"Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства XX века. А. Хачатурян".
методическая разработка по музыке (8 класс) по теме

Раимова Елена Юрьевна

Методическая разработка цикла уроков и презентация к уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Hachaturyan.zip1.08 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №14»

Методическая разработка цикла уроков по теме:

 «Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства XX века. А. Хачатурян»

                                                      Выполнила:

                                                           преподаватель

                                                                            фортепианного отделения

                                                                          Раимова Елена Юрьевна

                         

Березовский, 2010

Введение

А.И. Хачатурян – композитор XX века, представитель того пласта музыкальной культуры, в котором отражены мысли и чувства нашего современника, жизнь и быт нашей эпохи.

Произведения Хачатуряна постоянно звучат с концертных сцен мира. И популярность обусловлена яркостью, доступностью и самобытностью музыкального языка композитора.

Музыка А.И. Хачатуряна не случайно является необходимым компонентом репертуара для слушания в современных программах по музыке в общеобразовательных школах.

Однако она представлена несколько односторонне, из программы в программу кочуют одни и те же произведения: «Танец с саблями», «Лезгинка», «Танец розовых девушек», фрагменты Концерта для скрипки с оркестром.

Исключение составляет программа Алиева, в которой творчество Хачатуряна выделяется в качестве самостоятельной темы для монографического цикла уроков.

Цель данной работы – методическая разработка цикла уроков по теме «Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства XX века. А.И. Хачатурян».

Реализация цели требует выполнения следующих задач:

  1. Отбор репертуара для слушания и исполнения на уроках, отражающего наиболее яркие черты стиля композитора.
  2. Разработка тематического плана.

В качестве приложения предлагаем краткие биографические сведения, текст песни для  вокально-хоровой работы, презентацию к уроку и ссылки на интернет ресурсы, где расположены аудиоматериалы для слушания.

Изучая произведения Хачатуряна в рамках монографической темы, учитель открывает для детей еще одну из блистательных страниц музыки XX века.

Работа адресована учителям музыки общеобразовательных школ, также представленный материал может быть использован педагогами-музыкантами.

Критерии отбора музыкального материала.

Основополагающим принципом подбора музыкального материала должно стать его соответствие теме урока и художественно - педагогическим задачам.

В контексте рассматриваемой нами программы художествен но-педагогическими задачами будет расширение представлений о выразительности языка музыки Хачатуряна в единстве с развитием музыкальных, творческих способностей учащихся, воспитанием эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувств, настроений, переданных в музыке.

Другая группа критериев отбора музыкального материала бу дет вытекать из рассмотрения темы цикла уроков, посвященных творчеству Хачатуряна.

Такими критериями отбора будут являться сущностные явле ния творчества Хачатуряна, такие как, стиль, жанры и образно- тематическая сфера.

Существует несколько возможных методических принципов тематического планирования уроков, посвященных творчеству композиторов:

  1. по этапам творческого пути;
  2. по образным сферам;
  3. по жанровым сферам.

Все эти подходы диалектически связаны между собой.

Так, например, знакомя детей с работой композитора в каком- либо жанре, педагог сообщает сведения об этапах работы в данном жанре, затрагивая тем самым биографические моменты жизни и творчества композитора. Также учитель затрагивает стилистиче ские особенности музыкального языка композитора, говорит об образно - тематической сфере того или иного жанра.

На наш взгляд наиболее целесообразным будет планирование уроков, посвященных творчеству Хачатуряна по жанровому признаку.

Рассмотрим творчество композитора в контексте сущностных явлений, являющихся критериями отбора предметного содержания.

1. Жанровое многообразие

Творчество Хачатуряна разнообразно по содержанию и по жанрам. Композитор писал балеты, симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов, песни, романсы и хоры, музыку для театра и кино.

Все жанры представлены на разных периодах творчества Хачатуряна, и в каждом он был в какой-то степени новатором.

Однако наиболее ярко композитор проявил себя как симфонист. Среди лучших его произведений - балеты «Гаянэ» и «Спартак», Вторая симфония («С колоколом»), фортепианный и скрипичный концерты.

Исходя из этого, для изучения творчества Хачатуряна мы предлагаем выделить следующие жанры:

1.        Балет

2.        Инструментальный концерт

3.        Симфония

2. Своеобразие мелодического стиля.

Приобщение к восприятию основных стилевых особенностей музыкального языка Хачатуряна должно стать главной задачей при изучении музыки композитора. Речь идет, прежде всего, об ознакомлении учащихся с характерными чертами музыки композиторского стиля. Творчество Хачатуряна должно быть представлено характерными чертам, доступными детскому восприятию, составляющими его (творчества) сердцевину, хотя и не охватывающим все его грани. Многие стилистические черты музыки Хачатуряна рельефно выявились в его сочинениях. Почерк композитора отчетливо проявляется в ритмической импульсивности, в противополагании  различных метроритмических линий, в использовании терпких секундовых созвучий, в частом обращении к органным пунктам и остинато, в обилии орнаментальных фигураций, в звучности того или иного национального музыкального инструмента.

Поэтому в процессе изучения индивидуального стиля Хачатуряна мы предлагаем основываться на рассмотрении мелодики и ее стилеобразующих компонентах: метроритме, гармонии, форме.

