Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме:
    «Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ»

     Урок по теме «Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ» проведен в 10 классе.
    Цели: 1)Повторить, расширить и обобщить знания по темам «Синтаксис» и «Текст».
    2) Развивать навыки свободного владения изобразительно – выразительными средствами.
    3) Воспитание уважения к профессии учителя
    Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Изобразительно – выразительные средства», сборники упражнений «Русский язык и культура речи» Л.Ш.Дунаевой

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Otkrytyy_urok.docx27.61 КБ

    Предварительный просмотр:

         Тема: «Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ»

    Цели: 1)Повторить, расширить и обобщить знания по темам «Синтаксис» и «Текст».

    2) Развивать навыки свободного владения изобразительно – выразительными средствами.

    3) Воспитание уважения к профессии учителя

    Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Изобразительно – выразительные средства», сборники упражнений «Русский язык и культура речи» Л.Ш.Дунаевой

                     Ход урока.

    I.Орг. момент. Вступительное слово учителя.

    II.Актуализация знаний.

        - Учителями славится Россия!

           Ученики приносят славу ей!

    - Начнем мы наш урок со стихотворных строк. Обратите внимание на построение предложений. Что здесь не так? Какое это средство выразительности? (Инверсия) А что еще наблюдается? (метонимия  - Россия)  Какие еще средства знаете? О чем мы будем говорить на уроке?

    (О средствах выразительности текста- это В 8 ЕГЭ)

    III. Работа по презентации «Изобразительно – выразительные средства»

    IV.  Работа на мультимедийном оборудовании.

    Задание. Установите соответствия между столбцами.  

    Анафора

    Нарушение «естественного» для данного языка порядка слов

    Оксюморон

    Расчленение предложения на части

    Парцелляция

    Резкое противопоставление образов, понятий, контраст

    Инверсия

    Повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.

    Антитеза

    Сочетание противоположных по смыслу понятий

                                                                                                                                                                  V. Тренировочные упражнения на закрепление (На проекторе)

     Какое средство выразительности используется в тексте?

    Люблю я пышное природы увяданье…  (А.С.Пушкин)

    1) эпитет

    2) метафора

    3) олицетворение

    4) оксюморон

    Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной…(А.С.Пушкин)

    1) эпифора

    2)метафора

    3) сравнение

    4) антитеза                                                                                                          

    Лошадку ведет под уздцы мужичок…

              В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.Некрасов)

    1) инверсия

    2)метонимия

    3) олицетворение

    4) литота

    Я видывал, как она косит:

    Что взмах – то готова копна. (Н.Некрасов)

    1)анафора

    2)парцелляция

    3)гипербола

    4)  литота

     VI Исправь ошибки. (На экране)

    Моя автобиография (автобиография)

    Местный абориген  (абориген)

    Ихний (их)

    Характеристики на детей (без НЕ  )

    - Такая же работа по сборн.  упражнений (стр.10–11, упр. 1,4, 5, 6,7 -II)

    Один ученик на доске пишет слова, ставит ударения        

    VII) Работа с текстом на экране. Расставить знаки препинания.

       Никто не может предугадать(,) каким будет образование через десять – пятнадцать лет. 2)Как никто лет двадцать назад не знал(,) что скоро в нашей стране введут ЕГЭ. 3)Но учителя и с этим нововведением неплохо справляются(:) они стараются научить нас всему, что пригодится для сдачи  этого экзамена.4)Мы знаем и видим(:) наши педагоги стараются быть ближе к молодежи(,)бороздят просторы Интернета.

    Словарная работа:  ( на доске) нововведение– яңалык, копна – чүмәлә

    Задания к тексту:

    1. Определите вид сказуемого (-ых) в 1 предложении

    2. Из 2 предложения выписать  словосочетания со связью

    Согласование   (в нашей стране     в ед. ч., ж.р., пр. пад. )

    Управление    (введут ЕГЭ- вин. пад.)

    Примыкание (скоро введут)

    3.Укажите верную характеристику 3 предложения

    а)Сложноподчиненное предложение

    б) Сложносочиненное предложение

    в) Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

    г) Бессоюзное сложное предложение

    4. Какой троп используется в 4 предложении

    а) олицетворение

    б) сравнение

    в) метафора (просторы Интернета)

    г) литота

    5.Найдите синонимы в тексте          (учителя – педагоги)

    VIII. Фронтальный опрос.  

    - Типы речи.

    - Стили речи.

    - Требования к  написанию сочинения – рассуждения(С1)

    1) Проблема

    2)Комментарий к проблеме

    3)Позиция автора

    4)Моя позиция

    5)1 – й аргумент

    6)2 – й аргумент

    7)Заключение

    - На экране виды вступлений и заключений.

    - Сегодня нет готового текста. Я продиктую начало, дома придется дописать.

    (Один ученик пишет на доске) Запись под диктовку.

       Я вам предлагаю заглянуть в учительскую. (Вспомните, как образовано слово учительская – переход – неморфологический способ образования слов)Учитель… Казалось бы, какая понятная профессия. И что в ней сложного?

        Но если задуматься, сразу станет ясно: учитель – это одна из самых сложных профессий на земле.

     Лично для меня учитель настоящего, прошлого и будущего должен быть строгим, но справедливым и понимающим своего ученика.

    IX.  Разноуровневое домашнее задание

    I- упр.335 (выписать словосочетания с согласованием, управлением, примыканием)

    II-по одном примеру из упражнения 335(10 средств выразительности)

    III-написать сочинение - рассуждение «Учитель будущего»

    X. Итог  урока. Если вы обратили внимание, все наши предложения были связаны одной лексической темой: образование, ЕГЭ, учитель. Хотим нашим гостям подарить на память о нашем уроке буклеты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"

    Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...

    Организация работы над тренировочными заданиями при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.

    Хороктеристика способов организации и подбора тренировочных упражнений по всем видам речевой деятельности при подготовке учащихся к ЕГЭ...

    План работы со слабоуспевающими уч-ся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

    Данный план поможет учителю построить работы со слабыми учениками....

    Организация работы над изобразительными средствами языка в ходе подготовки к ГИА и ЕГЭ.

    Автор – учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО МАОУ «Селенгинская гимназия» - презентовала свою работу на августовской конференции учителей МО «Кабанский район». Методическое...

    Статья "Работа с текстами разных стилей при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"

    Статья для сборника "Жанрово-стилевой подход в преподавании русского языка и литературы  (XI Ушаковские чтения)"...

    Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".

    На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа тек...