Методический проект "Увлечение - Творчество - Профессия"
проект

Середа Мария Николаевна

Проект по профориентации для ОДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sereda.metodicheskiy_proekt.docx158.08 КБ

Предварительный просмотр:

Середа Мария Николаевна.

Педагог-организатор, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества станицы Калининской, Калининский район, ст. Калининская.

кolunia1986@mail.ru, 8-988-34-33-606.

Программа реализации проекта по организации профориентационной деятельности  «Увлечение – Творчество - Профессия»

Аннотация

Проект по организации профориентационной деятельности «Увлечение – Творчество – Профессия» предполагает создание системы профориентационной деятельности, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями учащихся дома детского творчества станицы Калининской. 

В ходе реализации проекта была проанализирована литература по профориентации, статистические данные, отражающие ситуацию в современном обществе, разработана ДООП  «Профнавигатор» для реализации в летний период, а также другие методические разработки, обеспечивающие программу. Составлен пакет диагностических методик, позволяющих выявлять индивидуальные особенности учащихся, значимые в профориентационной деятельности.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, индивидуальные особенности, диагностика, рынок труда, мониторинг.

Обоснование необходимости проекта определяется тем, что проблема своевременной профессиональной ориентации детей является значимой в масштабах всего государства.

  В нашей стране приняты правовые акты, в которых определяются вопросы профессиональной ориентации.

В соответствии с ними профориентация - одно из направлений воспитания и социализации учащихся для оказания психолого-педагогической и информационной поддержки в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении. Концепция модернизации российского образования признает профессиональное самоопределение приоритетным направлением работы образовательных организаций. [9]  

Профессиональные намерения значительной части выпускников школ зачастую не соответствуют потребностям экономики в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни [5].

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениями о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией.

Поэтому профориентационная работа является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и традиционно сложившимися профессиональными устремлениями молодежи.

В связи с этим на новый план в деятельности дополнительного образования  выходит целенаправленная профориентационная работа          среди школьников.
         Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для социально-педагогической поддержки школьников в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Данный проект способствует выработке и реализации системы мер по профессиональной ориентации школьников, социализации учащихся дома детского творчества станицы Калининской, являющейся одной из основных задач учреждения дополнительного образования и одним из ключевых результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, обеспечивающих сформированность у учащихся:

  • представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
  • общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет, и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике региона и страны;
  • способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на уровне среднего общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки. [7]

Проект представляет систему построения профориентационной работы в МБУ ДО ДДТ ст.Калининской, основные этапы, приоритетные направления и цель, сроки, механизмы реализации. 

Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание системы профориентационной деятельности, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями учащихся дома детского творчества станицы Калининской.

Задачи:

- расширить представления и понятия, связанные с миром профессий;

- создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии с их способностями, склонностями, личностными особенностями, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда;

- расширить знания об устройстве рынка труда и его функционировании, учебных и рабочих местах Калининского района, способах поиска работы и трудоустройства;

- составить пакет диагностических методик, позволяющих выявлять индивидуальные особенности учащихся, значимые в профориентационной деятельности;

- раскрыть роль детских творческих объединений в понимании структуры профессий;

- совместно с учащимися выявлять последствия ошибки в выборе профессии;

- способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности.

Содержание проблемы и исходные теоретические положения

В нашей стране приняты правовые акты, в которых определяются вопросы профессиональной ориентации. К их числу относятся:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральные государственные образовательные стандарты;

- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.

Проблемы, которые испытывают выпускники школ в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в учреждении дополнительного образования. Старшеклассникам необходимо владеть не только комплексом необходимых знаний, умений, навыков, но и обладать личностными качествами, позволяющими реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволят осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными [10].

Опрос портала Career.ru показал, что более половины выпускников выбирают свое профессиональное будущее за компанию (15%), следуя советам родителей или учителей (41%), или «куда пройду по результатам ЕГЭ» (38%), «вуз ближе к дому» (45%). 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии. Практически половина студентов бакалавриата планируют сменить направление обучения в магистратуре (49%).  50% выпускников учебных заведений работают не по специальности, 47% не до конца довольны выбранной специальностью, 14% совершенно недовольны [14].

Сегодня в России наблюдается востребованность в квалифицированных рабочих кадрах, для рынка труда характерен всё возрастающий дисбаланс между спросом и предложением вакансий рабочих профессий.

