«Развитие дикции и артикуляции учащихся, как метод выразительного средства передачи сценического образа».
методическая разработка на тему

Жакина Юлия Сергеевна

Развитие дикции  и артикуляции

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx394.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ

Г. ЕЛЬНЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

( МБУ ДО ДМШ г. Ельни)

216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а

   Тел/факс: 8-481-46 - 4-27-49

_______________________________________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема: «Развитие дикции и артикуляции учащихся, как метод выразительного средства передачи сценического образа».

Гришанова Юлия Сергеевна

преподаватель хора и хоровых дисциплин

г. Ельня

Открытый урок  по хору   преп. Гришановой Ю.С.

с обучающимися 1-2 класса

Тема: «Развитие дикции и артикуляции учащихся, как метод выразительного средства передачи сценического образа».

Тип урока: урок-повторение, закрепление умений и навыков

Форма проведения: коллективная

Цель: В вокальных упражнениях и произведениях  достичь единую манеру звучания и ясность произношения.

Задачи:

Обучающие:

 - на исполняемых произведениях воспитывать музыкальные вкусы и потребности.

     - закрепить навыки правильного певческого дыхания, дать понятие –    «дикция», следить за правильным звукоизвлечением и звукообразованием.

     - развитие художественных способностей – музыкальный слух,   музыкальную память, эмоциональную отзывчивость к искусству.

- овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования,  певческой дикции, артикуляции и дыхания;

Развивающие:

- развивать интерес учащихся к хоровому пению;

- развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;

 - развить творческую фантазию, воображение;

Воспитывающие:

-  воспитывать любовь к хоровому искусству;

-  воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся

   -  сформировать навык общения в группе детей;

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.

Форма урока: практическая работа.

Формы работы с учащимися: коллективное музицирование.

 Методы обучения: 

- наглядно-слуховой

- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

- эмоционально-образный

- проблемно–поисковый;

- объяснительно-иллюстративный в  сочетании с репродуктивным    (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

План урока:

I. Организационный момент.

II. Дыхательная гимнастика.

III. Артикуляционная гимнастика

IV.Распевание

V. Работа над произведениями :

1. Муз. А.Журбин, сл. П.Синявский  «Смешной человечек»;

 2. Муз. Е.Крылатов, сл. И.Шаферан «Ласточка».

VI. Итог урока.

I. Организационный момент

Приветствие учителя.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.

- Итак, вы готовы к работе?

- Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

- В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка. Разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка.

II. Дыхательная гимнастика.

- Далее  выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики  А.Н.Стрельникой.

Во время дыхательной гимнастики учащиеся становятся в свободной позе, не мешая друг другу.

- А теперь «подпитаем» мозг кислородом

Лечебное воздействие гимнастики Стрельниковой

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  1. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
  2. Улучшает дренажную функцию бронхов.
  3. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани.
  4. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. Улучшает нервно- психическое состояние.
  5. Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.

Основной комплекс дыхательных упражнений 

- Упражнение “Ладошки” (разминочное)

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

 

- Упражнение “Погончики”

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.

В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

- Упражнение “Насос”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

 

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

- Упражнение “Кошка”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо. То влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение.

Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах.

Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое

- Упражнение “Обними плечи”

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

 

        Дети достаточно серьёзно отнеслись к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы, дети начали откашливаться. Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма.                  

III. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляция-с лат.- членораздельно произношу) :

1. Губы: «трубочка» -вытянуть вперед губы и растянуть в стороны, рот закрыт.

2. Щеки: 1. Надуть по очереди и одновременно втянуть.

                2. По очереди толкать язычком щеки.

3.Язык:  1. Покусать язык.

          2. Щелкать языком -«часики»- далеко-близко, по руке учителя.

- Какие мышцы мы тренировали? Дети-лица, рта.

- Как называется работа этих мышц? Дети - артикуляция.

- А кто скажет, что такое дикция? Дети - правильное, четкое произношение.

