Главные вкладки

    Авторский факультативный курс «Негромкая мелодия души». Авторская песня как средство эстетического и духовного воспитания учащихся
    методическая разработка (10 класс)

    Леутина Елена Валентиновна

    Авторская программа факультативного курса по литературе для 10 класса

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл negromkaya_melodiya_dushi.docx28.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

    «Негромкая мелодия души». Авторская песня как средство эстетического и духовного воспитания учащихся

    Авторская программа факультативного курса по литературе для 10 класса

                                        Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Леутина Елена Валентиновна

    Саранск, 2016

    Пояснительная записка

    Они же думают стихами
     И мысли выражают вслух,
     Их струны ласканы руками,
     Их песни поднимают дух. 

    Камиль

             В последние годы на уроках литературы в старших классах  средней школы стала изучаться авторская песня, которая  стала одним из примечательных явлений в русской поэтической культуре второй половины ХХ столетия и в полноте выражала как внутренний мир самих авторов, так и общественное сознание своего времени. Широкое распространение бардовской поэзии благодаря многочисленным концертным выступлениям, фестивалям авторской песни, аудиозаписям происходило на фоне часто негласного официального запрета на полноценную публикацию произведений поэтов-бардов.Отрадно, что это явление, десятилетиями замалчивавшееся как печатью, так и школой, наконец восстановлено в правах, ведь  самые яркие из  поющих поэтов сегодня уже признаны как классики.

              Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» стандартов второго поколения,  современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.  

    Обращение к разговору о творчестве крупнейших поэтов-бардов на школьных уроках литературы может способствовать решению целого ряда стратегических задач в процессе формирования мыслящей и ориентирующейся в пространстве родной культуры личности школьника. Во-первых, в текстах авторской песни даётся богатейший срез социальных, бытовых реалий эпохи.  Таким образом,  осмысление авторской песни расширит исторический, культурный и собственно литературный кругозор школьников, их представления об эпохе и художественной жизни середины и второй половины ушедшего столетия. Во-вторых, в авторской песне поэзия соприкасается с музыкальным и театральным искусством. При рассмотрении лирики как рода литературы привлечение данного материала обогатит представления учащихся о таких понятиях, как лирический герой, поэтический образ, интонация, ритмика, мелодика, звуковая инструментовка стиха; сформирует умение распознавать то, как в лирическом произведении могут функционировать эпические и драматургические элементы, каковы возможные пути взаимодействия и взаимообогащения поэзии, музыки, исполнительского искусства в авторской песне.

            Одним словом, авторская песня на уроке выигрышна во многих отношениях, и нужно этим пользоваться.

            Специалисты уже успели оценить значимость и необходимость преподавания авторской песни, возможность ее восприятия в отрыве от музыки и исполнения. Главной в песне стала не музыка, а текст. В очередной раз подтвердились слова поэта Е.Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт».

             Изданы сборники, обращённые именно к школе, появились методические статьи. Но преподавание авторской песни осложняется, увы, общей для всех разделов программы проблемой: нехваткой учебного времени. Поэтому целью моей работы стало создание программы факультатива, знакомящего учащихся с классиками авторской песни шестидесятых годов и современными бардами. Проведенная среди учащихся анкета показала, что некоторые из них знакомы с понятием «авторская песня», могут назвать фамилии известных поэтов-бардов прошлого и настоящего и хотели бы изучать творчество некоторых из них углубленно.

    Цель факультатива: познакомить учащихся с творчеством бардов-шестидесятников, а также с творчеством современных исполнителей авторской песни.

    Задачи:

    1. Проанализировать тексты песен бардов-шестидесятников и  современных исполнителей авторской песни.
    2. Выделить основные темы изучаемых лирических текстов
    3. Выявить особенности каждого из жанрово- стилевых направлений бардовской песни.
    4.  Показать особенности эпохи, отраженной в текстах изучаемых текстах песен.

            Первое занятие необходимо посвятить  общей характеристике авторской песни, обратив внимание на исторические предпосылки её появления («оттепель», развенчание культа личности, оживление общественной и культурной жизни с середины 50-х годов) и на эстетическое своеобразие явления (первостепенная роль поэтического слова, в отличие от эстрадной песни, но при этом и значение мелодии, интонации, голоса автора-исполнителя). Естественно, что урок по авторской песне в любом случае должен сопровождаться прослушиванием авторских аудиозаписей.