Современная молодежь выбирает будущую профессию спонтанно. По данным опроса среди учащихся дома творчества среднего и старшего звена в 2018 г.:

 -  57 % учащихся самостоятельно принимают решение, куда пойти учиться;

-  31 % делают выбор по совету родителей;

- 1% прислушиваются к мнению друзей;

- для 8 % главный авторитет — учителя;

- 2 % ориентируются на информацию в СМИ и рекламу учреждений образования.

Для родителей главными критериями часто являются не способности ребенка, а уровень зарплаты в отрасли и условия труда.

Сложность организации профессиональной ориентации с учащимися требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам учащихся при выборе будущей профессии [4].

Это накладывает особую ответственность на дополнительное образование. Анализ работы ОДО выводит на следующую проблему:  отсутствие системы работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, поскольку профориентационная работа, по сути, связывает систему образования с экономической системой страны, потребностей учащихся с их будущим, дает возможность  учащимся найти  более полное применение своим интересам, склонностям, не терять напрасно время и силы в поисках своего места в системе общественного производства, принести наибольшую пользу и получить удовлетворение от своего труда.

Профориентационная работа ориентирована не только на конкретный и хороший результат, но и направлена на формирование общечеловеческих ценностей и развитие коммуникативных качеств.

Поэтому в рамках предлагаемого проекта   были определены следующие принципы:

  • доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;
  • научность и достоверность информации;
  • доступность предлагаемой информации;
  • адресность;
  • индивидуальный подход;
  • современность и актуальность материалов;
  • сотрудничество с другими специалистами.

Основные направления работы по профориентации

При осуществлении профориентационной работы учитываются индивидуальные особенности ребёнка, а также знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учет требований рынка труда. 

Одним из основных направлений работы является информационно-просветительское направление. Оно включает в себя работу по ознакомлению с миром профессий: экскурсии, встречи со специалистами, познавательные беседы, профориентационные занятия, учебные фильмы, использование СМИ, различные ярмарки профессий.

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный профессиональный выбор.

Попробовать себя непосредственно в профессии хочет каждый ученик. Но предоставить ему такую возможность довольно проблематично. Однако приблизиться к этому реально. В рамках проекта организуются встречи со специалистами разных отраслей, проводятся экскурсии, на которых ребята знакомятся с профессиями парикмахера, работников внутренних органов, кинолога, медицинских работников, пожарной службы, журналиста, продавца, дизайнера, флориста и т.д.

После того, как ребёнок прошёл опыт таких своеобразных профессиональных проб, проводится рефлексия. Лучше всего это получается в контексте тренинга. В дружеском кругу ребята делятся своими впечатлениями и рассказывают, оправдались ли их ожидания.

 Информация о результатах таких встреч размещается на сайте ДДТ ст. Калининской, районной газете «Калининец».

Экскурсии проводятся в организации и учебные заведения профессионального  образования расположенные на территории Калининского района, такие как МАОУ «Учебно-курсовой комбинат Калининский» и филиал Брюховецкого многопрофильного техникума. Эти посещения играют немаловажную роль в процессе профориентационной деятельности. Приходя в учебное заведение, ребята знакомятся с их потенциальным будущим. Это помогает им осознать всю важность решения о профессиональном выборе, настраивает их на учёбу, помогает более ярко представить особенности студенческой жизни. На этом этапе многие ребята определяются с будущим местом учёбы.

Нельзя не сказать о важности знакомства с рабочими специальностями. Хоть сегодня дети в основном нацелены на ВУЗы, не у всех получится осуществить свои мечты. Ребята должны знать о рабочих профессиях, осознавать их место на рынке труда. Поэтому акцентируется внимание на том, что многие из рабочих профессий имеют высокий уровень востребованности, что отражается и на заработной плате.

Особое значение отводится активным формам проведения занятий.
Первая половина занятия посвящена профориентационной работе. Вторая половина играм, тренингам и познавательным конкурсам.

Диагностическое направление.

Это направление реализуется в 2-х видах:

- самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

- оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обуславливающих профессиональный выбор.

В идеале это помощь в самопознании. В ходе реализации программ учащиеся выполняют различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой тематикой, оценивают достигнутый уровень развития различных способностей и фиксируют полученные результаты в специальных бланках.

В дополнительных программах профориентационной направленности имеются опросники профессиональной мотивации, опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.

