Открытый урок по предмету "Вокал": "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"
план-конспект занятия по музыке (7 класс) по теме
Основная цель открытого урока: Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях. Музыкально-тренировочный материал полностью состоит из авторских разработкок педагога Науменко Светланы и текстовых формулировок Назаровой Елены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок | 75.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образцовый детский коллектив
эстрадно-вокальная студия «Модерн»
ГБОУДОД ДДТ «Ораниенбаум»
педагоги:
Назарова Елена Александровна,
Науменко Светлана Николаевна
концертмейстеры:
Хохулина Алина Михайловна,
Чистяков Валерий Валентинович
2013 г.
Открытый урок
по программе эстрадно-вокальная студия «Модерн»
предмет «Вокал» (4 год обучения)
ТЕМА: Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях.
ЦЕЛЬ: Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях.
ЗАДАЧИ:
- Приобщить воспитанников эстрадно-вокальной студии к основам музыкально-песенного искусства.
- Раскрепощение артикуляционного аппарата. Правильное произношение слова в пении. Научить вокалиста пользоваться поговорками.
- Научить вокалиста правильно пропевать дикционные обороты в музыкально тренировочном материале и вокальных произведениях, пользуясь методикой композитора С. Науменко.
- Познакомить вокалиста с истоками древней письменности и старинным русским алфавитом, а так же правильным произношением и пропеванием данного материала.
- Отработать и закрепить пройденный материал под фортепиано и фонограмму и с микрофоном.
Сценарий открытого урока эстрадно-вокальной студии «Модерн»
по предмету «Вокал» (4 год обучения)
Звучит мелодия из песни «Есть сказка одна» С. Науменко, концертмейстер А.М. Куделина. Под музыку в класс входит солистка эстрадно-вокальной студии «Модерн» - Хамидова Дарья.
I. Приветственное слово педагога. Вводная беседа.
Педагог: Здравствуй, Дарья!
Мы рады приветствовать тебя, дорогой друг, на уроке вокально-песенного искусства, где царит и процветает музыка. Не для кого не секрет: где музыка – там добро, красота и счастье. Но, чтобы правильно понять музыку, услышать её во всех многогранных проявлениях, нужно поймать эту волну и научиться говорить на этой волне. Тогда для тебя откроется другой мир – мир музыкальных красок, музыкальных звуков. И у тебя непременно появятся новые интересные друзья и новые слушатели-зрители, которым ты будешь рассказывать свои впечатления о встрече с музыкой и петь свои любимые песни. Но для этого, ты уже знаешь, нужно много трудиться. Нужно научиться правильно, петь эти песни, знать все правила о постановке голоса и голосового аппарата.
Сегодня мы вспомним такие музыкальные понятия как «дикция» и «артикуляция». Тему сегодняшнего урока я предлагаю обозначить так: «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях».
Дарья, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?
Ответ ученика: Проговаривать поговорки для артикуляционного аппарата. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.
Педагог: Молодец, Даша!
Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?
Ответ ученика: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Наш артикуляционный аппарат приобретает навык правильного произношения слова в пении. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно настроить голос – значит правильно петь вокальные произведения, то есть песни.
Педагог: Совершенно верно. Поговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.
И сегодня в этом нам поможет методика Светланы Николаевны Науменко - это учебно-музыкальные пособия: «Поэтические образы в славянской мифологии. Пословицы и поговорки» и «Музыкальная азбука» в легендах, стихах и музыке.
На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «дикция». Я рассказывала о Древних Буквах славянской письменности, сколько их насчитывалось, и как их произносили древние люди. Мы читали с тобой поговорки о Древних Богах и стихи о Древних Буквах. Этот материал поможет нам в работе над дикцией и артикуляцией.
Мы переходим к нашей второй части урока – развитию речевого аппарата, чтению поговорок.