Яркой и доступной для подросткового восприятия чертой

хачатуряновского стиля является на наш взгляд оркестровка симфонических произведений композитора.

Индивидуальность стиля Хачатуряна определяется глубокой связью с народной музыкой Востока. Народное искусство - основа музыкального языка творений Хачатуряна.

3. Образно - тематическая сфера

Музыка Хачатуряна отличается яркость и зримостью образов.

Образно-тематическое содержание хачатуряновского искусства разнообразно.

Мы предлагаем отметить две обширные образно - тематические сферы, каждая из которых внутренне многогранна:

  1. танцевальная;
  2. лирико-драматическая.

В танцевальной тематической сфере можно выделить две противоположные образно-эмоциональные стороны темпераментно - мужественную, энергичную и оживленно - грациозную, изящную.

Лирико - драматическая образно - тематическая сфера включает, с одной стороны, эпизоды, где господствуют задумчивые, печальные, проникновенно - возвышенные образы, с другой - эпизоды, содержащие патетически - страстные излияния.

Готовясь к уроку, учитель анализирует музыкальный материал, выявляет, в каких видах деятельности и каким образом на его основе можно сформировать у детей необходимые музыкальные представления.

Исходя из рассмотренных выше критериев отбора предметного содержания, мы предлагаем следующий репертуарный список для слушания и исполнения на уроках при изучении творчества Хачатуряна в рамках темы: «Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства XX века. А. Хачатурян».

Слушание:

из балета «Гаянэ»: «Танец с саблями», «Узундара», «Танец Айши», «Лезгинка».

из балета «Спартак»: «Adagio» Спартака и Фригии

Концерт для скрипки с оркестром. I часть

Концерт для фортепиано с оркестром. II часть

Вторая симфония. III часть

Пение:

«Вальс дружбы» Слова Г. Рублева

На наш взгляд, данный репертуарный список отвечает всем предъявляемым требованиям к отбору музыкального материала.

Предлагаемые произведения являются показательными с точки зрения стиля композитора, яркие и образные по содержанию, соответствуют особенностям музыкального восприятия детей подросткового возраста и их возрастным особенностям.

В целом предлагаемый музыкальный материал позволяет раскрыть тему цикла уроков в разнообразной музыкальной деятельности учащихся.

 Исходя из расчета семи уроков музыки, планируемых во II четверти, три из них мы рекомендуем посвятить изучению творчества Хачатуряна.

Опираясь на данное содержание предмета, мы предлагаем следующий тематический план построения цикла уроков, посвященных творчеству Хачатуряна.

1.        урок «Знакомый незнакомец»

2.        урок «Инструментальные концерты Хачатуряна»

3.        урок «Симфоническая музыка Хачатуряна. Заключительный урок».        

На первом уроке дети получают общие сведения о жизни и творчестве композитора, а так же знакомятся с жанром балета в творчестве Хачатуряна на примере фрагментов из балета «Гаянэ» и «Спартак».

Второй урок посвящен жанру инструментального концерта. Для слушания предлагается Концерт для скрипки с оркестром и Концерт для фортепиано с оркестром.

Третий урок - урок - обобщение темы «Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства XX века. А. Хачатурян». На этом уроке дети продолжают знакомство с творчеством Хачатуряна на примере фрагмента III части Второй симфонии.

Предлагаемый нами вариант поурочного планирования не является единственно возможным при знакомстве с творческим стилем Хачатуряна.

Мы также не настаиваем на избранных нами произведениях, представляя педагогу самому выбирать материал для слушания и исполнения на уроке, руководствуясь предложенными критериями отбора предметного содержания.

Методическое обоснование

Изучение творчества и особенностей музыкального языка А. Хачатуряна в рамках темы «Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства XX века» подготавливается всем предыдущим музыкально - информационным материалом, а также темами «Стиль в музыкальном искусстве» (6 класс, тема года) и «Стилевые направления музыкального искусства конца XIX - на-чала XX века» (7 класс, тема года), где дети знакомились с основными понятиями, необходимыми для изучения, индивидуального стиля композитора (музыкальные средства выразительности, жанр, форма, стиль).

Целью данной методической разработки цикла уроков является знакомство восьмиклассников с творчеством Арама Ильича Хачатуряна.

Важным принципом изучения данной темы будет являться принцип доступности материала, то есть обучение должно строиться на уровне реальных учебных и психологических возможностей учащихся средних классов. Для этого содержание заданий для детей должно находиться в зоне их ближайшего развития, то есть требовать от них раздумий, размышлений при соответствующей помощи учителя, а также ориентироваться на психолого - возрастные особенности детей подросткового возраста.

Основными видами деятельности на уроке будут являться:

1. Усвоение теоретических сведений.

 2. Слушание музыки.

3. Исполнительская деятельность.

 В процессе урока предполагается сообщение информации о композиторе, о его музыке, а также оперирование специальными музыкальными терминами (мелодия, ритм, гармония и др.) - это часть относится к такому виду деятельности на уроке музыки, как усвоение теоретических сведений. Целевой установкой этой деятельности является изучение особенностей стиля композитора, в контексте рассматриваемой нами темы - А.И. Хачатуряна.

