Открытый урок по предмету "Вокал": "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"
план-конспект занятия по музыке (7 класс) по теме

Назарова Елена Александровна

 

Основная цель открытого урока:       Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях. Музыкально-тренировочный материал полностью состоит из авторских разработкок педагога Науменко Светланы и текстовых формулировок Назаровой Елены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок75.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образцовый детский коллектив

эстрадно-вокальная студия «Модерн»

ГБОУДОД ДДТ «Ораниенбаум»

педагоги:

Назарова Елена Александровна,

Науменко Светлана Николаевна

концертмейстеры:

Хохулина Алина Михайловна,

Чистяков Валерий Валентинович

2013 г.

Открытый урок

по программе эстрадно-вокальная студия «Модерн»

предмет «Вокал» (4 год обучения)

ТЕМА:        Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях.

ЦЕЛЬ:        Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях.

ЗАДАЧИ:

  1. Приобщить воспитанников эстрадно-вокальной студии к основам музыкально-песенного искусства.
  2. Раскрепощение артикуляционного аппарата. Правильное произношение слова в пении. Научить вокалиста пользоваться поговорками.
  3. Научить вокалиста правильно пропевать дикционные обороты в музыкально тренировочном материале и вокальных произведениях, пользуясь методикой композитора С. Науменко.
  4. Познакомить вокалиста с истоками древней письменности и старинным русским алфавитом, а так же правильным произношением и пропеванием данного материала.
  5.  Отработать и закрепить пройденный материал под фортепиано и  фонограмму и с микрофоном.

Сценарий открытого урока эстрадно-вокальной студии «Модерн»

по предмету «Вокал» (4 год обучения)

Звучит мелодия из песни «Есть сказка одна» С. Науменко, концертмейстер А.М. Куделина. Под музыку в класс входит солистка эстрадно-вокальной студии «Модерн» - Хамидова Дарья.

I.  Приветственное слово педагога. Вводная беседа.

Педагог:        Здравствуй, Дарья!

                Мы рады приветствовать тебя, дорогой друг, на уроке вокально-песенного искусства, где царит  и процветает музыка. Не для кого не секрет: где музыка – там добро, красота и счастье. Но, чтобы правильно понять музыку, услышать её во всех многогранных проявлениях, нужно поймать эту волну и научиться говорить на этой волне. Тогда для тебя откроется другой мир – мир музыкальных красок, музыкальных звуков. И у тебя непременно появятся новые интересные друзья и новые слушатели-зрители, которым ты будешь рассказывать свои впечатления о встрече с музыкой и петь свои любимые песни. Но для этого, ты уже знаешь, нужно много трудиться. Нужно научиться правильно, петь эти песни, знать все правила о постановке голоса и голосового аппарата.

        Сегодня мы вспомним такие музыкальные понятия как «дикция» и «артикуляция». Тему сегодняшнего урока я предлагаю обозначить так: «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях».

        Дарья, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?

Ответ ученика: Проговаривать поговорки для артикуляционного аппарата. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.

 Педагог:        Молодец, Даша!

Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?

Ответ ученика:        Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Наш артикуляционный аппарат приобретает навык правильного произношения слова в пении. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно настроить голос – значит правильно петь вокальные произведения, то есть песни.

Педагог:        Совершенно верно. Поговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

И сегодня в этом нам поможет методика Светланы Николаевны Науменко - это учебно-музыкальные пособия: «Поэтические образы в славянской мифологии. Пословицы и поговорки» и «Музыкальная азбука» в легендах, стихах и музыке.

На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «дикция».  Я рассказывала о Древних Буквах славянской письменности, сколько их насчитывалось, и как их произносили древние люди. Мы читали с тобой поговорки о Древних Богах и стихи о Древних Буквах. Этот материал поможет нам в работе над дикцией и артикуляцией.

Мы переходим к нашей второй части урока – развитию речевого аппарата, чтению поговорок.