С целью получения эффективной работы в диагностическом направлении используются возможности глобальных телекоммуникационных сетей. Это позволяет ребенку прибегнуть к поиску информации, пройти компьютерное тестирование своих возможностей, интересов и наклонностей, определить наиболее интересные именно ему профессии и получить подробную информацию о них.

Консультационное направление - подразумевает содействие выбору школьника. Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. В этом нам помогает ГКУ КК «Центр занятости населения Калининского района», предоставляя услугу по содействию в профессиональной ориентации в целях определения сферы деятельности (профессии) для детей старше 14 лет.

Обучающее (или формирующее) направление:

В ходе работы в этом направлении учащийся должен получить ряд определенных компетенций:

- умение анализировать мир профессий;

- умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;

- владение стратегиями поиска путей профессиональной самореализации и поиска работы.

Теория в профориентационной работе с учащимися сводится к минимуму, и процесс организовуется так, чтобы важные теоретические положения осознавались во время практических занятий. Например, такой "неактивный" метод, как лекция, успешно преобразовывается в дискуссию с использованием, мультимедийных средств передачи информации.

Информационно-просветительская деятельность реализуется педагогами дополнительного образования с привлечением родителей, специалистов Центра занятости населения Калининского района.

 Создание печатной продукции для каждой возрастной группы позволит расширить полученные знания у участников программы, даст возможность самостоятельно получать ответы на возникающие вопросы.

Посещение ежегодной ярмарки вакансий, участие в проведении мероприятия «День открытых дверей», организуемых Центром занятости населения Калининского района, посещение выставок, экскурсий на предприятия нашего района.

Этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта – два года (март 2018-август 2020 гг.)

Подготовительный этап. Март - май 2018 года: анализ работы учреждения по профриентационной работе с учащимися, разработка проекта, определение критериев и показателей, обеспечение необходимых условий для реализации проекта, подбор диагностических методик, создание профориентационной площадки «Профнавигатор», формирование списков детей, плана работы.

         Практический этап. Июнь 2018 года – июль 2020 года: выявление популярных профессий среди учащихся, корректировка плана работы утренней площадки.

Реализация проекта. Работа профориентационной площадки, привлечение детей в объединения, соответствующих их интересам, обновление программ.

Работа детских объединений, применение соответствующих современных образовательных технологий, организация образовательного процесса, изучение эффективности качества организации профориентационной работы и коррекция плана мероприятий по реализации проекта.

Итогово-обобщающий этап.  Июль – август 2020 г.: проведение итоговой диагностики эффективности реализации проекта; определение потерь, трудностей, противоречий в его реализации. Стадия рефлексии и коррекции - подведение итогов выполнения проекта, составление отчета о результатах работы, проведение необходимых исследований для последующих шагов. Определение дальнейших перспектив работы учреждения по данному направлению.

Механизмы реализации проекта

Деятельность педагогического коллектива направлена на решение каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и механизмов достижения поставленной цели ДДТ руководствуется как ранее апробированными, так и модифицированными способами, и методами: анализа, программирования, оценки, мониторинга, направленными на решение комплексных задач.

Содержанием проекта является развитие деятельности учащихся, обеспечивающее формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии.

Развитие деятельности учащихся предполагается осуществлять на учебном материале в рамках освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по различным областям знаний во время занятий, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках воспитательных мероприятий, в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Важным результатом и одновременно механизмом достижения предпосылок к эффективной профориентации учащихся реализации проекта должна стать сформированная позиция учащегося как субъекта собственной деятельности.  

Основные формы и методы работы:

  • работа в рамках учебных занятий (программа становится инструментарием, а вид деятельности - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации учащихся);
  • работа с учебными материалами вне занятий – летние площадки, исследовательские и творческие проекты, экскурсии и др.;
  • работа в пространстве расширенного социального действия – познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети;
  • профориентационное занятие - оно имеет исключительное значение, поскольку обязательно включено в содержание учебного плана;
  • профориентационная беседа - наиболее распространенный метод (беседа должна быть логично связана с учебным материалом и подготовлена предварительно);
  • выставки (профориентационные конференции, встречи со специалистами и др.);
  • экскурсии (как форма профориентационной работы дает возможность учащимся непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами).

