Факультативный курс "Твой духовный мир"
рабочая программа (8 класс)

Ильченко Елена Михайловна

Цель православного образования ясна из самого слова "образование": проявление, прояснение и развитие в учащемся образа Божия. Наибольшее и самое главное, что может сделать законоучитель, – это помочь детям пойти по пути спасения, предлагаемому Христом. Поэтому в православном образовании не может быть разделения на обучение и воспитание: это единый процесс. 

Обучение детей православному образу жизни должно быть направлено не столько на расширение их эрудиции, сколько на то, чтобы воспитать людей с твердыми убеждениями, с глубоким христианским мировоззрением, с развитым и тонким нравственным чувством, людей с верой и совестью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Твой духовный мир"37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»

 Руководитель МО

___________/Ильченко Е. М.

Протокол № 1

от «__25__» _08_  2020  г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/Федонова С.М.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №3

____________ С. Ф. Жаданов

Приказ № ___от ____________2020_г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

факультативного курса

«Твой духовный мир»

2020 – 2021 учебный год

Учитель                                        Ильченко Елена Михайловна,  высшая квалификационная категория

Класс                                      8 «А», 8 «Б»

Всего часов в год                     35

Всего часов в неделю                     1

с. Китаевское, 2020

            Настоящая программа составлена на основе программы «Основы христианской нравственности», авторы священник Андрей Мекрюков,  Елена Момот, 2015 год;  программы «Духовно-нравственная культура в школе» под редакцией иеромонаха Киприана (Ященко), 2007-2009  годы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Цель православного образования ясна из самого слова "образование": проявление, прояснение и развитие в учащемся образа Божия. Наибольшее и самое главное, что может сделать законоучитель, – это помочь детям пойти по пути спасения, предлагаемому Христом. Поэтому в православном образовании не может быть разделения на обучение и воспитание: это единый процесс. 

Обучение детей православному образу жизни должно быть направлено не столько на расширение их эрудиции, сколько на то, чтобы воспитать людей с твердыми убеждениями, с глубоким христианским мировоззрением, с развитым и тонким нравственным чувством, людей с верой и совестью.

Отсюда ясны задачи курса Путь жизни - православный: сообщить детям начатки знаний о Боге, Православной Церкви и вере; пробудить желание жить со Христом, в Его Церкви; укрепить их духовные силы, формируя благотворные навыки молитвы, смирения перед волей Божией, служения ближним.

ОПИСАНИЕ КУРСА ПУТЬ ЖИЗНИ – ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР И ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Данный курс  предназначен для преподавания в старших классах средних общеобразовательных школах. Он рассчитан на три года обучения и состоит из курсов Основы православного мировоззрения и о святости как идеале жизни (первый год), путь духовного совершенствования (второй год) осмысление сути брака и семейной жизни (третий год). Основной принцип построения курса – Христоцентричность.

Мы начинаем курс с основ православного мировоззрения, потому что мы хотим рассказать детям, прежде всего об образе Божием в человеке, о смысле жизни и смерти, православном учении о спасении и о святости жизни.  

При изучении курса основ православного мировоззрения учащиеся получают катехизические сведения без определенной системы, в виде постепенного откровения их Богом. Поэтому  основы православного мировоззрения являются предметом, подготовляющим изучение катехизиса и православного нравоучения. При объяснении Символа веры, Заповедей Десятословия, Заповедей Блаженства и Молитвы Господней необходимо предварительное знакомство со Священной Историей. Служа преддверием катехизиса, Священная История в то же время необходимо сопровождает его изучение, так как она воплощает в живые образы спасительные истины, выражаемые при систематическом изложении в общих положениях. Без сообщения или припоминания фактов Священной Истории не только маленьким детям, но и взрослым людям катехизические истины мало понятны, не действуют на волю и сердце. Так, простое сообщение истины, что Бог – Творец мира, Промыслитель, Спаситель, может не оказать никакого действия на человеческую душу, если это сообщение не будет покоиться на более или менее подробном знании истории Творения мира и домостроительства нашего спасения. Без Священной Истории не могут быть понятны догматические истины, а тем более нравственные. Поступки и жизнь священноисторических лиц служат для нас убедительными, яркими примерами блаженства жизни согласно воле Божией. Таким образом, предлагаемый трехгодичный курс выстроен, как поступательно-концентрический: первый год – краткое изложение основ православного мировоззрения соединенное со Священной Истории Ветхого и Нового Заветов, основы христианской нравственности, раскрываемые на примерах из Евангелия и из житий Святых (таким образом, идет повторение и углубление знаний о сердцевине курса – Евангелии, а Священная История продолжается и дополняется, хотя и не в систематической форме, Историей Церкви через жития ее Святых), второй – твой внутренний мир, который также обращает нас к Евангелию и истории Церкви Христовой., помогая найти правильный путь духовного совершенствования. И третий – на пороге семейной жизни способствующий осмыслению сути брака и симейной жизни, различию понятий любовь и влебленность. Кроме внутренней логичности и последовательности такого построения курса, мы сообразовывались с возрастными особенностями учащихся.

