Методические материалы по воспитательной работе
методическая разработка

СтепановаТБ

Методические материала по патриотическому воспитанию учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Фестиваль военно-патриотической песни "Звездный дождь"

                                         Степанова Татьяна Балданцыреновна, заместитель директора по ВР

                                                                             

п. Айхал  

Цель: воспитывать уважение к защитникам Отечества, душевность и чувство сострадания к чужой боли.

Оборудование: песня “Память о войне”, песня “На безымянной высоте”, композиция “Журавли”, грамоты и дипломы

Россия, ты священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу и по праву,
И по любви – мы бьемся за тебя.
За то, чтоб смолк повсюду рев орудий,
Чтоб хлеб и соль стояли на столе,
За то, чтоб просто радовались люди
На снова отвоеванной земле!!!

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть всех вас в зале центра детского творчества на городском фестивале военно-патриотической песни “Звездный дождь”.

Сегодня, нашу очередную встречу и концертную программу мы проводим в рамках городской акции “Не уставая – твори добро” и посвящаем всем бывшим, настоящим и будущим защитникам отечества.

В какое бы время мы не жили, нам, мирным людям, не хотелось бы столкнуться с ужасом войны.

В 1941 году, мы стремились избежать Великой Отечественной войны, но она ворвалась в каждый дом, унесла миллионы жизней. Советские люди встали на защиту Отечества, на фронте и в тылу, в партизанских отрядах и в подполье день за днем они ковали победу, не жалея для разгрома врага сил и своих жизней. Сегодня, мы не можем не вспомнить тех, кто ушел и не вернулся.

Наше поколение говорит искреннее спасибо за то, что мы – можем жить.

Я бы с песни начала рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, в стужу сколько раз
Эта песня всех в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится!

Действительно, в период той, или иной войны, в страшное и тяжелое для всех время, с человеком всегда была песня – песня и в горе, и в радости.

Песня выражает наши чувства, мысли, характер и судьбы…

В годы ВОВ песня внушала оптимизм нашему народу, возможно во многом благодаря песни, мы одержали победу над немецкими войсками.

1. Песня “Память о войне”.

Всегда, во время войны, главным для матерей, невест, жен и детей, было дождаться своих защитников Отечества. И они до последнего ждали, надеялись и верили.

Есть у памяти свой нестираемый счет:
Каждый павший – живой, если в сердце живет.
Через времени гул слышим грохот тех дней
Эти страшные войны помнят наших парней.

2. Песня “На безымянной высоте” .

3. Стать настоящим, преданным защитником Отечества – ответственный поступок сильного человека. Иногда, с раннего детства мальчишки мечтают стать в будущем летчиками, десантниками, матросами и еще совсем маленькие они говорят “Мама, я обязательно буду солдатом…”.

4. На сцене солист студии “Джем” ЦДТ  “Солдатик”.

Они вернулись бодрые,
Они вернулись гордые,
Дорогой запыленные, от иноземных рек.
Солдаты-победители,
Машин своих водители,
Они такое видели, что не забыть вовек.

5.  “Джем” ЦДТ. “Ты же выжил, солдат!”

Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая, исконно русская природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже не богатые, для нас, людей, населяющих Россию, - прекрасны.

Родина – суровая и милая,
Помнит все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами,
Улетают в небо журавли.

6. Композиция “Журавли”.

Материнская боль неизбывна, неизлечима,
Материнская боль не для глаз, не для памятных дат.
Материнское сердце дорогу к покою забыло,
Материнская память хранит вечно юных солдат.

7. “Баллада о матери.

Говорят “У войны не женское лицо”, но… медсестры, связистки, разведчицы – они очень много сделали. Они рисковали своей жизнью, но самое страшное, что может быть – это дети на войне. Будучи юными пионерами – они тоже рисковали, а позже о них слагали песни.

8. Песня “Орленок”

Зачем назвал меня любимой,
Той долгожданной ночью светлой?
Зачем назвал меня любимой?
Теперь мою судьбу не изменить!
Любовь должна быть неделимой,
Она, как звездный след, бессмертна…
Любовь должна быть неделима
Войне любовь не разделить.

9. Песня “В землянке”.

Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горе.
Июнь… Тогда еще не знали мы
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае…

10.Литературно-музыкальная композицией о ВОВ.

Не успели русские люди забыть все тяжбы Великой Отечественной войны, как в дверь постучалась новая беда… И вот уже в этом году, мы отсчитали два десятка лет с того исторического момента, когда последний советский солдат покинул территорию Республики Афганистан. Война в Афганистане – это тоже трагическая и героическая страница нашей истории.

Проходят годы, и рубцуются раны,
Но память жива, она сердце саднит,
За тех, кто домой не вернулся с Афгана,
Кому на могилу уложен гранит…

11. Песня  “Черная трава”.

Война в Афганистане была очень жестокой и кровопролитной и, к сожалению, она коснулась многих судеб наших земляков. Как и у всякой войны, есть у нее свой страшный счет – 134 Кузбассовца не вернулись домой. За этими цифрами безутешное горе матерей, вдов и детей, которые выросли без отцов.

Перевернем истории страницы…
Затихли вьюги тех далеких дней.
Кто был в Афганистане – пусть гордится.
Кто не был – об этом не жалей.

12. Песня  “Афганистан”.

Воинский свой долг в Афганистане
Сын исполнил, жизнью заплатив.
Плакать мать теперь не перестанет,
В путь его последний проводив.
Тихо стало в опустевшем доме
Лишь стучит будильник в тишине
Ясным взглядом глаз таких знакомых
Смотрит сын с портрета на стене…

13. Песня “Десантный взвод”.

 Молодые ребята много не успели сделать в жизни: ни жениться, ни вырастить детей. Они только начинали свою жизнь и погибли за идею в которую верили, они защищали свою родину.

Лишь вчера осенним ветром постучалась боль в окно,
А сегодня утром рано почтальон принес письмо
В нем живой он и смеется и так долго хочет жить
“Здравствуй, мама, здравствуй, вечность…”
Мы не в праве их забыть.

14. Песня  “Белый танец”

Мне не трудны твои нагрузки: я в поле рос, я чубом рус,
я люблю тебя по-русски, моя березовая Русь…

15. “Русский парень”, так называется песня в исполнении вокальной группы “Надежда”. На сцене ученики гимназии №6.

Вы мужеством мир удивили, звенит не стихая молва,
Собою страну заслонили от самого страшного зла.
Вы с нами, герои планеты, мы чувствуем ваше плечо.
В шинельном строю вы воспеты с карающим, вещим мечом
.

16. Песня “Офицеры”

Песни о войне рождались не только в военный период. Люди и сейчас посвящают свое творчество этой теме. Новое поколение рождает новые песни.

А песни ходят на войну.
А песню любят свято.
За всех людей, за всю страну
Она хранит солдата.

17. Песня “Тучи в голубом”.

Весна и победа. Дни песни и света,
Два солнечных, дивно скрещенных луча.
Два счастья. Два светлых, два ярких букета,
Завязанных крепкой тесьмой кумача.

18. “Вальс победы”.

Только тот, кто прошел тяжелыми дорогами войны может оценить всю ее тяжесть и боль. Но все люди нашей огромной планеты против войны. Все голосуют за мир на земле.

Мир – это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети,
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете!!!

19. Продолжает программу клуб бардовской песни “Алые паруса” филиала ЦДТ “Дружба” с песней “Атланты”.

20. Подходит к своему логическому завершению городской фестиваль военно-патриотической песни “Звездный дождь”. И сегодня мы через песенное творчество смогли прочувствовать и понять то, что пережили наши отцы и деды в непростое военное время, и нашему поколению не хотелось пережить это в реальной жизни. Мы голосуем за мир на земле!

И сегодня мы рады отметить всех участников нашего фестиваля.

На сцену для награждения приглашается.

(Церемония награждения).

Мы хотим, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война!!!
До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 5»

   Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию

«Юноши присягают России»

                                         Степанова Татьяна Балданцыреновна, заместитель директора по ВР

                                                                             

п. Айхал  

Цель: воспитывать уважение к защитникам Отечества, душевность и чувство сострадания к чужой боли.

Оборудование: стенд с фотографиями, фонограмма песни А. Розенбаума «Чёрный тюльпан», песня В. Кочеткова и Ю. Кирсанова «Кукушка».