Календарный план реализации проекта

п/п

Перечень
запланированных мероприятий

Содержание
фактически проделанной за год работы

Сроки, место проведения
мероприятий

Характеристика полученных результатов, тиражируемых продуктов

1

Подготовительный этап

Март-май 2018 г.

1.1

Анализ научно-методической литературы, работы учреждения, социологических исследований по профориентации

Изучение возможных ресурсов в профориентации учащихся

Март 2018

Анализ ресурсов, проведенного мониторинга

Планирование работы

Повышение качества образовательных услуг в области профориентации

Разработка комплекса технологий, методов, приемов для реализации проекта

Оценка результативности реализации программы

Готовность к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа)

1.2

Создание условий, необходимых для реализации проекта

Организационные мероприятия, разработка программы площадки, корректировка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Март-май 2018

1.3.

Работа по учебно-методическому сопровождению подготовки учащихся в сфере профориентационной подготовки

Анализ литературы, подбор методов, приемов, форм работы

Май

2018

1.4

Определение критериев оценки результатов в ходе реализации проекта

Разработка форм диагностики

Май 2018

1.5

Подведение итогов первого этапа работы

Май 2018

2

Практический этап

Июнь 2018-июль 2020

2.1

Работа с учащимися

2.1.1

Работа детской тематической площадки «Профнавигатор»

Проведение тематических бесед, игр, экскурсий

Июнь 2018-август 2020

Сформированы начальные представления о профессиях

2.1.2

Организация образовательного процесса с учетом задач проекта

Проведение занятий с включением профориентационного компонента;

- проведение тематических бесед,

- организация выставок технического и декоративно-прикладного творчества,

конкурсов рисунков, мастер-классов

Сентябрь 2018-май 2020

Формирование учебно-методических материалов

 Выработка ценностномотивационной сферы саморазвития и самоопределения. Формирование позитивного отношения к профессиональнойтрудовой деятельности;

2.1.3

Организация тестирования и анкетирования

Определение профессионального типа личности, тест М.Ф. Шевченко «Определение темперамента», методика Т. Элерса «Мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач», личностный опросник Г. Айзенка, методика А.П. Чернявской «Готовность к выбору профессии».

Сентябрь 2018-май 2020

Выявление интересов и склонностей учащихся для дальнейшей помощи в профориентации

Формирование учебно-методических материалов по мониторингу

2.2

Развитие социального партнёрства

Участие в ярмарках вакансий учебных мест

Организация встреч со специалистами Центра занятости, организаций и учреждений

Сентябрь 2018-май 2020

Формирование устойчивого интереса к миру труда и профессий

Построение учащимися личной профессиональной перспективы

2.3

Работа с родителями

Индивидуальные консультации по вопросу выбора профессии учащимся объединения, разработка памяток для родителей

Родительские собрания

Участие родителей в проводимых мероприятиях

Сентябрь 2018-май 2020

Освоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности (рынок труда, профессия, вид деятельности, конкуренция).

2.4

Работа с педагогами

2.4.1

Организация работы по проектированию учебно-методического комплекса профориентационной направленности

Проведение методических дней

Педагогические, методические советы

Сентябрь 2018-май 2020

Создание учебно-методического комплекса

Повышение уровня профессионализма педагогических кадров

2.4.2

Информационное сопровождение реализации проекта

Отражение хода реализации проекта на сайте педагога, педагогическом совете

Материалы, размещенные на сайте, протоколы ПС, МС

3

Итогово-обобщающий этап

Июль-август 2020

3.1

Оформление результатов работы, отслеживание результатов поставленных задач

Мониторинговые мероприятия

 

Анализ результатов

Публикации в СМИ

Оформление сборника методических материалов по теме проекта

3.2

Мероприятия по оформлению результатов проекта

Оценка качества профориентационной работы

Определение перспективных направлений дальнейшей деятельности

Методы исследования

– теоретические: анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, программно-методических материалов, продуктов деятельности обучающихся и педагога; методы теоретического обобщения, моделирование;

- эмпирические: эксперимент, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности;

- методы обработки результатов: качественный и количественный анализ, статистические и математические методы;

- обследование: внешнее (социокультурная ситуация, контингент обучающихся, наблюдение, изучение и анализ документации, опрос, и т.д.), внутреннее (диагностические карты, анкеты, тесты);

- статистические методы (опрос-анкетирование, тестирование, анализ);

- диагностика.