Основными формами усвоения теоретических сведений будут являться рассказ и беседа.

В урок включается такой вид деятельности как слушание музыки, причем подразумевается активное слушание - восприятие, так как предполагается дальнейший анализ и обсуждение прослушанного материала в рамках обозначенной темы.

Активное слушание, создание проблемно - поисковых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Это предполагает поощрение активности, самостоятельности и инициативы учащихся.

Исполнительская деятельность на уроке музыки включает в себя пение.

Работая с подростками над вокально - хоровым произведением, педагог должен быть особенно внимателен и чуток к тем, у кого проходит мутация голоса. Диапазоны голосов в этот период весьма индивидуальны, и можно наметить лишь их примерные границы:

высокие – до 1 – фа2

низкие – ля - до 2

юноши - ре - до 1

Учащиеся - подростки проявляют больше самостоятельности и активности при осмыслении выразительности исполнения песни.

На основе полученных ранее знаний, необходимых для разбора музыкальных произведений (определение характера, настроения музыки, характеристика музыкальных средств, выразительности и осознание их роли в создании музыкального образа), умении оперировать музыкальными терминами (динамика - f; р; темп, штрихи - legato, ctaccato) происходит знакомство с индивидуальными стилевыми особенностями творчества А.И. Хачатуряна.

На уроках мы предлагаем использовать следующие методы обучения:

словесный - в форме рассказа и беседы будет происходить такой вид деятельности как усвоение теоретических сведений;

наглядно - слуховой - метод используется при слушании произведения в записи или исполнении учителя;

метод сравнения и анализа будет применен для выявления отличительных свойств музыкального языка А.И. Хачатуряна в процессе разбора прослушанных музыкальных произведений;

стимулирующий метод применяется для активизации музыкальной деятельности учащихся. К методам стимулирования музыкальной деятельности учащихся относится создание проблемно - поисковых ситуаций, создание эффекта удивления. Методы стимулирования музыкальной деятельности применяются для создания необходимой эмоциональной, творческой атмосферы на уроке.

метод обобщения поможет определить основные черты стиля композитора на заключительном этапе изучения темы.

Подготавливая учащихся к восприятию произведения, учитель использует словесные методы в сочетании с наглядно - слуховыми, стимулирующими, с методами сравнения и анализа, методом обобщения.

Выбор методов определяется спецификой произведения и общим направлением его последующего разбора.

 Уроки являются познавательными и направлены на то, чтобы продолжить знакомство детей с музыкой композиторов XX века - на примере творчества А.И. Хачатуряна.

В ходе различной музыкальной деятельности на уроке учащиеся получают сведения музыкально - исторического характера, слушают музыку, анализируют ее, показывают свои исполнительские возможности и музыкальные умения в вокально - хоровой работе.

Конечной целью должно стать воссоединение в сознании школьников процесса восприятия конкретной музыки с творчеством и личностью композитора, написавшего ее.

Таким образом, А. И. Хачатурян должен быть воспринят как яркий представитель музыки, в которой почти всегда будут слышны черты музыкального Востока: своеобразный изгиб мелодики, обилие «украшений», темпераментность, частое сопоставление лирики с драматизмом, и пронизывающая почти всю музыку танцевальность.

В нашей работе мы даем, примеры (в виде разработки уроков) подхода к изучению темы «Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства. А.Хачатурян».

Методическая установка

Цикл уроков разработан для учащихся 8 классов по теме II четверти «Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства XX века». Темы уроков выявляют их направленность на формирование ценностных ориентаций школьников. Художественным материалом является творчество А.И. Хачатуряна. На примере произведений учащиеся выявляют характерные черты стиля А.И. Хачатуряна, его основные образные сферы.

Уроки носят познавательный характер, способствуют развитию целостного художественного восприятия музыки, расширяют кругозор учащихся.

 Урок 1

Тема урока: «Знакомый незнакомец»

Цель: знакомство с жанром балета в творчестве Хачатуряна Задачи:        1. Повторение понятий, полученных

на предыдущих занятиях (музыкальный стиль).

2. Краткое знакомство с биографией композитора.

3. Выявление стилистических особенностей музыкального языка Хачатуряна (танцевальность, своеобразие ритма, оркестровка).

4. Развитие навыка восприятия музыки.

5. Развитие навыков анализа и сравнения.

6. Развитие вокально-хорового навыка.

План урока

1. Организационный момент

2. Знакомство с балетом «Гаянэ»: «Танец с саблями» (слушание) Лезгинка» (слушание и беседа) «Танец Айши» (слушание и беседа)

3. Знакомство с балетом «Спартак»: «Adagio» Спартака и Фригии (слушание и беседа)

4. Вокально-хоровая работа: исполнение песни «Вальс дружбы».

Ход урока:

Учитель (далее У): - Ребята, что такое индивидуальный музыкальный стиль?

Дети (далее Д): - Способ музыкального изложения, характерные черты, свойственные творческой манере композитора.

У: Сейчас вы услышите произведение, уже знакомое вам. Постарайтесь, пожалуйста, вспомнить название и автора этого произведения.