             Типологически в авторской песне различают  несколько жанрово-стилевых направлений: лирико-романтическое, выразившее прежде всего возвышенный дух «оттепельного» раскрепощения (Б.Окуджава, Ю.Визбор, Н.Матвеева и др.); трагедийно-сатирическое, которое было обращено в основном к социально-психологической реальности «застойного» времени и нацелено на осмеяние  общественной лжи и демагогии (В.Высоцкий, А.Галич, Ю.Ким и др.), а также рассматривать в качестве эстетической общности творчество поэтов, эволюционировавших от «чистой» лирики к освоению больших лиро-эпических форм и созданию трагедийного песенного эпоса (А.Городницкий, А.Дольский и др.). Обозначенная типология позволяет проследить основные векторы развития данного художественного феномена от 1950-х гг. к рубежу столетий. Суть этой эволюции заключалась прежде всего в усилении трагического звучания бардовской песни, углублении в ней экзистенциального начала, во все более явственном обнаружении антиофициальности как ключевого аспекта ее пафоса.

             Главный  вопрос, который встал передо мной, – выбор материала. Конечно, можно было бы прочитать обзорную лекцию, представив каждого из крупных бардов. Но, в таком случае, школьники могут просто не уловить своеобразие каждого из них.  Поэтому было решено, что после  экскурса в биографию барда (презентацию готовят учащиеся), знакомства с его манерой исполнения собственных произведений (просмотр видео) мы с учащимися «погружаемся» в осмысление основных тем его творчества. Я предлагаю остановиться  на «сквозных»  темах: философская лирика, любовь, дружба, война, родина, юмористические стихи.

             При знакомстве учащихся с лирико-романтическим направлением в авторской песне обоснованным будет отдать «пальму первенства» творчеству Булата Окуджавы. На примере знаменитых городских, «арбатских» «песенок» можно наглядно показать характерное для его творческой манеры соединение исторического, сиюминутного, только что увиденного, лично пережитого.

              Важнейшим явлением в творчестве Окуджавы стали военные стихи-песни, основанные прежде всего на фронтовом опыте поэта-певца. В поэзии Окуджавы весомы и яркие образцы любовной лирики, вмещающей в себя глубокие философские обобщения и родственной по духу и стилю старинному романсу, с его неизменным благородством и рыцарственным служением любви, ее «величеству женщине».

                Пристального внимания при знакомстве с различными явлениями авторской песни заслуживает ее трагедийно-сатирическое направление, отличительными особенностями которого явились эпическая многомерность картины мира,  глубинная причастность традициям народной смеховой культуры, что знаменовало оппозиционное звучание песенно-поэтического слова по отношению к догмам официальной идеологии. Это направление  ярчайшим образом проявилось в произведениях В.Высоцкого, А.Галича, Ю.Кима и др.

                 При обращении к наследию Владимира Высоцкого следует упрочить в сознании учащихся понимание того, что его песенно-поэтическое творчество стало одним из главных явлений в авторской песне второй половины 1960-х – 1970-х гг., в значительной мере определивших общий художественный облик данного направления поэзии. Глубина философских оснований поэзии Высоцкого соединилась в его многожанровом художественном мире с разносторонним постижением психологических, социально-исторических, культурных аспектов жизни современника. В поэзии Высоцкого конца 60-х – 70-х гг. особенно выделяются образцы исповедальной, любовной лирики, а также произведения, связанные с философскими,  мотивами.

                Заслуживают специального разговора на уроке и военные баллады Высоцкого. Избегая официозной фальши в изображении войны, поэт-певец шел к освоению сущности этой темы от осмысления внешне «периферийных», оборотных сторон военной действительности, не несущих в себе очевидной героики.

               Яркая трагедийно-сатирическая картина советской действительности в ее истории и современности прорисовывается и в песенной поэзии Александра Галича (Александра Аркадьевича Гинзбурга). В многоуровневой персонажной характерологии песен Галича в качестве одного из центральных выступает образ советского обывателя, от лица которого в ряде песен выстроено повествование. В обывательской психологии  жизни Галичу важно отыскать как признаки духовного увечья, несвободы, так и парадоксальное, часто инстинктивное противопоставление душевной искренности, выхолощенных из социальной действительности ценностей общечеловеческого порядка – тоталитарному мышлению и языку. Для прослушивания и коллективного обсуждения с учащимися имеет смысл предложить образцы гражданской и социально-бытовой сатиры Галича, а также философские песни.

