Педагогическая сессия. Концепция развития дополнительного образования. Основополагающие моменты развития ДО.
презентация к уроку

Людмила Александровна Славнитская

Это первое занятие "Педагогчиеской сессии ГБУДО "ЦРТ" . Презентация кратко знакомит с основными положениями проекта Концепции развития дополнительного образования РФ до 2030 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_razvitiya_dopolnitelnogo_obrazovaniya.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Основополагающие составляющие развития дополнительного образования Славнитская Людмила Александровна Методист ГБУДО «ЦРТ» СПб, 2022 Педагогическая сессия

Слайд 2

План занятия Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (проект!). Основные направления в изменении проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Методы и приемы обучения Современные методы обучения в дополнительном образовании Инновационная деятельность в дополнительном образовании Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей

Слайд 3

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Основополагающие составляющие развития дополнительного образования

Слайд 4

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) «В Российской Федерации в 2014-2020 годах в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» реализован комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей».

Слайд 5

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Актуальность разработки Концепции обусловлена следующими вызовами и изменениями: принятие поправки в Конституцию Российской Федерации, закрепляющей приоритетный характер детства в государственной политике Российской Федерации; издание Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» , определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов; внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе; реализация Стратегии государственной национальной политики до 2025 года; реализация плана основных мероприятий проводимых в рамках Десятилетия детства на 2021-2024 годы и на период до 2027 года; реализация Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Слайд 6

Государственно-общественный заказ на усиление воспитательной составляющей в образовании обуславливает новые векторы развития потенциала дополнительного образования детей в целеполагании и реализации задач воспитания через содержание дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям. Переход от постиндустриальной экономики к цифровой, ускоряющаяся трансформация рынков труда и структуры занятости определяет запрос на формирование нового содержания дополнительного образования детей с учетом востребованных на рынке труда современных компетенций, выстраивания новой системы профессионального и личностного самоопределения обучающихся, создание плавного перехода от профильного общего и дополнительного образования к профессиональному выбору и карьерному росту . Ситуация современного детства актуализирует роль дополнительного образования детей как института взросления. … В таком случае дополнительные общеобразовательные программы, ориентированные на разные возрастные группы детей, должны сохранять преемственность, их содержание должно отражать многообразие интересов разных групп детей, а их оформление и методическое сопровождение опираться на достижения в области возрастной психологии . КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! )

Слайд 7

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Дополнительное образование детей может внести вклад в повышение качества человеческого потенциала регионов страны в условиях растущего оттока талантов из территорий. Смена технологического уклада и форм занятости, рост конкуренции стран в научно-технологической сфере и креативных индустриях определяет необходимость роста вовлеченности детей в занятия технической и естественнонаучной направленностей (связанных с приоритетными направлениями научно-технологической инициативы), новых образовательных практик художественной, социально-гуманитарной, туристско-краеведческой направленностей (ориентированных на креативные индустрии), обновление содержания и технологий дополнительного образования детей для формирования универсальных компетентностей (креативность, коммуникация и др.) и новых грамотностей («цифровой», «технологической», «финансовой» и др.), поддержку профориентации в изменяющемся мире профессий, востребованных компетенций на рынке труда и занятости;

Слайд 8

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Интенсивное развитие индустрии оборудования и средств обучения (включая цифровые), поддерживающих вовлеченность и интерес детей, обеспечивающих безопасность и продуктивность занятий, помогающих в организации проектной и исследовательской деятельности, ставит задачу формирования эффективных механизмов взаимодействия производителей оборудования и практиков, в том числе реализации модели «комплексное решение». Угроза экологическому благополучию планеты/страны формирует запрос на формирование у подрастающего поколения экологической грамотности и экологически ответственного поведения. В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки необходимо создание устойчивой системы дополнительного образования, в том числе организации дополнительного образования детей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирования грамотности в области здоровья и безопасности жизнедеятельности

Слайд 9

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Современное дополнительное образование детей : образовательное пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия их талантов; инструмент развития человеческого потенциала регионов, страны ; институт воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, формирования общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования поколения россиян, ориентированных на активное включение в процессы социокультурного развития государства; социокультурная среда детства взросления и самоопределения подрастающего поколения в условиях кризиса «детства» и «взрослости».

Слайд 10

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Дополнительное образование детей направлено на: освоение учащимися знаний о современных сферах человеческой деятельности, основных характеристиках современного мира, науки, общества, технологий; формирование современных компетентностей и грамотностей, соответствующих основным направлениям стратегии социально-экономического развития страны, актуальным вызовам будущего; мотивацию подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту; введение в основы современных профессий, организацию системы экономических, социальных, культурных проб; приобретение опыта социального взаимодействия и продуктивной деятельности; содействие самоопределению на основе знакомства с современной геоэкономической, геополитической, геокультурной ситуацией; укрепление здоровья .

Слайд 11

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Национальные задачи повышения конкурентоспособности российского общего образования , вхождения в десятку лучших стран по качеству общего образования (в т.ч . с учетом современных представлений о качестве) определяют запрос к возможностям дополнительного образования детей для развития функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов обучающихся . В частности, расширение участия детей в программах естественнонаучной направленности в условиях обновления содержания и технологий должно обеспечить формирование естественнонаучной грамотности у российских школьников, и способствовать качеству образовательных достижений и показателей участия в международном исследовании PISA.