-        слушание фрагмента «Танца с саблями» из балета «Гаянэ»

Д: Это «Танец с саблями» Арама Хачатуряна.

У: Правильно. Это «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» композитора Арама Ильича Хачатуряна

-        Показ портрета -

Какие еще музыкальные произведения этого композитора вы знаете?

-        Варианты ответов детей

У: Творчество Хачатуряна весьма обширно и многогранно. Несмотря на то, что заниматься музыкой он начал довольно поздно, в 19 лет, быстро достиг вершин профессионализма. До 19 лет Хачатурян не знал даже музыкальной грамоты.

Родившись в Тбилиси, Хачатурян с детства испытывал сильные музыкальные впечатления, вслушиваясь в музыку народных песен Грузии, Армении и Азербайджана. В 1921 году, когда ему было 18 лет, он приехал в Москву, а год спустя поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных. Когда, выдержав вступительные испытания, он сказал, указав на виолончель: «Я хочу учиться играть на этой большой скрипке» - то вызвал улыбки на лицах экзаменаторов. Но исполнителя - виолончелиста из него не вышло, зато очень ярко выразились его способности в области сочинения музыки.

Окончив техникум, Арам Хачатурян продолжил образование в Московской консерватории, в классе композиции известного композитора - педагога Николая Мясковского. В годы учебы Хачатурян упорно постигал все тайны композиторского ремесла. И уже студенческие его произведения завоевывали популярность на эстраде.

Консерваторию Арам Ильич закончил с золотой медалью, а дипломной работой стала его Первая симфония.

Являясь композитором европейского класса, в музыке Хачатуряна прослеживаются национальные черты. Это и составляет стилевую индивидуальность композитора.

Сейчас ребята, вы услышите еще одно произведение Арама Хачатуряна. Постарайтесь определить жанр и национальную принадлежность музыки.

-        слушание фрагмента «Лезгинки» из балета «Гаянэ».

Д: Это кавказский танец.

У: Совершенно верно. Это «Лезгинка» из балета «Гаянэ». А какой по характеру этот танец?

Д: Стремительный, зажигательный, темпераментный.

У: Хорошо. Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал национальный колорит произведения?

Д: Быстрый темп; острый, четкий ритм, повторы; исполняет весь оркестр, который подражает народному ансамблю.

У: Молодцы! Вы все определили правильно. Сейчас вы прослушаете еще одни танец. Постарайтесь определить его характер

-        Слушание фрагмента «Танца Айши» из балета «Гаянэ»

 Д: Характер этого танца лиричный, мягкий.

У: Правильно. В этом танце композитор «рисует» портрет молодой курдской девушки. Скажите, какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор при передаче музыкального образа?

 Д: Мелодия танца изящная, грациозная, неторопливая, протяжная, ее исполняют скрипки; прихотливый ритм «легкий», прозрачный аккомпанемент оркестра.

У: Совершенно верно. Мы с вами познакомились с основными танцевальными образами музыки Хачатуряна: лирическим, изящно - грациозным и стремительным, захватывающим. Народная танцевальность относится к стилевой особенности творчества композитора.

Прослушанные танцы - танцы из балета «Гаянэ». Музыка этого балета завоевала мировую популярность. Арам Хачатурян создал три симфонические сюиты, состоящие из танцевальных номеров балета. С наиболее яркими из них вы сегодня познакомились. Перечислите их, пожалуйста.

Д: Перечисляют: «Танец с саблями», «Лезгинка», «Танец Айши».

У: Хачатурян создал еще один балет, который явился одной из вершин его творчества. Главный герой этого балета - предводитель восстания рабов. Вы не догадываетесь, как зовут героя?

 Д: Спартак.

У: Правильно. Что вы знаете о Спартаке?

Д: Спартак был вождем восстания рабов в античном мире. Восстание длилось три года. В одной из схваток с римскими легионерами Спартак пал смертью героя.

У: Хорошо. На сцене балет появился спустя два года после его написания композитором. Первой на эстраду «вышла» музыка. Арам Ильич создал симфоническую сюиту из музыки балета, которая завоевала популярность до постановки балета.

Герой балета показан не только как мужественный, волевой человек. Ему не чужды человеческие чувства, раздумья, переживания. Но композитор показывает это по - своему. Он вводит в балет персонаж Фригию - жену Спартака. Она является как бы романтическим отражением мужественного характера Спартака. Сейчас вы услышите один из ярких номеров балета - «Adagio» Спартака и Фригии. Постарайтесь услышать и определить, какие чувства передает композитор в музыке.

-        Слушание фрагмента Adagio» Спартака и Фригии из балета «Спартак»

Д: Это музыка любви.

У: Правильно. Эту музыку называют «гимном любви»: любви Спартака и Фригии, любви к далекой родине Спартака - Фракии. Какими приемами пользуется композитор для передачи этого чувства?

Д: Плавная, гибкая, возвышенная, красивая мелодия, звучащая у струнных, «воздушная», парящая оркестровка.

У: В постановке этого номера используется следующее: в палатку к Спартаку входит Фригия с охапкой цветущих веток. Цветы, их благоухание - все напоминает Спартаку родину. Начинается «Adagio». При первых звуках - задник палатки раздвигается. Открывается фракийский пейзаж. При окончании - исчезает Фракия. Эту тему еще называют темой «прощания и неразлучности». Послушайте фрагмент еще раз, и подумайте, почему она так называется.

