программа внеурочной деятельности "Школа безопасности" для учащихся 5-6 классов
рабочая программа (5 класс)

Цель: способствовать реализации требований ФГОС по развитию личностных качеств учащихся, необходимых для повышения уровня защищенности и безопасности в повседневной жизни и в природных условиях.

 

Задачи

  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • Усвоение правил поведения на транспорте и на дорогах.
  • Привитие  навыков оказания первой помощи в различных жизненных ситуациях
  • Развитие коммуникативные качества личности для  ответственного и осознанного поведения во время экстремальных ситуаций.

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности рассчитана на учебный год. В учебном году на внеурочную деятельность отводится 34 часа в 5-х классах и 34 часа в 6-х классах. В среднем приходится одночасовое занятие в неделю. Однако, возможно проведение двухчасового занятия один раз в две недели, например, при проведении выездных, спортивных или иных мероприятий. Формы организации внеурочной деятельности, согласно концепции ФГОС общего образования, должны отличаться от урочной системы обучения. Основой внеурочных занятий являются экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, исследования и т.п. Допускается изменять наименование, содержание до восьми занятий внеурочной деятельностью в каждом классе.

 

Результативность

            Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия учащихся в мероприятиях, запланированных программой. В качестве средства накопления информации о результатах внеурочной деятельности учащихся целесообразно использовать портфолио. Портфолио представляет собой специально организованную подборку, демонстрирующую усилия, прогресс и достижения учащихся. Результатами внеурочной деятельности, которые влияют на итоговую отметку по ОБЖ за учебный год, являются грамоты, призовые места, дипломы и т. д., подтверждающие участие и достижения учащихся в различных мероприятиях внеурочной деятельности. В каждом учебном году 4 мероприятия внеурочной деятельности проводятся на уровне образовательного учреждения. В учебно-тематическом плане эти мероприятия выделены жирным шрифтом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт общего образования

Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор  ___________________С.В. Жолован

«____»_______________2015   г.

« ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

Предметная  образовательная программа  внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности

для учащихся 5-6 классов

Авторский коллектив:

Данченко С.П., к.п.н , доцент

Мельникова Т.В., к.п.н., доцент

Шаров С.А., ст. преподаватель

Санкт-Петербург

2015 г.

Пояснительная записка

Актуальность

Современные образовательные стандарты в качестве цели образования полагают развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Поэтому условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимся, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

- развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность- это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии учащихся. Система внеурочной работы школы  формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

Внеурочная деятельность учащихся по основам безопасности жизнедеятельности, осуществляемая во второй половине дня, является составной частью Базисного учебного плана по ОБЖ. Использование внеурочной деятельности направлено на более полную реализацию требований федерального государственного стандарта (ФГОС) по предмету. В этом проявляется актуальность использования внеурочной деятельности учащихся.

Цель: способствовать реализации требований ФГОС по развитию личностных качеств учащихся, необходимых для повышения уровня защищенности и безопасности в повседневной жизни и в природных условиях.

Задачи

  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • Усвоение правил поведения на транспорте и на дорогах.
  • Привитие  навыков оказания первой помощи в различных жизненных ситуациях
  • Развитие коммуникативные качества личности для  ответственного и осознанного поведения во время экстремальных ситуаций.

Планируемые результаты

Личностными результатами являются:

  • развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от различных опасностей;
  • формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами являются:

  • умение анализировать причины возникновения опасных повседневных и природных ситуаций;
  • овладение навыками самостоятельно определять  цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в опасных ситуациях;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального  характера;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли.

Предметными результатами являются:

  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • знание основных опасных ситуаций природного и техногенного характера;
  • знание и умение применять правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • умение предвидеть опасные ситуации;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки;
  • умение участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;  
  • умение оказывать первую помощь пострадавшим.

