Создание ситуации успеха на занятиях
статья

Масленкина Светлана Александровна

Создание ситуации успеха на занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_situatsii_uspeha_na_zanyatiyah.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха на занятиях.

(Масленкина С.А.)

Принцип обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития личности студента. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к учению, труду, т.е. способствует эффективности обучения.

Об огромном значении успеха в жизни людей говорили многие философы и педагоги. Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ребенок должен быть убежден что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью, с подачи учителя…радость успеха может померкнуть».

По результатам проведенного опроса наших студентов 1 курса на начало учебного года, студенты пришли к нам в колледж  с целью учится, получать новые знания и будущую профессию.  Однако, надо отметить, что уже ко второму-третьему курсу интерес студентов к учебе падает, а следовательно и возникают проблемы: непосещение занятий, низкая успеваемость, нежелание учится. И в данной ситуации нам, педагогам, необходимо серьезно задуматься.

Если студент теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и нас, педагогов, и наши методы обучения.

Известен афоризм:

«Счастливого человека может воспитать только счастливый человек» или «Успех студенту создает преподаватель, который сам переживает радость успеха».

С самого начала обучения для создания мотивации у студентов главное – осознание своей успешности на каждом этапе деятельности. Если студент знает, что он успешен, у него появляется желание еще больше продвинуться. Очень многое зависит от педагога, который должен поставить студента в ситуацию успеха. Но как осуществить это на практике?

Существует много способов поддержать студента во время занятия. На мой взгляд, все начинается с благоприятного психологического климата занятия. Студент должен себя почувствовать комфортно с самого начала занятия!!!

Гуманное проявление современного занятия можно наблюдать в самом его начале: преподаватель обращает со студентами с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодиться не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Преподаватель с первых минут стремиться обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на занятии создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение, т.е. на успех.

Важно отметить, что в центре внимания на современном занятии находится учащийся. Его личность, происходит  очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализация их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся  радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.

Далее двигаясь по этапам занятия важно отметить такой этап как «постановка целей и задач занятия». Важно объяснить, для чего надо знать тему и преподнести это так, что бы им самим захотелось ее изучать.

Важен также такой метод как» Авансирование успешного результата. Это помогает выразить свою твёрдую убеждённость в том, что его учащийся обязательно справится с поставленной задачей. Что в свою очередь внушает учащемуся уверенность в свои силы и возможности. При этом мы говорим: “У вас обязательно получиться”, “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”, «Эта тема не простая, но я не сомневаюсь, что вы справитесь», «У вас все получиться, я уверена».

Следующий этап – это закрепление пройденного материала, что подразумевает часто проверку домашнего задания. К сожалению,  надо констатировать, что большинство наших студентов не готовят домашнее задание. И выявив не подготовку, преподаватель ставит «2»,а то и повышает голос, высказывает недовольство студентами и тем самым отбивает дальнейшее желание их что – либо делать. Поэтому, можно наблюдать, частую ситуацию, что после таких ситуаций студент начинает заниматься своими делами: слушать музыку, рисовать, играть в мобильном телефоне и т.д. и потом уже ни на какие призывы преподавателя он реагировать не станет.

Поэтому выход, на мой взгляд, следующий.

Выход, казалось бы, напрашивается сам собой: не задавать д/з, таким образом, не провоцировать конфликты со студентом. Возможно, это и есть один из выходов. Необходимо делать всю работу на занятии. Я часто говорю своим студентам, что если мы поработаем плодотворно на занятии, тогда не будет дом. задание. Кстати, это часто срабатывает!!! В качестве дом. задания можно лишь рекомендовать материал для закрепления и поощрять его выполнение (так, чтобы и другим в след. раз захотелось его выполнить и быть отмеченным).

А также, необходимо, преподавателю придумывать дом. задание (подбирать интересные задания), чтобы студентам и самим захотелось их выполнить.

Например, на занятиях иностранного языка это может быть: создание кроссвордов, создание желаемого маршрута посещения страны изучаемого языка, подготовка экскурсии для студентов по достопримечательностям и др.

 Далее, часто идет объяснения нового материала. Сегодня студент не будет слушать внимательно преподавателя, если материал преподносится скучно ( запись конспекта, объяснение на пальцах, нет примеров из жизни и т.д)

В современном занятии ценятся методы развития познавательного интереса, опирающиеся на неожиданность, парадоксальность, занимательность; создание ситуации новизны, ситуации успеха, т.е. всё, что мотивирует интерес к учению.

Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, творческие задания, учебные  дискуссии, создание проблемных ситуаций, одобрение, поддержка.

Объяснение нового материала сегодня должно быть ярким, доступным, с  применением различных аудио-видео материалов, ТСО.

Что касается меня, я всегда стараюсь”открыть’’ для себя особенности каждого студента, чтобы подстроить курс под его способности о потребности. При этом я ставлю задачу превратить изучение языка в увлекательное путешествие с забавными шутками, скороговорками, знакомством с интересными страноведческими фактами.

