Открытый урок "Начальное обучение гитариста - комплекс упражнений и гамм, приёмы звукоизвлечения"
учебно-методический материал

19 марта состоялся открытый урок преподавателя Богомоловой Л.И. с учеником 2-го класса Котельниковым Вячеславом. Тема урока: «Начальное обучение гитариста-комплекс упражнений и гамм, приёмы звукоизвлечения». На уроке были рассмотрены вопросы работы над одноголосными гаммами, разобраны варианты аппликатур пальцев правой руки, проанализированы приемы звукоизвлечения при работе над гаммами, выявлены основные проблемы аппликатуры пальцев левой руки, определены последовательности изучения гамм в детской музыкальной школе на начальном этапе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Инта

Открытый урок

Начальное обучение гитариста - комплекс упражнений и гамм,

приёмы звукоизвлечения

подготовила Богомолова Лариса Ивановна преподаватель по классу гитары МБУДО ДШИ г. Инта

2022 г.

Содержание

Введение

  1. Одноголосные гаммы
  2. Варианты аппликатуры пальцев правой руки
  3. Приёмы звукоизвлечения при работе над гаммами
  4. Проблемы аппликатуры пальцев левой руки
  5. Последовательность изучения гамм в детской музыкальной школе
  6. Заключение
  7. Список использованных источников

Введение

Каждый гитарист мечтает и стремится играть быстро, громко и чисто, поражая слушателей свой виртуозной техникой, особенно в гаммообразных пассажах. Одним музыкантам это даётся легко (природные данные), другие нарабатывают технику годами упорного труда (приобретённые навыки), а некоторым, совершенно не удаётся овладеть этими виртуозными качествами.

Гаммообразные пассажи в том или ином виде в произведениях для классической гитары встречаются довольно часто, например, в испанских (фламенко) и классических произведениях Сора, Джулиани, Агуадо, Леньяни и других композиторов, а также этюдах и виртуозных пьесах.

Общеизвестно, что гаммы играть полезно, но почему-то не все это делают с удовольствием. Между тем, если играть их с умом, это превращается в творческий увлекательный процесс. Когда гамма освоена, исполнение её захватывает энергией движения. Игра гамм сравнима с решением шахматной задачи или головоломки.

Так что же может дать работа над гаммами и как именно нужно над ними работать. Гаммы — это простейшие технические формулы. Они интересны не сами по себе, а своей простотой и универсальностью. Выучить гамму, состоящую всего из нескольких нот, просто, но, выполняя разнообразные задания, мы можем научиться очень многому. Таким образом, можно учиться технике в чистом виде, минуя конкретные сложности освоения нотного текста, стиля исполнения, сложности переключения внимания с одних задач на другие, которые неизбежно должны встретиться в художественном произведении, главная цель которого — создание музыкального образа.

Итак, из всего сказанного ясно, что важно не просто выучить гамму и поиграть её. Только зная, над чем работать, как работать, на чем сосредоточить внимание, можно извлечь пользу из исполнения гамм. Первый аспект – технический. Второй аспект – теоретический.

Оказывается, что в реальной жизни эти две группы проблем становятся конкурентами. Редко кому удаётся найти баланс между ними. И музыкальная

теория, и техника вопреки обывательской точке зрения требуют точных, конкретных и подробных знаний, активного включения памяти и внимания. И преподавателю, и особенно самому ребёнку трудно выделить, что же нужно обязательно не упустить из вида, что проконтролировать, действительно ли эти знания отложились в памяти или просто примелькались и стали привычными, но не актуальными.

Цель данной работы: изучить и проанализировать проблему работы над инструктивным материалом в методической литературе; рассмотреть основные теоретические подходы к изучению гамм в классе гитары, а также разработать последовательность изучения гамм в детской музыкальной школе.

  1. Одноголосные гаммы

Гаммы во все времена были одним из важнейших инструментов технического развития музыканта-исполнителя любой специальности. Техника игры гитариста не является исключением. В каждом методическом пособии мы найдём одноголосные гаммы во всех тональностях, чаще всего в аппликатуре А. Сеговии, с небольшой, как правило, аннотацией о пользе игры гамм.