Первый год 8 класс -  дети более внимательны к систематическим занятиям, их внимание и память достаточно развиты, они любят слушать рассказы с занимательным сюжетом, сопоставлять услышанное или прочитанное с личным опытом, они эмоциональны, доверяют учителю, отзывчивы на все новое. Вместе с тем, мышление детей еще весьма конкретно, образно. Сюжетный рассказ является основным приемом обучения их. В соответствии с этим основы православного мировоззрения  будет усваиваться ими и послужит наилучшим вводным курсом к научению основам православной веры и нравственности. 

Второй год обучения – 9 класс, общеобразовательной школы.  Дети уже в полной мере способны осмысливать свои поступки, соблюдать нравственные нормы. В соответствии с этим мы начинаем изучать свой внутренний мир, и путь к духовному совершенствованию. Поскольку мышление еще в значительной мере конкретно, основной дидактический прием – раскрытие христианского нравоучения через Евангелие и подробное изучение страстей и борьбе с ними.

Третий год – 10 класс; для детей это время серьезных изменений изменяются их взаимоотношения со взрослыми (восприятие взрослых становится более критичным), авторитет группы сверстников становится значительным. Достаточно уже знаний, чтобы обобщать, говорить о взрослой жизни и проблемах встречающихся по пути. Абстрактное мышление позволяет понимать христианские нормы жизни. В третий год мы преподаем детям осмысление взрослой жизни, понятия брака, приводя в систему те знания, которые они получили раньше. Законоучитель, работающий с детьми 10 класса сталкивается, с неожиданным, на первый взгляд, затруднением: подростки гораздо хуже, чем младшие школьники, способны выслушать, понять и запомнить рассказ учителя. Чтобы занятия достигали поставленных целей, их приходится строить в форме бесед. Можно выделить две формы урока – беседы. Первая – это свободный разговор с ребятами, когда учитель задает тему и общие ориентиры, а затем позволяет каждому свободно высказаться, задать волнующие его вопросы и получить ответы не только от преподавателя, но и от сверстников. Хорошо, если получится не только "обмен мнениями", но обмен частицами духовного опыта. Такая свободная беседа может увести очень далеко от поставленной темы, но этого не стоит опасаться, так как главная задача преподавания – воспитательная, а не обучающая. Вторая форма урока-диалога – "катехизирование", направление беседы умело подо-бранными вопросами так, чтобы ребята "сами" раскрыли тему занятия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основы православного мировоззрения, соль земли

Предлагается начать с темы сотворение человека и закончить темой Святая Русь. Воспитательная задача, которую всегда должен помнить катехизатор, продумывая занятие, – достижение единства чувств, мыслей и действий ребенка в Боге, основной способ достижения – показать детям Господа Иисуса Христа. Поэтому мы можем отбирать материал, опуская второстепенное.

Применение наглядных пособий весьма желательно. Фото- и видео материалы о Святой земле, жизни святых, и, конечно же, иконы – "Богословие в красках" – помогут учащимся и понять, и надолго запомнить преподаваемый материал. Есть своя специфика употребления каждого вида наглядных пособий. Репродукции картин следует применять с осторожностью, чтобы они подчеркивали, а не разрушали преподаваемые вероучительные моменты. Для некоторых тем хорошим наглядным пособием является географическая карта, но надо быть уверенным, что дети уже имеют представление о карте. Хорошо, если во время занятий в аудитории постоянно висит плакат с церковно-славянской азбукой.