II. «Развитие речевого аппарата» - 7 минут
– учебно-тренировочное пособие С. Науменко:
- книга «Поэтические образы в славянской мифологии. Пословицы и поговорки» 2010 г.;
Педагог: Итак, внимание, Даша, вспомним две поговорки на согласную букву «Р», которые отработаны нами на предыдущих уроках.
Первая поговорка называется «Ярило», а Ярило мы знаем – это бог солнца у славян.
Поговорка «Ярило» - чтение
Ярило, Ярило
По небу катило,
А туча нашла
И Ярило закрыло.
( В поговорке «Ярило» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.)
Педагог: Спасибо, Даша. Назови, пожалуйста, следующую уже знакомую поговорку тоже на согласную букву «Р».
Ответ ученика: Поговорка «Триглава» - о богине почвы, воды и воздуха.
Поговорка «Триглава» - чтение
Богиня Триглава – одна, а трём слава!
У этой богини три добрых Начала:
Одно – это почва, второе – вода,
А третье есть воздух, чем дышим всегда.
(В поговорке «Триглава» идёт работа над правильным произношением согласной буквы «Р» и произношением по фразировкам с правильным вдохом и выдохом. Поговорка произносится в достаточно быстром темпе.)
Педагог: Молодец, Дарья!
Сейчас ты услышишь ещё новую поговорку о боге любви «Леле» на чередование согласных букв «Л» и «Р». Послушай, пожалуйста.
Поговорка «Лель» - чтение и тренировка с повторением
На дворе звенит капель,
У реки сидит бог Лель
И игрою на свирели
Ворожит птиц, чтоб летели.
(В поговорке «Лель» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Л» и «Р», а также поговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа произношения. Обратить внимание на выражение, с которым читается эта поговорка.)
Педагог: Поработав над развитием речевого аппарата можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.
Мы переходим к нашей третей части урока – развитию голосового аппарата, пению вокальных упражнений.
III. «Развитие голосового аппарата» - 10 минут
– учебно-музыкальное пособие С. Науменко:
- Книга «Музыкальная азбука» в легендах, стихах и музыке, 2009 г.
Педагог: Послушаем первое упражнение, которое называется «Буквы» и настроимся пропеть его.
Упражнение «Буквы» - исполнение упражнения
Буквы встали чётко в ряд с АЗА и до ИЖИЦЫ,
Получилась в старину буквенная книжица.
Эту книжку называли раньше РУНЫ иль ЧЕРТЫ
И теперь об этом знаешь - милый друг и лично ты.
(В вокальном упражнении «Буквы» происходит опевание 1 (До) и 3 (Ми) основных ступеней в ДО-мажоре. Обратить внимание на раздельное и чёткое произношение согласных букв «Р», «Д», «Г» и «Ч».)
Педагог: Хорошо, Даша. Продолжаем петь вокальные упражнения и следующее называется «ЙОТ и КАКО». Сначала слушаем, а потом поём.
Упражнение на буквы «ЙОТ и КАКО» - исполнение упражнения.
ЙОТ и КАКО дружат давно.
Рядом стоят, любят ребят.
(Пение упражнения «ЙОТ и КАКО» по восходящим и нисходящим полутонам от ноты До первой октавы до ноты Ми второй октавы. Отработать правильное произношение согласных букв «Р» и «Т», а также гласных букв «А» и «О».)
Педагог: Молодец, Даша, у тебя хорошо получается. И следующее упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ». Сначала слушаем потом поём.
Упражнение на буквы «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» - исполнение упражнения.
СЛОВО, ТВЁРДО, СЛОВО, ТВЁРДО –
Буквы рядом звучат гордо.
Также ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ –
Буквы лучшие на свете.
(Упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» на чередование согласных и гласных звуков. Пение основных ступеней мажора, по полутонам вверх от ноты До первой октавы до ноты Ми второй октавы и вниз.)
Упражнение на буквы «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» - исполнение упражнения.
ГЛА-ГЛА-ГЛА-ГЛГОЛЬ
Познакомиться изволь.
УКрепляет голос НАШ
Ты возьми на карандаш.