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности рассчитана на учебный год. В учебном году на внеурочную деятельность отводится 34 часа в 5-х классах и 34 часа в 6-х классах. В среднем приходится одночасовое занятие в неделю. Однако, возможно проведение двухчасового занятия один раз в две недели, например, при проведении выездных, спортивных или иных мероприятий. Формы организации внеурочной деятельности, согласно концепции ФГОС общего образования, должны отличаться от урочной системы обучения. Основой внеурочных занятий являются экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, исследования и т.п. Допускается изменять наименование, содержание до восьми занятий внеурочной деятельностью в каждом классе.

Результативность

        Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия учащихся в мероприятиях, запланированных программой. В качестве средства накопления информации о результатах внеурочной деятельности учащихся целесообразно использовать портфолио. Портфолио представляет собой специально организованную подборку, демонстрирующую усилия, прогресс и достижения учащихся. Результатами внеурочной деятельности, которые влияют на итоговую отметку по ОБЖ за учебный год, являются грамоты, призовые места, дипломы и т. д., подтверждающие участие и достижения учащихся в различных мероприятиях внеурочной деятельности. В каждом учебном году 4 мероприятия внеурочной деятельности проводятся на уровне образовательного учреждения. В учебно-тематическом плане эти мероприятия выделены жирным шрифтом.

Учебно-тематический план, 5 класс


п/п

Наименование занятий, форма проведения

Ресурсы

Предполагаемый результат

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие,

(рассказ, беседа)

Личностный: готовность к саморазвитию;

Метапредметный: овладение умениями формулировать  личные понятия о безопасности;

Предметный: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях.

1

1

«Я не растеряюсь»

(игра)

Личностный: уверенность в разговоре  с незнакомыми людьми Метапредметный: развитие умения  выражать свои мысли и способность слушать собеседника; уверенность в разговоре  с незнакомыми людьми;

Предметный: умение предвидеть возникновение опасной ситуации.

1

1

Занимательная безопасность

(решение загадок, головоломок)

Личностный: развитие внимания и сообразительности

Метапредметный: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию;

Предметный: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях.

1

1

Собака – друг человека

(беседа, оформление фотовыставки,

опрос)

фото из интернета

Личностный: воспитание чувства ответственности перед теми, кто от нас зависит;

Метапредметный: выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

Предметный: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления.

2

2

Чтобы спас спасательный жилет

(практика надевания спасательного жилета) Посещение водно-спасательной станции

(экскурсия)

Интернет,

спасательный жилет Фотоаппарат

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; веры в свои силы и возможности;

Предметный: знания о средствах спасения на воде; изучение способов оказания помощи на водно-спасательной станции, освоение практических навыков надевания спасательного жилета.

1

1

Правила оказания первой помощи при различных видах повреждения (практика)

Аптечка

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

Предметный: знания о средствах и правилах оказания первой помощи при различных видах травм

1

1

2

Газ и все о нем

(групповая игра)

Игровой комплект «Все о газе»

Личностный: формирование потребности соблюдать нормы и правила безопасности жизнедеятельности;

Метапредметный: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию;

Предметный: расширение знаний о природном газе, умение планировать совместную деятельность.

2

2

Туши пожар, пока в беду не попал

(Игра, сочетающая теоретические и спортивные мероприятия)

Реквизит для проведения игры

Личностный: формирование потребности соблюдать нормы и правила безопасности жизнедеятельности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

Предметный: расширение знаний о способах тушения пожара; ознакомление с  профессией пожарного.

2

2

Пожарная эстафета

(эстафета)

Элементы полосы препятствий

Личностный: формирование потребности соблюдать нормы и правила безопасности жизнедеятельности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

Предметный: расширение знаний о способах тушения пожара; ознакомление с  профессией пожарного; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств; умения работать в команде.

1

1

Работа с огнетушителем

(практика)

Огнетушители порошковый, углекислотный без заряда

Личностный: формирование потребности соблюдать нормы и правила безопасности жизнедеятельности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

Предметный: расширение знаний о способах тушения пожара; практические навыки работы с огнетушителем.

1

1

День пожарной безопасности

(викторина)

Личностный: формирование потребности соблюдать нормы и правила безопасности жизнедеятельности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

Предметный: умение использовать знания по пожарной безопасности.