-        Повторное слушание фрагмента «Adagio» Спартака и Фригии из балета «Спартак»

- Варианты ответов детей

У: В своем творчестве Хачатурян обращался и к вокально - хоровым жанрам.

Сейчас я вам исполню песню, которую мы с вами будем разучивать.

-        Исполнение учителем песни «Вальс дружбы»

 - Вокально - хоровая работа.

У: Спасибо за работу на уроке. На следующих уроках мы продолжим знакомство с творчеством Арама Хачатуряна. До свидания.

УРОК 2

Тема урока: Жанр инструментального концерта в творчестве А. Хачатуряна»

Цель: Знакомство с жанром инструментального концерта в творчестве А. Хачатуряна

Задачи:        1. Повторение пройденного на прошлом уроке, материала.

     2.Повторение понятий, полученных на предыдущих занятиях (концерт)

                3.Выявление стилевых особенностей творчества А. Хачатуряна (народность тематизма)

               4.Развитие навыка восприятия музыки

               5.Развитие навыка анализа и сравнения

               6.Развитие вокально-хорового навыка.

План урока

1.        Организационный момент

2.        Концерт для скрипки с оркестром

(I часть, экспозиция) - слушание и беседа.

 3 Концерт для фортепиано с оркестром (II часть, фрагмент) - слушание и беседа

 4. Вокально - хоровая работа: исполнение песни «Вальс дружбы»

Ход урока

Учитель (далее У): Ребята, вспомните, с какими балетами вы познакомились на прошлом уроке?

Дети (далее Д): «Гаянэ», «Спартак»

У: Назовите, какие черты характерны для музыки Арама Хачатуряна?

Д: народная танцевальность, своеобразие ритма, оркестровки.      

У: Сегодня на уроке вы познакомитесь с жанром инструментального концерта в творчестве Арама Хачатуряна. Ребята, что такое «Концерт»?

Д: Музыкальный жанр, трехчастный цикл, музыкальное соревнование, состязание какого либо инструмента с оркестром.

У: Правильно. В его творчестве можно проследить тягу к триадности. Им создано также три балета - «Гаянэ», «Спартак», «Счастье», три симфонии, три концертные арии «Поэма», «Легенда», «Дифирамб», 3 концерта - рапсодии.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с музыкой Скрипичного и Фортепианного концертов.

Сейчас вы услышите фрагмент I части Скрипичного концерта. Постарайтесь услышать - есть ли в нем «соревнование»?

 - слушание Концерта для скрипки с оркестром (I часть, экспозиция).

Д: Да. Скрипка соревнуется с оркестром.

У: Почему?

Д: Партия скрипки рельефна, самостоятельна.

У: Какова по характеру музыка?

Д: Разная. И живая, простая, кружащая,  кантиленная, лиричная.

У: Сколько же тем вы прослушали?

 Д: Две.

У: Вы, наверное, обратили внимание, что музыка Арама Хачатуряна носит ярко национальный характер. Композитор в своих мелодиях часто опирается на народные напевы  Давайте сравним первую тему концерта с оригиналом армянской народной песней.

-        Наиграть тему мелодии армянской народной песни «Шествуй» и главную тему I части Скрипичного концерта

У: Что в них общего?

Д: Похож ритм, интонации.

У: Обратите внимание на гармонию. Она тоже носит черты национального звучания. Это является стилистической особенностью музыки Хачатуряна - использование национальных черт.

Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из Фортепианного концерта.

Пожалуйста, послушайте внимательно и постарайтесь определить характер и настроение музыки.

-        слушание фрагмента Концерта для фортепиано с оркестром (II часть)

Д: Музыка лирическая, широкая и плавная.

У: Правильно. Как вы думаете, какие чувства передает в музыке Хачатурян?

Д: Мечтательность, созерцательность, поэтическое размышление.

У: Молодцы! Что использует композитор для передачи настроения?

Д: Мелодию - плавную, лиричную, свободно распетую, оркестровку прозрачную в мягких тонах.

У: Мелодия звучит и у фортепиано и у оркестра. Услышали ли вы здесь «соревнование»? Если «да», то кто вышел «победителем»?

Д: Нет, здесь солист и оркестр объединились.

У: Да. Партия фортепиано здесь выступает первой среди равных. Итак, назовите мне «европейские» черты концертов Хачатуряна

Д: Трехчастность, принцип «соревнования»

У: Какие национальные черты внес композитор в жанр инструментального концерта?

Д: Своеобразные мелодии, основанные на народных восточных интонациях, на национальных ритмах и гармонии.

У: Я сейчас наиграю вам мелодию знакомого произведения, постарайтесь узнать его.

-Учитель наигрывает мелодию песни «Вальс дружбы»

Д: Это песня Арама Хачатуряна «Вальс дружбы»

 - Вокально-хоровая работа

У: Молодцы! Хорошо поработали на уроке. До свидания

УРОК 3

Тема урока: «Симфоническая музыка Хачатуряна. Заключительный урок»

Цель: Знакомство с симфоническим творчеством Хачатуряна

Задачи:        1. Повторение понятий, полученных на предыдущих занятиях (симфония)

                2.Выявление особенностей симфонического творчества Хачатуряна

                3.Повторение, обобщение пройденного на предыдущих уроках материала.