II. «Развитие речевого аппарата» - 7 минут

 – учебно-тренировочное пособие С. Науменко:

  • книга «Поэтические образы в славянской мифологии. Пословицы и поговорки» 2010 г.;

Педагог:        Итак, внимание, Даша, вспомним две поговорки на согласную букву «Р», которые отработаны нами на предыдущих уроках.

Первая поговорка называется «Ярило», а  Ярило мы знаем – это бог солнца у славян.

Поговорка «Ярило» - чтение

Ярило, Ярило

По небу катило,

А туча нашла

И Ярило закрыло.

 ( В поговорке «Ярило» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.)

Педагог:        Спасибо, Даша. Назови, пожалуйста, следующую уже знакомую поговорку тоже на согласную букву «Р».

Ответ ученика:        Поговорка «Триглава» - о богине почвы, воды и воздуха.

Поговорка «Триглава» - чтение

Богиня Триглава – одна, а трём слава!

У этой богини три добрых Начала:

Одно – это почва, второе – вода,

А третье есть воздух, чем дышим всегда.

(В поговорке «Триглава» идёт работа над правильным произношением согласной буквы «Р» и произношением по фразировкам с правильным вдохом и выдохом. Поговорка произносится в достаточно быстром темпе.)

Педагог:        Молодец, Дарья!

Сейчас ты услышишь ещё новую поговорку о боге любви  «Леле» на чередование согласных букв «Л» и «Р». Послушай, пожалуйста.

Поговорка «Лель» - чтение и тренировка с повторением

На дворе звенит капель,

У реки сидит бог Лель

И игрою на свирели

Ворожит птиц, чтоб летели.

(В поговорке «Лель» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Л» и «Р», а также поговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа произношения. Обратить внимание на выражение, с которым читается эта поговорка.)

Педагог:        Поработав над развитием речевого аппарата можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.

Мы переходим к нашей третей части урока – развитию голосового аппарата, пению вокальных упражнений.

III. «Развитие голосового аппарата» - 10 минут

 – учебно-музыкальное пособие С. Науменко:

  • Книга «Музыкальная азбука» в легендах, стихах и музыке, 2009 г.

Педагог:        Послушаем первое упражнение, которое называется «Буквы» и настроимся пропеть его.

Упражнение «Буквы» - исполнение упражнения

Буквы встали чётко в ряд с АЗА и до ИЖИЦЫ,

Получилась в старину буквенная книжица.

Эту книжку называли раньше РУНЫ иль ЧЕРТЫ

И теперь об этом знаешь -  милый друг и лично ты.

(В вокальном упражнении «Буквы» происходит опевание 1 (До) и 3 (Ми) основных ступеней в ДО-мажоре. Обратить внимание на раздельное и чёткое произношение согласных букв «Р», «Д», «Г» и «Ч».)

Педагог:        Хорошо, Даша. Продолжаем петь вокальные упражнения и следующее называется «ЙОТ и КАКО». Сначала слушаем, а потом поём.

Упражнение на буквы «ЙОТ и КАКО» - исполнение упражнения.

ЙОТ и КАКО дружат давно.

Рядом стоят, любят ребят.

(Пение упражнения «ЙОТ и КАКО» по восходящим и нисходящим полутонам от ноты До первой октавы до ноты Ми второй октавы. Отработать правильное произношение согласных букв «Р» и «Т», а также гласных букв «А» и «О».)

Педагог:        Молодец, Даша, у тебя хорошо получается. И следующее упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ». Сначала слушаем потом поём.

Упражнение на буквы «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» - исполнение упражнения.

СЛОВО, ТВЁРДО, СЛОВО, ТВЁРДО –

Буквы рядом звучат гордо.

Также ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ –

Буквы лучшие на свете.

(Упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» на чередование согласных и гласных звуков. Пение основных ступеней мажора, по полутонам вверх от ноты До первой октавы до ноты Ми второй октавы и вниз.)