Звучит фонограмма песни А. Розенбаума «Чёрный тюльпан». На сцене полумрак, в луче света возникает плакат:

Вспомним всех поименно,

Сердцем вспомним своим.

Это нужно не мертвым,

Это надо живым.

Перед сценой установлены стенды с фотографиями воинов-земляков, погибших в «горячих точках» (перед каждой фотографией – зажженная свеча), а также тех, кто, с честью пройдя испытания, вернулся живым. За сценой звучат стихи.

Получают мальчики повестки.        

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Матери сынов провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжел солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руки:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока еще не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап все меньше.

Все они уходят в мир иной...

А сынок в граните остается,

Остается вечно молодой!

Выходят ведущие

1-й ведущий. Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.

2-й ведущий. Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться.

Вокальная группа исполняет песню В. Кочеткова и Ю. Кирсанова «Кукушка».

Снится часто мне мой дом родной,

Лес о чем-то о своем мечтает,

Серая кукушка за рекой,

Сколько жить осталось мне, считает.

И прижался ласково к цветку

Стебелек багульника примятый.

И звучит далекое «ку-ку»,

Отмеряя жизни моей даты.

Снится мне опушка из цветов,

Вся в рябине тихая опушка.

Восемьдесят, девяносто, сто.

Что ты так расщедрилась, кукушка?

Я тоскую по родной земле,

По ее рассветам и закатам.

На чужой и выжженной земле

Спят тревожно русские солдаты.

Они тратят силы, не скупясь,

Им знакомы голод и усталость.

Дни свои не копят про запас.

Кто им скажет: сколько им осталось?

Так что ты, кукушка, погоди

Мне дарить чужую долю чью-то,

У солдата вечность впереди.

Ты ее со старостью не путай.

1-й ведущий. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением интернационального долга». С чего все началось? Прежде всего, русские пошли помогать строить счастливую жизнь вглубь Азии. Впрочем, не все хотели укрепления позиций России. Заокеанские стратеги в борьбе за влияние в этом взрывоопасном регионе не жалели средств. Против нас была объявлена информационная война, кто-то «добренький» стал щедро осыпать афганских моджахедов «благами западной цивилизации». Широкой рекой в Афганистан потекли современные средства ПВО – тогдашние «стингеры». Стрелковое и тяжелое вооружение, средства минной войны... Но главное – деньги: доллары, афгани... Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца. Словно время повернулось вспять – буквально за каждое ухо убитого советского воина, как за скальпы во время покорения Америки, стали платить, и платили щедро. На «бешеных» деньгах множились солдаты удачи. А чтобы бизнес у «духов» шел успешнее, их обучали в диверсионных школах на территории соседнего Пакистана... Все мы знаем, сколько наших ребят полегло тогда.

2-й ведущий. Наконец наших солдат вывели из Афгана. Армия свой долг выполнила с честью, а вот выполнили ли свой долг те, кто посылал ребят на войну? И как больно сейчас читать и слышать им, прошедшим огонь и воду и оставшимся в живых, что та война была ошибкой... Значит, все было зря?

Мы шли пружинисто и дружно:

Две сотни ног в единый шаг,

И слава русского оружья

Звенела в нервах и ушах.

Туда, где полковое знамя

Цепляло верхние слои,

Взмывали соколы орлами

И соловьями – воробьи.

Земля сама под шаг просилась –

Десантный шаг, и потому

От грома небо покосилось,

Берету вторя моему.

И окна радостно сверкали

Сквозь вишен розовый туман...

И мы тогда еще не знали

Словца мудрёного  «душман».

(М. Гаврюшин.)

Это время – мое,

Я не знаю прекрасней времен.

Эта воля – моя.

Мне вольнее неведома воля.

Этот вбитый в пустыню

Десантный родной батальон

И по Родине боль –

Нет страшнее и слаще той боли.

Ничего не прошу.

Да и дастся ли что от земли?

Мы – твои школяры.

Заповеданы сердцу уроки.

На глухом рубеже,

Где кочевники тьмою прошли,

Мне пустыня шумит,

Что придут мои грозные сроки.

До последнего вздоха возьми меня, время мое!

Чтобы дело мое послужило оставшимся дома.

Пусть летит стороною, не зная пиров, воронье.