При этом следует констатировать, что на сегодняшний момент не существует единых аппликатурных правил исполнения гамм на гитаре.

Поиски рациональной аппликатуры в гаммах существенно отодвинули на задний план главный вопрос: для чего же их все-таки играют? Чаще всего ответ звучит так: для развития беглости и техники игры гаммообразных пассажей. Если говорить о первом, то сегодня уже ни для кого не секрет, что беглость - природный дар, который можно развивать при его наличии. Однако вряд ли удастся существенно увеличить скорость движения пальцев, если от природы этого не дано.

При изучении аппликатурных приёмов, применённых А. Сеговией в его знаменитых «Гаммах», возникают сомнения относительно второго утверждения. Ведь гаммообразные фигурации в музыкальных произведениях крайне редко исполняются аппликатурой, указанной в этом пособии. Думается, что «Гаммы» А. Сеговии предназначены для развития и укрепления навыка организованной, уверенной игры, координации действий пальцев обеих рук. С помощью гамм

также отрабатываются один из сложнейших компонентов техники игры на гитаре - переходы со струны на струну, овладение полным диапазоном гитары, навыком игры в тональностях с разным количеством диезов и бемолей. Знание аппликатуры и свободная ориентация на грифе - необходимая база для развития исполнительской техники, к тому же игра гамм способствует закреплению правильных мышечных ощущений, развитию первичной беглости и согласованности действий обеих рук.

С самого начала освоения гамм учащимся необходимо ставить определенные задачи качества их исполнения. Такие первоначальные требования относятся к чёткости и ровности звучания гамм.

В первую очередь они связаны с проблемой координации действий пальцев правой и левой рук. Гитара - щипковый инструмент, и длительность ее звука ограничена, так как колебания струны довольно быстро угасают. Кроме того, струна моментально глушится, если палец левой руки поднимается, или ее касается палец правой руки. Отсюда понятна большая трудность в достижении связной игры и необходимость постоянного контроля над действиями пальцев обеих рук.

Достижение чёткости и ровности при исполнении гамм на первом этапе основывается на обрабатывании координации движений пальцев обеих рук. Способы её развития заключены в игре гамм как простейшими группировками длительностей (дуоли, триоли, квартоли), так и с привлечением более сложных ритмических фигур: пунктирный ритм, восьмая - две шестнадцатые и их вариантов. Безусловно важной является также работа над чередованием всех пар пальцев правой руки: i-m, m-a, i-a. Она осуществляется параллельно с решением координационных и ритмических задач. Кроме того, обязательно применение двух приёмов звукоизвлечения - tirando и apoyando.

Для контрольного исполнения гамм на зачётах по технике, можно использовать любые заранее оговорённые варианты.

По мере роста исполнительского уровня ученика повышаются требования к качеству исполнения гамм. Перед учеником необходимо ставить уже более

сложные задачи - артикуляционные, динамические, тембровые. Постепенно гамма становится материалом для художественной работы.

В дальнейшем при работе с гаммами задания усложняются и варьируются: могут        использоваться                более        сложные                ритмические                фигуры,        самые разнообразные динамические и артикуляционные приёмы. Следует обратить внимание на то, что легато на гитаре довольно условное, однако мы пользуемся этим термином для обозначения максимально связной игры. Можно говорить лишь о различной степени расчленённости, нежели о связности звуков. Кроме того, в быстрых темпах грань между стаккато и легато почти стирается, и в этих условиях главное - это ощущение отличия друг от друга, хотя бы символическое. Исполнение                гамм        на                зачёте                по                технике        не        только        (и        не        столько) стимулирует технический рост учащегося, а, в первую очередь, способствует выявлению        пробелов        в        технической        подготовке,        недостатков,        мешающих дальнейшему                развитию,        и,        вместе        с                тем,                путей                исправления                ошибок        и

достижения новых высот мастерства.