1

1

Посещение пожарной части (пожарного музея)

(экскурсия с элементами практики)

Фотоаппарат

Личностный: формирование потребности соблюдать нормы и правила безопасности жизнедеятельности;

Метапредметный: овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

Предметный: расширение представления о профессии пожарного.

тренировка в экипировке пожарного; преодоление элементов полосы препятствий

2

2

«Колесо безопасности» (конкурс-соревнование)

Личностный: формирование потребности соблюдать нормы и правила безопасности жизнедеятельности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

Предметный: умение использовать знания по пожарной безопасности; самооценка результата участия.

1

1

Дорожный марафон

(игра-соревнование)

Личностный: формирование потребности соблюдать нормы и правила безопасности жизнедеятельности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

Предметный: умение использовать знания по пожарной безопасности; самооценка результата участия.

1

1

«Съедобное-несъедобное»

(подвижная игра)

Волейбольные мячи по количеству групп

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Предметный: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств; умения работать в команде.

1

1

«Не игра»

(компьютерная игра)

Компьютер с установленной игрой

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию;

Предметный: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; тренинг действий пешехода с соблюдением ПДД; компьютерная грамотность.

2

2

Театр «Дорожная безопасность»

(театрализованное представление)

Сценарий театрализованного представления

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умений взаимодействовать с окружающими;

Предметный: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций; умение с художественной точки  соблюдать правила дорожной безопасности; умения работать в команде.

2

2

«Велофигурка»

(спортивное соревнование)

Велосипед, оборудование для велофигурки

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умений взаимодействовать с окружающими;

Предметный: развитие умения езды на велосипеде через препятствия; умения применять полученные теоретические знания на практике.

2

2

Интернет о дорожной безопасности

(компьютерная игра)

Компьютер с установленной игрой «Дорога в школу»

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умений взаимодействовать с окружающими;

Предметный: умения применять полученные теоретические знания на практике; развитие компьютерной грамотности; формирование законопослушного поведения на дорогах

1

1

Лото по ОБЖ

(игра)

Карточки-реквизит

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию;

Предметный: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; компьютерная грамотность.

1

1

Здоров будешь – все

добудешь

(конкурс)

Карточки для этапов конкурса

Личностный: формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни,;

Метапредметный: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию;

Предметный: знания о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; понимание ценности здоровья, развитие умения взаимодействовать в команде

2

2

Рисунки к Дню защиты детей

 (конкурс)

Бумага, краски, кисточки

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию; развитие умения выражать свои мысли;

Предметный: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; развитие чувства принадлежности к  команде, умение работать в группе.

1

1

С противогазом на «ты»

(практическое занятие)

Гражданский противогаз, секундомер

Личностный: формирование потребности соблюдать нормы и правила безопасности жизнедеятельности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

Предметный: расширение знаний о способах тушения пожара; практические навыки работы с  противогазом.

1

1

Нужна помощь

(викторина)

Интернет ресурс

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию;

Предметный: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; умение работать в команде; формирование внимания и сообразительности.

1

1

Заключительное занятие (рефлексия, оценивание достижений)

Портфолио достижений учащихся

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию; развитие умения выражать свои мысли;

Предметный: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;  умение работать в группе; умение оценивать результаты своей деятельности.

1

1

Итого

3

31

34

Содержание программы

1.Вводное занятие (1 час)

        Представление учащимся пятого класса программы их деятельности во внеурочное время в течение учебного года.

2. «Я не растеряюсь» (1 час)

        Разыгрывание ролевых ситуаций, если один дома: за дверью незнакомец; звонок по телефону незнакомца, в квартире коммунальная авария, возник пожар, объявили об эвакуации…

3. Занимательная безопасность (1 час)

        Решение загадок, головоломок, заданий по тематике ОБЖ, требующих проявить внимание и сообразительность.

4. Собака – друг человека (2 часа)

        Какая порода собак лучше? Поиск информации в интернете о различных породах собак. Обсуждение достоинств каждой породы. Оформление фотовыставки «Породы собак». Проведение опроса, каким породам собак отдается предпочтение.   Беседа по обмену опытом содержания собак: как вести себя при встрече с незнакомой собакой, как предвидеть поведение собаки, как действовать, если собака настроена агрессивно?

