительности.

         Членение музыки на фразы обусловлено самой сущностью музыкального произведения. Эта мысль очень образно выражена в статье А. Гольденвейзера «О музыкальном исполнительстве»: «В жизни каждого живого существа решающую роль играет дыхание. Когда человек родится, первое, чем он себя проявляет, - это вздох, и последнее, что мы делаем на земле, - испускаем дух. С прекращением дыхания прекращается жизнь. На дыхании основано все, что человек делает. Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего, исходил из того, что он делал своим голосом, - и пения и речи. Всякая музыка всегда была расчленена дыханием».

Можно сказать, что фраза (греч. phrasis – оборот речи, выражение) есть естественная форма существования музыки. Именно естественность является высшим критерием искусства вообще и музыки в частности. Причем следует отметить, что, несмотря на широкое распространение выражения «красивая музыка», она не может и даже не должна быть красивой, ибо иначе она лишилась бы возможности выражения отрицательных, «некрасивых» образов, контрастности.     Высшая естественность, правдивость, выразительность всегда отличали музыку народную.

Исполнительское искусство – это не только мастерство, не только эмоции, но и интеллект. И педагоги должны считать своим долгом, развивать мыслительные способности учащихся. Глубокое изучение фразировки, постижение ее как основы музыкальной выразительности поможет успешно разрешить и эту проблему.

                                                       

Заключение

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Многолетний опыт показывает, что чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Чтобы добиться хороших результатов в произношении, надо работать над развитием и усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль, внимание. Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию, а хорошее произношение помогает глубокому раскрытию художественного образа.

Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности пения.

Артикуляция в пении — один из важных компонентов в работе над выработкой дикционных, выразительных качеств вокалиста. Это не только правильное выговаривание гласных и согласных, отдельных слогов и звуков, их вокальность, умение жестко или мягко произносить их, переносить по особому, не грамматическому, а вокальному принципу. Артикуляция вокалиста - это высокая культура обращения со словом, с поэтическим текстом, уважение к нему, выстраивание такой концепции вокального искусства, когда слово и мелодия равнозначны, различимы, но звучат слитно.

 Внятное, разборчивое исполнение вокального произведения — это вежливость любого поющего по отношению к слушателю. Тем совершеннее коллектив, чьё исполнение полно артистизма и выразительности, а хорошее произношение помогает глубокому раскрытию художественного образа. Художественный образ будет полным, если используются все средства художественной выразительности: темпоритм, динамика, тембр, артикуляция, фразировка, но нужно помнить, что все они одинаково значимы.

         Вокально-речевая культура  хора – это художественно-выразительные и технические средства хорового исполнения, посредством которых осуществляется передача поэтического текста вокального или хорового сочинения. Основу вокально-речевой культуры составляют:

  • соблюдение правил вокально-хоровой дикции;
  • соблюдение правил орфоэпии;
  • чистое, выразительное и эмоционально-окрашенное произношение, опирающееся на логику поэтического и музыкального текстов;
  • соблюдение правил музыкальной артикуляции;

                                                   

Список литературы

  1. Алферова Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение. (Пособие для самостоятельной работы) – СПб., 2003.
  2. Багадуров В.А. Вокальное  воспитание детей.  - М., 1953.
  3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д:
  4. Феникс, 2008.
  5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М., 1968.
  6. Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. – М.:
  7. Маркуорт Линда. Самоучитель по пению: пер. с англ. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
  8. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2007.
  9. В.П. Луканин Обучение и воспитание молодого певца. М., «Музыка» 2008 г.
  10.  В.П. Луканин Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе. – М. 2009 г.
  11.  М.А. Михайлова Развитие музыкальных способностей детей. М., «Музыка» 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фортепиано, как средство выразительности и подачи музыкального образа.

Разработка открытого урока.  Тема: Фортепиано, как средство выразительности и подачи музыкального образа.  Исполнители:  ученик 1-го класса отделения музыкального...

Открытый урок по предмету "Вокал": "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Основная цель открытого урока:       Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренирово...

Дикция к хоре. Особенности хоровой дикции. Правила артикуляции. Упражнения на совершенствование дикции.

ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества прои...

Научная работа "Фонетический метод как средство развития вокальной дикции и артикуляции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки"

В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се...

Развитие ассоциативно-образного мышления посредством передачи музыкальных образов средствами художественного выражения на уроках ИЗО в средней школе.

В статье представлен опыт осмысления реализации образовательного проекта «Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях ИЗО» в ГБОУ СОШ  №508 с углубленным изучением предметов ...

« АРТИКУЛЯЦИЯ - КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»

Артикуляция является важнейшим компонентом исполнительского мастерства музыканта. Помимо технической стороны исполнения, артикуляция играет большую роль в развитии образного мышления исполнителя, в ин...