Специфика гитарной аппликатуры в том, что она есть не только у левой, но и у правой руки. При этом функции и движения левой и правой рук существенно отличаются друг от друга, что требует особого внимания к сочетанию их аппликатур. Вопросы гитарной аппликаты для правой и левой рук мы осветим в следующих главах данной работы.

  1. Варианты аппликатуры пальцев правой руки

Когда заходит речь о гитарной аппликатуре, то обычно имеется в виду левая рука, так как в основном проблемы подбора пальцев чаще возникают именно в ней. Что касается правой, то эта тема поднимается нечасто в силу некой общепризнанной её ясности. Однако и здесь есть один вопрос, который хотелось бы осветить. Речь идёт о чередовании пальцев в гаммообразных пассажах.

Как правило, в гаммах и гаммообразных пассажах многие гитаристы применяют обычную (стандартную) аппликатуру пальцев правой руки. Принцип

«стандартной» аппликатуры заключается в чередовании двух пальцев правой руки i-m или m-i.

Если пассаж исполняется небыстро или же он короткий, - проблем обычно не возникает. Все ноты звучат чётко и озвучено. При увеличении темпа у гитариста может возникнуть проблема: пальцы как бы «заплетаются» в струнах. Но из-за этих «трудностей» совсем не обязательно отказываться играть произведение или, исполнять его медленнее, чем положено.

Рассмотрим двухпальцевый принцип применения аппликатуры в правой руке на примере гаммы C-dur.

Изображение выглядит как стол  Автоматически созданное описание

Гаммообразные пассажи исполняются двумя пальцами правой руки, i-m или m-i. Это наиболее распространённый приём аппликатуры, которым пользуются практически все гитаристы. Некоторые гитаристы (из-за логики одинаковой длины пальцев и личных предрасположений) применяют варианты двухпальцевый аппликатуры, а именно - a-i или i-a. 

В произведениях практически не используется аппликатура пальцев a- m (m-a). Для разработки силы и подвижности этих пальцев, рекомендуется использовать и эту связку в упражнениях и гаммах.  Заметим, при использовании в упражнениях мизинца в правой руке, также повышается сила, уверенность и эластичность пальца a, т.к. они связаны одним сухожилием.

Трёхпальцевый        принцип.        Независимо        от        аппликатуры        в        левой        руке,        в правой руке применяется трёхпальцевый метод аппликатуры.

a-m-i, реже i-m-a. (Ученик показывает трёхпальцевый принцип).

hello_html_m5963102.jpg

«Балалаечный» принцип».  Это принцип извлечения звука   пальцами p- i или p-m.

В основе гаммообразной техники игры на гитаре, следует применять наиболее целесообразную и естественную аппликатуру в правой руке, а именно:

m-i, а не i-m;

a-m-i, а не i-m-a;

p-m-i, а не p-i-m.

Удобнее играть именно с мизинца к большому, а не наоборот.

При выборе принципа чередования пальцев правой руки часто возникает вопрос, с какого пальца начинать исполнение той или иной гаммообразной фигуры. Основная техническая трудность в правой руке при игре поступенного движения - переход со струны на струну, особенно если он совпадает с так называемым «перекрещиванием» пальцев.В данной главе рассмотрены лишь некоторые возможности применения аппликатуры в правой руке, которые можно использовать в зависимости от конкретной ситуации в произведениях. В следующей главе мы рассмотрим возможность использования приёмов звукоизвлечения при работе над гаммами.

hello_html_341f8f1e.jpg

  1. Приёмы звукоизвлечения при работе над гаммами

Исполнение гамм - неотъемлемая часть технического мастерства. Многие гитаристы играют пассажи либо только tirando, либо только apoyando. Из-за этого одни пассажи получаются у них превосходно, а другие звучат менее убедительно. Исполнителю важно настраивать себя на восприятие пассажа как части художественного целого и относиться к этому техническому приему спокойно и рассудительно.