5. Чтобы спас спасательный жилет Посещение водно-спасательной станции (1час)

        Просмотр видеосюжета из интернета «Как правильно надеть спасательный жилет?» [19]. Виды спасательных жилетов, их комплектация. Как действовать, чтобы уменьшить потери тепла при нахождении в воде. Практика надевания спасательного жилета. Знакомство с работой спасателей и их оснащением и снаряжением. Демонстрация и возможное пользование средствами спасения на воде: конец Александрова, спасательный круг, акваланг и др. По итогам экскурсии оформление фотогазеты.

6. Правила оказания первой помощи при различных видах повреждений (2 часа)

        Знакомство с содержанием аптечки. Алгоритм оказания первой помощи при ссадинах, кровотечениях, ушибах. Практическое занятие.

7. Газ и все о нем (2 часа)

        Групповая обучающая игра. Рекомендована Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга для активного закрепления знаний по программе ОБЖ.

8. Туши пожар, пока в беду не попал (2 часа)

        Игра по теме пожарной безопасности. Учащиеся с преподавателем подготавливают необходимый реквизит. Игра сочетает в себе теоретические этапы и спортивные эстафеты. За основу можно взять игру-конкурс «Туши пожар, пока в беду не попал». [1, с. 36]

За две недели до конкурса необходимо разделить участников на команды, которые должны выбрать себе капитана, название и девиз. Каждой команде предлагается нарисовать несколько знаков на тему пожарной безопасности: «Окурки не бросать», «Не вешать белье над плитой», «Огнетушитель» и т.д.

После представления команд проходит интеллектуальная разминка. В течение одной минуты каждой команде загадывают по 4 загадки, потом в течение 1 минуты задают по два вопроса. За каждый правильный ответ присуждается  1 балл.

Затем для участников предлагается эстафета, включающая в себя ряд заданий «Пожарная каска», «Тушение пожара», «Препятствие», «Пострадавший».

За каждое правильно выполненное задание команде присуждается 1 балл.

Последним проводится конкурс капитанов. Предлагается по очереди дать правильное объяснение пословицам и поговоркам.

9. Пожарная эстафета(1 час)

        Проводится в спортивном зале, или на пришкольной спортивной площадке. Эстафета включает 8 этапов, на каждом из которых моделируются действия по ликвидации пожара или спасению от поражающих факторов.

10.  Работа с огнетушителем (1 час)

        Практика отработки алгоритма пользования огнетушителем. В качестве моделей огнетушителей используются корпуса огнетушителей не заполненные тушащим веществом. Перед практикой посмотреть порядок действий по использованию наиболее распространенных типов огнетушителей можно в видеосюжете «Навыки работы с огнетушителем». [12]

11. День пожарной безопасности(1 час)

        Викторина, посвященная Дню пожарной безопасности (29 апреля). В викторине сначала нужно ответить на вопросы и отметить нужные буквы. Затем определить, что за слова изображены рядом с вопросами, и расставить их в алфавитном порядке. Тогда отгаданные буквы, соответствующие эти словам, составят ключевое слово. Содержание викторины опубликовано в журнале «Костер». [4]

12. Посещение пожарной части (пожарного музея) (2 часа)

        Экскурсия для знакомства с работой пожарных. Тренировка в надевании «боевок» - одежды пожарных, преодоление полосы препятствий: забор, бревно, развертывание пожарного рукава. Выпуск фотогазеты.

13. «Колесо безопасности»(1 час)

        Конкурс-соревнование, посвященный различным аспектам безопасности. В основу взято внеклассное мероприятие «Дорожно-транспортная безопасность», состоящее из 5 ситуационных задач. [3, с.28]

14. Дорожный марафон (1 час)

        Игра-соревнование на закрепление знаний правил дорожного движения. За основу  взята обучающая игра [1, с. 107], состоящая из шести этапов.

Имеется игровое поле, состоящее из 6 секторов: «Дорожный лабиринт», «Площадь ребусов», «Песенная остановка», «Загадочный знак», «Найди порядок» , «Черный ящик».

