Конспект занятия "Дикция и артикуляция в пении"
план-конспект на тему

Кендзерская Татьяна Николаевна

Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zanyatiya_pro_diktsiyu.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе «Студия эстрадного вокала»

Тема занятия: «Дикция и артикуляция в пении»

(второй год обучения).

Форма организации деятельности обучающихся индивидуальная.

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

  • обучить правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке, пропеванию согласных;
  • научить чисто интонировать.

Развивающие:

  • развивать дикционные способности и навыки;
  • развивать умение анализировать смысловое содержание произведений,
  • развивать мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя.

Воспитательные:

  • формировать культуру пения у обучающихся;
  • формировать интерес к индивидуальным формам вокального исполнения;

Оборудование и материал:

  • просторное светлое помещение;
  • фортепиано;
  • mp3 проигрыватель;
  • ноутбук.

Методы обучения:

 Беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни.

Использование современных педагогических технологий на занятии.

Личностно-ориентированные (общение - учет индивидуальных способностей, уровня музыкального развития, дифференцированный подход)

Психологически-комфортная атмосфера - эмоциональное удовлетворение.

Проектируемый результат.

Ребёнок должен иметь интерес к выполняемым им упражнениям, иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно, с хорошим певческим дыханием и с хорошей дикцией исполнить её.

В класс входит воспитанница 2 года обучения Минникова Анна.

Организационный момент.

Педагог: Здравствуй, Аня!

Мы рады видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.

Краткая беседа с учащимся об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонацией.

Введение в тему.

Педагог: На протяжении всего учебного года мы учимся петь, работаем над своим голосом. Анечка, можешь сказать, что является самым важным в пении?

Предполагаемый ответ учащегося: Чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция.

Педагог: Верно. Это все является очень важным при пении, а без чего смысл и содержание музыкального произведения мы не сможем донести до зрителей?

Предполагаемый ответ учащегося: Без дикции и слов.

Объяснение темы:

Педагог: Совершенно верно. Тема нашего занятия: «Дикция и артикуляция в пении». Сегодня на занятии мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука. Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань).

Педагог: Анечка, попробуй без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы» (девочка пробует). Видишь, что получилось? Ничего не понятно.

А теперь попробуй сказать то же самое без участия губ (Аня выполняет задание).

Опять ничего не понятно. Значит, какой можно сделать вывод? В формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата, он весь должен активно работать. Работа органов артикуляционного аппарата ,направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией. В потоке речи гласные и согласные несут неодинаковую функцию. Голос, его эмоциональная окраска, сила и насыщенность звучания идет, прежде всего, через гласные звуки. Дикционная четкость, разборчивость речи связана с четким произношением согласных. Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста.

Педагог обращает внимание обучающихся на деление согласных.

Глухие

Звонкие

К, П, С, Т, Ф, Х, Ч ,Ц, Ч, Ш,Щ

Безголосые - образуются без участия голосовых складок от колебания выдыхаемого воздуха, состоят из одних шумов, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р

Голосовые – образуются из ротовых шумов и голоса. Явно выражен основной тон.

Вокальные согласные.

В Ж З Л М Н Р

  • обладают звонкостью
  • обладают протяжностьюЛ М Н Р
  • сонорные, звучат вокально
  • голос преобладает над шумом

Б Г Д

Звонкие взрывные

Не вокальные согласные.

С Ф Х К П Т Ц Ч Ш Щ -произносить с большей интенсивностью. энергично

-глухие согласные произносятся на шёпоте, голосовая щель раскрыта в хрящевой части, могут провоцировать на форсированное звукоизвлечение.

Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные - "носители" вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. "Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно". В этом кроется один из секретов кантилены. "Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокального правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса. Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Итак, дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста. Рот вокалиста должен быть свободен, и «красиво активен», это зависит от челюстей, языка, губ. Вокальное красивое открывание рта только помогает правильному положению языка, глотки, гортани и правильной позиции всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он - главный артикулятор гласных. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные. Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. Губы должны лежать на зубах.

Аня, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?

Предполагаемый ответ: Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов, делать упражнения на развитие певческого дыхания и распеваться.

Педагог: Молодец, Анечка!

Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?

Предполагаемый ответ: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

Практическая часть.

Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата.