Основные моменты занятия:

- молитва, 

- объявление темы занятия,

- припоминание-повторение ранее изученного (опрос, если для детей это посильно; если же дети затрудняются, надо помогать им: для младших школьников недельный промежуток между занятиями – большое время, и, скорее всего, они помнят, но еще не могут связно воспроизвести слышанное неделю назад); 

- изложение новой темы;

- закрепление изложенного в виде вопросов – ответов. Собственно, этот метод работы в пособиях для законоучителя и называется "катехизированием". Он наиболее соответствует закономерностям нашего мышления, которое по своему существу "диалогично";

- домашнее задание. Чтобы не вызывать у детей протеста столь явным сходством с общеобразовательной школой, домашние задания должны быть не только интересными, но и желаемыми учеником. Очень хорошо, если дети получат задание пересказать услышанное на уроке членам своей семьи: пусть "домашние катехизические беседы" дадут ребенку побыть в положении не только учащегося, но и учащего; 

- объявление отметок. Только если отметки не вызывают протеста, и только положительных. "хорошо", в исключительных случаях – "удовлетворительно" и "отлично". Если есть сомнения в целесообразности оценивания знаний детей, преподаватель может делать какие-то пометки для себя, детей же благодарить за помощь на уроке;

- молитва по окончании занятия.

Опытные преподаватели советуют предложить детям представить себя как бы рядом с библейскими лицами: так возникнет живость и непринужденность восприятия и не утратится должное благоговение.

Часто затруднение вызывают притчи Христовы. Дети понимают буквальный смысл притчи, но затрудняются сделать из нее верный вывод. Что ж, сами Апостолы Господа просили Его, чтобы Он "изъяснил им притчу". Так мы введем учащихся в мир Церковного Предания, в мир святых отцев, научающих нас своими толкованиями.

Твой внутренний мир

Главной духовной трагедией нашего времени является безбожие, чисто материальная жизнь людей. Человек общества потребления научился жить без Бога. Интересы такого человека являются большей часть плотскими и носят страстный  характер. Совесть, не подпитываемая Богообщением, атрофируется и умирает. Целью этого курса является раскрыть перед ребенком его внутренний мир, и помочь найти путь духовного совершенствования.

За основу курса можно также взять книгу священника Алексея Мороз и педагога Т. А. Берсенева «Путь жизни – православный».  Хорошо, если чтение дома Евангелия и житий Святых станет привычкой учеников за этот год обучения. О плодотворности этого пути – через жития Святых к Евангелию – хорошо написал священник Александр Ельчанинов. Не следует перенасыщать занятия назиданиями. Не окрепшему в добре человеку Господь дал только одну заповедь: Возлюби Господа Бога и ближнего своего. Необходимо обращать внимание на погрешности, соответствующие возрасту детей.

На пороге семейной жизни

Основные задачи этого года обучения – показать детям истинный смысл брака и семейной жизни, научить отличать любовь от влюбленности и о ценностях семейной жизни. Мы учим ребенка осмыслять суть брака для него самого, и потому должны употребить все усилия, чтобы истина, излагаемая для ума в форме общего положения, усваивалась ребенком как конкретная, относящаяся к нему самому.

Нет никаких оснований бояться подробного, конкретного изложения основ семейной жизни детям этого возраста: логическое мышление детей уже достаточно развито для их восприятия. Нужно только заботиться о том, чтобы это было действительно раскрытием смысла, а не осложнением простой истины новыми сведениями.

Урок 31. Молитва Господня (по Евангелию).

Урок 32. О молитве правильной и неправильной. Примеры благодатной помощи, получаемой по молитве. Молитва к святым.

Урок 33. Жизнь христианина в Церкви.

Урок 34. Жизнь святых в Боге. Святые, в земле Российской просиявшие.

Урок 35. Новомученики Российские. Подвижники ХХ века.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

план

факт

1.

04.09.

(06.09.)

Путь духовного совершенствования. О борьбе со своими грехами.

1

2.

11.09.

(13.09.)

Твое взросление.

1

3.

18.09.

(20.09)

«Гормональная буря» или кипение крови в период взросления

1

4.

25.09.

(27.09)

Развитие душевных сил и общение.

1

5.

02.10.

(04.10).

Самооценка и возникновение «чувства взрослости».

1

6.

09.10.

(11.10.)

Рождение нового типа взаимоотношений подростка со взрослыми.

1

7.

16.10.

(18.10.)

Особенности твоей духовной жизни. Благодарность в жизни.

1

8.

23.10.

(25.10.)

Страсти, грехи и их влияние на здоровье человека.

1

9.

06.11.

(08.11.)

Чревоугодие.

1

10.

13.11.

(15.11.)

Страсть в душе человека. Страсть в душе подростка.

1

11.

20.11.

(22.11).

Сребролюбие.

1

12.

27.11.

(29.11)

Гнев. Раздражительность. Злость.

1

13.

04.12.

(06.12.)