Участники игры, вбрасывая кубик, определяют сектор и отвечают на вопросы, отгадывают загадки, читают стихи и поют песни.

15. «Съедобное-несъедобное» (1 час)

        Игра на спортивной площадке или в спортивном зале, для развития умения контролировать свое поведение на дороге. Ученики строятся в группы по 4-5 человек. В каждой группе определяют ведущего. Ведущий называет предмет (существительное) и бросает по очереди мяч каждому из учеников. При этом, если предмет съедобный, ученик должен поймать мяч, если нет, то откинуть. Можно усложнить игру, разбивая предметы на «живое-неживое», «связанное с дорогой-и не связанное».

16. «Не игра»(2 часа)

        Компьютерная игра, в ходе которой ученик выходит из дома в школу. Он должен пройти в школу по улицам города, соблюдая ПДД и успеть к началу занятий.

17. Театр «Дорожная безопасность» (2 часа)

        Подготовка сценки по правилам дорожного движения. Выступление перед учащимися начальной школы.

18. «Велофигурка» (2 часа)

        Фигурная езда на велосипеде на пришкольной территории. Велофигуры, которые необходимо преодолеть, выбираются аналогично как во всероссийских соревнованиях «Безопасное колесо».

19. Интернет о дорожной безопасности(1 час)

Смотреть мультфильм о необходимости пользования детским удерживающим устройством.

Мультимедийная игра «Дорога в школу».[20]

20. Лото по ОБЖ (1 час)

        Игра в лото с использованием пронумерованных карточек с вопросами и карточек с рисунками. Ведущий зачитывает вопрос на карточке, не называя ее номер. Игроки должны определить номер карточки с соответствующим рисунком, рассказать первоочередные действия в данной ситуации. За основу игры взята разработка (6, с.17)

21. Здоров будешь – все добудешь (2 часа)

        Конкурс на тему здорового образа жизни. За основу конкурса предлагается коллективное творческое дело. [1, с. 57]

В классе стоят 5 рабочих столов для пяти команд. К каждой команде присоединяются по 2 старшеклассника, которые помогают участникам соревнования. Имеется жюри, которое дает оценку командам, подводит итоги и награждает победителей.

Команды участвуют в следующих конкурсах:   «Девиз»,  «Синонимы», «Частокол», «Походка спортсмена», «»Здоровому все здорово», «Дорожный знак», «Сила духа», «Блицтурнир», «Здоровье».

22. Рисунки ко Дню защиты детей(1 час)

        День защиты детей или Неделя защиты детей включают различные мероприятия. Среди мероприятий Дня или Недели возможно проведение конкурса рисунков по безопасности. Тематику рисунков выбирает учитель ОБЖ. Лучшие рисунки представляются на школьную выставку рисунков.

23. С противогазом на «ты» (1 час)

        Практика подбора размера противогаза. Надевание противогаза. Выполнение норматива «Надевание противогаза».

24. Нужна помощь(1 час)

        Викторина о здоровье и здоровом образе жизни. Состоит из шести ситуативных задач. За основу взят материал. [3, с.. 25]

25. Заключительное занятие(1 час)

        Подведение итогов внеурочной деятельности за учебный год. Рефлексия учеников по отношению к занятиям внеурочной деятельностью, предложения по ее корректировке. Самооценка и взаимооценка достижений учащихся в соответствии с критериями

Учебно-тематический план, 6 класс


п/п

Наименование занятий, форма проведения

Ресурсы

Предполагаемый результат

Количество

 часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Личностный: готовность к саморазвитию;

Метапредметный: овладение умениями формулировать  личные понятия о безопасности;

Предметный: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях.

1

1

Строим временное жилище

(практическая работа)

Древесные заготовки, нитки, клей, скотч

Личностный: формирование потребности соблюдать нормы и правила безопасности жизнедеятельности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

Предметный: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; развитие чувства принадлежности к  команде, умение работать в группе

2

2

«Безопасность в природных условиях» (викторина)

Компьютер с выходом в интернет

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умений взаимодействовать с окружающими;

Предметный: умения применять полученные теоретические знания на практике; развитие компьютерной грамотности.