Педагог: А теперь, Аня, я предлагаю вспомнить скороговорки, которые мы разучили на предыдущих занятиях. Предполагаемый ответ:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул руку Грека в реку,

Рак за руку Грека цап.

Рекомендации:

В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата. Если текст, звучит четко и уверенно, постепенно можно увеличить темп, но нельзя забывать, что все в скороговорке главное не темп, а четкость и ясность произношения.

Педагог: Спасибо,Аня!

Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.

Рекомендации:

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнять упражнение, пение закрытым ртом звука «М». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое небо активизировано в легком зевке, звук должен посылать в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с её носоглоточной полостью. Посылание звука в переднюю часть твердого неба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полётность. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса. После пения закрытым ртом поем на слоги «ЗО -  ЗИ -  ЗО». Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос с ощущением легкого полузевка. Петь на одном дыхании, плавно, мягко, протяжно переходить от одной ноты к другой. Каждое следующее проведение мелодии проходит при повышении её на полтона вверх и понижении на полтона вниз.

Педагог: Молодец Аня, на прошлом занятии мы начали разучивать песню «Самая красивая»,  Ермолова

Педагог: Аня, понравилась тебе песня? О чем она?

Предполагаемый ответ учащегося: Да! Очень красивая песня, про маму.

Педагог: Песня написана в куплетной форме. Поём песню (1 куплет, потом припев) по фразам с закрытым ртом на звук «М». Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его со словами, сохраняя оформление гласных звуков, их связность, согласные звуки при этом обязательно произносит, четко, коротко без утрирования. Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Рот вокалиста должен быть свободен, и «красиво активен». Особо стоит отметить, что внимание ученика должно быть направлено на поток и сцепление гласных между собой. Тогда тем самым будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и четко, "спрессовать" их, но не "выстреливать", чтобы не принести ущерб потоку гласных, то есть звуковому потоку, не рвать кантилену, не делать пения скандированным. "Рваная" дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении. После такой работы по небольшим частям над звуковедением, над дыханием, нужно поработать над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить её полностью (1 куплет и припев) под аккомпанемент фортепиано, которое должно быть тихим, легким, ни в коем случае не заглушающим голоса ребёнка.

Подведение итогов.

Педагог: Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, работали над дыханием, над звуковеденим в целом. Познакомились с новыми понятиями. Итак, навык артикуляции включает:

- отчетливое, фонетически определенное и грамотное произношение;

- умеренное округление гласных за счет пения на скрытом зевке;

- нахождение высокой вокальной позиции;

- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе.

Список источников информации и иллюстраций.

1. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М., 1997.

2. Варламов А. Полная школа пения. М., 1989.

3. Варламов А.Е. «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008.

4. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса» Методическое пособие 1999г.

5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.1996.

6. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.- СПб. Изд. «Музыкальная палитра» 2008

7. Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей» Издательство «Учитель» 2002.

8. Орлова Т.М., Белкина С.И. «Учите детей петь» Москва 1987г.

Сайты в интернете.

1.http://www.rockvocal.com. 2http://thelib.ru/books/pekerskaya_em/vokalniy_bukvar-read.html

3. http://www.startvocal.ru

4. http://www.musicforums.ru/vocal

5. http://www.100 vocalistov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляция в пении. Методические рекомендации

Цель данных методических рекомендаций - помочь педагогам в работе над достижением чистоты и естественности произнесения слова, при сохранениии всех лучших вокальных качеств голоса. Рекомендуемые ...

Конспект урока по музыке и пению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида

Тема урока : "Многожанровость музыки"Тип урока: Урок обобщения пройденного материала....

Конспект учебного занятия по эстрадному пению.

В конспекте развёрнуто показан урок по эстрадному вокалу с приложениями....

конспект "осеннее путешествие в город пения"

зконспект занятия по вокалу...

Конспект занятия «Работа над ансамблем. Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»

Конспект занятия «Работа над ансамблем.  Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»...

Конспект занятия «Работа над ансамблем. Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»

Цель занятия: Формирование навыков многоголосного пенияЗадачи:Обучающие:познакомить с понятием «многоголосие»,  разновидность голосовдобиться интонационной точности в пении без сопров...

Дикция и артикуляция в пении

Карта урока, для проведения офлайн-занятия по внеурочной деятельности...