Диагностический инструментарий: тест для отслеживания эффективности освоения обучающимися образовательной деятельности по проекту, тест М.Ф. Шевченко «Определение темперамента»; методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка»; методика Т. Элерса «Мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач»; тест-опросник Шмишека «Выявление акцентуаций»; личностный опросник Г. Айзенка, методика А.П. Чернявская «Готовность к выбору профессии».

А также мониторинг профпригодности (карта интересов А.Голомшток в модификации Г. Резапкиной), профессиональный тип личности (автор Холланд), методика отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова, и методика определения сферы труда.

Условия реализации проекта

        Кадровые условия: Процесс реализации проекта обеспечивается участием основного кадрового состава с определенными должностными обязанностями, и профессиональной подготовкой.

Учебно-методические условия:

  • план работы профориентационной площадки «Профнавигатор»;
  • дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профориентационной направленности;
  • календарный учебный график.

Материально-технические условия:

  • кабинеты, оснащенные мебелью и необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);
  • наличие оборудованных кабинетов технического труда, кабинета для занятий парикмахерским творчеством.

Финансовые условия:

        Финансирование проекта происходит за счет средств МБУ ДО ДДТ ст.Калининской.

Управление проектом

Непосредственное управление осуществляет заместитель директора по УВР. Методическое сопровождение осуществляется заместителем директора по МР. Диагностирование и сбор информации с целью получения обратной связи по реализации проекта проводится педагогами дополнительного образования.

        Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в функции которого входят:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей ДДТ с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся;
  • планирование работы педагогического коллектива учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению;
  • проведение педагогических советов по проблеме профессионального самоопределения учащихся.

Заместитель директора по методической работе:

  • организация работы педагогического коллектива по созданию условий для формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с дополнительной образовательной общеразвивающей программой;
  • организация методического сопровождения профориентационной работы;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению, консультации педагогов дополнительного образования.

Педагоги дополнительного образования:

  • организуют индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • организуют тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • составляют методические разработки, способствующие самоопределению учащихся, включающие разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • ведут педагогические наблюдения склонностей учащихся;
  • помогают учащемуся осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, и т.д.;
  • обеспечивают профориентационную направленность занятий, способствуют формированию у учащихся общетрудовых, профессионально важных навыков;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей учащихся.

 Критерии и показатели

Предполагаемые результаты

Критерии оценки результатов

Задача 1. Расширить представления и понятия, связанные с миром профессий

1

-Сформировано представление о современном мире профессий.

-Тест для отслеживания эффективности освоения учащимися образовательной деятельности по проекту.

Задача 2. Создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии с их способностями, склонностями, личными особенностями, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда.

2

-Сформировано представление о собственных возможностях, способностях интересах, о том, что такое профориентация (его основные аспекты и компоненты).

-Сформирована мотивация на познание и применение информации, связанной с рынком труда.

-Освоены приемы саморегуляции и активизации при прохождении единого государственного экзамена.

-Изменение пассивной позиции в отношении собственного профессионального будущего на более активное, социально значимое (Методика А.П. Чернявская «Готовность к выбору профессии»).

Задача 3. Расширить знания об устройстве рынка труда и его функционировании, учебных и рабочих местах Калининского района, способах поиска работы и трудоустройства.

3

-Сформировано представление о функционировании рынка труда, учебных и рабочих местах Калининского района.

-Отработаны механизмы поиска работы, с использованием современных информационных технологий.

-Максимальное пользование ресурсами района в сфере получения профессионального образования.

-Получен опыт составления резюме, самостоятельного поиска информации (оформление резюме).

 -Получены знания об официальных сайтах размещения вакантных рабочих мест и поиска работы на территории Калининского района.

Задача 4. Составить пакт диагностических методик, позволяющих выявлять индивидуальные особенности учащихся, значимые в профориентационной деятельности.

4

- Составлен пакет диагностических методик, которые помогут в выявлении профессиональных ориентиров, склонностей ребенка.

-Проведено профдиагностическое обследование и уточнение первичного выбора профессии на основе объективной информации.

 -Снижение риска неправильного выбора профессии, связанного с неполным представлением о собственных возможностях и интересах (Тест М.Ф. Шевченко «Определение темперамента»; методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка»; методика Т. Элерса «Мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач»; тест-опросник Шмишека «Выявление акцентуаций»; личностный опросник Г.Айзенка).