             На данных факультативных занятиях учащимся предлагаются различные виды заданий: выразительное чтение текста, комментирование текста, аналитическая беседа по тексту произведения, сообщения, работа с критической литературой, написание эссе, составление презентаций.

             В результате работы на занятиях  у учеников формируются умения, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы:

    1. Умение выразительно  читать поэтический  текст.
    2. Умение находить, анализировать   изобразительно- выразительные средства, используемые поэтами-бардами.
    3. Умение улавливать основную эмоциональную тональность поэтического  текста и динамику авторских чувств.
    4. Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.
    5. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом,  пережитым в реальности.
    6. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.

               После изучения каждого из разделов предполагается такая форма обобщения знаний как литературная гостиная. На данное мероприятие приглашаются не только учителя, но и учащиеся других классов. Ребята здесь могут продемонстрировать не только умение выразительно  читать поэтический  текст, но и показать свои таланты – пение, игру на музыкальных инструментах.        

               Занятия, организованные в рамках факультатива, позволяют подготовить учащихся к исследовательской работе.

              Важность исследовательской деятельности на всех ступенях общего образования определяется внедрением в образовательную деятельность школ Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в котором подчеркивается актуальность исследовательской деятельности учащихся как эффективного метода формирования универсальных учебных действий.

             Учебная исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, основанную на поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов. При организации ученой исследовательской работы происходит процесс овладения новыми видами деятельности, цель которого развитие личности учащегося.

             Работа в рамках данного факультатива позволяет организовать работу у учащихся по формированию основных исследовательских навыков:

    - ставить проблему;

    - выдвигать гипотезы;

    - организовывать исследование с целью проверки гипотез;

    - делать выводы на основе аргументов.

    В конце года желающие учащиеся под руководством учителя формулирует  тему  научно-исследовательской работы, отражающей сравнительный анализ текстов песен бардов и текстов стихотворений классиков русской литературы.

             Анализ   текстов авторской песни  доказывает, что они могут быть вполне соизмеримыми с литературными произведениями, осмысляющими вечные вопросы человеческой  жизни. Таким образом, авторская песня должна быть представлена школьникам как одно из богатейших явлений русской неофициальной поэтической культуры второй половины ХХ века, которое соединяло в себе различные виды искусств и раскрылось в многообразии творческих индивидуальностей. 

    Литература и интернет - источники:

    1. Ничипоров И.Б. Авторская песня в русской поэзии 1950 – 1970-х гг.: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи. М., 2006.
    2. Ничипоров И.Б. Авторская песня в школьном изучении http://www.kazedu.kz/referat/91696


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа авторского факультативного курса по творчеству М.И. Цветаевой

    Данная программа станет хорошим подспорьем учителю литературы....

    "Негромкая мелодия души..." Бардовская песня: Б. Окуждава и В.Высоцкий

    На уроке учащиеся прийдут к осмыслению художественно-поэтических особенностей бардосвкой песни на примере творчества Б. Окуджавы и  В.Высоцкого....

    Духовная музыка как средство эстетического и нравственного воспитания обучающихся

    В статье размышление о том, почему у многих молодых людей утеряна духовность и как ее возродить, может быть как одно из средств это приобщение к церковной музыке? Что это даст? Во–первых, знани...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по___английскому языку___ в ___5___ классе (основное общее образование)на основе авторской программы курса английского языка Вербицкой М.В. к УМК “ Английский язык Forward” для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений

    Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в 5 классе общеобразовательных учебных организаций на основе линии УМК «Forward» (5–9 классы) под ред. М. В. Вербицко...

    Авторский факультативный курс изучения английского языка с применением средств ИКТ

    Презентация курса изучения английского языка с применением средств ИКТ...

    "Негромкая мелодия души" (вечер бардовской поэзии)

    Данная литературная гостиная позволит прикоснуться к удивительному миру бардовской поэзии. Ребята узнают о жизни и творчестве известных поэтов-бардов: О.Митяева, А.Розенбаума, В. Долиной, Ю.Кима...