Выдающиеся представители немецкой композиторской школы эпохи барокко
методическая разработка

......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemetskoe_barokko.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

                              Е.В. Быковская,

МБОУ ДО « Детская школа искусств №5 им. Д.Д.Шостаковича» г. Курска,

                         преподаватель

     

      Выдающиеся представители немецкой композиторской школы    

            эпохи барокко

Слово «барокко» в буквальном переводе с итальянского –  причудливый. Это понятие, используемое для обозначения направления западноевропейской культуры 17 века, сформировалось вслед за кризисом Возрождения на почве контрреформации. Как искусствоведческий термин введён в литературу швейцарскими теоретиками Буркхардтом и Вёльфлином только в конце 19 века. Словарь даёт следующее понятие: барокко – стиль в западноевропейском искусстве 17 - 18 веков, характеризующийся сложной уравновешенностью динамических композиций, многоплановостью художественных решений, стремлением к совмещению реальности и иллюзии [4, с.26]. Художественная логика барокко, следующего за маньеризмом и предшествующего рококо, подчинена деталировке и орнаментации.

   Маньеризм – художественное течение 16 века, находящееся на переходном этапе от Ренессанса к барокко, когда главной целью в творчестве было следование «красивой манере», идеальным образцам искусства. Рококо, в буквальном переводе с французского, означает «раковина». Грациозный, изящный стиль, развившийся в промежуточный период между барокко и классицизмом, получивший распространение в основном в архитектуре и декоративном искусстве [4, с.299].

        В системе европейских государств Германия в 18 веке по своей экономике, политическому строю, культуре была отсталой, аграрной страной. В первой половине 18 века общественные формы музыкальной жизни в Германии только начинали зарождаться, музыка почти не выходила за пределы частных домов или церкви. Искусство было подчинено интересам протестантской религии, которая вела упорную борьбу с любыми проявлениями светской музыки. Таким образом, сфера художественной деятельности была ограничена либо службой при дворе, либо должностью церковного музыканта. А. А. Швейцер, исследователь творчества Баха, отмечал, что пышная церковная служба была для немецких протестантских городов тем, чем был для эллинских городов театр [2, с.15].

 Особенности лютеранского богослужения допускали звучание органа и инструментов, сопровождающих пение, позволяли сравнительно широко развивать монументальные вокальные жанры, различные виды органной музыки. Орган – величественный клавишно-духовой инструмент, в котором существует целая система регистров. Играющий пользуется ими в процессе исполнения. Выбор и фиксация регистров композитором не предусматривалась. Каждый из регистров обладал своим особым тембром, иногда напоминающим флейту, гобой, трубу и другие инструменты. Кроме регистров – мануалов есть педали, которые держат низкие басовые звуки. Для музыкантов того времени орган – это разнообразие красок, контрасты тембров и богатство звуковых комбинаций, но к 17 веку становятся самыми распространёнными инструментами клавесин и клавикорд - две разновидности клавира. В разных странах они получили различные названия: спинет, чембало, вирджинал, гарпсихорд. Различия между клавесином и клавикордом заключались в способе извлечения звука. В клавикорде звук получался от прикосновения к струне металлической пластинки, называемой тангент, который прикреплялся к внутреннему концу клавиши. При нажиме на клавишу тангент ударялся о струну. В клавесине струна приводилась в колебание посредством пёрышка или язычка, насаженного на стерженёк, соединяющий его с клавишей, при нажиме на которую стерженёк поднимался, и пёрышко цепляло струну. Язычок был сделан из вороньего пера или кожи. Звук клавесина был малопевуч, исполнение легато затруднено. Этому инструменту были недоступны звуковые нюансы: исполнитель не мог влиять на силу и качество звука.  Фламандский мастер Рюккерс сконтруировал 70 видов клавесина, усовершенствовав его до двух клавиатур-мануалов, которые воспроизводили f и p. Клавесин с несколькими мануалами и педалью обладал более сильным звуком, и это вывело его к 18 веку на положение концертного инструмента и непременного участника ансамбля. Клавикорд же не претерпел столь масштабного развития, хотя на этом инструменте можно было играть более певуче, чем на клавесине, но звук при этом был  слабый и глуховатый, тембровый контраст исключался.