Любую гамму можно сыграть tirando, apoyando или же одной левой рукой (легато). Нужно овладеть всеми способами, тогда для каждого пассажа можно найти оптимальный метод исполнения. Например:

  • tirando, используя пальцы i-m;
  • tirando, используя пальцы p-m-i;
  • apoyando, используя пальцы i-m;
  • apoyando, используя пальцы a-m-i;
  • легато левой рукой, играя правой первый звук на каждой струне. Каждый способ имеет свои преимущества. Исполнитель должен

применить наиболее удобный для исполнения каждого конкретного пассажа вариант.

Tirando - великолепный приём, уступающий apoyando лишь в плотности и громкости звука. Tirando эффективнее использовать в коротких пассажах из 4- 10 звуков. Длинные пассажи (более 12 звуков), исполняемые tirando, обладают меньшей звуковой объёмностью и цельностью звучания, чем если бы они были исполнены apoyando.

Во время исполнения гаммы приёмом tirando кисть остаётся неподвижной. Для большей устойчивости большой палец ) ставится на какую-либо струну, например, третью или четвертую.

Нужно помнить, что движения пальцев при tirando более экономичны, чем при apoyando. Пальцы, словно пружинки, автоматически возвращаются к струне после извлечения звука, которое происходит без напряжения. При этом возникает ощущение натянутости струны. Таким образом, достигается максимальная свобода и высокая скорость движения пальцев.

Следует учитывать, что при исполнении пассажа приёмом tirando не на первой струне, могут быть задеты соседние струны. Следовательно, исполнение данного приёма требует особой экономичности в движении пальцев.

Играя tirando, обычно используют аппликатуру i-m. Это очень удобно, так как несколько движений подряд одним и тем же пальцем тормозят исполнение пассажа.

Существует система игры tirando тремя пальцами (p-i-m). Например:

hello_html_m29d8b6e0.jpg

Однако, постоянное использование пальца p в гаммах крайне неэффективно, так как большой палец находится как бы в другой плоскости по сравнению с указательным и средним пальцами. Это отражается на звуковой и ритмической ровности исполняемого пассажа. Большим пальцем обычно играют на басовых струнах. Главное при тренировке приёма tirando в исполнении гамм

- не напрягать излишне кисть, следить за правильностью движений, доводя владение ими до автоматизма.

Преимущества игры пассажей приёмом apoyando следующее: более плотный и сочный звук, большая динамическая шкала, более высокий темп исполнения. Приёмом apoyando лучше исполнять более продолжительные пассажи.

При  игре apoyando можно   применять   либо   два   пальца (i-m), либо три (a- m-i). Второй вариант более эффективен, так как заставляет работать палец а наравне с другими. Гамма, исполненная приёмом apoyando тремя пальцами, звучит более цельно и допускает больший темп. Однако при таком исполнении может возникать ритмический сбой. Вместо:hello_html_1a87cff5.jpg

Может получиться:

hello_html_3a69d3d2.jpg

Этой ошибки можно избежать, если при освоении apoyando тремя пальцами играть только квартолями. Вначале это не совсем удобно, так как нота с акцентом играется каждый раз новой аппликатурой, но со временем это неудобство преодолевается.

При игре apoyando очень важно чётко ощущать переход с одной струны на другую. Амплитуда движений пальцев больше, чем при tirando — это несколько облегчает задачу.

Для лучшей разработки пальцев можно чередовать аппликатурные формулы: a-i-m, i-m-a, m-a-i. Но эти аппликатуры используются только в упражнениях, при этом исполнительских вариантов можно придумать множество, применяя самые удобные и результативные.

В следующей главе мы рассмотрим возможные проблемы, которые могут возникнуть при выборе аппликатуры пальцев левой руки гитариста.

  1. Проблемы аппликатуры пальцев левой руки

Проблема аппликатуры - одна из наиболее сложных в музыкальной педагогике. Полезный, рациональный подбор пальцев во многом определяет исполнительский успех на любом музыкальном инструменте. Однако можно смело утверждать, что это едва ли не самый больной вопрос гитариста, коренным образом влияющий на все стороны исполнения: смысловое содержание и художественную выразительность, музыкальный стиль, штрихи, физическое удобство, манеру и эстетику игры.