(Упражнение «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» на развитие интервала «кварта». Важно внимательно произносить окончания слов на согласные в конце фраз. Петь в До мажоре и в Ре мажоре.)
Упражнение «ЖИВЕТЕ ЛЮДИ ДОБРО» - исполнение упражнения.
ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!
Так буквы желают всем нам,
Чтоб жить увлечённо и бодро
Ты азбуку выучи сам.
(В упражнении «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!» отрабатывается навык пения в «октаву». Чётко проговаривать согласные буквы «Б», «Д» и «Р». Петь в характере гимна. Репетировать в До, Ре и Ми мажоре.)
Педагог: Прекрасно голос настроился на музыкальную волну и нужно немного ему передохнуть. Для этого мы перейдём к 4 части - новой теме нашего урока - «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях».
IV. «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях» - 10 минут
Дарья, расскажи, что такое «дикция» и от чего она зависит?
Ответ ученика: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.
Педагог: Спасибо, молодец. Давай теперь запомним определение «Артикуляционный аппарат» и «Артикуляция», а так же какие органы входят в состав артикуляционного аппарата.
Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.
Рисунок – схема голосового аппарата.
Нужно запомнить, что ротовая полсть – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Дарья, как ты думаешь, зачем он великий мастер это делал?
Ответ ученика: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.
Педагог: Да, ты совершенно права. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.
А сейчас для закрепления пройденного материала я предлагаю разгадать кроссворд на тему «Дикция и артикуляция». В кроссворде написано главное слово «дикция» по вертикали. Нужно ответить на 6 вопросов по горизонтали.
Закрепление пройденного материала: кроссворд на тему «Дикция и артикуляция»
Педагог: Вот посмотри, Даша, сколько новых, но уже знакомых слов ты разгадала. Молодец!
Пора переходить к следующей части нашего урока: «Дикция и артикуляция в работе над вокальными произведениями».
V. «Дикция и артикуляция в работе над вокальными произведениями» - 15 минут
Педагог: Повторим песню, которую уже ранее учили «Есть сказка одна» и перейдём к разучиванию новой песни «Лукоморье», слова которой ты переписала и должна была выучить к этому уроку. Поможет нам в работе над песнями - концертмейстер Куделина Алина Михайловна.
Песня «Есть сказка одна» сл. и муз. С. Науменко – исполнение – 5 минут
(Рекомендации в работе над произведением «Есть сказка одна» - 3 куплета:
При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звукоизвлечение.)
Педагог: Хорошо, Дарья. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком. Приступаем к разучиванию новой песни «Лукоморье».
Песня «Лукоморье» сл. и муз. С. Науменко – разучивание и исполнение 1 куплета и припева – 10 минут
Вспомним текст песни «Лукоморье». Давай сначала проговорим по фразам текст 1 куплета и припева, а потом послушаем мелодию и попробуем спеть её со словами.
Песня «Лукоморье»
Лукоморья дуб, древо вечное.
И ветвистое и сердечное.
Корнева, глубока, потому он в соку
Крона так разрослась, стремясь к солнышку.
Припев:
А вокруг гуляет кот, песни петь не устаёт.
А то сказку нам расскажет
Зеркальце всю правду скажет
Мудрым праведным словцом,
Где Руси заветный дом,
Где герои молодцы -
Слова меткого стрельцы.
(Рекомендации в разучивании произведения «Лукоморье» - 1 куплет и припев:
Чётко проговаривать слова, обращая внимание на артикуляционный аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении.
Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх. Извлекать согласные звуки мягко, певуче.)
VI. Подведение итогов и выводы. Домашнее задание.
Педагог: Подведём итоги нашего урока.
Мы упражняли речевой и голосовой аппарат: работали над согласными буквами в пословицах и распевах. Вспомнили, что такое «дикция». Узнали новое понятие «артикуляция» и «артикуляционный аппарат». Справились с кроссвордом. Далее повторили песню «Есть сказка одна» (3 куплета) и разучили новую песню «Лукоморье» 1 куплет и припев.
