Диагностические материалы к программе
рабочая программа

Щурова Ольга Игоревна

Методика  В.П. Анисимова, Б. М Теплова, О.П Радыновой оценки специальных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnos_materialy_k_programme.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методика оценки специальных умений и навыков

         (Методика В.П. Анисимова, Б. М Теплова, О.П Радыновой)

  1. Выявление уровня развития чувства ритма.

Тест-игра «Аплодисменты»

Цель: определение уровня развития метроритмической способности.

Эксперт предлагает школьнику спеть знакомую простую песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается прохлопать песню только в ладоши без использования голоса.

Критерии оценки: 

  • высокий уровень - точное воспроизведение метрического рисунка ладошами на протяжении всех 8 тактов; 
  • выше среднего - воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса; 
  • средний уровень - верное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов; 
  • уровень ниже среднего  - метрическое исполнение с ошибками и при помощи голоса.
  1. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).

Тест-игра «Тайна гармонии»

Цель: определить уровень развития гармонического слуха, т.е. способности слышать количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в созвучиях.

Эксперт исполняет интервал или аккорд и затем просит ребёнка определить количество звуков и лад созвучия: светлое или затемнённое звучание. Для работы достаточно 10 созвучий.

Критерии оценки:

  • высокий уровень – верно 8-10 созвучий;
  • выше среднего - верно 5-7 созвучий;
  • средний уровень –верно 3-4 созвучия;
  • уровень ниже среднего  - верно 1-3 созвучия.

3. Диагностика чувства тембра

Тест - игра «Чьи голоса звучат?»

Цель: определение уровня сформированности тембрового слуха по показателю верных ответов в определении инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал состоит из аудиозаписей фрагментов музыкальных произведений в исполнении: голосов разных тембров (детского, женского, мужского), разного вида хоров, народных инструментов, симфонических инструментов, одиночных сольных инструментов (фортепиано, гитара, орган и пр.), разных видов оркестра.

Критерии оценки:

  • высокий уровень -   верное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента ;
  • выше среднего -  верное определение однородных тембров и смешанных тембров;
  • средний уровень - определение однородных тембров и смешанных тембров с затруднением ; 
  •  уровень ниже среднего  - верное определение только однородных тембров.

4.Диагностика динамического чувства

Тест - игра «Играем громко-тихо»

Цель: выявление способностей адекватной аудиально-моторной реакции на динамические модификации (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Стимулирующим материалом можно использовать маршевые музыкальные произведения, а также ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен).

Алгоритм:

  1. Эксперт играет на фортепиано маршевое произведение , меняя динамику с f на p и обратно.
  2. Обучающийся  получает предложение поиграть в «громко -тихо» на барабане или бубне также, как играет эксперт.
  3. Верное исполнение контрастной динамики - 1 балл.
  4. Затем эксперт исполняет музыкальный фрагмент с усилением и ослаблением динамики.
  5. Обучающийся должен повторить динамический пассаж на ударном инструменте. Верное динамическое исполнение усиления звука (крещендо) и угасание звука (диминуэндо) – 2 балла; всего – 4 балла.

Критерии оценки: 

  • высокий уровень -  4-5 баллов;
  • выше среднего – 4 балла;
  • средний уровень - 2-3 балла; 
  •  уровень ниже среднего  - 1 балл.

5.Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Закончи мелодию»

Цель: определить уровень сформированности чувства целостности музыкальной мысли.

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает школьнику прослушивание различных мелодий.
  2. Задача школьника определить, какая из мелодий прозвучала полностью, а какая оборвалась раньше времени.

Стимулирующий материал подбирается экспертом самостоятельно и строится в следующем порядке:

1-ый фрагмент – не доигрывается последний такт;

2- ый фрагмент – звучит до конца;

3- ый фрагмент – прекращается последняя фраза мелодии;

4- ый фрагмент – прекращается на середине второй фразы (из четырёх);

5- ый фрагмент – звучит до конца.

Критерии оценки: 

  • высокий уровень - верно определены все 5 пунктов;
  • выше среднего – верно определены 3- 4 пункты;
  • средний уровень - верно определены 2-3пункты;
  •  уровень ниже среднего  - верно определены 1-2 пункты.

6.Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест-игра «Музыкальный калейдоскоп»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, способности к эмпатийному восприятию образа, созданного композитором. Стимулирующий материал выбирает эксперт (рекомендовано как разнообразный музыкальный материал использовать пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского)

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает прослушать школьнику музыкальные пьесы и определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
  2. 1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие для формулирования его переживания музыки.
  3. 2-й (невербально-художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые ему представляются во время прослушивания музыки.
  4. 3-й (невербально-двигательный) вариант задания: предлагается соответственно двигаться под музыку так, как ему это представляется.

Критерии оценки:

  • высокий уровень - креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа;
  • выше среднего – характеризуется соответствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки;
  • средний уровень - характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и образов основного содержания музыки; 
  •  уровень ниже среднего  - отказ школьника определить свои состояния, его неспособностью на простое выражение своих впечатлений, настроений в невербально -художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и несоответствующие звучанию музыки формы самовыражения ребёнка.

Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка

                       (на учебный год)

Фамилия, имя ребёнка ____________________________________________________

Возраст ребёнка__________________________________________________________

Дата: первый этап (1) _____________________________________________________

промежуточного этапа (2)___________________________________________________

контрольного этапа (3) _____________________________________________________

                                           Параметры музыкальных способностей

Уровень развития

Чувство ритма

Чувство

Звуковысот-

ности

Чувство тембра

Динамическое чувство

Чувство формы

Чувство муз отзывчивости

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник диагностических материалов для программы профилактики наркомании

Анкеты, опросники, тесты для сбора информации по итогам проведенных мероприятий...

Диагностические материалы по программе "Фитоколлаж"

Методики выявления уровня  компетентности обучающихся.Параметры диагностирования:Ключевые компетенции по трем направлениям,Метапредметные компетенции по 6 направлениям, Предметные компетенци...

Диагностические материалы по программе "Бисероплетение"

Диагностические материалы  по программе "Бисероплетение"...

Критерии и диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей "Танцевальная аэробика"

В материале представлены мною разработанные диагностические материалы (конкретные задания и упражнения) для определения степени развития у детей чувства ритма, координации движений, выносливости, гибк...

Диагностические материалы по программе "Шахматы" для детей от 5 до 6 лет

Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 5-6 лет.Цели: выявить умение правильно располагать шахматную доску,  шахматные  фигуры  и пешки на шахматной доске, зн...

Диагностические материалы по программе "Волшебная иголочка", "Декоративная вышивка"

Методики выявления уровня компетентности обучающихсяПараметры диагностирования:Ключевые компетенции по трем направлениям,Метапредметные компетенции по 6 направлениям, Предметные компетенции....

Диагностические материалы к программе "Научная лаборатория. Основы биохимии"

Разработанные диагностические материалы к дополнительной общеразвивающей программме "Научная лаборатория. Основы биохимии" по годам обучения....