«Дисграфии-симптомы и методы коррекции»
учебно-методический материал

Лисицина Елена Александровна

Дисграфия (от греч. dis приставка, означающая расстройство, grapho пишу).   Дисграфия-это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_soveta_logopeda.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

           

                               Практические совета логопеда

                   «Дисграфии-симптомы и методы коррекции»  

Дисграфия (от греч. dis приставка, означающая расстройство, grapho пишу).   Дисграфия-это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.                                                                                                                                                                                   На что нужно обратить особое внимание учителю:
1. Ученик левша или переученный правша.
2. До школы посещал логопедическую группу.
3. Если в семье говорят на двух или более языках.
4. Ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
5. У ученика есть проблемы с памятью, вниманием.                                                                                          
Симптомы и признаки дисграфии у детей.
1. На письме допускает такие ошибки как: смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ученик пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
4. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например, прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый). Пропуски букв, путанность в написании сходных по написанию или звучанию букв, например, Л-М или Д-Т, использование лишь определенных падежей, разрывание слова или добавление к нему новых букв и слогов. Кроме того, дети с дисграфией испытывают трудности не только с правильным написанием слов, но и с самим процессом письма. Так, предложения могут «идти» волной, обрываться на середине, ребенок может неосознанно пропускать строчки, заменять прописные буквы строчными и наоборот. Встречаются случаи, когда нарушается строй предложения, то есть имеет место быть перестановка слов, которая усложняет понимание написанного текста.                                                                

Причины возникновения дисграфии.                                                    Дисграфия возникает в результате нарушения функций тех участков мозга, которые отвечают за процесс овладения письмом. Причин таких нарушений может быть несколько.                                                                                                      В первую очередь специалисты выделяют наследственную предрасположенность. Такие дети способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы.                                                                                                            Суть уроков - тренировка речевого слуха и буквенного гнозиса (то есть «узнавания» буквы).                                                                                                    Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, облегчит процесс коррекции учителя, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память  препараты.                                  

Упражнения по коррекции дисграфии.
Формирование правильного почерка.                                                                         1.В течение продолжительного времени  в тетради, в клеточку переписывается каждый день абзац текста из любого художественного произведения   или упражнения из учебника небольшого размера. Текст, что очень важно, переписывается по клеточкам, По одной букве в клетке. Буква должна занимать клетку целиком!
Для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но, как следует, отчетливо переписанная.                                                

2.Ежедневно в течение 5 мин. ребенок в любом тексте находит заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные. Например: р -л, с-ш и т.д    Как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б"

(в последнем случае ребенок забывает вверх или вниз направлен хвостик от кружка).                                                    

3."Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, ребенок пользуется текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание.
Например, В син..м м..р.. ж..вут д..л..ф..н…

4.Лабиринты. Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ученик изменял положение руки, а не листа бумаги.

Диктанты.                                                                                  

Для таких детей есть особые рекомендации по написанию диктанта.
1. Чрезвычайно медленно!
На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.
2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить,  какие орфограммы есть в этом тексте. Затем диктуется первое предложение.

Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных слова с орфографической точки зрения.

  3.   Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.                      

 Чего нельзя делать?
  Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память.    

Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. Не предлагайте детям исправлять ошибки, научите  не делать  их!

  Своевременное выявление учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяет не только предупредить появление у этих учеников нарушений письма и чтения, но и не допустить отставание в усвоении программного материала по русскому языку.                            

   Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствует раскрытию творческой личности ребенка, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор методов коррекции на уроках русского языка в школе 8 вида.

Данная тема раскрывает сущность методов коррекционной работы на уроках русского языка....

Девиантное поведение. Методы коррекции.

Презентация для  педагога-психолога....

Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)

Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...

Презентация к докладу "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида

В работе представлены фотоматериалы к докладу " Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида"...

Презентация нового метода коррекции умственно отсталых детей -Мульттерапия-

Глубоко  умственно  отсталые  дети  особые  дети,  требующие  особых  средств  для  их  развития.  Данный метод  работы  помогает ...

Презентация к докладу по теме "Неспецифические методы коррекции поведения"

Данная презентация подготовлена к докладу по теме "Неспецифические методы коррекции поведения".Доклад и презентация были представлены на заседании методического объединения воспитателей коррекционной ...