Подбор комплекса упражнений, направленных на обучение монологической речи с использованием газетного материала.
статья по английскому языку (10 класс) на тему

Штумп Анна Сергеевна

Использование аутентичных публицистических текстов на уроках ИЯ в старших классах является одним из эффективных способов обучения экспрессивной речи, а именно монологической речи. В данной статье мною предлаается разработанный комплекс упражнений для обучения говорению с использованием газетных статей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений, направленный на обучение монологической речи с использованием газетного материала.

На основе изученной психолого-педагогической и методической литературы по теме использования газетных статей при ОИЯ, а также на основе анализа УМК (В.П.Кузовлева, Н.М.Лапа «English» для 10-11 классов, УМК О.Л.Гроза, О.Б.Дворецкой и др. «New Millennium English») )мною был разработан комплекс упражнений для обучения говорению с использованием газетных статей. При этом, этот комплекс упражнений предполагает использование аутентичных публицистических текстов как один из эффективных способов обучения экспрессивной речи, а именно монологической речи.

Работу над текстом  предлагаю разбить на три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

предтекстовый этап включает в себя:

  • упражнения, направленные на работу с заголовком статьи (найти знакомые слова и выражения в заголовке; расшифруйте знакомые сокращения в заголовке);
  • упражнения, направленные на работу с подписями под фотоматериалами, если таковые имеются (прочитайте и переведите подпись под фотографией);
  • очерк проблемной ситуации, который выполняет роль «пускового сигнала» и основной коммуникативной задачей которого является стимулировать учащихся, подготовить их к тому или иному виду речевой деятельности;
  • упражнения на снятие языковых трудностей (в т.ч. семантизацию и отработку незнакомой лексики, незнакомых и малоизученных грамматических явлений) (найдите в тексте слова, о значении которых легко можно догадаться по контексту; составьте предложение из синтагм, расположенных в произвольном порядке);

упражнения на понимание лексико-тематической основы текста (найдите слова и словосочетания, которые вы считаете ключевыми в тексте; составьте предложения, используя подстановочную таблицу на доске);

  • на  прогнозирование   содержания   статьи   (прочитайте  заголовок  и выскажите свое предположение относительно содержания статьи);

2.На текстовом этапе учащиеся непосредственно переходят к чтению газетного текста; здесь предлагаются следующие упражнения:

  • на выделение смысловых вех в тексте и понимание единичных фактов (прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную мысль; прочтите текст и назовите два основных вопроса, которые обсуждаются в нем; скажите, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста);
  • на установление смысловой связи между единичными фактами текста (выделите цифры, даты в тексте, скажите, в связи с чем автор их приводит; прочтите текст и скажите, какие из данных утверждений вытекают из содержания текста);
  • на объединение отдельных фактов текста в смысловое целое (перечислите содержащиеся в тексте факты, которые могут служить доказательством каждого из следующих утверждений; поясните главную мысль текста своими словами).

З. Послетекстовый этап включает в себя разнообразные упражнения. Их я предлагаю выделить в две группы:

  1. упражнения в обучении чтению;
  2. упражнения в обучении говорению.

К первой группе относятся упражнения в обучении 1 )ознакомительному чтению: •      упражнения на контроль понимания основного содержания прочитанного текста:

1.найдите ответы на  поставленные вопросы;

2. составьте краткий план прочитанного текста;

З.обобщите   понятую   вами   информацию   в   виде   резюме,   используя   опору (ключевые слова, лексическую таблицу, логико-синтаксическую схему);

•        упражнения на определение коммуникативного намерения автора:

1.скажите, какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста (предлагается несколько вариантов ответа, из которых следует выбрать правильный);

2)просмотровому чтению:

•        упражнения на контроль понимания просмотренного текста:
1 .скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте;

2.скажите, какая проблема вытекает из содержания текста (далее статья может быть прочитана повторно для извлечения основной информации, тогда следует перейти к выполнению упражнений в обучении ознакомительному чтению (см. выше)).

Во вторую же группу включены упражнения в обучении говорению на базе прочитанной статьи. Это упражнения:

•        на развитие умений логически связывать новые факты с уже известными:

1.просмотрите статью и скажите, какие из фактов были уже известны вам, а какие из них вы узнали впервые;

•        на развитие умений кратко излагать содержание газетной статьи:

1 .расположите в хронологическом порядке события, о которых идет речь в

статье;

2. прочитайте статью и найдите предложения, иллюстрирующие мысли о том, что...;

3.найдите в статье ключевые предложения, передающие ее основную мысль;

•        на совершенствование умений монологической речи на базе текста статьи:
1.выразите главную мысль текста в нескольких предложениях;

2.просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания;

3. просмотрите приведенные утверждения и подберите иллюстрирующие их предложения из текста;

4.расширьте данное на доске высказывание, используя текст;

5.скажите,  как бы  поступил  персонаж А,  если  бы  персонаж Б  поступил

следующим образом: ...;

• на развитие умения выражать оценочные суждения о прочитанном:

1.выразите  свое  отношение  к прочитанному;  скажите,  согласны ли  вы с

оценкой автором событий, фактов;

2.скажите, что было для вас особенно интересно узнать из текста и почему;

3.скажите, является ли данная проблема (события) важными для страны (мира, науки, культуры);

4.скажите, согласны ли вы с решением (действиями), описанными в статье.

          Считаю важным на послетекстовом этапе при подготовке учащихся к обсуждению статьи использовать логические и языковые опоры в виде подстановочных таблиц, схем, определяющих логическую последовательность высказывания, в рамках которой (с необходимыми модификациям) может осуществляться построение их собственных высказываний по поводу прочитанной статьи.