2

2

Добывание огня без спичек

(практическая работа)

Заготовки для изготовления приспособлений добычи огня без спичек

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Предметный: умения применять полученные теоретические знания на практике; умение реализовать замысел в изделие, формирование понимания о проблемах добывания огня без спичек.

2

2

Ориентирование

(соревнование)

Компас, карточки-задания

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Предметный: умения применять полученные теоретические знания на практике; формирование умения ориентироваться, умения работать в команде.

1

1

Подготовка и участие в школьном туре олимпиады по ОБЖ(олимпиада)

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию;

Предметный: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; умение работать в команде; формирование внимания и сообразительности.

2

2

Туристский поход в пригородную лесную зону

Личное и групповое снаряжение

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Предметный: умения применять полученные теоретические знания на практике; умение оказывать помощь,  осознавать принадлежность к коллективу.

4

4

Туристская полоса препятствий

Элементы полосы препятствий

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Предметный: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств; умения работать в команде.

2

2

Лото по ОБЖ

(игра)

Карточки лото из интернета

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию;

Предметный: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; умение работать в команде; формирование внимания и сообразительности.

1

1

Правила оказания первой помощи (практическое занятие)

Аптечка

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию;

Предметный: знания о правилах оказания первой помощи; умение оказать помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах.

1

1

2

Последний герой

(игра на местности)

Предметы для конкурсов, схемы маршрутов

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Предметный: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств; умения работать в команде.

1

1

Сильные, смелые, ловкие, умелые

(игра для мальчиков)

Оборудование этапов

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Предметный: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств; умения работать в команде.

1

1

Турнир спасателей

(театрализованный турнир-игра)

Сценарий игры для ведущего

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Предметный: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств; умения работать в команде.

1

1

«Путешественники»

(КВН)

Задания для команд

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию;

Предметный: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; умение работать в команде; формирование внимания и сообразительности.

2

2

Игры на местности

(игра)

Реквизит к играм

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Предметный: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств; умения работать в команде.

2

2

«Безопасное колесо»

(соревнование)

Велосипед, элементы велофигурки

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умений взаимодействовать с окружающими;

Предметный: развитие умения езды на велосипеде через препятствия; умения применять полученные теоретические знания на практике.

2

2

Туристские узлы

(практика)

Отрезки веревок

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Предметный: умения применять полученные теоретические знания на практике; формирование умения и применения веревочных узлов

1

2

3

Лекарственные растения

(игра)

Карточки с изображениями лекарственных растений

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Предметный: умения применять полученные теоретические знания на практике; закрепление знаний о лекарственных растениях, развитие сообразительности.

2

2

Итоговое занятие

Портфолио достижений учащихся

Личностный: воспитание ответственного отношения к собственной безопасности;

Метапредметный: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию; развитие умения выражать свои мысли;

Предметный: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;  умение работать в группе; умение оценивать результаты своей деятельности.

1

1

Итого

6

28

34

Содержание программы

  1. Вводное занятие (1 час)

Представление учащимся шестого класса программы их деятельности во внеурочное время в течение учебного года.

  1. Строим временное жилище (2 часа)

Заготовка материала для изготовления макетов временных укрытий. Изготовление макетов временных укрытий в качестве наглядных пособий.

  1. Викторина «Безопасность в природных условиях» (2 часа)

Он-лайн викторина по сценарию телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером» на знание природных опасностей [17].

  1. Добывание огня без спичек(1 час)

Изготовление приспособлений для добывания огня без спичек трением,  ударением кремня о кресало, с помощью лупы. Освоение алгоритмов добывания огня без спичек различными способами.

  1. Ориентирование(1 час)

Занятие предназначено для получения практических навыков пользования компасом. Участники получают задание на карточке, подготовленное учителем, на прохождение маршрута по заданным азимутам на определенное расстояние. На маршрут выходят поочередно пары учеников.