В гаммообразных пассажах подбор пальцев левой руки доставляет гитаристу немало хлопот, так как вариантов исполнения обычно несколько, и бывает непросто выбрать лучший. Значительную трудность представляет перемещение из одной позиции в другую.

Самым легко исполнимым при смене позиции является перемещение через открытую струну, при этом нужно помнить об удобной аппликатуре, динамическом и тембральном выравнивании звука. Смена позиции способом скольжения возможна, чаще всего при переходах на близкие расстояния (в пределах одного-двух ладов). Наибольшую трудность представляет прямой переход со скачком на одной струне, без которого невозможно обойтись при игре в верхних позициях и в хроматических пассажах.

Подбирая пальцы, руководствуясь задачами художественной выразительности, - важнейший аппликатурный принцип, при этом аппликатура левой руки не должна быть трудноисполнимой без серьёзных на то оснований. Иногда всего лишь незначительная замена пальцев позволяет играть какие-то фрагменты проще, спокойнее и увереннее. Поэтому с первых лет обучения необходимо воспитывать в учениках сознательное отношение к аппликатуре, постепенно знакомя их с основными принципами её построения.

В этих условиях очень важно пробудить в ученике стремление к аппликатурному творчеству, научить его разбираться в тонкости правильной расстановки пальцев. Мало того, нужно всячески поощрять интерес к теоретическому обоснованию того или иного выбора и вместе с тем развивать своего рода «чутье на пальцы».

На первых этапах обучения ученик, как правило, пользуется готовой аппликатурой, что упрощает и сокращает процесс разучивания. Однако необходимо обращать внимание ученика на отдельные технические трудности, решаемые путём замены пальцев, на возможность исполнения того или иного фрагмента различными аппликатурными вариантами или, напротив, только одним, важно побуждать его «слушать» пальцы, одновременно оценивая звуковую картину произведения в целом, его стилевые и художественные особенности.

4. Последовательность изучения гамм в детской музыкальной школе

Существует несколько точек зрения на исполнение гамм в процессе обучения. По одной, гаммы - основа для развития техники музыканта. Сторонники этой точки зрения включают исполнение гамм в программу обучения на самых ранних этапах, в значительных объёмах, и в широком диапазоне. При этом гаммы часто дополняются исполнением арпеджио с перемещением в том же диапазоне и аккордами главных ступеней.

С точки зрения эффективности обучения, в отличие от профессиональных учебных музыкальных заведений, в детской музыкальной школе такой подход малопригоден. Здесь нужно учитывать, что исполнение гаммы на гитаре для начинающего – технически достаточно сложная задача, т. к. исполнение любого звука на закрытых струнах требует координации действия обеих рук. Поэтому одноголосные гаммы на гитаре по сложности сопоставимы с исполнением гамм интервалами на клавишных инструментах. Кроме того, гитарная «клавиатура» не линейная, а состоит сразу из двух «координат»: струны и лада, для мышления это более сложная задача. В результате львиная доля усилий ученика будет

затрачена на само разучивание гаммы, а не на техническое развитие, которое предполагается педагогом.

Сторонники другой точки зрения вполне справедливо полагают, что гаммы

- лишь один из видов технических упражнений, и, как правило, не самый эффективный. Однако полный отказ от разучивания гамм на начальном обучении также неприемлем, т. к. во-первых, необоснованно нарушает единство сложившейся методики обучения, успешно применяемой на других музыкальных инструментах, а во-вторых, гитара перестаёт для ученика быть помощником для изучения материала курса сольфеджио, где гаммы активно даются с первого года обучения.

Начинать формирование навыков исполнения гамм можно уже в первом учебном полугодии на самом простом материале. Для гитары это

исполняемая большим пальцем однооктавная гамма ля минор в натуральном виде:

После уверенного исполнения гаммы большим пальцем можно переходить к игре указательным и средним пальцем правой руки. Материалом может служить гамма до-мажор, которую можно дополнить звуками тонического трезвучия в самом простом расположении:hello_html_m2c15a3ca.png

Следует особо отметить необходимость использования в аппликатуре мизинца левой руки для его своевременного развития.