    Выдающимися представителями немецкой композиторской и исполнительской школы эпохи барокко являются Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) и Георг Фридрих Гендель (1685- 1759). Но не стоит забывать и другие имена, которые так или иначе были рядом и оказали определённое влияние на становление личности и развитие творчества великих композиторов. Пахельбель, Букстехуде, Маттесон, Фишер, Бём, Кунау, Телеман – и это далеко не весь перечень известных композиторов того времени. Например, Иоганн Пахельбель (1653–1706)… Старший брат Баха Иоганн Христов был его учеником. Проучившись у Пахельбеля три года, он приобрёл превосходную школу органного мастерства и серьёзные знания теории музыки, чему впоследствии обучал младшего брата Себастьяна.

   Дитрих Букстехуде (1637-1707) – выдающийся органист. Его свободным органным композициям - токкатам, фантазиям, чаконам, пассакальям - присущи яркая патетика, тяготение к монументальным формам, виртуозность изложения. В. С. Галацкая, исследователь творчества Баха, считает, что многое в характере музыки и в композиторской манере Букстехуде предвещает стиль самого И.С. Баха, который испытал непосредственное влияние своего предшественника и многому у него научился [2, с.20]. Дитрих Букстехуде, будучи органистом  церкви св. Марии в городе Любек, стал устраивать музыкальные вечера для горожан. Слушал эти концерты и И.С. Бах, но в 1703 году Букстехуде покинул свой пост, и на его место был приглашён Иоганн Маттесон, который приехал в Любек со своим близким другом Г.Ф. Генделем.

     Иоганн Маттесон (1681-1764) – сын богатого чиновника, юрист по образованию, философ, поэт, композитор, певец, теоретик музыки. Он был издателем первого в Германии музыкального журнала, писал критические статьи, книги. Именно Маттесону принадлежат слова: «Свойство музыки – быть среди всех наук школой нравственности» [1, с.11]. Великий Гендель внимательно слушал советы Маттесона, доверял его вкусу, спешил показать ему каждое новое сочинение. Но, как известно, Гендель рано покинул Германию: в 1707 году, в возрасте двадцати двух лет он уехал в Италию, а с 1710 года окончательно поселился в Лондоне.                

     В Англии Гендель добился наивысшего признания своего творчества. Ему пришлось потрудиться, чтобы избавиться от некоторой напыщенности музыкального языка, приобретённой им в Италии. Мелодика Генделя постепенно освобождается от украшений различного рода, мелодическая линия, отходя от вычурности, становится менее витиеватой и узорчатой. Георг Фридрих был принят при дворе, занимался музыкой с наследником престола, будущим королём Георгом III, у него были последователи и ученики, создающие вокруг своего учителя заслуженный ореол славы и величия. Он был знаком со всем творческим миром Лондона. Как писал академик Б. В. Асафьев: «Гендель пришёл в такое время и в такую страну, когда он мог исполнить исторически важную художественную миссию. Он, как никогда и никто до него, заговорил о духовных проблемах общества языком светского художника» [1, с.78].