  1. Подготовка и участие в школьном туре олимпиады по ОБЖ (2 час)

  1. Туристский поход в пригородную лесную зону (4 часа)

Пеший туристский поход

  1. Туристская полоса препятствий (2 часа)

Соревнования проводятся или на местности, или в спортивном зале, исходя из возможностей материального обеспечения.

  1. Лото по ОБЖ (1 час)

Игра в лото по теме «Автономное существование человека в природных условиях» с использованием пронумерованных карточек с вопросами и карточек с рисунками. Ведущий зачитывает вопрос на карточке, не называя ее номер. Игроки должны определить номер карточки с соответствующим рисунком, рассказать первоочередные действия в данной ситуации. За основу игры взята разработка. [2, стр.23]

  1. Правила оказания первой помощи (2 часа)

        Ребятам предлагаются различные ситуации, в которых требуется оказать первую помощь пострадавшему. Для оказания первой помощи используется содержимое аптечки

  1. Последний герой (1 час)

Игра по тактике выживания в природных условиях автономного существования. Состоит из четырех этапов. Команды проходят по заранее подготовленным схемам маршрутов и выполняют задания: «Определи маршрут», «Носимый аварийный запас», «Организация аварийного лагеря», «Разжигание костра». За основу  взят материал [1, стр. 129]

  1. Сильные, смелые, ловкие, умелые (1 час)

        Игра для мальчиков. Создаются две команды. Девочки участвуют в подготовке и организации конкурсов и в судействе. Команды проходят два этапа: спортивный и интеллектуальный. На этих этапах команды участвуют в четырех конкурсах: «Ориентировка», «Болото», «Эрудит», «Блеф-клуб». За основу  взят материал [1, стр. 132]

  1. Турнир спасателей (1 час)

Театрализованный турнир-игра, где количество участников не ограничено. Участники участвуют в четырех турнира: «Тушение пожара», «Экипировка спасателей», «Эвакуация пострадавших», «Дама сердца».  За основу взят материал [1, стр. 135]. Один час необходим на подготовку к турниру. Второй час – непосредственно проведение турнира.

  1. «Путешественники» (2 час)

Участвуют две команды. Соревнование в виде КВН. Тема КВН «Автономное существование человека в природных условиях». Команды выполняют 10 заданий. По итогам жюри подводит итоги. За основу взят материал. [2, стр. 20]

Один час необходим на подготовку к КВН. Второй час – непосредственно проведение КВН.

  1. Игры на местности (2 часа)

Игры проводятся на пришкольном участке или в ближайшей лесопарковой зоне. Игры: «Салки в лесу», «Погоня за лисицей»,  «Кто первый?»,  «Найти предмет», «Соревнование топографов», «Параллельный маршрут». Описание предлагаемых игр по  ОБЖ [1, стр.144]

  1. «Безопасное колесо» (2 часа)

Участники соревнуются в фигурной езде на велосипеде на пришкольной территории. Велофигурки, которые необходимо преодолеть, выбираются аналогично фигуркам на всероссийских соревнованиях «Безопасное колесо». Победитель определяется по наименьшему времени преодоления велофигурок с учетом допущенных при этом ошибок.

  1. Туристские узлы (3 часа)

Изучаются туристские веревочные узлы, которые используются в игре «Зарница» или в Олимпиаде по ОБЖ. Теорию вязания и использования узлов учитель показывает в течение первого часа. Затем учащиеся под руководством учителя осваивают приемы вязания узлов и рассказывают об их применении. Количество узлов не превышает десяти.

  1. Лекарственные растения (2 час)

Для проведения игрового занятия используются: а) карточки с изображением изучаемых лекарственных растений; б) карточки в виде домино. В первый час учащиеся подготавливают карточки с изображениями лекарственных растений своей местности. Под руководством учителя ученики готовят карточки в виде домино. Второй час – непосредственно проводится игра.

  1. Итоговое занятие (1 час)

Подведение итогов внеурочной деятельности за учебный год. Рефлексия учеников по отношению к занятиям внеурочной деятельностью, предложения по ее корректировке. Самооценка и взаимооценка достижений учащихся в соответствии с критериями.

