Артикуляция в пении. Методические рекомендации
методическая разработка по теме

Иванова Тамара Васильевна

Цель данных методических рекомендаций - помочь педагогам в работе над достижением чистоты и естественности произнесения слова, при сохранениии всех лучших вокальных качеств голоса. Рекомендуемые упражнения развивают, совершенствуют артикуляционный аппарат поющего. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Тамара Васильевна

Преподаватель академического вокала и хора

МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Таганрог

Артикуляция в пении. Методические рекомендации.

        Цель данных методических рекомендаций – помочь педагогам в работе над достижением чистоты и естественности произнесения слова, при сохранении всех лучших вокальных качеств голоса. Рекомендации представлены в виде упражнений и советов, которые может дать педагог своим ученикам. Большую часть упражнений лучше делать перед зеркалом.

        Обратите внимание, что в работе над дыханием ставится непременное условие - не уставать, а в работе с артикуляционными органами - повтор до легкой усталости. Эти легкие упражнения развивают, совершенствуют артикуляционный аппарат поющего.

         Очень часто бывает так, что само слово "упражнение" вызывает у человека зажатие. Однако у людей привыкших к регулярной работе, слово "упражнение" вызывает рабочее, активное состояние. Если сказать ученику: "Вообразите, что вы дуете на свечу", - то он очень органично производит это действие, подключая воображение. Если, работая с начинающим, перед этой фразой сказать: "Сделаем упражнение", - то неопытный певец мгновенно теряет естественность, запирает дыхание, делает немыслимые паузы, невероятно напрягает губы и т.п. Надо учиться быстро входить в рабочее состояние, учиться подключать воображение, чтобы имитировать любое действие, образ, учиться концентрировать внимание на самых мелких движениях, ощущениях, процессах.

Советы начинающим певцам:

1.

          Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.

2.

          Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

3.

           Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

4.

          "Внутренним взглядом" осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху - "высокое небо". Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная. "Послушайте" и запомните эти ощущения. Если не получается сразу все почувствовать, то возьмите зеркало, посмотрите, а потом представляйте себе строение рта, как будто вы смотрите в зеркало. Педагоги-вокалисты заметили, что когда язык лежит горбом, то он подтягивает и напрягает гортань, нарушая спокойствие и гармонию в пении. Насильно укладывать язык не стоит, полезно с помощью зеркала зафиксировать этот дефект, почувствовать его и поискать комфортное положение и состояние. Здесь помогут глаза и внимание.

5.

          Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ" (щеки "опадают"). А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.

6.

          Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б.

7.

          Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.

8.

          Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания. Привыкайте к наблюдению за своим лицом. Проследите, какое из этих заданий вам доставило трудности, в каком вы почувствовали дискомфорт или напряжение. Движение (лучше сказать - усилие), доставившее вам неудобство, нужно повторить много раз; многократным, контролируемым, сознательным повторением неудобного движения вы добьетесь желаемого результата.

9.

          Возьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые вы знаете наизусть. Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки - эстетическое восприятие естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния. Очень часто для начинающих работа перед зеркалом - это настоящее испытание, так как интуитивно у каждого есть осознание своей неполноценности. Вы должны найти в этой работе комфортность, понравиться себе в зеркале. Очень важно справиться с этим комплексом. В.Барсова советует: "Перед разучиванием музыкального произведения обязательно несколько раз прочитать словесный текст, лучше перед зеркалом". Существует правило: перед произнесением любой фразы, звука обязательно берите дыхание и направляйте его к корням верхних зубов, в твердое небо. (В шутку представьте себя кроликом, грызущим морковь своими передними зубами. Такую же активность в области передних зубов должны ощутить вы в момент произношения текстов, звуков). С того момента, как вы занялись постановкой голоса, все звуки должны быть на дыхании и в позиции, причем это условие для всей жизни, даже для бытовой речи.

10.

          Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Читая стихотворение или отрывок, сознательно берите дыхание перед каждой фразой. Берите как умеете, но обязательно берите, привыкайте брать сознательно, не забывайте о нем, ведь дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности, значит его необходимо брать не только в начале фразы, но и на знаках препинания. Следите, чтобы дыхание было не шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст. Запомните два правила: 1) В начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ, уо) и не "причмокивать". 2) Закрывать рот следует после окончания звука, иначе получается его "съедание" и звучит "М" на конце фразы.

11.

          Проследите, на какое произношение, громкое или тихое, вам нужно больше дыхания. Убеждена, что вы сразу поймете, что для громкого произношения потребуется больше воздуха (основательнее вдох), а тихая речь потребует меньшего объема дыхания, но большего контроля над  выдохом, концентрации, активности. Тихую речь тоже должны услышать ваши будущие слушатели.

12.

          Стихотворение или прозу читайте, утрированно произнося текст. Это хорошая гимнастика для аппарата. Утрированность снимается - активность остается. Утрированное произношение в классе - в зале прозвучит четко, ярко, однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, четко и легко. Они не должны разбивать поток гласных, которые в пении переходят одна в другую. Утяжеление и укрупнение согласных дает зажатие аппарата. Очень сомнительна рекомендация "удесятерения" согласных при произношении, особенно в пении.

13.

           Чтобы отработать манеру произнесения гласных ровным потоком и четкого, мгновенного произношения согласных в этом потоке, надо стихотворение прочитать (протянуть) на одних гласных: «белеет парус одинокий» -  «е-ее - а-у -о-и-о-ии». Послушайте этот ровный, красивый поток гласных. Затем в этот поток "вставьте" быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и красоту потока гласных. При этом надо следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань - свободной, дыхание - активным. Это же упражнение надо делать и перед пением произведения сначала только с литературным текстом, а потом и с музыкой. Пение произведения на одних гласных дает хорошую кантилену.

14.

          Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

а) На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

б) Шит колпак не по колпапаковски, надо его переколпаковать.

в) Ты, сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи.

г) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

д) Ехал грек через реку, видит грек в реке рак.

    Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.

е) Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

15.

           Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.

16.

          Вялое произношение приводит к затягиванию темпов, особенно в пении. Боритесь с вялостью!

17.

          Если у вас не благополучно с какими-то звуками, то возьмите любой словарь, откройте его на той букве, которая вас затрудняет при произношении и, не торопясь, читайте подряд все слова, вслушиваясь в трудный для вас звук. Многократное контролируемое произношение звука изменяет ситуацию к лучшему. Хорошо к этой работе подключить магнитофон. Словарь помогает не тратить внимание на придумывание слов с нужной вам буквой (звуком).

18.

          Для развития акустических и тембральных свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторите 10 раз.

После всех советов и упражнений, подводим итог:

a) В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль, внимание.

б) Очень важна работа с зеркалом.

в) В работе над "активной свободой" надо быть к себе очень требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа "кривого рта", "бровей домиком" или "вытаращенные глаза".

г) При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий.

д) Очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

Конспект занятия "Дикция и артикуляция в пении"

Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения....

Методические рекомендации «Работа концертмейстера в классе сольного пения ДШИ"

Данная работа содержит методические рекомендации для концертмейстера по работе с учащимися музыкальных отделов по классу вокала...

Хоровое пение (методические рекомендации к работе с детским хором)

В данном пособии представлен материал, освещающий вопросы теории и практики с детским певческим коллективом. Пособие адресовано студентам музыкальных факультетов, учителям музыки, хормейстерам, занима...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Методические рекомендации для родителей по развитию органов артикуляции детей с различными речевыми нарушениями

Подготовка органов артикуляции к работе над звукопроизношением начинается с артикуляционной гимнастики. Систематическое проведение упражнений сокращает сроки логопедической работы.  Кроме того, е...

Дикция и артикуляция в пении

Карта урока, для проведения офлайн-занятия по внеурочной деятельности...


 

Комментарии

Иванова Тамара Васильевна

Рекомендации представлены в виде упражнений и советов, которые может дать педагог своим ученикам.