                4.Развитие навыка восприятия музыки

                5.Развитие навыка анализа и сравнения

План урока

1 .Организационный момент

2. Вторая симфония (III часть) - слушание и беседа

3. Тестирование

4. Викторина

5. Обобщение

Ход урока:

Учитель (далее У): - Сегодня ребята, мы познакомимся с симфонией Хачатуряна. Кто, вспомнит, что такое симфония?

Дети (далее Д):- это произведение для оркестра, четырехчастный цикл

У: Хорошо. Как вы помните,  Первая симфония была дипломной работой Хачатуряна по окончании консерватории. Во второй раз композитор обратился к этому жанру в дни Великой Отечественной войны. Около двух лет Арам Хачатурян обдумывал написание симфонии, а написал ее менее чем в два месяца. Вторая симфония Хачатуряна - классический четырехчастный цикл. Прослушайте отрывок из II части симфонии. Постарайтесь определить характер музыки.

- Слушание фрагмента III части Второй симфонии

Д: Трагичный, скорбный, печальный

У: Какими музыкальными средствами выразительности передает характер музыки композитор?

Д: Ритм траурного шествия, скорбные интонации народной темы - плача.

У: Молодцы! Печальный народный напев, который Хачатурян услышал в детстве от матери, вызвал в творческом воображении композитора эту горестную мелодию.

Хачатурян соединил в этой музыке противоположное, противопоставляя чеканному ритму траурного марша драматическую, горестную, свободно льющуюся мелодию.

 Сейчас я предлагаю послушать фрагмент Второй симфонии еще раз. Какие образы из реальной жизни, живописи, художественной литературы возникают у вас при слушании музыки?

-        Повторное слушание фрагмента III части Второй симфонии.

-Варианты ответов детей

У: Композитор воплотил в музыке образ самой трагической жертвы войны - матери павшего в бою за Родину.

Внутренний мир композитора находит воплощение в его творчестве. Судя по прослушанному сегодня на уроке произведению, как относился Хачатурян к окружающей его действительности. Был ли он к ней безразличен?

 Д: Нет

У: Почему?

Д: В своем произведении композитор передает боль страдания народа, его борьбу за свободу.

У: Сегодня на уроке мы заканчиваем знакомство с творчеством Арама Ильича Хачатуряна.

Я предлагаю вам проверить свои знания об особенностях музыкального языка, стиля композитора и заполнить таблицу. Расположите в соответствии с составляющими музыкального стиля предлагаемые варианты ответов.

- Самостоятельная работа детей

У: Я предлагаю вам прослушать три музыкальных фрагмента. Попытайтесь из предложенных вариантов выбрать произведение Хачатуряна, опираясь на характерные черты его музыки.

-        звучат фрагменты

-        Римский - Корсаков «Шахерезада»

-        Хачатурян «Узундара» из балета «Гаянэ»

-        Глинка «Лезгинка» из оперы «Руслан и Людмила»»

- Самостоятельная работа детей.

У: Завершая изучение творчества Арама Хачатуряна, думаю, что оно не оставило вас равнодушными.

Сегодня мне понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за внимание. До свидания.


Список литературы

  1. Д. Арутюнов «Хачатурян Арам. Жизнь и творчество» - М: «Слово, 2003
  2. Г. Хубов «Арам Хачатурян» - М: «Музыка», 1967
  3. В. Юзефович Арам Хачатурян» - М: «Советский композитор»,1990

Интернет ресурсы:

www.klopp.ru

www.khachaturian.am

http://intoclassics.net

http://classic-online.ru

http://images.yandex.ru

http://sovmusic.ru

Приложение

  1. Ссылки на интернет ресурсы, где расположены  аудиоматериалы для слушания

Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром и Вторая симфония

http://classic-online.ru

 «Адажио Спартака и Фригии»

http://narod.ru/disk/20606482001/Адажио%20Спартака%20и%20Фригии.mp3.html

«Вальс дружбы»

http://narod.ru/disk/20606511001/вальс%20дружбы.mp3.html

 «Лезгинка»

http://narod.ru/disk/20609411001/Лезгинка.mp3.html

 «Танец Айши»

http://narod.ru/disk/20608963001/танец%20Айши.mp3.html

 «Танец с саблями»

http://narod.ru/disk/20608765001/танец%20с%20саблями.mp3.html

  «Узундара»

http://narod.ru/disk/20609086001/узундара.mp3.html

Таблица для самостоятельной работы учащихся

Составляющие музыкального язы ка Хачатуряна

Их характерные черты

Мелодия

Ритм

Формы

Оркестр

Танцевальность

Ответы (распределить в соответствии с вопросом): часто танцевальны; подражает игре народных инструментов; женственно - грациозная и стремительно-зажигательная; богато украшена, с опорой на восточные народные интонации; часто традиционные «европейские»; причудливы по рисунку, но четкие.