Упражнение на буквы «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» - исполнение упражнения.

ГЛА-ГЛА-ГЛА-ГЛГОЛЬ

Познакомиться изволь.

УКрепляет голос НАШ

Ты возьми на карандаш.

(Упражнение «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» на развитие интервала «кварта». Важно внимательно произносить окончания слов на согласные в конце фраз. Петь в До мажоре и в Ре мажоре.)

Упражнение «ЖИВЕТЕ ЛЮДИ ДОБРО» - исполнение упражнения.

ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!

Так буквы желают всем нам,

Чтоб жить увлечённо и бодро

Ты азбуку выучи сам.

(В упражнении «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!» отрабатывается навык пения  в «октаву». Чётко проговаривать согласные буквы «Б», «Д» и «Р». Петь в характере гимна. Репетировать в До, Ре и Ми мажоре.)

Педагог:        Прекрасно голос настроился на музыкальную волну и нужно немного ему передохнуть. Для этого мы перейдём к 4 части -  новой теме нашего урока - «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях».

IV.  «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях» - 10 минут

Дарья, расскажи, что такое «дикция» и от чего она зависит?

Ответ ученика:        Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.

Педагог:        Спасибо, молодец. Давай теперь запомним определение «Артикуляционный аппарат» и «Артикуляция», а так же какие органы входят в состав артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.

Рисунок – схема голосового аппарата.

 Нужно запомнить, что ротовая полсть – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Дарья, как ты думаешь, зачем он великий мастер это делал?

Ответ ученика:        Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.

Педагог:        Да, ты совершенно права. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.

А сейчас для закрепления пройденного материала я предлагаю разгадать кроссворд на тему «Дикция и артикуляция». В кроссворде написано главное слово «дикция» по вертикали. Нужно ответить на 6 вопросов по горизонтали.

Закрепление пройденного материала: кроссворд на тему «Дикция и артикуляция»

Педагог:        Вот посмотри, Даша, сколько новых, но уже знакомых слов ты разгадала. Молодец!

Пора переходить к следующей части нашего урока: «Дикция и артикуляция в работе над вокальными произведениями».

V.  «Дикция и артикуляция в работе над вокальными произведениями» - 15 минут

Педагог:        Повторим песню, которую уже ранее учили «Есть сказка одна» и перейдём к разучиванию новой песни «Лукоморье», слова которой ты переписала и должна была выучить к этому уроку. Поможет нам в работе над песнями - концертмейстер Куделина Алина Михайловна.

Песня «Есть сказка одна» сл. и муз. С. Науменко – исполнение – 5 минут

(Рекомендации в работе над произведением «Есть сказка одна» - 3 куплета:

При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звукоизвлечение.)

Педагог:        Хорошо, Дарья. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком. Приступаем к разучиванию новой песни «Лукоморье».

Песня  «Лукоморье»  сл. и муз. С. Науменко   –   разучивание и исполнение 1 куплета и припева – 10 минут

Вспомним текст песни «Лукоморье». Давай сначала проговорим по фразам текст 1 куплета и припева, а потом послушаем мелодию и попробуем спеть её со словами.

Песня «Лукоморье»

Лукоморья дуб, древо вечное.

И ветвистое и сердечное.

Корнева, глубока, потому он в соку

Крона так разрослась, стремясь к солнышку.

Припев:

А вокруг гуляет кот, песни петь не устаёт.

А то сказку нам расскажет

Зеркальце всю правду скажет

Мудрым праведным словцом,

Где Руси заветный дом,

Где герои молодцы -

Слова меткого стрельцы.

(Рекомендации в разучивании произведения «Лукоморье» - 1 куплет и припев:

Чётко проговаривать слова, обращая внимание на артикуляционный аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении.

Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх. Извлекать согласные звуки мягко, певуче.)