Для формирования устойчивого навыка чередования указательного и среднего пальцев правой руки и развития беглости можно рекомендовать следующую последовательность проигрывания гаммы:

hello_html_m2ed35057.png

hello_html_m338f2e16.png

        hello_html_1895a37f.png

Фа-мажорhello_html_79b02491.png

Для продвинутых учеников можно воспользоваться методикой Э.Пухоля и расширить диапазон игры на секунду вверх, получив непрерывную цепочку для повышения выносливости исполнительского аппарата. При этом каденции также можно несколько усложнить:

Соль-мажор

hello_html_m721c1ba9.jpg

Фа-мажор

hello_html_m914c73d.jpg

Во втором классе полезно предложить ученикам однооктавные минорные гаммы в натуральном, гармоническом и мелодическом виде: ля-минор натуральныйhello_html_m408b37e4.jpg

гармоническийhello_html_c5a3b6a.jpg

мелодический

hello_html_m46147756.jpg

ми-минор натуральныйhello_html_22c00d92.jpg

гармонический

hello_html_m1c852ba.jpg

мелодический

hello_html_m659f4688.jpg

Если ставится задача освоения современного гитарного репертуара для детей композиторов В. Козлова, Н. Кошкина, А. Виницкого, Ф. Хилла и других педагогу следует активно вывести ученика за пределы первой позиции. С этой точки зрения будут полезны мажорные гаммы в употребительных тональностях с большим числом ключевых знаков:

Ре-мажор

hello_html_m7524ac0c.jpg

или

hello_html_4249e183.jpg

Ля-мажорhello_html_m64feaff8.jpghello_html_298ee7fe.jpg

К двухоктавным гаммам можно переходить, учитывая возможности и возраст ученика, только после уверенного и достаточно подвижного исполнения

однооктавных, постепенно усложняя аппликатуру и дополняя арпеджио в том же диапазоне:

Ми-минор натуральный (гармонический)

hello_html_10b8f0a1.jpg

Соль-мажор

hello_html_61caed71.jpg

В средних классах учащимся можно последовательно предлагать двухоктавные мажорные и минорные гаммы с более сложной аппликатурой и сменой позиций: си-минорhello_html_3f20f26.jpg

Ре-мажор

hello_html_5915951.jpg

ре-минор

hello_html_3f3f701f.jpg

При последовательном развитии навыков исполнения гамм учащимся старших классов станут доступны двухоктавные гаммы в аппликатуре А. Сеговии, а трехоктавные гаммы смогут служить развивающим материалом для продвинутых и профессионально ориентированных учащихся.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели вопросы работы над одноголосными гаммами, разобрали варианты аппликатур пальцев правой руки, проанализировали приёмы звукоизвлечения при работе над гаммами, выявили основные проблемы аппликатуры пальцев левой руки, определили последовательность изучения гамм в детской музыкальной школе.

Изучение методической литературы и многолетний опыт работы в детской музыкальной школе позволили выявить следующее: многочисленные и разнообразные гаммы на гитаре являются оптимальным учебно-тренировочным материалом в деле воспитания исполнительского аппарата гитариста и развития его пальцевой техники.

В качестве начальных гамм в классе гитары методически целесообразно использовать гаммы с «открытыми» струнами (М. Каркасси; Ф. Карулли), так как игра таких гамм способствует изучению нот на грифе гитары в основных игровых позициях, а также в связи с тем, что в гаммах с такой аппликатурой большой палец левой руки, располагающийся на тыльной стороне грифа, в гаммах с такой аппликатурой получает естественную возможность расслабиться, отдохнуть во время звучания «открытой» струны, что очень важно для правильного начального технического оснащения левой руки гитариста. Игра гамм с «открытыми» струнами также способствует активизации слухового внимания начинающего гитариста, т. к., естественное звучание «открытой»

струны становится образцом для «рукотворного» звука прижатой к грифу струны. Руководствуясь слуховыми ощущениями, играющий «выравнивает» динамическое и тембровое звучание ступеней гаммы.