 Вспоминал ли великий композитор о своей родине… В 1750 году, в возрасте 65 лет, Гендель едет в Германию, в родной Галле. Встречались ли два величайших композитора неизвестно.  Бах посещал город Галле дважды в 1714 году, но Генделя там уже в это время не было. Но в Галле жил ещё один композитор, оказавший значительное влияние на творчество молодых Генделя и Баха. Это Георг Телеман (1681-1767). Его дружеские отношения с Генделем длились многие годы. С Бахом  познакомился в Лейпциге, где Телеман основал «Сollegium musicum», так называлось тогда любительское содружество музыкантов. Эти музыкальные коллегии вовлекали в область серьёзного музицирования людей из средних слоёв общества, то есть облегчали доступ к высокому искусству широким кругам населения. По существу, это была просветительская работа, в которую были вовлечены крупнейшие композиторы и общественные деятели. В это время И. С. Бах жил в Лейпциге, был кантором певческой школы при соборе св. Фомы. Это место он получил после смерти Иоганна Кунау (1660-1722) – композитора, органиста. Исторический интерес сохранили его программные сочинения для клавира «Библейские сонаты». Как одарённая личность, Кунау сочинял не только музыку. Известен его памфлет «Музыкальный шарлатан», в котором Кунау остроумно и метко высмеивает итальянскую моду в Германии и преклонение перед всем иностранным.

      Значительный факт творческой жизни Баха – его сближение с Георгом Бёмом(1661-1734), органистом церкви св. Иоанна в Люнебурге, крупнейшим представителем так называемой «северогерманской» школы органного мастерства. В те времена исполнительство не отделялось от композиторства, и, слушая славных творцов, И.С. Бах с юных лет проникся живым звучанием традиций национального искусства, перенял приёмы виртуозного органного стиля и исполнительского мастерства.

      Несколько особняком стоит творчество Иоганна Каспара Фердинанда Фишера (1656-1746) – немецкого композитора чешского происхождения. Служил в Бадене в должности придворного капельмейстера. Свои клавирные сочинения подписывал псевдонимом Франц Людвиг. Создал Восемь сюит,  французские танцы «Музыкальные цветы», цикл «Ариадна», который состоит из 20 прелюдий и фугетт, написанных в строгой традиционной манере немецкой полифонической школы. За 18 лет до создания И.С. Бахом «Хорошо темперированного клавира» Фишер попытался написать сочинения во всех тональностях, хотя не рискнул всё же использовать четырёхзначные. Однако сама идея подобного творения безусловно ставит Фишера в ряд предшественников великого немецкого полифониста.

  Дети И. С. Баха были наделены редким музыкальным талантом. Отец сам  обучал их музыке, и они с юных лет играли на нескольких  инструментах. Некоторые из сыновей ещё при жизни достигли славы и почёта. Наибольшую известность приобрёл Филипп Эммануил Бах (1714-1788) – сын от первого брака. В течение многих лет состоял на придворной службе у Фридриха II в Берлине, признан одним из создателей фортепианной сонаты. Й. Гайдн и Л. Бетховен считали его своим учителем [2, с.80].

     Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784) – самый старший из сыновей, был выдающимся органистом. Иоганн Себастьян считал его самым талантливым из сыновей, но он был, к сожалению, человеком необузданного нрава, который закончил свои дни бездомным музыкантом. Доставшиеся по наследству рукописи отца, он спускал за бесценок, и их таким образом было утеряно немало.

    Иоганн Христиан Бах (1735-1782) музыкальное образование получил в Италии, где работал органистом в Милане, затем переехал в Лондон и после смерти Г.Ф. Генделя занял его должность капельмейстера придворной капеллы. Таким образом, круг замкнулся.

     Музыковед Г.Н. Хубов утверждает, что творчество Генделя Бах хорошо знал и высоко ценил, но Гендель в своей жизни прошёл  мимо Баха [3, с.79]. Слишком различен был жизненный путь этих двух великих художников, хотя оба родились в Германии в один и тот же год, но как пишет Г. Н. Хубов: «Фортуна украшала путь Генделя непрерывными триумфами, а Бах испытал на себе все невзгоды и горечь избранного пути» [3, с.80]. Наследие И. С. Баха давно стало достоянием человечества и в наши дни не перестаёт оказывать эстетическое и нравственное воздействие на массы людей.