           

3.Биографические сведения

Ара́м Ильи́ч Хачатуря́н (арм. Արամ Խաչատրյան, 24 мая (6 июня) 1903, Тифлис, ныне Тбилиси — 1 мая 1978, Москва) — армянский советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, ашуг, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973), лауреат четырёх Сталинских (1941, 1943, 1946, 1950), Ленинской (1959) и Государственной премии СССР (1971), автор музыки Государственного гимна Армянской ССР (1944), академик АН Армянской ССР (1963). Один из крупнейших деятелей музыки XX века. Член КПСС с 1943 года.

Биография

Был четвёртым сыном в армянской семье переплетчика Ильи (Егия) Хачатуряна и Кумаша Саркисовной. В детстве не проявлял особого интереса к музыке и начал ей обучаться только в 19 лет. В 1921 вместе с группой армянской молодежи А. Хачатурян уехал в Москву и поступил на подготовительные курсы в Московский университет, затем стал студентом факультета физики и математики. Спустя год 19-летний Хачатурян поступил в Гнесинское музыкальное училище, где Михаил Гнесин обратил внимание на одаренного Хачатуряна и помог ему. Занимался он сперва на виолончели, затем перешел в класс композиции.

В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясен Бетховеном и Рахманиновым. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора. «Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьёзная работа А. Хачатуряна, его „Танец“, был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер — виртуоз», — сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне. В 1929 Хачатурян поступил в симфонический класс Московской консерватории, которую блестяще окончил в 1934 и поступил в аспирантуру. Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929), токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Далее Хачатурян написал 1-ю симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936) и для скрипки (1940). Во время Второй мировой войны работал на всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.

В 1939 Хачатурян написал первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки, и таким образом «родилась» «Гаянэ» (англ. Gayane). Премьера балета состоялась в тяжелые годы Второй мировой войны, зимой (3 декабря 1942). В 1943 за этот балет Хачатурян получил Сталинскую премию первой степени одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры. Через очень короткое время после премьеры этот балет завоевал всемирную славу. Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954, а в декабре 1956 состоялась премьера. С того времени этот балет стал «частым гостем» на лучших сценах мира.

Одновременно Хачатурян работал в театре и кино: «Маскарад», «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русская проблема», «Секретная Миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва» — далеко не полный перечень фильмов, для которых Хачатурян написал музыку. С 1950 Хачатурян выступал как дирижёр, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и в зарубежных странах.

С 1950 преподавал композицию в Московской консерватории и в Институте им. Гнесиных (с 1951 — профессор). В числе его учеников были такие видные композиторы, как А. Я. Эшпай, Р.Г. Бойко, М. Л. Таривердиев и К. Е. Волков.

С 1957 А. И. Хачатурян занимал пост секретаря Союза композиторов СССР.

Телеграмма А.И. Хачатуряна  И.В. Сталину

 МОСКВА, КРЕМЛЬ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

 Дорогой Иосиф Виссарионович !

 С чувством глубокой радости я узнал о присуждении моему балету "Гаянэ" Сталинской премии 1942 года.

 Родная Советская власть, заботы Советского правительства о художественной интеллигенции нашей страны обусловили мой творческий рост, дали мне возможность моим творческим трудом участвовать в строительстве советской музыкальной культуры.

 В суровые дни Великой Отечественной войны каждый из нас обязан помогать всеми средствами делу борьбы советского народа с заклятыми врагами нашими - немецкими оккупантами, поэтому вношу свою премию 100 000 рублей в особый фонд Главного Командования вооружёнными силами Советского Союза.

 Желаю Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, здоровья на долгие и долгие годы, чтобы вести советский народ к победе над немецко-фашистскими захватчиками. Композитор Арам Ильич Хачатурян.

 Композитору товарищу Араму Ильичу ХАЧАТУРЯНУ

 Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Арам Ильич, за Вашу заботу о вооружённых силах Советского Союза.

 И. СТАЛИН

Награды и премии

 * Герой Социалистического Труда (1973)

 * 3 ордена Ленина (1939, 1963, 1973)

 * Орден Октябрьской Революции (1971)

 * 2 ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1966)

 * Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

 * Медаль «В память 800-летия Москвы»

 * Медаль «За оборону Кавказа»

 * Медаль «За оборону Москвы»

 * «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

 * Народный артист СССР (1954)

 * Народный артист РСФСР (1947)

 * Народный артист Армянской ССР (1955)

 * Народный артист Грузинской ССР (1963)

 * Народный артист Азербайджанской ССР (1973)

 * Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944)

 * Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938)

 * Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1967)

 * Ленинская премия (1959) — за балет «Спартак»

 * Государственная премия СССР (1971) — за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром; для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром

 * Сталинская премия второй степени (1941) — за Концерт для скрипки с оркестром

 * Сталинская премия первой степени (1943) — за балет «Гаянэ»

 * Сталинская премия первой степени (1946) — за Вторую симфонию

 * Сталинская премия первой степени (1950) — за музыку к двухсерийному кинофильму «Сталинградская битва»

 * Орден «Науки и искусства» 1-й степени (1961, Объединённая Арабская республика) — за выдающуюся музыкальную деятельность

 * Памятная медаль в связи с 25-летием восшествия на престол шахиншаха Ирана (1965)

 * Заслуженный деятель искусств Польской Народной республики — за заслуги перед польской культурой

Посмертное признание

 * Одна из улиц на севере Москвы носит имя композитора.

