Художественно-изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей у школьников
статья

Творческие способности представляют собой продуктивный способ освоения школьниками окружающего мира, естественным способом познания и самопознания, выражения отношения к внешнему миру и личного самовыражения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-изобразительная деятельности как средство

развития творческих способностей у школьников

 

Деятельность представляет собой специфическую активность человека, которая направлена на творческое преобразование и совершенствование внешнего мира и себя.

Для организации успешной работы с детьми данного возраста необходимо продумать методическую базу, определить методы и приемы развития творческих способностей – система задач, стимулирующая творческую деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления.

Художественно-изобразительная деятельность представляет собой вид творческой деятельность, направленный не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Т.С. Комарова дает следующее определение художественно-изобразительной деятельности – это художественно-творческая деятельность, которая направлена не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому.

Также         ряд         авторов         психолого-педагогической         литературы отождествляют художественно-изобразительную деятельность с понятием «рисование».

Художественно-изобразительная деятельность может проявляться в многообразных формах, которые именуются видами, родами и жанрами искусства. В эстетической теории было установлено следующее, что в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно существуют три группы видов искусства, относящиеся к художественно-изобразительному:

  1. Пространственное или пластическое, к ним относятся следующие подвиды: живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн;
  2. Временное, к нему относятся следующие подвиды – это словесные и музыкальные;
  3. Пространственно-временное искусство включает в себя танец, актерское искусство и, относящиеся         к         нему         театр,         киноискусство,

телеискусство, эстрадно-цирковое искусство, и др.

В условиях образовательной организации применительно к школьникам принято рассматривать следующие виды художественно-изобразительной деятельности:  

  1. Изобразительное искусство;
  2. Декоративно-прикладное искусство

Как правило, изобразительное искусство включает в себя рисование и живопись, лепку и скульптуру, основы художественной фотографии. Одной из основных особенностей изобразительного искусства является свойственная ему способности передавать многообразие и сложность жизни, ее динамичность через изображение какого-либо события или момента. Изобразительное искусство – это искусство передавать, воспроизводить и воссоздавать зрительно воспринимаемую реальность с помощью различных изобразительных средств с различной степенью условности.

Декоративно-прикладное искусство представляет собой искусство изготовления различных предметов быта, которые обладают определенными художественными качествами.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» является достаточно широким и многогранным. Оно включает в себя аспекты уникального крестьянского искусства, уходящее корнями в толщу веков; и его современных «последователей» — традиционные художественные промыслы, связанных общим понятием «народное искусство»; и классику — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся высоким признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений.

По мнению Н. А. Горяевой декоративно-прикладное искусство представляет особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Она указывает, что декоративно-прикладное искусство — это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в

организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего – в его духовном мире.

По мнению С.М. Гинтер, декоративно-прикладное искусство, на равных с другими видами художественного творчества, является тем действенным средством в формировании эстетического отношения к

действительности, которое, воздействуя на личность:

  • обогащает ее эмоциональный и практический опыт, формирует вкус;
  • развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал;
  • способствует воспитанию эстетических способностей;
  • развивает природные задатки детей, их нравственные качества;
  • настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную деятельность;
  • отвечает их духовным потребностям, воспитывает любовь к своему народу;
  • удовлетворяет         стремление         к         самореализации         и проявлению личностных качеств.

Специфика произведений декоративно-прикладного искусства и состоит в том, что их художественные качества являются не дополнением или приложением к утилитарному назначению вещи, а служат средством его выявления. Вместе с тем в современном декоративно-прикладном искусстве функциональное начало не всегда выступает столь явно. В жизни современного человека, в его быту, занимают немалое место и такие произведения этого искусства, которые носят чисто декоративный характер и, не обладая никаким утилитарным назначением, радуют своей эстетической значимостью.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образовании выделяют следующие задачи художественно-изобразительной деятельности:

  • формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • формирование художественно-творческой активности;
  • стимулирование и развитие любознательности, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
  • формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
  • формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.

Художественно-изобразительная деятельность имеет большое значение в развитии детей школьного возраста. В этом виде деятельности ярко обнаруживается активность личности школьника и, прежде всего, активности познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности.

Художественно-изобразительная деятельность школьников в условиях образовательной организации находит разнообразные формы выражения:  

  • изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению);  
  • декоративная и конструктивная работа;  
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;  
  • изучение отечественного и зарубежного художественного наследия;  
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;  
  • прослушивание         музыкальных         и         литературных         произведений (народных, классических, современных)

Художественно-изобразительная деятельность имеет большое позитивное влияние на ребенка школьного возраста. В процессе рисования или изготовления продукта декоративно-прикладного искусства, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. осуществляется функционирование мелкой моторики, которое имеет прямое влияние на

работу мозга.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал школьников. Занятия изобразительным искусством (лепкой, рисованием, аппликацией) тренируют кисть руки и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма через тренировку мелкой моторики рук, которая определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз.

Также педагоги и дефектологи утверждают, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, оказывается большое воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на способности руки к письму. При развитии мелкой моторики рук развивается и речевой аппарат.

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.

По мнению ученых, хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Проявление и развитие творческих способностей в художественно-изобразительной деятельности учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой, креативной личностью. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики.

        Одной         из         специфических         возможностей         художественно-

изобразительной деятельности является формирование мировоззрения у школьников. Оно осуществляется в процессе пяти основных видов занятий, на которых основывается вся система художественного воспитания в школе:

  • беседы об изобразительном искусстве;  
  • тематическое и декоративное рисование;  
  • рисование с натуры;  
  • создание аппликаций;
  • лепка.

Имея много общего, данные виды работ по изобразительному искусству имеют свои отличия. Эти отличия определяются психологическими механизмами, например, в процессе тематического рисования доминирующая роль принадлежит творческому воображению, зрительной памяти, в процессе рисования с натурой – наблюдению, активному анализу и синтезу объекта изображения.

Также еще одна возможность художественно-изобразительной деятельности для школьников – это приобретение навыка самостоятельного решения творческих задач, которое можно назвать исследовательской деятельностью. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ребенка.

Нетрадиционные приемы художественно-творческой деятельности позволяют ребенку школьного возраста преодолевать чувство страха перед неудачей в каком-либо виде творчества и в последующей жизнедеятельности. Данные приемы позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в собственных силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством.

Занятия творчеством способствуют развитию художественного вкуса и логики, формируют пространственное воображение ребенка. Правильно организованная деятельность в данном направлении дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.

В процессе художественно-изобразительной деятельности (рисовании или декоративно-прикладном творчестве) происходит развитие эстетического отношения к окружающей действительности и формированию эстетических вкусов. В школьном возрасте это происходит наиболее прогрессивно, ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Во время знакомства с декоративно-прикладным искусством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство страны.

В процессе занятий художественно-изобразительной деятельностью у детей школьного возраста воспитываются также нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей формируются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Таким образом, художественно-изобразительная деятельность представляет собой вид творческой деятельность, направленный не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. Можно выделить спектр возможностей художественно-изобразительной деятельности, к которому относятся: развитие мелкой моторики рук и речевых навыков и словесно-образного мышления, формирование мыслительных операций и математических представлений, воспитание нравственно-патриотических качеств, приобщение к активной творческой деятельности и понимание социальной значимости своей деятельности.

Также художественно-изобразительная деятельность как средств развития творческие способности у школьников в образовательной организации имеет следующие возможности: самостоятельный выбор цветовых решений, подбор техник рисования, раскрытие темы изображения, выражение своего вкуса и логики изображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

«Занятия модульным оригами как средство развития творческих способностей младших школьников»

Пояснительная запискаТворческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...