Перечень контрольных испытаний (работ)

В соответствии с Концепцией ФГОС личностные характеристики учащихся, а также результаты, касающиеся поддержания и укрепления здоровья, освоения навыков безопасного поведения учащихся не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации учащихся. Поэтому программа внеурочной деятельности учащихся по ОБЖ не содержит контрольных испытаний, проверяющих уровень освоения учащимися вопросов состояния здоровья и безопасности. Тем не менее, в процессе внеурочной деятельности производится мониторинг достижений учащихся, полученных ими в процессе участия в различных формах проводимых занятий, что фиксируется в портфолио личных достижений.

Методическое обеспечение программы

        Для занятий учащихся внеурочной деятельностью необходимо придерживаться принципа добровольности. Для того, чтобы у учащихся возникла мотивация к занятиям, учитель объясняет, что результаты внеурочной деятельности будут учитываться при выставлении итоговой отметки по ОБЖ за год.        Подготовку к внеурочным занятиям учитель должен по возможности проводить совместно с учениками, что повышает заинтересованность ребят к пользованию материалами, реквизитом при проведении мероприятий. Допускается частично изменять сценарии мероприятий, на которые имеются ссылки в источниках информации. При этом не допускается изменять общее количество часов, предусмотренное для их проведения.  По возможности спортивные и туристские мероприятия проводить совместно с учителем физкультуры, с инструкторами системы дополнительного образования. При проведении выездных мероприятий: экскурсий, походов необходимо обязательно ставить в известность администрацию и соблюдать все необходимые меры безопасности.

Весь дидактический и ресурсный материал указан в соответствующих источниках информации.

Источники информации

  1. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2003
  2. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2005.
  4. Журнал «Костер»: №8, 2004 г; .№4, 2006 г.
  5. Сборник заданий по подготовке к олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасная школа».: Аничков Дворец, 2014
  6. Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации. 5-11 классы / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев и др.; Под общ. ред. А.Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с. - (Академический школьный учебник).
  7. Смирнов А.Т., Маслов А.Г., Хренников Б.О.: Основы безопасности Жизнедеятельности. 5-6 класс. Тестовый контроль. Пособие для учителей, Просвещение, 2013
  8. Шинкарчук С.А. : Правила пожарной безопасности для школьников. Издательство Литера, 2011
  9. Маслов А.Г., Латчук В.Н., Кузнецов М.И. «Основы безопасности жизнедеятельности». 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, изд-во Дрофа, 2014
  10. Маслов А.Г., Латчук В.Н., Кузнецов М.И. «Основы безопасности жизнедеятельности».5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, изд-во Дрофа,2014
  11. nsportal.ruШколаФизкультура и спорт…-prikladnaya-estafeta
  12. Навыки работы с огнетушителем  www.youtube.com
  13.  Внеклассное мероприятие..nsportal.ru…zhiznedeyatelnosti…vneklassnoe…koleso
  14.  fcp-pbdd.ruДетям
  15. Материал по ОБЖ (5 класс) на тему: Викторина по ОБЖ...  
  16. nsportal.ruШколаОБЖ…/viktorina-po-obzh…
  17. ...для 6 класса (обж) дидактическая интеллектуальная игра...  vneuroka.ruОбж
  18. Мультик ПДД - YouTube  youtube.comVideo?v=wXVJSsru.
  19. ГАЛИЛЕО сюжет о спасательных жилетах и кругах ОПЫТ.avi  www.youtube.com
  20. klass39.ruИгра Дорога в школу



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов

Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень)В настоящий момент с появлением совместноых предприят...

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов "Традиции и обряды русского народа: начало начал"

Изучение программы курса "Традиции и обряды русского народа: начало начал" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, тра...

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов "Создание альманаха" (по ФГОС).

Данная программа является универсальной. Она может стать основой для создания книг различной тематики. Составлена совместно с учителем информатики Колосовой Т.В....

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов

Добрый день уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию разработанную мной программу "Твоя территория".Программа представляет собой работу детей в собственном пресс - центре образовательног...

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов "Успешное общение"

Программа составлена с целью помощи учащимся 5-х классов в период адаптации в среднем звене школы....