Речевая Игра «Что у кого внутри?» О.Вациетиса

У одуванчиков белых — взлеталка: «Фу-у-у-у!» (Легко дуть на ладонь)
У мотоцикла — рычалка: «Трр-трр!»
У часов –спешилка «Тик-так»

У девчонок  - смешилка: «Ха-ха-ха!»
У мышки — пищалка: «Пи-пи-пи».
У лошажки — ржалка: «И-го-го».
У ветра — задувалка: «У-у-у-у»(долгий выдох)
У каблуков — стучалка  (Цокать язычком)
У носа — сопелка (Тихонько шмыгать носом)
У ежика — пыхтелка: «Пых- пых- пых».

У телефона — звонилка ( Диль-диль-диль).
А у солнца — светилка: «А-а-а-а» (руки вверх)

IV. Распевание 

Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.

Повторение правил пения сидя и стоя:

  • при пении поза должна быть неподвижной;
  • правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);
  • тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
  • вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
  • нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
  • нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.

- «ди-зи-я» (секвенция), меняя слоги - «лё», «ку», «ми-я»- на высоких звуках головной резонатор,  «р»-рычать, «да», «га»-на низких звуках грудной резонатор.

- на одном звуке - «да-ед-ди-до-ду» или «ма-ме-ми-мо-му»- для выравнивания интонации, ровности, слитности и округленности звучания.

- Скороговорки.

- Дети, какие Вы знаете скороговорки?  Дети - «Ехал Грека через реку», «Расскажите про покупки…», «Бык тупагуб», «Шла Саша»  и т.д.).

- Поём чётко, произнося слова..

 Попевка  «По дороге Петя шел»

Умение слышать второй голос и анализировать его:

Дети поют основную тему и слушают:

- был ли 2-ой голос?

- был он выше их звучания или ниже?

- куда двигалась мелодия второго голоса – вверх, вниз, стояла на месте,

двигалась скачками или  поступенно?

При исполнении  используется показ  направления мелодии рукой . Преподаватель  исполняет подголосок.

V.Работа над произведениями

    1.  «Смешной человечек», муз. А.Журбин, сл. П. Синявский.

-Исполнить произведение с начала до конца, уделяя особое внимание дикции.

1. Согласные звуки:

- сонорные (т.е. те звуки, которые мы можем пропеть)- «м», «л», «н», «р» (звук «р» поётся  утрированно)- «крррыше», «дрррузья»…;

- звонкие - «б», «г», «ж», «з», «в», «д»- образуются при участии голосовых связок и ротовых шумов. Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также оглушаются;

- глухие - «п», «к», «ф», «с», «т»- в конце слов поются подчёркнуто твёрдо;

- шипящие - «х», «ц», «ч», «ш», «щ»-состоят из одних шумов(смягчать и предельно укорачивать, чтобы не было лишнего шума и свиста);

- губные согласные б - п, в - ф требуют активности губных мышц. Их тренировка обеспечивается при чётком произношении.

- согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных.

2. Гласные звуки:

Основной момент в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, т.е. без искажений. Округление гласных достигается через прикрытие звука, которое не следует путать с сомбрированием, т.е. затемнением.

Выравнивание гласных при пении происходит за счет понижения и стабилизации положения гортани, т.е. унифицируется не передний их уклад, а задний.

- 6 простых гласных звуков- «и»- округляется к «ю», «э», «а»-округляется к «о», «о», «у», ы».

- 4 сложных гласных звука - «я»- «йа», «ю»- «йу», «ё»- «йо», «е»- «йэ».

При пении сложных гласных первый звук «й» произносится очень коротко, а следующий за ним простой гласный тянется долго. Работа в хоре над гласными сочетается с работой над качеством звучания и заключается в достижении их чистого произношения с полноценным певческим дыханием.

Основная работа велась над дикцией в первом и втором куплетах (звуки, на которые нужно обратить внимание, выделены):

1. Я спешил к вам, друзья,
С жутки
м нетерпеньем.
Я моторчи
к не зря
Смазывал ва
реньем.
У меня за спино
й
Ве
ртится пропеллер,
Я хочу, чтоб со мно
й
Все
ребята пели.
Я хочу, чтоб со мно
й
Все
ребята пели.
Припев(2 р.): Смешно
й человечек на крыше живет.
Смешно
й человечек ириски жуёт,
Смешно
й человечек скучать не привык,
Смешно
й человечек - большой озорник.
2. Я готовил обед для друзей, подружек.
Суп варил из конфе
т, а компот из плюшек.
Ну, а сам похудел килог
рамм на двести-
Двести бубликов съел
С п
ряниками вместе.
Двести бубликов съел
С п
ряниками вместе.
Припев: тот же.
3. Если даже чуть - чуть загрустит приятель-
Я в окошко влечу, словно воспитатель.
Попляшу с малышом, поиг
раю в прятки.
Если до
м ходуном,- значит всё в порядке.
Если дом ходуно
м,- значит всё в порядке.
Припев: тот же.