Журавлиные гнезда венчают родные хоромы.

И когда камнепадом бессонных

И вздыбленных рот,

Мы ударимся в ночь, зажигая сигнальные свечки,

Нас любовь и надежда по черным пескам поведет,

На барханах оставив кровавые наши насечки.

И за толику жить и стоять на железном ветру,

И за горечь полей желтоглазого Афганистана,

Безымянным туманом на старой границе умру,

Безымянной звездой!

Ты в Тамбове прости меня, мама...

1-й ведущий. Ребята, прошедшие испытание Афганом, наверное, что-то же получили взамен? Человек, заглянувший в лицо смерти и, не дай бог, измене, лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любви к Отчизне?

2-й ведущий. Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде. Мы узнаем их по спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Мы нередко слышим их песни, привезенные оттуда. В них нет места тщеславию, кровожадности или мести. Они поют о родине, долге, о любви и о боевом товариществе. Песня Михаила Муромова «Боевым награждается орденом» – одна из тех, что я знаю. Ее пели тогда в Афганистане. Я до недавнего времени даже не знал, кто ее автор, а если песня ходит по кругу, из уст в уста – это верная примета, что она настоящая и в ней нет ни фальши, ни злобы.

Школьная вокальная группа исполняет песню «Боевым награждается орденом».

Высока, высока над землей синева.

Это мирное небо над родиной,

Но простые и строгие слышу слова:

«Боевым награждается орденом».

Это значит, что где-то в ночной тишине

Злые пули надрывно свистят,

И что в этой борьбе, как на всякой войне,

Жизнь и смерть снова рядом стоят.

Это значит, что в этом суровом бою

Твой ровесник, земляк, твой сосед

Защищает любовь и надежду свою,

Наших окон приветливый свет.

Охраняя все то, чем мы так дорожим,

Он ведет этот праведный бой.

Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь

От беды заслоняя собой.

Высока, высока над землей синева,

Это мирное небо над родиной.

Но простые и строгие слышим слова:

«Боевым награждается орденом».

1-й ведущий. Давно закончилась та война. Так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?

2-й ведущий. Все новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте страны и среди них – ставшее для многих просто ужасом, слово «Чечня».

Ищу на карте крохотную точку,

Политую свинцом и кровью омут,

Чтоб вставить в политическую строчку

Короткое название – Бамут.

Закрою атлас, снова открываю...

На сердце боль и тяжесть у меня.

Так вот она, та точка роковая.

Кто знал ее вчера? Она – Чечня.

На фоне бледно-розового цвета

Она уму и совести укор.

Кто знал вчера названье это,

Что за чертою дальних гор?

Теперь в горах и на просторах ровных

Ночами много женщин не уснут.

Как колокол вздыхает похоронный

Зловещее: Ба-мут, Ба-мут!

Тем вздохам расстоянье не помеха.

Добро негромко, громкозвучна  злость.

Тревожное, трагическое эхо

И к мирному Кузнецку донеслось.

В истории свои загадки,

С плеча судить мы не вольны:

Кто виноват в кровавой схватке

Людей вчера одной страны.

Пройдя по жизненным излукам,

И не на час, а на века

История, как ОТК,

Клеймо поставит по заслугам,

И не на час, а на века.

И за чеченскую аферу

Поставит каждому печать.

И за солдатика-шофера

Пред Богом будут отвечать.

Его уста сегодня немы,

Его объемлет тишина.

Но эта вот полупоэма

Сейчас ему посвящена.

А кто он, мы таить не станем:

Не из господ, не из гуляк.

Его фамилия – Китанин,

Обычный парень, наш земляк,

Война, война...

Кому-то очень больно,

А кто-то ищет новых благ и чин...

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Припомним и минуту помолчим.

(Минута молчания.)

1-й ведущий. Судьбы, судьбы... Пограничник Евгений Родионов попал в плен в 1996 г. К блокпосту на Чечено-Ингушской границе подкатила машина с красным крестом. Он не смог стрелять по людям в белых халатах. «Врачи» затолкали ребят в машину и увезли в Чечню. Так начался плен. Десять долгих месяцев мать искала сына по всей Чечне. Его казнили под Бамутом в самый день рождения. Через несколько месяцев могилу за огромные деньги матери укажут чеченцы... Она опознала обезображенное и обезглавленное тело по нательному крестику.