Гаммы с типовой (позиционной) аппликатурой методически эффективны на более поздних этапах обучения гитариста, при интенсивном изучении тональностей и развитии подвижности и беглости пальцев.

Гаммы двойными нотами (октавы, терции, сексты, децимы) способствуют укреплению пальцев левой руки гитариста, физически подготавливают его исполнительский аппарат к игре фактурно сложных пьес, поэтому они изучаются в старших классах и классах профессиональной направленности.

Гаммы зачастую являются основными звеньями большинства технических эпизодов художественных произведений. Учащийся, ежедневно работающий над гаммами, со временем способен довести их до виртуозного блеска. Играть гаммы следует всеми штрихами, во всех ритмических и артикуляционных вариантах. Такой метод позволяет не только в совершенстве овладеть грифом инструмента, но и выработать яркость и острую характерность штрихов, наиболее распространённых ритмических рисунков и артикуляционных группировок.

Список использованных источников

  1. Добров М. Формирование и развитие навыков исполнения гамм в классе гитары детской музыкальной школы.
  2. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. - Р- н-Д.: Феникс, 2004. - 152 с.
  3. Информационные бюллетень «Народник» № 1–58. /Ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров. - М.: Музыка, 1998–2007.
  4. Как научиться играть на гитаре. / Сост. В. Кузнецов. - М.: Классика-XXI, 2006. - 200 с.
  5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. - М.: Кифара, 2002. - 148 с.
  6. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебнометодическое пособие. - И.: Катанский, 2008. - 248 с.
  7. Классическая гитара. Вып. 1./ Сост. К. Миронов. - Красноярск: 2001. - 74 с.
  8. Ноуд Фредерик. Самоучитель игры на гитаре. - М.: Астрель, 2005. - 270 с.
  9. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Советский композитор, 1983. - 189 с.
  10. Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. - Р-н-Д: 2007. - 165 с.
  11. Теслов Д. Идеальная школа техники гитариста. Полное собрание инструктивного материала./ Д. Теслов. - М.: Golden guitar studio, 2008. - 224 с.
  12. Теслов Д. Идеальная школа техники гитариста. Полное собрание инструктивного материала.

Продолжение./ Д. Теслов. - М.: Golden guitar studio, 2012. - 306 с. 13.Шумидуб А. Школа игры на гитаре.- М.: Шумидуб, 2002. - 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Комплекс упражнений при обучении лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка "

Лексика в системе языковых средств является важнейшим  компонентом речевой  деятельности:  аудирования  и  говорения,  чтения  и  письма.  Это определяет...

Подбор комплекса упражнений, направленных на обучение монологической речи с использованием газетного материала.

Использование аутентичных публицистических текстов на уроках ИЯ в старших классах является одним из эффективных способов обучения экспрессивной речи, а именно монологической речи. В данной статье мною...

Рекомендации и комплекс упражнений для обучения чтению

Проблемы в обучении чтению дошкольников и пути их разрешения...

Комплекс упражнений на развитие координации для детей 1 года обучения

Упражнения на координацию позвонляю выработать быстроту реакции и скорост запониминания нового материала....

Открытый урок по ЛФК по теме: «Комплекс упражнений для развития силы рук, ног, спины, брюшного пресса»

Открытый урок по ЛФКТема: «Комплекс упражнений для развития силы рук, ног, спины, брюшного пресса»...

Комплекс упражнений по обучению элементам эмотивной эмфазы на уроках английского языка в средней школе на старшем этапе обучения.

В данной статье приводятся эффективные упражнения для активации эмоциональности в диалогах на уроках английского языка в 11 классах среднеобразовательных школ....

Открытый урок по теме: Комплексы общеразвивающих упражнений 4 курс Медицинский колледж №1 группа С011-2

Открытый урок состоит из трех комплексов.1. Комплекс разминки на все мышечные группы и координационные упражнения2 . Основной комплекс силовой направленности без использования оборудования. Инвентарь ...