Дарья, мы хорошо потрудились, и чтобы наш труд не прошел даром, я вклеила в твою тетрадь домашнее задание – это:
- определения «артикуляция» и «артикуляционный аппарат», которое тебе предстоит выучить;
- текст 2-го куплета новой песни «Лукоморье» слова и муз. С. Науменко.
Спасибо, Даша! До скорой встречи на музыкальной волне. До свидания.
Звучит мелодия из песни «Есть сказка одна» С. Науменко, концертмейстер А.М. Куделина. Под музыку из класса выходит солистка эстрадно-вокальной студии «Модерн» - Хамидова Дарья.
Эстрадно-вокальная студия «Модерн»
Предмет «Вокал» (4 год обучения)
Тема: «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях», (8 часов)
Ход урока – (45 минут)
- Приветственное слово педагога. Вводная беседа – 3 минуты
- Развитие речевого аппарата - 7 минут
(Учебно-тренировочное пособие С. Науменко: «Поэтические образы в славянской мифологии. Пословицы и поговорки» 2010 г.)
- Поговорка «Ярило» - чтение;
- Поговорка «Триглава» - чтение;
- Поговорка «Лель» - чтение и тренировка с повторением.
3. Развитие голосового аппарата – 10 минут
(Учебно-музыкальное пособие С. Науменко: «Музыкальная азбука» в легендах, стихах и музыке, 2009 г.)
- упражнение «Буквы» - исполнение упражнения;
- упражнение на буквы «ЙОТ и КАКО» - исполнение упражнения;
- упражнение на буквы «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» - исполнение упражнения;
- упражнение на буквы «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» - исполнение упражнения;
- упражнение «ЖИВЕТЕ ЛЮДИ ДОБРО» - исполнение упражнения.
4. Тема: «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях» - 10 минут
- Что такое «дикция» и от чего она зависит? (рассказ ученика);
- Определение «Артикуляционный аппарат» и «Артикуляция», а так же какие органы входят в состав артикуляционного аппарата;
- Рисунок – схема голосового аппарата;
- Закрепление пройденного материала: кроссворд на тему «Дикция и артикуляция».
5. Дикция и артикуляция в работе над вокальными произведениями – 15 минут
- Песня «Есть сказка одна» сл. и муз. С. Науменко – исполнение – 3-5 мин. Повторение материала пройденного на предыдущих уроках;
- Песня «Лукоморье» сл. и муз. С. Науменко – разучивание текста и мелодии нового произведения, исполнение 1 куплета и припева – 10 минут.
6. Подведение итогов и выводы. Домашнее задание.
- итоги урока и выводы педагога (что прошли на уроке и над чем работали);
- тетрадь с домашним заданием (определения «артикуляция» и «артикуляционный аппарат», текст 2-го куплета новой песни «Лукоморье» слова и муз. С. Науменко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по обучению поисковому чтению в 3 классе на материале сказки "Sivka -Burka"( УМК STARLIGHT 3 , Module 7)
Разработка комбинированного урока в 3 классе по УМК STARLIGHT 3 . Раздел "Story land". Урок проводится с использованием интерактивной доски....
Артикуляция, как важнейшее условие работы над вокальным произведением.
Развитие артикуляционного аппарата....
Конспект открытого урока литературы в 9 классе "Границы выразимого в слове и чувстве" (по произведению В.А.Жуковского "Невыразимое")
Цель урока: формирование понимания роли выразимого в слове и чувстве человека....
Открытый урок "Работа над дикцией и артикуляцией".
Цель данного занятия - это развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства. Планируемый результат занятия направлен на хорошее усвоение м...
План – конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях
Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.Задачи:Образовательные:Обучить правильному произн...
План - конспект открытого урока по классу флейта на тему: " Работа над техническими трудностями в музыкальных произведениях малой формы: Ф. Лей " История любви " ; Ф. Госсек " Тамбурин "
План - конспект открытого урока по классу флейта....
Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"
Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"....