Печаль и уныние

1

14.

11.12.

(13.12.)

Тщеславие.

1

15.

18.12.

(20.12.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Гордость и гордыня.

1

16.

25.12.

(27.12.)                                                                                                                                

Пути преодоления страстей.    Как воспитать юношу в целомудрии?

1

17.

15.01.

(10.01)

Самоизменение возможно!

1

18.

22.01.

(16.01)

О добродетелях. Стяжание добродетелей.

1

19.

29.01.

(23.01)

Негативные состояния души: агрессивность, враждебность.

1

20.

  05.02.                                                                                                                                                                                          (30.01)

Болезни и их происхождение. Путь спасения и совершенства.

1

21.

12.02.

(06.02.)

Красота и здоровье : все ли средства хороши?

1

22.

19.02.

(13.02)

Болезненное недовольство своей внешностью.

1

23.

26.02.

(20.01)

Жизненные перспективы. Мир как множество свобод и выбора.

1

24.

05.03.

(27.02)

Любовь к ближним и любовь к Отечеству.

1

25.

12.03.

(07.03)

Христианская любовь к Отечеству. Житие благоверного князя Александра Невского.

1

26.

19.03.

(14.03)

Общественное служение христианина. Житие преподобного Иосифа Волоцкого.

1

27  

28

02.04.

09.04.

 (21.03.)

(04.04)

Обязанности человека  в отношении к Богу. Сергий Радонежский

«Игумен всея Руси». Житие преподобного Сергия Радонежского

2

29

09.04.

(16.04)

О любви. Обязанности  Богопознания (по Евангелию).

1

30

16.04.

(18.04)

Молитва как жанр в творчестве русских поэтов.  Учение преподобного Серафима Саровского о молитве.

1

31

23.04.

(25.04.)

Молитва Господня (по Евангелию).

1

32

30.04.

(02.05)

О молитве правильной и неправильной. Примеры благодатной помощи, получаемой по молитве. Молитва к святым.

1

33

07.05.

(16.05)

Жизнь праведного человека. Тема праведничества в русской литературе.

1

34

14.05.

(23.05)

Святые, в земле Российской просиявшие.

1

35

21..05.

(30.05)

Новомученики Российские. Подвижники ХХ века.

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон Божий.
  2. «Святая Русь». Подросткам о Русской Православной Церкви. Минск, Белорусский  экзархат, 2007 год.
  1. Православный календарь. 2008 год.
  2. Русская душа. А. А. Гагаев. Очерки русского мировидения. Пенза, 1996 г
  3. Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Священник Сергий Коротких. Москва, 2003 год.
  1. Православная семья. Игумен Георгий ( Шестун ). Издательство «Воскресная школа», Москва, 2005 год.
  2. Непознанный мир веры. Издание Сретенского монастыря, Москва, 2002 год.
  3. Человек творящий. И. П. Карпов. Православные традиции в русской литературе ХХ века. Дрофа, Москва, 2007 год.
  4. За утешением к Батюшке. Протоиерей Сергий Николаев. Даниловский благовестник, Москва 2005 год.
  5. Слово к православным женщинам. Благо, Москва, 2005 год.
  6. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. Священник Илия Шугаев. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005 год.
  1. Что необходимо знать каждой девочке. Священник Алексий Грачёв, врач-педиатр. Москва, Даниловский благовестник, 2004 год.
  1. Курение: невинное удовольствие или дым преисподни? Типография Почаевской Лавры.
  1. Добрый батюшка Саровский. С. О. Никулина. Житие Серафима Саровского для детей. Издательство «Зерна».
  1. Райские цветы с Русской земли. Благовест, Москва, 2004 год.
  2. Православная газета для детей «Свечечка». Издательство г. Ростов-на-Дону.
  3. Православный журнал о делах милосердия «Нескучный сад». Издатель - АНО  «Нескучный сад».
  1. Православный журнал «Фома». г. Москва.
  2. «Костя + Ника =». Т. Крюкова. Повесть. Издательство «Лепта Книга», 2006 год.
  3. Аудио- и видеокассеты, диски с художественными фильмами. Фильмы «Третьяковская галерея», «Храм Христа Спасителя» и др. по темам.
  4. Православный вестник Ставрополья.
  5. Жития Святых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

«ПРЕОБРАЖЕНИЕ» программа факультативного курса по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников

В настоящее время остро ощущается необходимость духовного возрождения России, ее Преображения - постоянного внутреннего изменения человека, ведущего по пути добра и света. Но, стремясь к более с...