На своих занятиях я стараюсь избегать публичного индивидуального опроса, особенно слабых студентов. Я считаю, что созданию ситуации успеха способствует использование коллективных форм обучения. Учащиеся нередко чувствуют неуверенность в собственных силах (особенно на занятиях иностранного языка).Выполняя же работу в паре, в группе, учащиеся получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в занятие коллективных форм обучения позволяет оживить занятие, преподаватель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей студентов.

Создавая ситуацию успеха на своих занятиях, я также стараюсь учитывать индивидуальные особенности студентов, а также их настроение, уровень работоспособности.

Для создания ситуации успеха на занятиях очень эффективна, на мой взгляд, педагогика сотрудничества. Основными положениями педагогики сотрудничества являются: 1) отношение к учению, как творческому взаимодействию преподавателя и студента, 2) обучение без принуждения. Когда  студент работает систематически, каждый день, не боясь, что его вызовут и спросят, он больше не числится в отстающих. Это так воодушевляет учащихся, что дальнейшая работа в атмосфере успеха не представляет особого труда. Успех учащихся зависит, частности, от повторения. Сверхмногократное повторение с включением  трёх видов памяти – зрительной, слуховой и моторной – приводит к тому , что, хочет студент того или нет, но он всё равно будет знать и уметь всё, что требуется.

Важно отметить, что одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех становится источником внутренних сил учащегося, рождающим энергию для преодоления трудностей. Учащиеся обретают уверенность в себе, испытывают внутреннее удовлетворение. На основании этого можно сделать  вывод: УСПЕХ В УЧЁБЕ – ЗАВТРАШНИЙ УСПЕХ В ЖИЗНИ!!! (В.М. Коврига)

Если мы будем всё это учитывать в своей работе со студентами, то наши студенты будут успешны и в учёбе и в жизни. А успехи наших студентов – для нас лучшая награда и успех.

А в завершении, мне бы хотелось привести результаты анкетирования среди наших студентов 1-4 курсов: Я чувствую себя комфортно на занятии когда, …..

  • Меня не вызывают к доске;
  • Меня не спрашивают;
  • В аудитории тихо и хорошая обстановка;
  • Разговариваю с преподавателем на равных языках;
  • Я выспался и не голоден;
  • Я понимаю темы, которую объясняют;
  • Преподаватель доброжелателен к студентам;
  • Интересно на занятии;
  • Нет контрольных.

Я БЫ ХОРОШО УЧИЛСЯ, ЕСЛИ БЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ…

  • Интересно и хорошо объяснял материал;
  • Не просто читал лекцию, а делал бы это с интересом, примерами или совмещал с игрой;
  • Оценивал справедливо;
  • Не тратил время впустую и занимался со всеми наравне;
  • Не спрашивал и не задавал домашнего задания;
  • Приходил всегда в хорошем настроении;
  • Мог бы меня заинтересовать.

Я думаю, что добился бы успеха в учёбе, если бы…

  • Не лень;
  • Не пропускал занятия;
  • Слушал преподавателя внимательно;
  • Больше уделял времени учебе;
  • Относился бы к учебе более серьезно;
  • Были хорошие преподаватели;
  • Не было конфликтов с преподавателями;
  • Было желание.

Я думаю, уважаемые коллеги, что вы сделали для себя определенные выводы из ответов наших студентов!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Создание ситуации успеха на занятиях в объединении «Художественное конструирование»

Создание ситуации успеха - одно из условий гуманизации процесса обучения. Важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха»....

Формирование социальной одаренности обучающихся через создание ситуации успеха на занятии

Беляк Наталия Владимировна,МБОУ ДОД Центр детского творчества МО г. Саяногорск Социум и ребенок, как много вопросов вызывает этот тандем. Насколько успешной будет социализация подрастающего...

Обеспечение условий для социализации личности учащегося посредством создания ситуаций успеха на логопедических занятиях

В статье рассказывается о нарушениях, которые присутствуют у детей с дефектами речи и о том, что коррекционную работу необходимо проводить комплексно...

Деловая игра для педагогов дополнительного образования "Педагогические приемы создания ситуации успеха на занятиях объединений как реализация принципа опоры на положительное в человеке"

Цель - содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе приемов и методов создания ситуации успеха на занятиях, как одного из условий реализации принципа опоры на положител...

Деловая игра«Педагогические приёмы создания ситуации успеха на занятиях объединений как один из факторов успешного освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы»

Деловая игра состоит  из серии индивидуальных  и групповых заданий, в ходе которых участники практически отрабатывают навыки создания ситуаций успеха на занятиях творческого объединения....

"Создание ситуации успеха на занятиях"

laquo;Успех - это умение двигаться, не теряя энтузиазма».Уинстон Черчилль....

Работа педагога дополнительного образования по созданию ситуации успеха на занятии

Выступление на районном методическом объединении по теме "Создание ситуации успеха каждого ребенка на занятиях в дополнительном образовании"...