       Таким образом, от поколения к поколению передавали немецкие композиторы своё умение, мастерство, крепили творческие силы, чтобы продолжиться в великих именах Бетховена, Шумана, Мендельсона, Вагнера.

        

                                                  Литература:

1. Белоненко А. С.  Георг Гендель. Краткий очерк жизни и творчества. Музыка,    

             Л., 1971, с. 80.

2. Галацкая В. С.  И. С. Бах.  Музыка, М., 1966, с. 85.

3. Хубов Г. Н. Себастьян Бах. Музыка, М., 1963, с.445.

4. Эстетика: словарь под ред. А. А. Беляева. Политлитература, 1989,  с. 447.

                                         

                                           

                                                   Содержание

1. Введение. Стиль барокко и главное направление     западноевропейской  

        культуры 17 -18 веков.

2. Общественные формы музыкальной жизни в Германии. Политический  

        и культурный строй в 18 веке.

3. Музыкальные инструменты эпохи барокко и их роль в становлении

         творческой жизни Германии.

4. Выдающиеся И. С. Бах и Г. Ф. Гендель и их взаимодействие с другими

        представителями немецкой композиторской школы эпохи барокко.

5. Дети И. С. Баха.

6. Заключение. Наследие немецких композиторов и его эстетическое и

        нравственное воздействие на человечество.

    МБОУ ДО « Детская школа искусств №5 им. Д. Д. Шостаковича» г. Курска

                               

                                   Методический  доклад

         « Выдающиеся представители немецкой      

        композиторской школы  эпохи барокко»  

                         

                    преподавателя высшей категории

                 Быковской Елены Викторовны

        

                                             

                                            Курск – 2019  

 Истоки западноевропейской полифонии уходят вглубь истории: известно, что уже в 14 -15 веках существовали различные творческие школы и направления, которые возглавляли знаменитые композиторы. В ту же эпоху многоголосная музыка получила название «контрапункт», что в буквальном переводе – нота против ноты. Контрапунктом определялась система ведения звуков мелодии, искусство сочетать насколько мелодических линий в совместное согласованное звучание. [2, с.36].

      На протяжении ряда веков развитие многоголосной музыки протекало почти исключительно в пределах вокально-хорового искусства. Инструментальная же музыка долгое время занимала второстепенное место, зависимое от вокально-хоровой культуры по формам, приёмам развития и даже терминологии. Но уже в 17 веке органная музыка достигла больших высот. Многообразием выработанных форм и средств развития полифония создала фундамент европейской музыке и обеспечила возможность её дальнейшего роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства XX века. А. Хачатурян".

Методическая разработка цикла уроков и презентация к уроку....

Учебный фильм "Эрмитаж - место "уединения" эпохи барокко в Царском Селе".

Одно из лучших творений знаменитого итальянского архитектора с русской душой Ф.—Б. Растрелли — павильон...

Мультфильм для знакомства с творчеством выдающегося композитора, математика и поэта эпохи барокко Алессандро Марчелло "Зеркало".

Мультфильм "Зеркало". Кстати, большое спасибо выдающемуся политику, одолжившему свой голос для мультфильма.Посмотреть его можно по гиперссылке - Мультфильм на YouTube. Использован знам...

Учебный фильм "Композитор эпохи барокко на фоне эпохи"

Младший брат великого композитора Генри Перселла (у них пять лет разница в возрасте) Даниэль Перселл (1664-1717 годы). С подросткового возраста пел в хоре Королевской Капеллы, потом учился играть на о...

Произведения выдающихся представителей кубанской литературы «Хлеборобная страда»

Цель:·        познакомить учащихся с произведениями кубанских писателей и поэтов;·        развивать навыки выразительного, б...

Методический доклад "Московская фортепианная школа: ее выдающиеся представители, их педагогические взгляды, принципы, методы работы"

       В области музыкальной педагогики особенно важно внимание к академическим традициям, воспитание подрастающего поколения на лучших примерах отечественной педагогики иск...