В послетекстовый этап включаются также мотивирующие упражнения - упражнения творческого характера, способные разнообразить работу над газетной статьей (индивидуальные доклады, «пресс-конференции», доклады-загадки, упражнения по самостоятельной верстке первой полосы газеты, и др.), к тому же, стимулирующих учебную работу учащихся.

В качестве примера предлагаю рассмотреть методику работы над одной из статей (приложение).

Статья «True Confessions of a Russian Living In America» была отобрана из газеты «The Moscow News». Данная статья может быть привлечена в рамках учебной работы по разделу «How Different The World Is!». Прежде всего, работа над статьей не нарушает тематического принципа и сочетается с работой по теме учебника – особенности национального характера народов стран изучаемого языка. Таким образом, эта статья соответствует программным требованиям, предъявляемым к текстам для чтения на данном этапе. К тому же, статья удовлетворяет возрастным интересам учащихся; она информативна, актуальна, доступна.

В данном случае предлагается работать над развитием умений краткого изложения содержания статьи и выражения личных суждений по поводу полученной информации.

I. 1) На предтекстовом этапе особое внимание следует уделить так называемому очерку проблемной ситуации:

We can't really know what the American people are like. Probably, Americans think of themselves as tough, self-reliant, hospital and so on. But what do people of other nations think of them?

2)Для развития умений прогнозирования предлагаем использовать упражнения на догадку:

Let's read the headline of the article and guess what the article can be about.

3)Одним из условий успешного чтения является семантизация и тренировка ЛЕ, встречающихся в статье, до прочтения:

Before reading the article let's learn some new words.

4)Ha данном этапе важно сообщить правильную установку на прочтение, сообщить предтекстовое задание:

Read the article and say what main aspects are discussed in it.

II.На текстовом этапе целесообразно выполнить упражнения:

1 .на выделение смысловых вех в тексте:

What main aspects are discussed in the article?

2.на установление в тексте смысловой связи между единичными фактами текста:

Read the article and say which of these statements can be concluded from the article.

З.на объединение фактов текста в смысловое целое:

What facts from the article give us the right to state that...?

III. 1) На послетекстовом этапе контролируется понимание прочитанного с помощью составления плана к тексту статьи:

Let's make up a plan of the article.

2)дальнейшая работа над текстом проводится с помощью разного рода упражнений, перечисленных нами выше (см. также конспекты уроков), направленных на развитие умений:

  1. понимать общее содержание статьи (Answer the questions);
  2. логически связывать новые факты с уже известными (Look through the article and say what information was known to you and what was unknown to you);
  3. определять коммуникативное намерение автора (Who wrote the article?

What is the aim of the article (informing; teaching; entertaining)?

What is the author's intention in the article (to shock the reader; to persuade the reader; to criticize the government; to teach us something about life)?

What is the author's attitude to the problem?

Say whether you agree with his opinion.); 4.выражать оценочные суждения о прочитанном (What is your attitude to the problem? Say whether the given problem is important? Why?); 5.кратко излагать содержание статьи, опираясь на план, схему; давая личную оценку событиям; соглашаясь либо опровергая точку зрения автора, главную идею статьи (Review the article mentioning:

  • what the title of the article is;
  • where it was published;
  • what section it was published in;
  • what problem it is about;
  • what main idea it has;

say whether you agree or disagree with the main idea of the article; express your own attitude to the problem).

                                                                                                        

Приложение

True confessions of a Russian woman living in America

By Robert Bridge

THE MOSCOW NEWS

I recently enjoyed a conversation with a young Russian woman, Lena, who has been living in the United States for seven years. The discussion opened in the usual, predictable way, where she asks: "Robert, why are you living in Russia?" Whereas I respond, rather defensively: "Why are you living in America?

Lena begins to discuss her likes and dislikes about life in America. First, she spoke with great pride about her fenced-in yard in Minneapolis, which she described as a nice piece of property with plenty of space for the kids to run.   She added that it is nice to be able to open the backdoor and let her kids play alone. "In Russia," she said, "if your child wants to go out and play, you must go outside with them."

I ask if her American friends inquire about life in Russia. Surprisingly, she said that they almost never do. "Maybe because they don't want to seem prying," she said. . Then she confesses to feeling that many Americans never really hear what she is saying. They ask me how I am doing, and I take this as an invitation to pour out my soul, like I would in Russia," she said. "But I soon realized that when an American asks how you are doing, it is just an expression. They don't really care."

Somehow, we started to talk about American parties (the non-political sort), and the subject turned to food. Lena said that she was greatly amused with the American tradition of having the guests contribute dishes to the dinner. I had totally forgotten about this little social quirk, where guests parade into your home carrying huge tubs of baked beans, potato salad and cole slaw. "Maybe there is some sense to that American tradition," Lena mused.

But it seems that Lena is still attached to many Russian traditions, such as home cooking, which is quickly becoming a lost art in the US. She told me, with great emotion, that she could not understand why Americans don't start cooking until their guests start arriving. "Whenever I have guests, I am cooking and preparing food all day," Lena says with a sigh.

But such discussions, I've learned, are loaded with generalizations. There are just as many American women (and men) who cook all day for guests, for example, as there are Russian women who couldn't correctly identify a frying pan. But somewhere in the middle lies the truth.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Актуальный полезный материал "ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ"...

Упражнения, направленные на развитие монологический речи обучающихся

В сборнике собраны упражнения, направленные на повышение мотивации на уроках иностранного языка и на развитие монологической и диалогической речи. Упражнения разделены по этам урока....

Использование комплекса упражнений, направленного на обучение лексике младших школьников средствами английского фольклора

Использование разнообразных приёмов при семантизации лексического материала, их комбинирование, будет способствовать лучшему пониманию лексики учащимися...