2-й ведущий. Из рассказа матери Евгения: «Много лет назад 23 октября мы с мужем поженились, и 23 же октября двадцать лет спустя своими руками я выкопала сына из земли и привезла домой, похоронила. Надпись на памятнике: «Прости, сынок» – это как моя вечная вина перед ним. Он погиб в семи километрах от меня, пока я не могла его найти...»

Девятнадцатилетнего парня избивали, заставляя сменить веру, забыть Отечество, присягу, снять с себя крест и стать бандитом... Наконец, средства иссякли. Поняв, что парня не сломить – его обезглавили!

1-й ведущий. Евгений Родионов был казнен 23 мая 1996 г., на четвертом месяце плена под Бамутом в день своего девятнадцатилетия. Мать находилась в семи километрах. 24 мая Бамут был взят, но непоправимое свершилось...

Руки морщинисты, волосы белые. Мама!

Много пережила, многое сделала. Мама!

Слово, как солнце, нас греет столетия – Мама!

Это надежда, это бессмертие, Мама!

Первое слово сказал я простое: Мама!

В нем сокровенное все и святое. Мама!

(А. Стовба.)

2-й ведущий.

Нам нельзя в свою боль замыкаться,

Горе может в любой дом ворваться.

Мы должны всем народом подняться.

Мы должны дружно за руки взяться,

За живых и погибших безвинно,

Дорогих, бесконечно любимых.

1-й ведущий. Я считаю, у каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью...

2-й ведущий. Долг? А если сердце человека не согрела любовь к ближнему, к Родине, если сердце не знает тёплого слова «отчизна»? Если совесть заплыла жиром, а на близких наплевать... Как быть тогда?

1-й ведущий. Давайте положим на одну чашу весов тот идеал, к которому веками стремился наш народ, а на другую – лень, равнодушие, сытость, словом, наш современный эгоизм. Что перетянет? Послушайте эти стихи!

Но жизнь пройдёт, рассеявшись, как дым.

Предсмертный миг оставит мне в подарок

Для мужества – примера молодым.

И памяти оставшийся огарок

Осветит мне секунду бытия –

Границу между жизнию и смертью,

И вот тогда лишь буду вправе я

На равных разговаривать с бессмертием.

И, стоя у истока чистоты

И обращаясь в прошлое и в вечность,

Я попрошу у мира красоты,

А для людей – душевную сердечность.

Вокальная группа исполняет песню «Призрачно всё в этом мире бушующем».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 5»

   Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию

«Есть такая профессия – Родину защищать»

                                         Степанова Татьяна Балданцыреновна, заместитель директора по ВР

                                                                             

п. Айхал  

Цель: воспитание патриотических чувств у младших школьников.

Оборудование: песня «На Мамаевом кургане»,  песня  «Журавли», Сценка «На привале».

Каждый народ хранит в памяти заветные имена. Особенно ярки имена народных героев, которые освещают исторический путь народа, являя собой образец жертвенного служения Отечеству.

Ребята, подберите однокоренное слово к слову "отечество". (Отец.)

Отечество - это "земля отцов".

Ребята, подберите слова, которые близки по значению к слову "отечество". (Родная земля, отчизна, Родина, земля народа, край, где родился.)

Мы живём в России, именно её мы называем своей Родиной. За безопасность и целостность земли русской заплатили своими жизнями миллионы людей, её защитников. Беречь нашу землю завещали наши отцы.

Сейчас защита Отечества - долг гражданина РФ. Это отражено в статье №59 Конституции РФ.

Стихотворение "Пламя ударило в небо" (чтение наизусть)

Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: "Вставайте на помощь:" - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твоё - это наше горе, Родина.
Правда твоя - это наша правда, Родина.
Слава твоя - это наша слава, Родина.

Родина позвала на помощь, и поднялись на её защиту славные сыны. В русской истории есть фигуры, с которым каждого из нас связывает невидимая, но неразрывная нить духовного родства и которым мы обязаны самим существованием.

Кого из защитников земли русской из далёкого прошлого вы знаете? (Ответы детей.)

