ГИА Русский язык. Тесты. А3 Изобразительные средства выразительности.
тест по русскому языку (9 класс) по теме

Глазина Елена Александровна

ГИА Русский язык. Тесты. А3 Изобразительные средства выразительности. Выбранные задания для тренировки учащихся А3 из сборника И. П. Цыбулько "ФИПИ. ГИА 2013 под ред. Цыбулько И. П."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sredstva_vyrazite-ti_a3_cybulko.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

И. Цыбулько. 2013 г.

1. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) (13)У дороги застыли  вербы   в   серебряном   пуху.

2) (20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

3) (6)По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.

4) (11)Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

2. А3 Укажите предложение, в котором   средством   выразительности   речи является

олицетворение.

1) (14)Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...

2) (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

3) (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.

4) (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.

3. А3 Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие березки, тронутые желтизной».

1) сравнительный оборот     2) эпитеты              3) метафора  4) гипербола

4. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) (18)Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.

2) (7)Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку.

3) – (21)Шашки вон! – командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.

4) (22)Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза.

5. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.

2) Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «... и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».

3) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что  возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.

4) Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.

6. А3. Укажите предложение, в   котором   средством   выразительности   речи является

противопоставление.

1)  Ученик, отступающий от правил школы, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек.

2)  «Не бойся, Шурик, – думал я, – ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас». Хотелось быть ласковым и добрым.

3)  Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости...

4)  Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый.

7. А3.  Укажите   предложение,   в   котором   средством   выразительности   речи является фразеологизм.

1)  Но улыбка погасла на её лице, едва она открыла дверь в класс.

2)  Учёба давалась ему с трудом, но он был прилежен и исполнителен. 

3)  – Погодите, ребята, нельзя ничего делать сгоряча, так можно и дров наломать.

4)  Не ответив, этот рослый мальчик, выше всех в классе, почти юноша, вдруг заплакал навзрыд, как маленький.

8. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) (1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.

2) (4) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

3) (6) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов,  мягких, как хорошая повязка.

4) (12) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

9. А3 В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

  1. Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.
  2. Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница.
  3. На следующий день Белогрудка прокралась  на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.
  4. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё...

10. А3 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.

2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.

3) Но пожарные бежали  медленнее, потому  что их  задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

11.  А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

1) (31) Ведь этот Мурлышка – вся её жизнь!

2) (39) А вредная всё-таки, – он покрутил головой.

3)  – (8) Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? – дерзко спросил Лёвка.

4) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

12. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. (11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.
  2. (20)Но результат не заставил себя ждать.
  3. (24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.
  4. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник.

13. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)  Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!

2)  Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала.

3)  Тогда же Севина брань – точно залпы расстрела.

4)  Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом.

14. А3. Укажите   предложение,   в   котором   средством   выразительности   речи является метафора.

1) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

3) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

4) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.

15. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

–  Жучка, Жучка!

3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

16. А3. Укажите предложение, в   котором   средством   выразительности   речи является фразеологизм.

1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...

2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.

4) Пришло время удивляться Валерке.

17. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
фразеологизм.

1) Если бы он родился человеком, то о нем обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.

3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

18. А3 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку».

  1. олицетворение                    3) синонимы
  2. эпитет                                  4) сравнительный оборот
  1. А3 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».

1) олицетворение    2) фразеологизмы     3) антонимы        4) сравнительный оборот

Ответы

1 – 1   2- 1   3- 4   4 – 4   5 – 1   6 – 3   7 – 3   8 – 3   9 – 2   10 – 2   11 – 1   12 – 1   13 – 1   14 – 3   15 – 4  

16 – 3   17 – 2   18 – 2   19 - 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Средства выразительности языка". Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся  о средствах ...

Урок русского языка по теме "Лексические средства выразительности" 7 класс

Диагностическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности" (тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), урок разработан к учебнику С.И.Львовой. К уро...

Тесты по русскому языку по теме "Художественные средства выразительности"

Выполнение тестов дает возможность повторить материал о художественных средствах выразительности, подготовиться выпускникам к заданию В8 ЕГЭ по русскому языку....

ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Средства выразительности речи.

Освоив  способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русског...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)

Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....