Слайд 12

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Основные направления развития дополнительного образования развитие дистанционных и мобильных форматов образования, организацию информационной работы с семьями ; реализация моделей адресной работы по организации дополнительного образования с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ОВЗ, в том числе создание реестра примерных адаптированных дополнительных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью; разработка дополнительных общеобразовательных программ, решающих задачи сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия народов Российской Федерации, культурного развития малочисленных народов, защиты их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;

Слайд 13

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Основные направления развития дополнительного образования реализация моделей и разработка программ дополнительного образования, направленных на социальную и культурную адаптацию детей из семей мигрантов , их интеграции в российское общество; создание условий для обеспечения доступности программ дополнительного образования детей (в дистанционных формах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в форматах образовательных проектов и социально значимых мероприятий) соотечественникам, проживающим за рубежом, иностранным гражданам и лицам без гражданства, изучающим русский язык; создание механизмов государственной поддержки мобильности широкого круга участников программ дополнительного образования детей (участие в конкурсах и мероприятиях в региональных центрах, за рубежом ); создание объективной и прозрачной системы учета достижений в системе дополнительного образования детей в выстраивании эффективной образовательной и профессиональной траектории .

Слайд 14

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Основные направления развития дополнительного образования Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей через включение в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для использования получаемых знаний для решения реальных проблем сообщества, страны Укрепление методической и ресурсной базы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных организаций и его интеграция с основными образовательными программами общего образования для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся:

Слайд 15

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Основные направления развития дополнительного образования Обновление содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования современных компетентностей, поддержки профессионального самоопределения: реализация современных подходов к дифференциации направленностей, разновидностей дополнительных общеобразовательных программ по целям, принципам и особенностям организации образовательного процесса, уровням и срокам освоения программ, способам оценки образовательных результатов обучающихся; вовлечение в разработку дополнительных общеобразовательных программ обучающихся, представителей общественных объединений, работодателей и родительского сообщества; развитие новых форм и технологий реализации программ дополнительного образования, включая форматы: модульной организации программ, краткосрочных и интенсивных сессий , летнего и каникулярного образовательного отдыха, дистанционного, межмодульного и индивидуального сопровождения детей ;

Слайд 16

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Основные направления развития дополнительного образования Обновление содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования современных компетентностей, поддержки профессионального самоопределения : организация индивидуального сопровождения, развитие и институализация интересов детей посредством формирования тьюторской поддержки обучающихся на базе муниципальных опорных центров; реализация проектов ранней профориентации, обеспечивающей ознакомление обучающихся 6-11 классов с современными профессиями, позволяющих определить профессиональные интересы детей, в том числе проектов «Билет в будущее», « ПроеКТОриЯ »; проведение конкурсов дополнительных общеобразовательных программ и образовательных проектов по направлениям, связанным с перспективами развития науки, технологий, креативных индустрий для последующего тиражирования; поддержка пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительных общеобразовательных программ художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной направленностей, в том числе развитие сети экспериментальных площадок;

Слайд 17

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Основные направления развития дополнительного образования Обновление содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования современных компетентностей, поддержки профессионального самоопределения: включение компонентов экологической, предпринимательской, цифровой грамотности в содержание дополнительных общеобразовательных программ по направленностям; разработка и распространение (внедрение) примерных дополнительных общеобразовательных программ, решающих задачи профилактики и коррекции социальной дезадаптации , правонарушений, экстремизма; расширение сети школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по различным видам спорта и создание необходимых условий для их эффективного функционирования, стимулирование и поощрение общественных и педагогических инициатив для развития школьного спорта; создание и развитие на территориях муниципалитетов образовательных и развивающих сред для различных форм активности, клубной деятельности детей, командной работы, развития детского самоуправления; поддержка проектов использования образовательных ресурсов городской и сельской среды (научной, исторической, этнокультурной, технологической) в воспитании и профессиональной ориентации обучающихся.

Слайд 18

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА ( ПРОЕКТ! ) Основные направления развития дополнительного образования Создание условий для профессионального развития и самореализации педагогов дополнительного образования через обновленную систему повышения квалификации, профессиональных конкурсов, профессионально-общественных объединений Придание системе дополнительного образования нового качества открытого образования, работающего на развитие человеческого потенциала: Обеспечение баланса между гарантированной поддержкой значимых для общества образовательных программ и предоставлением возможности свободного выбора дополнительных общеобразовательных программ Развитие современной инфраструктуры дополнительного образования детей

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Концепция развития дополнительного образования детей ХМАО-Югры до 2020 года"

В нашем регионе разработана и реализуется "Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года". Её наличие позволяет использовать систему дополнительного образования как ком...

Концепция развития дополнительного образования в ХМАО-Югре до 2020 года

     В нашем регионе разработана и реализуется "Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года". Её наличие позволяет использовать систему дополнит...

Концепция развития дополнительного образования детей

Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р...

Концепция развития дополнительного образования детей В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года

Концепция развития дополнительного образования детей В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года...

Концепция развития дополнительного образования в ХМАО - Югре до 2020 года

Концепция развития ситсемы образования ХМАО - Югры...

Педсовет на тему "Реализация Концепции развития дополнительного образования детей"

Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования  как системного интегратора открытого вариативного образования, обесп...