Да, это московский князь Дмитрий Донской, благословенный Александр Невский, Александр Васильевич Суворов, не потерпевший ни одного поражения, спаситель России от Наполеона - Михаил Кутузов, Георгий Жуков - настоящий, подлинный, истинный герой Отечества.

Он навсегда остался в памяти народной. В его честь Екатериной I был учреждён орден в России. Художник П.Д.Корин написал картину, С.С.Прокофьев посвятил ему кантату.

Александр Невский (сообщение).

Некогда большое Киевское государство из-за усобиц князей и бояр распалось на множество княжеств. Раздробленность Руси позволила монголо-татарским полчищам под предводительством хана Батыя овладеть значительной частью Руси, и только на северо-западе непокорными остались территории Новгорода и Пскова. Однако и эта лакомая часть Руси, богатая лесом и зверьём не давала покоя европейским рыцарям. Используя слабость Руси шведы, вооружённые мечом и железными доспехами, двинулись на Новгород, Псков. Борьбу со шведами возглавил новгородский князь Александр. В битве со шведами он наголову разбил их у Невского берега в устье реки Ижоры, за что получил от народа имя Невского.

Вскоре набеги опять стали повторяться. В 1242 году Александр Невский пошёл на Псков, где немцы уже были полными хозяевами. Русское войско разбило рыцарей, но Александр Невский двинулся дальше на запад во владения Ливонского ордена. Предстояла очень серьёзная битва.

Немцы собрали огромное войско и вывели его навстречу Александру на лёд Чудского озера. Было это 5 апреля 1242 года.

Весна тогда случилась поздняя, и на озере ещё стоял крепкий лёд. Немцы построили своё войско, как тогда говорили свиньёй, то есть клином (трапецией). Подойдя к русской рати, закованные в броню рыцари на боевых конях, проломили строй наших воинов. Немцы начали рассекать русское войско на две части. Казалось, что они уже побеждают, но Александр Невский, стоявший со своим полком в засаде, ударил по врагам сбоку. Это произошло неожиданно для немцев, и ряды их были сокрушены.

Русские воины гнали врагов несколько вёрст до берега. Разгром ордена был полный. Много немецких рыцарей погибло в этой битве, некоторые провались под лёд озера. Поэтому и назвали эту битву Ледовым побоищем.

Об Александре Невском говорили: "Нет князя, ему равного, это враг опасный, сильный, умный".

Сам Александр Невский сказал такие слова: "И много раз так было! И всегда так будет".[1]

(Выходит ученик в образе старца летописца и читает древний свиток).

"И бысть сеча жестокая. И стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей. И казалось, что двинулось замёрзшее озеро. И не было видно льда, ибо покрылось оно кровью".

Решение исторической задачи: о ком эти слова?

"Он решил встретить врага в поле, сбросил великокняжеский красный плащ, блеснули на солнце стальные доспехи. Пехота с копьями наперевес бросилась на татарские линии. Сеча обернулась для татар позорным поражением. Мамаево воинство обратилось в бегство". (Ответы детей.)

Дмитрий Донской (сообщение).

С 14 века русские земли стали объединяться вокруг Москвы. Московский князь Дмитрий Иванович перестал платить дань Орде. Он хотел видеть Русь свободной. Укрепившийся в Орде Мамай стал готовить великий поход на Москву. Собрал Мамай множество войско, примерно 150 тысяч воинов. Дмитрий Иванович также собрал армию со всей Руси, которая подошла к Дону и переправилась через него на широкое поле Куликово.

8 сентября 1380 года, рано утром выстроилось огромное русское войско для боя. Но у Мамая армия была гораздо больше. Перед битвой по обычаю состоялся поединок двух богатырей - Пересвета и Челубея. На всём скаку помчались они навстречу и пронзили друг друга копьями. Оба пали бездыханными. Но Пересвет остался жив и продолжил битву с татарами.

Началась битва. Мамай ударил вначале по центру русского войска. Натиск был так силён, что русские полки не выдержали и начали отступление. В этот решающий момент битвы из леса ударил засадный полк, после чего татары обратились в бегство. На бегу, они бросали оружие, пытались переплыть реку. Всё имущество ордынского войска и его казна достались русским. Победа была полной. Сам Мамай еле-еле сумел бежать.

Князя Дмитрия Ивановича стали называть Донским.

