Рабочая программа по внеурочной деятельности "Открытая книга" в 5-6 классах
рабочая программа

Курилова Ирина Юрьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Открытая книга" в 5-6 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя  общеобразовательная  школа имени  В. Г. Подпругина с.Троица»

C:\Users\Альбина\Desktop\На титульник ООП ООО.png

                                                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Открытая книга»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 – 6 КЛАССОВ

                                                                                СОСТАВИТЕЛЬ:

Курилова Ирина Юрьевна

учитель русского языка и литературы

   

2021/2022 учебный год

       1. Пояснительная записка

            Содержание данной программы «Открытая книга»  полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного  общего образования. Курс  «Открытая книга» - это интеграция таких учебных предметов, как русский язык и  литература.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Открытая книга»  общеинтеллектуальной  направленности ориентирована на обучающихся 5-6 классов. Объем программы 34 часа, срок ее освоения 1 год.

Цель внеурочной деятельности: способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию российской и региональной языковой идентичности.

Задачи внеурочной деятельности:

формирование коммуникативной культуры школьников;

- расширение и углубление знаний, умений обучающихся и формирование языковой компетенции;

- выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;

- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка;

- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка и литературы; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;

- воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 На занятиях используются разнообразные формы организации деятельности учеников;

- система «малых групп» – основная форма;

- работа в парах;

- коллективная;

- индивидуальная;

- самостоятельная работа;

- творческие мастерские.  

2. Содержание курса внеурочной деятельности 

с указанием форм организации и видов деятельности 

Раздел 1.  Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности»)   

(6 часов) 

Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. Новгородские берестяные грамоты.

Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кириллица и глаголица.

Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа    года. Реформа 1917 года.

Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.

Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.

Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)

Раздел 2. Фонетика. («Секреты устной речи») (5 часов) 

Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики.

Интонация. Роль интонации. Оформление  интонационных особенностей на письме.

Русские говоры.

Особенности говоров  Севера. «Справочник диалектов северного  народа».

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

1.Так говорят наши бабушки.

2.Кто у нас окает?

Раздел 3. Лексика («Тайны  русского слова») ( 15 часов). 

Знакомство с личностью  В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари  писателей. Словари синонимов и омонимов.

Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия».  Уличные фамилии одноклассников. Причины появления этих фамилий.

Топонимы. Гидронимы. Топонимы  городов и сел Севера. Из истории названий городов и  сел.

Понятие «диалектологии».  Диалекты южных областей. Диалекты северных областей  России.

Фразеологические сочетания,  фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы,  фразеологические обороты греческих мифов.

Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между любителями русской словесности.  «Опознавательные»  знаки заимствованных слов.

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе

Из истории старинных названий  месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.

Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РАБОТ / ПРОЕКТОВ:

1.Тайна моего имени

2. История одной уличной фамилии.

3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.

4. Прозвища моих сверстников. История их появления.

5. Метафора как художественное средство в стихотворениях.

6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.

7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?

8. Исчезнувшие  в толщах времени…

9.История названия моего села (деревни)

10. Как у наших улиц появились названия?

Раздел 4. Словообразование («Строим слова»)  (7 часов). 

Состав слова. Морфема.

Грамматическое значение слова.

Морфемы иноязычного происхождения.

Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова.

Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Словообразование. Способы  словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов одноклассниками).

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РАБОТ /ПРОЕКТОВ:

  1. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей. 
  2. Загадки словообразования в «Сборнике частушек» 
  3. О чем расскажут части слова… 
  4. Слово о слове… 

Раздел 5. Итоговое занятие (1час) 

 1. Планируемые результаты внеурочной деятельности 

В результате освоения программы курса «Открытая книга» формируются:

Личностные результаты 

-        эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-        эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-        чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-        любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему;

-        интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-        интерес к изучению языка;

-        осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

- уважение ценностей семьи и общества; любовь и уважение к Отечеству, его языку;

- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД

-  самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД 

- умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- умение пользоваться словарями, справочниками;

- умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи;  умение строить рассуждения;

Коммуникативные УУД 

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;

- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

Предметные результаты 

- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

-  представление о языке как о явлении национальной культуры  и средства человеческого общения;

-  овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

-  использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей  его уровней и единиц;

- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.

Тематическое планирование в 5 классе

 

Содержание учебного материала

Количество часов

Время

прохождения

теория

практика

план

факт

Раздел 1.  Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности»)

(6 часов)

 

1

Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. Новгородские берестяные грамоты. 

1

2

Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита.

1

3

Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кириллица и глаголица.

1

4

Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа    года. Реформа 1917 года. 

1

5

Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.

1

6

Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.

Практическое значение алфавита (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)

1

Раздел 2. Фонетика. («Секреты устной речи») (5 часов)

 

7

Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики.

1

8

Интонация. Роль интонации. Оформление  интонационных особенностей на письме.

1

9

Русские говоры. Московские и петербургские говоры.

1

10

Особенности говоров  СЕВЕРА. «Справочник диалектов северного народа».

1

11

Практическое занятие.

1

Раздел 3. Лексика («Тайны  русского слова») ( 15 часов).

