"Создание ситуации успеха на занятиях"
статья

Сыркашева Ольга Николаевна

«Успех - это умение двигаться, не теряя энтузиазма».

Уинстон Черчилль.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_situatsii_uspeha_na_zanyatiyah.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Городской дворец детского (юношеского) творчества

им. Н.К. Крупской»

Статья

«Создание ситуации успеха на занятиях»

Выполнила:

педагог  МХС «ВИТА»

Сыркашева О.Н.

Новокузнецк 2022

«Успех - это умение двигаться, не теряя энтузиазма».

Уинстон Черчилль.

          Когда-то еще Сухомлинский говорил – успех в занятиях - это единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

          Согласитесь, что желание учиться у детей все меньше и меньше. Поэтому роль педагога важна в создании ситуации успеха. Что же для меня, как педагога успех? Успех – значит вовремя успеть, помочь ребенку поверить в себя  в свои силы. Чтобы научиться преодолевать трудности и получать радость познания необходимо долго и кропотливо работать. Чем мы с Вами и занимаемся. Ведь учитель – это труженик, потому что наш труд каждодневный.

Какие задачи я ставлю перед собой:

1)Дать возможность пережить радость достижения.

2)Осознать свои способности и поверить в себя, т.е.  создать ситуацию успеха, которая помогает снять неуверенность, преодолеть  пассивность в обучении.

        Сегодня я расскажу о некоторых методах и приёмах формировании ситуации успеха в педагогической практике.

Наверное, нет ни одного учителя, который бы не задумывался над следующими вопросами:

·         Готовы ли мы, педагоги, работать так, чтобы не навредить ребенку?

·         Как сделать обучение интересным?

·         Какова роль ситуации успеха?

·         Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха?

·         Если знаем, то, как часто применяем их на практике?

Что такое успех и зачем он нужен на занятии

Вначале давайте разберёмся с понятиями:

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.

Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех.

Ситуация успеха - это переживание субъектов своих личных достижений.

Методы и приёмы создания ситуации успеха

Методика «Настроение» (С каким настроением начато занятие, с таким продолжится)

Первый метод

1)    Определение настроения

На наглядном материале изображено солнце,  приходя на занятия, дети самостоятельно выбирают луч солнца. Анализируя цветную гамму, преподаватель может сделать вывод об эмоциональном состоянии учащихся.

Интерпретация цвета:

Красный цвет: означает агрессивность, спонтанную активность, критическое отношение к себе.

Желтый цвет : солнечное настроение, потребность в активности, самоутверждении, удовлетворенность своими успехами.

Розовый цвет:  спокойное ровное настроение.

          Авансирование успешного результата

  Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

"У тебя обязательно получится".

"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим мы часто сталкиваемся с другой проблемой  - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, которую мы создаём, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

Оценка – не отметка.

Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Кредит доверия.

В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

        Во время занятия важно вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к данной теме. Я это делаю через признание личности  школьника, опираюсь на его жизненный опыт.

– Что же ты уже знаешь об этом?

–Вот видишь, в твоей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

·         Прием "Эврикаиспользую на занятиях,  где необходимо самим вывести и сформулировать план работы. Суть его в том, что преподаватель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу.

·         Прием «Коллективная похвала»

Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка любому слушателю.

успехов.

2. Метод групповой работы.

Ситуации успеха – это мотивация «Зачем? Ради чего?»

Используем ситуацию успеха во время групповой работы на классных часах. Секрет мотивации, слабо- успевающего ребенка  – это чувства ответственности  и долга не подвести команду и выполнить работу правильно.

Групповая работа – это часто используемый метод в практике педагога. Но с разными подходами. Часто включаю в группу детей  с разными возможностями. Но успех в группе будет зависеть от работы каждого члена группы. Это помогает:

Подтянуть  слабых учеников до уровня средних и сильных учащихся. Мотивирую тем ,что результат зависит от участия каждого.

Задание выполнено посмотрим как они справились  с заданием.

- Могла ли быть выполнена работа без кого из вас?

Какой вывод мы можем сделать? (роль каждого ученика была важна в совместной работе) так как я  раздала каждому кусочек пазла, или “Музыкальное домино”

Переживание учеником ситуации успеха:

·         повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

·         стимулирует к высокой результативности труда;

·         корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

·         развивает инициативность, креативность, активность;

·         поддерживает благоприятный психологический климат

3) Метод: хорошо справились с работой. Молодец! Это еще один метод которым я  часто пользуюсь для создания успеха на занятии.

        

 Мой метод это похвала. Я, преподаватель который хвалит ребенка за хорошо проделанную работу. Тем самым рушу все преграды и барьеры, которые ребенок выстроил своей неуверенностью и страхом перед заданием. Если учитель будет ругать ребенка и повышать голос, критиковать, то не добьется успеха. Максимально положительная обстановка в классе! Ребенок должен работать спокойно и если допустил ошибку помочь ему исправить ее. 

·         Конечно, я провела опрос среди своих учеников. Вопросы состояли следующего характера:

·         1)Я хочу заниматься лучше когда  …..

·         2)У меня не  получается если….

·         3)Я чувствую себя уверенно, когда учитель …..

·         Одна из моих учениц, Калеменева Анастасия, ответила : Я чувствую себя  уверенно, когда Ольга Николаевна помогает мне, поддерживает меня, хвалит и мне хочется летать, как птица.

·         В заключении хочется сказать, что дети – это будущее нашей страны: и экономическое, и интеллектуальное, и инновационное. Поэтому мы все должны понимать важность ситуации на занятии «Создании ситуации успеха». Каждый ребенок должен найти свой путь, а учитель как главный путеводитель должен помочь учащимся найти свой путь к успеху. Мы, педагоги должны применять методы и приемы в своей работе, только тогда наше будущее поколение будет успешное, раскрепощенное, умное и творческое.

·         А свою статью хочу завершить тем, что я горжусь – успехами моих учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Создание ситуации успеха на занятиях в объединении «Художественное конструирование»

Создание ситуации успеха - одно из условий гуманизации процесса обучения. Важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха»....

Формирование социальной одаренности обучающихся через создание ситуации успеха на занятии

Беляк Наталия Владимировна,МБОУ ДОД Центр детского творчества МО г. Саяногорск Социум и ребенок, как много вопросов вызывает этот тандем. Насколько успешной будет социализация подрастающего...

Обеспечение условий для социализации личности учащегося посредством создания ситуаций успеха на логопедических занятиях

В статье рассказывается о нарушениях, которые присутствуют у детей с дефектами речи и о том, что коррекционную работу необходимо проводить комплексно...

Деловая игра для педагогов дополнительного образования "Педагогические приемы создания ситуации успеха на занятиях объединений как реализация принципа опоры на положительное в человеке"

Цель - содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе приемов и методов создания ситуации успеха на занятиях, как одного из условий реализации принципа опоры на положител...

Создание ситуации успеха на занятиях

Создание ситуации успеха на занятиях...

Деловая игра«Педагогические приёмы создания ситуации успеха на занятиях объединений как один из факторов успешного освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы»

Деловая игра состоит  из серии индивидуальных  и групповых заданий, в ходе которых участники практически отрабатывают навыки создания ситуаций успеха на занятиях творческого объединения....

Работа педагога дополнительного образования по созданию ситуации успеха на занятии

Выступление на районном методическом объединении по теме "Создание ситуации успеха каждого ребенка на занятиях в дополнительном образовании"...