Недостатки и исправления:

- не чёткий звук «р» - пропевать утрированно –« нетерррпеньем», «варрреньем», « пррропеллеррр» и т.д… ;

- слишком открытые звуки «а», «и», «е» - округлить и вспомнить про распевание для слитности и округлённости звучания;

- делать правильные ударения в словах – взяли вдох и словесно проговорили четко, хлопком делая ударение на правильный слог - «бубликов» - ударение на первый слог, а не на второй, «ходуном»- ударение на третий слог, а не на первый;

- проговорит текст песни активным шепотом;

- петь песню в характере – эмоционально окрашено - весело, задорно, легко.

- работа  над чистотой интонирования, дыханием

- работа над штрихами, артикуляцией.

- работа над звуковеденсл. И.Шаферанием.

2. Муз. Е.Крылатов , сл. И.Шаферан «Ласточка»

Исполнить произведение с начала до конца, уделяя особое внимание дикции.

1. Согласные звуки:

- сонорные (т.е. те звуки, которые мы можем пропеть)- «м», «л», «н», «р» (звук «р» поётся  утрированно)

- звонкие - «б», «г», «ж», «з», «в», «д»- образуются при участии голосовых связок и ротовых шумов. Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также оглушаются;

- глухие - «п», «к», «ф», «с», «т»- в конце слов поются подчёркнуто твёрдо;

- шипящие - «х», «ц», «ч», «ш», «щ»-состоят из одних шумов(смягчать и предельно укорачивать, чтобы не было лишнего шума и свиста);

- губные согласные б - п, в - ф требуют активности губных мышц. Их тренировка обеспечивается при чётком произношении.

- согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных.

2. Гласные звуки:

Основной момент в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, т.е. без искажений. Округление гласных достигается через прикрытие звука, которое не следует путать с сомбрированием, т.е. затемнением.

Выравнивание гласных при пении происходит за счет понижения и стабилизации положения гортани, т.е. унифицируется не передний их уклад, а задний.

- 6 простых гласных звуков- «и»- округляется к «ю», «э», «а»-округляется к «о», «о», «у», ы».

- 4 сложных гласных звука - «я»- «йа», «ю»- «йу», «ё»- «йо», «е»- «йэ».

При пении сложных гласных первый звук «й» произносится очень коротко, а следующий за ним простой гласный тянется долго. Работа в хоре над гласными сочетается с работой над качеством звучания и заключается в достижении их чистого произношения с полноценным певческим дыханием.

Основная работа велась над дикцией в первом и втором куплетах (звуки, на которые нужно обратить внимание, выделены):

  1. Не прррошла зима, снег ещё лежит,
    Но уже домо
    й ласточка спешит.
    Пр: На её пути го
    ррры и моррря,
    Ты лети, лети, ласточка моя.
  2. Нет порррою сил, тррруден перелёт,
    Только как весна без неё придё
    т?
    Пр: тот же
  3. Будь ее гнездо трррижды золотым
    То
    т далекий край  не назвать ррродным,
    Пр: тот же 2р

VI.Итог урока

Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили основные этапы нашей работы . Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над произведениями.

Домашнее задание:

Проговаривать тексты песен четко, активным шепотом. Учить скороговорки, работая над дикцией и артикуляцией.

Используемая литература:

1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для

2. Добровольская М., Распевание в школьном хоре 1-8 классы. Н. 1969.

учителей начальной школы. – М.: Просвещение, 1978.

3. С.А.Казачков. От урока к концерту, - изд. Казанского Университета, 1990.

4. Зуева Н. В. Игровая игротека. Методическое пособие к программе «Хоровой класс». Пермь, 2003.

5. Струве Г. А. Школьный хор. М., Просвещение, 1981

6. Струве Г. А.  Каноны для детского хора. Изд. «Лань», 1998

7. Е.В.Сугоняева. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

8. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового     пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/