Решение исторической задачи. О нём говорили: "Тщедушен телом - а гигант духа. Один из образованнейших людей своего времени, военный гений, совершенно равнодушен к бытовым удобствам, был обожаем солдатами, воевал не за награды, но радовался им, как ребёнок". (Ответы детей.)

Александр Суворов (сообщение).

Великого будущего полководца трудно было угадать в хилом, невзрачном, малорослом мальчике. Он пробил себе дорогу к великим почестям только своими личными дарованиями и железным характером. Он хорошо знал немецкий, французский языки, впоследствии выучил и другие. Суворов постоянно учился, избегал изнеженности, даже комфорта, спал на сене, носил даже в холода самую лёгкую одежду, не ходил, а бегал, не ездил, а скакал, обнаруживая самую кипучую деятельность. Личным примером завоевал Суворов сердца солдат. Всё, чему он учил их и чего от них требовал, было пройдено и проделано им самим. Он отличился при взятии Кракова, крепости Измаил, крепости Туртукай. Во время швейцарского похода он совершил переход через Альпы. Оказавшись в окружении, пробился сквозь неприятельские войска и вывел русскую армию из окружения. За эти подвиги ему было присвоено звание генералиссимуса.

Физминутка. Представим, что мы солдаты Суворова. Вспомним и покажем команды, которые они выполняли. ( "Ребята, стройся, по порядку рассчитайся, налево, направо:").

Отрывок из "Бородино" (чтение наизусть) "Ну ж был денёк!"

М.Ю.Лермонтов от имени старого солдата так описал эту битву.

О какой героической странице в русской истории здесь говорится? (Ответы детей.)

Отрывок из " Евгения Онегина" (чтение наизусть) "Москва! Как много в этом звуке:".

Блиц-опрос (определить кому или о ком эти слова).

1). "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом". (А.Суворов)

2). Он решил встретить врага в поле. Его действия получили поддержку церкви. Сергий Радонежский благословил его на правое дело. Воеводы уговаривали его уйти с поля боя, но он не послушался воевод, не захотел прятаться от опасности. (Д.Донской)

3). В 12 лет зачислен в Семёновский полк. Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал. Разработал солдатский учебник "наука побеждать". Сущность его тактики - глазомер, быстрота, натиск. (А.Суворов)

4). Всю свою жизнь провёл на военной службе. Был учеником Суворова. Выделялся храбростью и умом. Сам вёл солдат в атаку на врага. В одном из боёв получил тяжёлое ранение и потерял один глаз. С той поры носил небольшую повязку на лице. Жалел своих солдат, без нужды не посылал в бой. (М.Кутузов)

Мы вспомним ещё об одном поистине великом человеке, без которого судьба нашей страны и судьба каждого из нас была бы другой. Его можно назвать последним русским генералом, с ним мы выиграли Великую Отечественную войну. Потом были люди в военной форме, были, конечно, и генералы, но это - последний, который делал то, чего ждали от него народ и его совесть. Это Георгий Константинович Жуков.

К Спасским воротам по территории Кремля медленным шагом едет на белом коне всадник. Он крепок и силён, как Илья Муромец, и уверенно сидит в седле. Он снимает фуражку, незаметно налагает на себя крестное знамение, он сосредоточен и внутренне взволнован. Через минуту будут бить часы на Спасской башне, и белый конь понесёт его по Красной площади навстречу вечности.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов стала страшным испытанием для народов нашей страны.

(Звучит мотив песни "На Мамаевом кургане:")

В Сталинградской битве 1942-1943 годов решалась судьба нашей Родины. Отступать дальше было нельзя. Бои были ожесточённые. После войны здесь, на Мамаевом кургане, поставили памятник сражающейся стране: женщина с искажённым от ужаса лицом заносит меч для удара по врагу.

Берлин - столица фашисткой Германии, был взят советскими войсками под командованием Г.К.Жукова. Именно он отстоял Москву от врагов. В дни наступления фашистов на столицу Жуков не спал 11 суток.[2] Войну выигрывают не только генералы, но и простые солдаты. В минуту передышек солдаты писали письма.

Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нём и горькое лето, и сигналы тревог,
В нём печаль отступленья в тот отчаянный год,
Рвётся ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.