 * 31 октября 2006 г. в Москве открыт памятник Араму Хачатуряну. Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели маэстро в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов. В церемонии открытия участвовали бывший президент Армении Роберт Кочарян, мэр Москвы Юрий Лужков и супруга бывшего российского президента Людмила Путина.

 * Музыка Хачатуряна использована во многих фильмах. Среди них — «2001: Космическая одиссея» С. Кубрика, «Калигула» Т. Брасса, «Подручный Хадсакера» братьев Коэн, «Покаяние» Т. Абуладзе, «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза» Ф. Нойса, «Чужие» Дж. Кэмэрона.

Основные сочинения

Балеты

 * «Счастье» (1939)

 * «Гаянэ» (1941, вторая редакция 1952)

 * «Спартак» (1956, вторая редакция — 1958, третья — 1962, четвёртая — 1968)

Оркестровые сочинения

 * Три симфонии (1934, 1944, 1947)

 * Танцевальная сюита (1933)

 * «Русская фантазия» (1944)

 * «Ода памяти Ленина» (1948)

 * «Торжественная поэма» (1950)

 * «Приветственная увертюра» (1958)

 * Сюиты из музыки к балетам, театральным постановкам, кинофильмам

Концерты

 * Концерт для фортепиано с оркестром (1936)

 * Концерт для скрипки с оркестром (1940)

 * Концерт для виолончели с оркестром (1946)

 * Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961)

 * Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963)

 * Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968)

Камерные ансамбли

 * Струнный квартет (1931)

 * Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932)

Сочинения для скрипки

 * Танец № 1 (1926)

 * Аллегретто (1929)

 * Песня-поэма (в честь ашугов) (1929)

 * Соната (1932)

Сочинения для виолончели

 * Песня странствующего ашуга (1925)

 * Элегия (1925)

 * Пьеса (1926)

 * Сон (1927)

 * Соната для виолончели соло (1974)

 * Сочинения для фортепиано

 * Музыка к театральным постановкам, кинофильмам, песни и другие сочинения

Любопытные факты

Любопытна аудиенция, данная Араму Хачатуряну Сальвадором Дали.

Коротко:

Однажды Арам Хачатурян был приглашен к Сальвадору Дали. Композитор пришел в роскошный особняк, дворецкий проводил его в большую залу и попросил подождать — мол, маэстро скоро будет. Хачатурян стал оглядывать выставленные на столе яства и разные античные диковины в самом зале. Время шло, хозяин не появлялся, а гость между тем проголодался. Он стал отщипывать виноград, потом перекусил чуть-чуть сыром и выпил вина. Хозяина всё не было.

На исходе второго часа вдруг со всех сторон грянула музыка. Звучало сочинение Хачатуряна «Танец с саблями». Не успел испуганный композитор прийти в себя, как обе двери распахнулись и в одной из них показался великий Дали! Усы его воинственно топорщились, он скакал на швабре голышом и грозно вращал саблей над головой. Обомлевший композитор вжался в угол, а художник под громыхание музыки «прогарцевал» мимо, к противоположной двери. После чего обе двери захлопнулись, появился дворецкий и сообщил, что визит закончился.

Вальс дружбы

Музыка: Арам Хачатурян   Слова: Г. Рублев

 Светло от солнечных лучей

 В лазури голубой,

 И стаи белых голубей

 Летят над головой.

 Играет вальс, выходят в круг

 К подругам молодым -

 Пожатье крепких, юных рук

 Скрепило дружбу им.

 Припев:

 Задорные, весёлые,

 Поют кругом друзья.

 И песни, словно голуби,

 Летят во все края.

 Готовы юные сердца

 На всей земле дружить.

 Мы верность миру до конца

 Сумеем сохранить.

 Мы солнца яркого отнять

 У мира не дадим,

 Мы будем жить и побеждать

 Под небом голубым

 Припев.

 Для нас без дружбы счастья нет,

 Мы с каждым днём сильней.

 Всё звонче смех, всё ярче свет,

 Всё шире круг друзей.

 Царит пусть дружба меж людьми

 Различных стран и рас.

 Мы все, друзья, стоим за мир,

 И мир стоит за нас.

 Припев (2р.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения выдающихся представителей кубанской литературы «Хлеборобная страда»

Цель:·        познакомить учащихся с произведениями кубанских писателей и поэтов;·        развивать навыки выразительного, б...

Тема урока: « Журавли Победы» - образ защитника Отечества в искусстве 20 века, посвящённый 75 –летию Победы в Великой Отечественной войне

75 лет отделяют нас от победного  9 мая 1945 года. Вновь и вновь оживают образы военного  времени  в песнях и кинофильмах, в стихах и прозе,   в памятниках  и обелисках, ...

Методический доклад "Московская фортепианная школа: ее выдающиеся представители, их педагогические взгляды, принципы, методы работы"

       В области музыкальной педагогики особенно важно внимание к академическим традициям, воспитание подрастающего поколения на лучших примерах отечественной педагогики иск...