Задача 5. Раскрыть роль детских творческих объединений в понимании структуры профессии.

55

- Определены возможности детских творческих объединений при формировании профессиональных приоритетов.

 - Диагностика для отслеживания эффективности освоения учащимися образовательной деятельности по программе.

Задача 6. Совместно с учащимися выявлять последствия ошибки в выборе профессии.

6

- Выявлены последствия ошибки выбора профессии.

-Сформировано понятие «профессиональный жизненный путь», осмысленны его составляющие.

-Расширено представление «план карьеры» (включая планы получения профессии, поиска и трудоустройства) и, в целом, спланировать свой профессиональный жизненный путь.

- Сформировано чувство ответственности за принятое решение.

-Получен навык социального проектирования, составления индивидуального образовательного маршрута в области профориентации.

-Предоставление в итоге реализации проекта индивидуального профессионального маршрута с фиксированными начальными и итоговыми данными.

Задача 7. Способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности.

- Выработаны навыки самопрезентации, выступление, делового общения, коммуникативных навыков.

- Защита собственных творческих проектов, беседы, круглые столы.

 Перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу

  1. План работы утренней профориентационной   площадки «Профнавигатор» на базе ДДТ ст. Калининской в летний  период с 16 июля по 24 августа 2018 года.
  2. План работы утренней профориентационной   площадки «Профнавигатор» на базе ДДТ ст. Калининской в летний  период с 1 июня по 13 июля 2018 года.
  3. Программа работы утренней профориентационной   площадки «Профнавигатор» на базе ДДТ ст. Калининской в летний  период с 22 июля по 23 августа 2019 года.
  4. Методические разработки мероприятий на утренней профориентационной площадке.
  5. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мастерская красоты».
  6. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Чудеса плетения».
  7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы экономики и финансов».
  8. Методические разработки занятий в объединениях.
  9. Тест для отслеживания эффективности освоения учащимися образовательной деятельности по проекту.
  10. Тест М.Ф. Шевченко «Определение темперамента».
  11. Методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка».
  12.  Методика Т. Элерса «Мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач».
  13.  Тест-опросник Шмишека «Выявление акцентуаций».
  14.  Личностный опросник Г. Айзенка.
  15.  Методика А.П. Чернявская «Готовность к выбору профессии».
  16.  Карта интересов А.Голомшток в модификации Г. Резапкиной.
  17.  Профессиональный тип личности (автор Холланд).
  18.  Методика отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова и методика определения сферы труда.
  19. Опросник принятия решения о выборе профессии.

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»  от 24.07.1998 № 124-ФЗ.
  3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
  4. М.А. Бендюков, И.Л. Соломин.  Твой компас на рынке труда. Санкт – Петербург, 2000г. – 334с.
  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400 с.
  7. Букреева И.А., Евченко Н.А. Самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении // Инновации и традиции современной школы: материалы II Международной научно-практической конференции. 18 декабря 2010 г. - Чебоксары, 2010. - С. 47-51.
  8. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с.
  9. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения: Методические материалы / Под ред. Н. В. Афанасьевой. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. – 144с.
  10. В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения. Психологическое сопровождение выбора профессии. //Под ред Л.М. Митиной. М., 2003.
  11. Вачков И. Методы психологического тренинга в школе. // Школьный психолог. 2004. № 47.
  12. Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя / авт.-сост.: Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. – М.: Глобус, 2008. – 101 с.
  13. Представление о критериях эффективности профориентационной работы у подростков М.: МГППУ, 2006. - 320с.
  14.  www.career.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение электронного учебно-методического комплекса по профессии "Сварщик"

Содержание электронного учебно-методического комплекса по профессии "Сварщик"...

Методическая разработка "Творчество и творческие способности ребенка"

quot;Наиболее значимые для человека задачи - это стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия), уметь поддерживать себя в трудных состоян...

Методическая разработка. "Все профессии важны!"

Предлагаю вашему внимагию методическую разработку логопедического занятия с примененнием информационно-коммуникационной технологии. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в пр...

Методическая разработка " Какую профессию выбрать"

ВидеоПрофессии на английском. Запомни 12 профессий за 5 минут!https://www.youtube.com/watch?v=C42v9wloylUТОП 50 ПРОФЕССИЙ на английском языкеhttps://www.youtube.com/watch?v=NNd8me5t4dUО ПРОФЕССИ...