Сценка "На привале" (в пилотках, гимнастёрках, галифе, солдатских сапогах).

Боец 1. "Дорогая мамочка! Ты обо мне в слезах не вспоминай, оставь свою заботу и тревогу. Не близок путь, далёк родимый край, но я вернусь к знакомому порогу!"

Боец 2. "По-прежнему моя любовь с тобой, с тобою, Родина, ты не одна, родная. Ты мне видна, когда иду я в бой, своё большое счастье защищая".

Боец 3. "На голос твой я сердцем отзовусь, и на заботу подвигом отвечу. Я далеко, но я ещё вернусь и ты, родная, выйдешь мне навстречу".

(Бойцы складывают письма-треугольники, встают и уходят).

Исполнение песни "Журавли". (Вокальная группа).

Все наши герои в трудные моменты, под тяжестью огромной ответственности за судьбу Отечества, за судьбу миллионов людей, не унывали, не смалодушничали, не согнулись.

А сколько безымянных героев поднималось на борьбу с врагом, сколько полегло их на полях русской славы!

В фильме "Офицеры" звучат прекрасные слова "Есть такая профессия - Родину защищать".

Действительно, защита Отечества - священное дело. А откуда появилось такое убеждение? Перед битвами войска "освящались". Они как бы прикасались к священным символам Отечества - знамёнам, иконам. Всегда стоят на страже Отечества простые солдаты.

"Говорите, солдаты!" (Выходят в солдатской форме ребята и читают наизусть.)

1). Что же такое "Мы"?
Мы - из лесов безбрежных.
Мы - из блокадной тьмы.
Мы - из стихов сгоревших,
Из невысоких изб
песенного веселья.
Мы из бессмертья,
Из плоти твоей, Россия!

2). Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега
Но - поднимались в рост,
Звонкие, как победа!
Как продолжение дня,
Шли тяжело и мощно.
Можно убить меня.
Нас убить невозможно.

3).Что же такое "Мы"?
Веруя в пробужденье,
Взяв у земли взаймы
Силу в момент рожденья,
Мы ей вернём сполна
Всё, что она давала
Только б была она!
Лишь бы существовала!

Когда мы вместе, мы - великая сила. Одна у нас земля - просторная, обильная, богатством природы одарённая. Каждому место найдётся на ней, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить её единой и сильной, научимся беречь и будем, готовы защищать.

И среди наших родных есть те, кто отдал долг Родине.

(Ребята выходят к стенгазете и рассказывают о своих родных.)

Например, Васькин Владимир Владимирович служил с 1986 по 1988г. в г. Дальнереченске (Приморский край) Уссурийском Краснознамённом ордена Трудового Красного знамени пограничном отряде им.В.Р.Менжинского. Командир отделения спец.наблюдателей. Сержант запаса.

Калиев Элюбай Алпысбаевич, 2004-2006г. Десантно-штурмовая бригада г.Улан-Уде. 1 Гаубичная артиллерийская батарея.

Пусть же для каждого сына Отечества заветом станут слова: " О храбрые, мужественные сыны! Постарайтесь сохранить своё Отечество".

Какие же черты объединяют всех тех, о ком мы говорили? (Ответы детей.)

Самоанализ работы на занятии (рефлексия).

Закончим наше занятие словами Сергея Васильева:

Где б ты ни был, честный воин,
Помни: о тебе гремит молва.
Будь всегда в крови носить достоин
Гневный жар великого родства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические материалы по воспитательной работе

Презентация на тему "Толерантность как основа взаимодействия участников образовательного процесса"...

Методическая копилка "Формы воспитательной работы"

Теоритические аспекты возможных форм воспитательной работы...

Методическая разработка "План воспитательной работы класса на 2013-2014 учебный год"

Методическая разработка "План воспитательной работы класса на 2013-2014 учебный год, составила Т.А. Корчагина заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ№4 г. Дзержинска Нижегородской обла...

Методические материалы по воспитательному мероприятию "Рождество Христово"

Перед участием хора "Радость" в международном конкурсе "Рождество в России" было проведено воспитательное мероприятие в виде кукольного спектакля со зучанием духовной музыки и живым исполнением. В рез...

Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...

материалы по воспитательной работе

конспекты мероприятий...