VI.  Подведение итогов и выводы. Домашнее задание.

Педагог:        Подведём итоги нашего урока.

Мы упражняли речевой и голосовой аппарат: работали над согласными буквами в пословицах и распевах. Вспомнили, что такое «дикция». Узнали новое понятие «артикуляция» и «артикуляционный аппарат». Справились с кроссвордом. Далее повторили песню «Есть сказка одна» (3 куплета) и разучили новую песню «Лукоморье» 1 куплет и припев.

Дарья, мы хорошо потрудились, и чтобы наш труд не прошел даром, я вклеила в твою тетрадь домашнее задание – это:

  • определения «артикуляция» и «артикуляционный аппарат», которое тебе предстоит выучить;
  • текст 2-го куплета новой песни «Лукоморье» слова и муз. С. Науменко.

Спасибо, Даша! До скорой встречи на музыкальной волне. До свидания.

Звучит мелодия из песни «Есть сказка одна» С. Науменко, концертмейстер А.М. Куделина. Под музыку из класса выходит солистка эстрадно-вокальной студии «Модерн» - Хамидова Дарья.

Эстрадно-вокальная студия «Модерн»

 Предмет «Вокал» (4 год обучения)

Тема: «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях», (8 часов)

Ход урока (45 минут)

  1. Приветственное слово педагога. Вводная беседа – 3 минуты
  2. Развитие речевого аппарата - 7 минут

(Учебно-тренировочное пособие С. Науменко: «Поэтические образы в славянской мифологии. Пословицы и поговорки» 2010 г.)

- Поговорка «Ярило» - чтение;

- Поговорка «Триглава» - чтение;

- Поговорка «Лель» - чтение и тренировка с повторением.

3.        Развитие голосового аппарата – 10 минут

(Учебно-музыкальное пособие С. Науменко: «Музыкальная азбука» в легендах, стихах и музыке, 2009 г.)

- упражнение «Буквы» - исполнение упражнения;

- упражнение на буквы «ЙОТ и КАКО» - исполнение упражнения;

- упражнение на буквы «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» - исполнение упражнения;

- упражнение на буквы «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» - исполнение упражнения;

          - упражнение «ЖИВЕТЕ ЛЮДИ ДОБРО» - исполнение упражнения.

4.     Тема: «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях» - 10 минут

- Что такое «дикция» и от чего она зависит? (рассказ ученика);

- Определение «Артикуляционный аппарат» и «Артикуляция», а так же какие органы входят в состав артикуляционного аппарата;

- Рисунок – схема голосового аппарата;

- Закрепление пройденного материала: кроссворд на тему «Дикция и артикуляция».        

5.     Дикция и артикуляция в работе над вокальными произведениями – 15 минут

- Песня «Есть сказка одна» сл. и муз. С. Науменко – исполнение – 3-5 мин. Повторение материала пройденного на предыдущих уроках;

- Песня  «Лукоморье»  сл. и муз. С. Науменко   –   разучивание текста и мелодии нового произведения, исполнение 1 куплета и припева – 10 минут.

6.     Подведение итогов и выводы. Домашнее задание.

- итоги урока и выводы педагога (что прошли на уроке и над чем работали);

- тетрадь с домашним заданием (определения «артикуляция» и «артикуляционный аппарат», текст 2-го куплета новой песни «Лукоморье» слова и муз. С. Науменко)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по обучению поисковому чтению в 3 классе на материале сказки "Sivka -Burka"( УМК STARLIGHT 3 , Module 7)

Разработка комбинированного урока  в 3 классе  по УМК   STARLIGHT 3  . Раздел "Story land".  Урок проводится с использованием интерактивной доски....

Открытый урок "Работа над дикцией и артикуляцией".

Цель данного занятия - это развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства. Планируемый результат занятия направлен на хорошее усвоение м...

План – конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях

Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.Задачи:Образовательные:Обучить правильному произн...

Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"

Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"....