Дикция, четкость, артикуляция.
статья на тему

Фролова Ирина Александровна

Статья содержит информацию о важности владения речевым аппаратом,артикуляции и качественной дикцией,также приведены необходимые артикуляционные упражнения,которые способствуют устранеию речевых дефектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktsiya_chetkost_artikulyatsiya.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дикция, четкость, артикуляция.

Красноречие есть искусство о всякой данной материи, красно говорить и тем преклонять других к своему мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь и слово.

М.В.Ломоносов.

Нет ни одной области человеческих знаний и деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая речь исполнителя была бы во благо одному лишь, собеседнику или большой аудитории. Каждый человек должен уметь точно, красочно, аргументировано не только выражать свои мысли, но и иметь четкую дикцию.

Слово, обращенное к аудитории  в речи, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала  для этого и необходима качественная дикция и ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, а также разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань.

Первое условие работы артикуляционного аппарата – естественность и активность.

Добиваться активной естественности можно через снятие различных внутренних зажимов и стимуляции четкой работы различных мышц и органов.  Для начала следует понять, какие зажимы присутствуют у человека при произношении в речи, а далее проводить работу по искоренению и устранению данной проблемы. Отметим, что оттачивать приобретенные  навыки, следует перед зеркалом, главным образом обращая  внимание на артикуляционный аппарат и подачу слов в целом.  В этой работе нам помогут  упражнения, которые рассмотрим ниже.

Из - за плохой артикуляции возникает масса проблем у детей младшего школьного возраста, начиная от рваного, невнятного чтения и произношения.

Родители обеспокоены и часто задают  вопрос: «Почему мой ребенок никак не научится читать быстро?»  А как же ребенку научиться читать быстро, если он просто не умеет быстро говорить?  Если ребенок говорит медленно, мало,  тихо, с остановками, что свидетельствует о слабой, вялой артикуляции и нечеткой дикции, то, как он может быстро читать?

Первая причина  медленного чтения, это - слабая артикуляция, т.е. недостаточная  работа речевого аппарата. Вследствие чего, страдает и выразительность речи в том числе. Возникает   несоответствие – работа речевого аппарата, с  помощью которого мы разговариваем, замедляет чтение. Как же это получается?

Когда ребенок учится читать, он читает только вслух. Если артикуляционный  аппарат развит недостаточно, то ребенок может неправильно произносить звуки, говорить медленно, нечетко выговаривать, плохо владеет силой голоса и не может регулировать силу голоса и скорость речи.

Такие проявления очень замедляют чтение и дают чрезмерную нагрузку на всю психику ребенка,  он  быстро утомляется и может читать очень ограниченное время. Безусловно, при слабом речевом аппарате о хорошем быстром  чтении говорить не приходится. Да и сам ребенок от процесса чтения не получает положительных эмоций.

Помимо плохого чтения, страдают, как диалогическая, так и монологическая речи. Если первая, это наиболее простая форма общения и состоит в основном из обмена репликами, то вторая представляет собой связное повествование, описание и рассуждение. Это более сложная форма речи, поскольку она предполагает связность мыслей, правильное грамматическое оформление и выразительность голосовых средств.

 

Исправить положение можно с помощью речевой, артикуляционной гимнастики, скороговорок, чистоговорок и усердной работы над речевым аппаратом. Такая  гимнастика  укрепляет мышцы и готовит к большой нагрузке, повышает работоспособность и скорость работы.  

Следовательно,  если Вы хотите научить ребенка быстрому чтению, четкой и качественной дикции, то надо уделить внимание речевому аппарату и артикуляционной гимнастике, занимаясь по несколько минут в день,  и как можно чаще разучивать и проговаривать скороговорки. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и залогом правильного чтения. Рассмотрим некоторые из них.

Упражнения для губ

1. Улыбка-трубочка:
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Губы вытягиваются в трубочку.

2. Хоботок:
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик:
Верхняя губа поднимается наверх, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик:
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнения для развития подвижности губ

5. Обхватушки:

Рот открыт, губы совершают обхватывающие движения, верхняя губа натягивается на верхние зубы, нижняя на нижние зубы.

6. Трубочка-поворот:
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем повернуть губы направо и налево, при этом удерживая губы в положении "трубочки".

7. Пятачок  закрытый:
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

8. Пробка:

Сомкнуть губы, завернуть "в себя "и с силой вывернуть, произнося при этом звуки Б и П.

Упражнения для губ и щек

9. Веселый хомячок:
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

10.Тонкий  хомячок:
Втянуть щеки.

11.Поймай шарик:

Широко открытым ртом ловить воображаемые шарики, при этом активно заворачивать губы .

12. Лопни шарик:

 Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 

Упражнения для языка.

12. Стрелочки: 
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

13. Змейка:
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

14. Качели:
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

15. Футбольные ворота :
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку, при этом нижняя челюсть остается неподвижна.

Выполнение данных упражнений поможет добиться желаемых результатов. Главное не забывать о том, что наша речь, это наше лицо. Хорошее развитие артикуляционного аппарата  необходимо для  быстрого и выразительного чтения, четкого произношения и дикционной подачи фраз, ведь каждый из нас в глубине души оратор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету "Вокал": "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Основная цель открытого урока:       Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренирово...

Дикция к хоре. Особенности хоровой дикции. Правила артикуляции. Упражнения на совершенствование дикции.

ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества прои...

Научная работа "Фонетический метод как средство развития вокальной дикции и артикуляции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки"

В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се...

Конспект занятия "Дикция и артикуляция в пении"

Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения....

Открытый урок "Работа над дикцией и артикуляцией".

Цель данного занятия - это развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства. Планируемый результат занятия направлен на хорошее усвоение м...

План – конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях

Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.Задачи:Образовательные:Обучить правильному произн...