 

12

Знакомство с личностью  В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари.

1

13

Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии.

1

14

Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия».  Уличные фамилии одноклассников. Причины появления этих фамилий.

1

15

Топонимы. Гидронимы. Топонимы  городов и сел Севера. Из истории названий городов и  сел.

1

16

Понятие «диалектологии».  Диалекты южных областей.

1

17

Диалекты северных областей  России. 

1

18

Фразеологические сочетания,  фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы).

1

19

Библейские фразеологизмы,  фразеологические обороты греческих мифов.

1

20

Неологизмы. Использование их в художественной литературе.

1

21

Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований.

1

22

Спор о заимствованиях между  любителей русской словесности.  «Опознавательные»  знаки заимствованных слов.

1

23

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы).

1

24

Из истории старинных названий  месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.

1

25

Выразительные возможности слова. Многозначность слова.

1

26

Индивидуальный проект: «Говорящие» фамилии в художественной литературе».

1

Раздел 4. Словообразование («Строим слова»)  (7 часов).

27

Состав слова. Морфема.

1

28

Грамматическое значение слова.

1

29

Морфемы иноязычного происхождения.

1

30

Гнездо родственных слов.

1

31

Корень слова и этимологическое значение слова.

1

32

Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. 

1

33

 

Словообразование. Способы  словообразования. Словообразовательная цепочка.

Словообразовательные модели (на примере образования слов одноклассниками)

1

Раздел 5. Итоговое занятие (1час)

34

Итоговое занятие. Подведение итогов. Защита индивидуальных  работ/проектов.

1

Итого

34

Тематическое планирование в 6 классе

 

Содержание учебного материала

Количество часов

Время

прохождения

теория

практика

план

факт

Введение

 

1

Книга, о которой хочется рассказать.

1

кратко пересказывать сюжет

написать эссе на предложенную тему

 Устное народное творчество

2 -3

Н. Кун «Мифы Древней Греции».

2

читать миф о появлении на Земле Зевса, его жизни, борьбе и победах

4-5

Русские народные сказки.

2

работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям

художественный пересказ

6-7

Сказки народов мира:

итальянская сказка «Волшебное кольцо»,

шведская сказка «Замухрышка».

2

сравнивать содержание сказок народов мира

делать самостоятельно выводы

8-9

Былины:

«Ставр  Годинович»,

«Соловей    Будимирович».

2

умение «сказывать» былины

Литературные сказки

10

Бажов П.П. «Уральские сказки».

1

чтение авторских сказок

сравнение с русскими народными

11

Булычев К. «Приключения Алисы».

1

жанра фантастика

12

Андерсен Х.К. «Сказки».

1

13

Волков А. «Волшебник Изумрудного города».

1

пересказывать эпизод, выразительно читать

создавать отзыв о книге

14

Драгунский В. «Денискины рассказы».

1

15-16

Ж. Верн «Дети капитана Гранта».

2

учиться давать оценку поступкам героев

17

Л. А. Кассиль «Рассказ об отсутствующем».

1

учиться давать оценку поступкам героев

18

Лагин Л. «Старик Хоттабыч».

1

учиться анализировать произведение

19

Дефо Д. «Робинзон Крузо».

1

учиться анализировать произведение

20

Шварц Е. «Дракон».

1

чтение пьес

21

Гумилев «Мик».  Африканская поэма.

1

знакомство учащихся с «Африканским циклом» стихотворений поэта

22

Дж. Барри «Питер Пэн».

1

пересказывать эпизод, выразительно читать

создавать отзыв о книге

23

В.П. Крапивин «Летящие сказки».

1

знакомство учащихся с книгой о настоящей дружбе инеобыкновенных приключениях, о выборе жизненного пути, о детстве и мечтах

24-25

А.Г. Алексин «Повести о дружбе и любви».

2

учиться анализировать произведение

26

В.П. Жвалевский, Е.Б. Пастернак «Я хочу в школу!»

1

учиться анализировать произведение

27

Р. Киплинг «Книга Джунглей».

1

пересказывать эпизод, выразительно читать

создавать отзыв о книге

28

Ф.А. Искандер «Детство Чика».

1

определять разницу между юмором и иронией, развивать воображение

уметь характеризовать героя

29

Ю.И. Коваль «Алый».

1

уметь давать характеристику героям

30

К. Льюис «Лев, колдунья и волшебный шкаф».

1

читать

произведений жанра фантастика

31

Твен М. «Приключения Гекельберри Финна».

1

 выразительное чтения

краткий сюжетного пересказа

32

С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями».

1

учиться анализировать произведение

33

В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

выражать свое отношение к поступкам героев

произведения

учиться  давать характеристику героям, оценивать героев

34

Итоговый урок.

1

Задание на лето

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительная физика". 5 класс

Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5  классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс

Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс

Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс

Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рост" для 2 класса

Программа составлена на основе программы Е.Г.Конновой «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» допущена к использованию в образовательном процессе приказом Минобрнауки России №729 от 14.12.20...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса «Занимательная математика» (общеинтеллектуальное направление)

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы определена тем,...