Лечебная физическая культура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста
методическая разработка

Бережных Алла Юрьевна

Жизнь человека уже длительное время связана с прямохождением, в связи с чем нагрузки на позвоночник многократно выросли и привели к формированию как физиологических его изгибов, таких как лордозы и кифозы, так и патологических – сколиозов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №582 с углублённым изучением английского и финского языков                         Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

по теме: «Лечебная физическая культура при заболеваниях

опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста»

разработан педагогом дополнительного образования:

Бережных А.Ю.

 

Санкт-Петербург 2022 г.

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь человека уже длительное время связана с прямохождением, в связи с чем нагрузки на позвоночник многократно выросли и привели к формированию как физиологических его изгибов, таких как лордозы и кифозы, так и патологических – сколиозов.

Сколиоз диагностируется у 5-10% детей. Девочки болеют в 9 раз чаще, чем мальчики. В категорию риска попадают дети в возрасте от 5 до 12 лет. В этот период позвоночник интенсивно растет. Если ребенок неправильно сидит за партой, не занимается спортом, сколиоз развивается особенно быстро.

Сколиоз и нарушение осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств, здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний взрослых. Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают.  Статистика по «кривой спине» в России ужасает: нарушение осанки имеют 64%; сколиозы — 16%; пред сколиозы — 15; здоровые — 5%.  Это показывает то, что пора уже не только говорить, но и действовать — спасать от «массового искривления»?

По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения.

Профилактикой тяжелых последствий сколиоза является лечение недуга на ранних стадиях его развития.!!!!

Гипотеза: я предполагаю, что профилактика нарушений осанки младших школьников будет проходить эффективно при реализации комплексного подхода  с помощью специальных упражнений лечебной гимнастики, контроля и внимания со стороны родителя и учителя.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Лечебная физическая культура изучает средства физической культуры, используемые с лечебной целью, для лечения заболеваний и повреждений организма человека и реабилитации больного. Детская лечебная физкультура отличается от других видов лечения не только физиологическим характером применяемых средств, связанных с естественными движениями ребёнка и естественными внешними воздействиями, но и широким использованием в практической работе методов лечебной педагогики и психологии.

ЛФК направлено на значительное повышение качества физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. К специальным медицинским группам относятся школьники со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающими выполнению обычного учебного процесса в школе, но являющимися противопоказаниями для занятий по школьной программе физического воспитания.

Ослабленность организма у некоторого контингента учащихся в период возрастного развития усугубляется недостатком организованной повседневной двигательной активности. Дефицит мышечной деятельности особенно касается тех школьников, которые в связи с наличием отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии не могут выполнять программных требований, утверждённых для основного контингента учащихся. Недостаток мышечной работы (гипокинезия) снижает устойчивость и приспособляемость физиологических систем, ответственных за энергообеспечение и пластические процессы в период роста и формирования организма. Это объясняется ослаблением регулирующего влияния, оказывающего нормальные функциональные нагрузки на сердечно-сосудистую, дыхательную, кровеносную систему, а также на все виды обмена веществ.

  Одно из самых распространённых заболеваниях опорно- двигательного аппарата, у детей школьного возраста это сколиоз.

Сколиоз — это боковое искривление позвоночника. Возникает в детском и подростковом возрасте.

 К сожалению, сколиоз, как утверждают специалисты, встречается довольно часто, причем как у взрослых людей, так и у детей. Он ведет к нарушению формы грудной клетки, а также к изменению функций внутренних органов (сердца, легких)  

При лечении сколиоза рекомендовано использование лечебной физической культуры (ЛФК).

ЛФК совершенствует физическое развитие ребенка, улучшает осанку и укрепляет мышцы туловища, а при сколиозе I степени и вовсе может устранить заболевание.

    ЛФК оказывает общеукрепляющее действие на весь организм, улучшает трофику костно-мышечного аппарата, повышает силовую выносливость мышц спины, что позволяет выработать достаточно мощный мышечный корсет, удерживающий позвоночный столб, и тем самым создать необходимую компенсацию. систематические занятия лечебной гимнастикой, улучшает осанку, деятельность внутренних органов, в частности сердечной деятельность и увеличивают ЖЕЛ (жизненная емкость легких)

                                     ХАРАКТЕРИСТИКА СКОЛИОЗА

          Сколиоз – тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси (торзия).Сколиоз ведет к нарушению формы грудной клетки, а также к изменению функций внутренних органов (сердца, легких).Поэтому принято называть весь комплекс изменений, наблюдаемых при сколиозе, сколиотической болезнью.  

Боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости - сколиоз. По мере его увеличения возникают его искривления сзади в сагиттальной плоскости – кифоз, и торсия вокруг продольной оси – торсионный кифосколиоз.  Кифосколиоз приводит к изменению формы грудной клетки, нарушению нормального расположения органов и к тяжелым  функциональным   нарушениям, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем.  

      Различают сколиозы по их локализации: шейный, шейно-грудной, грудопоясничный, поясничный, пояснично-крестцовый и тотальный, охватывающий весь позвоночник. Искривление может иметь одну дугу (C-образный сколиоз), две дуги (S-образный) и более (несколько вершин). Сколиоз обязательно сопровождается поворотом тела позвонка в выпуклую сторону, что приводит к появлению мышечного валика в поясничном отделе и реберного горба в грудном отделе.  

                 Как определить степень искривления.

Сколиозы имеют 4 степени тяжести.

Сколиоз I степени можно определить по следующим признакам:

•        Косой (скошенный) таз.

•        Сведенные плечи.

•        Опущенное положение головы.

•        Сутуловатость.

•        На стороне искривления одно надплечье выше другого.

•        Намечается поворот позвонков вокруг вертикальной оси.

•        Асимметрия талии.

Чтобы определить дугу искривления, нужно наклонить больного вперед и отметить дугу по остистым отросткам зеленкой или фломастером. При выпрямлении больного искривление пропадает. Рентгенограмма должна показать угол искривления 10 градусов.

Сколиоз II степени характеризуется наличием таких признаков:

•        Торсия (поворот позвонков вокруг вертикальной оси).

•        Асимметрия контуров шеи и треугольника талии.

•        Косой (скошенный) таз.

•        На стороне искривления в поясничном отделе имеется мышечный валик, а в грудном - выпячивание.

•        Кривизна наблюдается в любом положении тела. Рентгенограмма фиксирует угол искривления 10-20 градусов.

Сколиоз III степени определяется по признакам:

•        Наличие всех признаков сколиоза II степени.

•        Западание ребра.

•        Сильно выраженная торсия.

•        Хорошо очерченный реберный горб.

•        Мышечные контрактуры.

•        Ослабленные мышцы живота.

•        Выпирание передних реберных дуг.

•        Дуга ребра сближается с подвздошной костью на стороне вогнутости.

•        Рентгенограмма демонстрирует угол искривления 20-30 градусов.

Сколиоз IV степени

Отличается сильной деформацией позвоночника. Вышеописанные симптомы сколиоза усиливаются. Мышцы в области искривления значительно растянуты. Отмечается западание ребер в области вогнутости грудного сколиоза, наличие реберного горба. Рентгенограмма показывает угол искривления 30 и более градусов.

     Устав от длительного стояния человек стремимся сесть. Причина в том, что боль в пояснице не всегда бывает следствием перегрузки межпозвоночных дисков. Часто боль провоцирует мышцы низа спины, которые при стоянии оказываются в состоянии статического напряжения. Стоит сесть, как мышцы расслабляются, и боль утихает. Кстати, напряжение дисков редко бывает причиной боли. Болит травма, которая возникла давно и теперь дает себя знать. Когда человек садится, травмированная область меняет положение. Отсюда иллюзия облегчения.

При сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим!

Это связано с тем, что вертикально тело поддерживает как скелет в целом, так и большой массив мускулатуры. В итоге нагрузка “распыляется” по всему телу, и позвоночнику делается “легче”.

Когда человек садится, то поддерживающий мышечный корсет туловища расслабляется, и вся тяжесть тела ложится на позвоночный столб. Отсюда и травмы, возникающие при длительном сидении.

Надо подчеркнуть, что в позвоночных дисках скрыт огромный потенциал само коррекции. Даже если вы травмировали диск, он восстановится, если вы сумеете исключить травмирующее его воздействие.

                К причинам нарушения осанки относятся:

•        слабое развитие или недоразвитие мускулатуры;

•        асимметричное развитие мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении;

•        изменение формы грудной клетки (куриная грудь) как последствие перенесённого заболевания (рахит, несовершенный остеогенез, ювенильная остеопения);

•        отсутствие правильного режима у ребёнка;

•        мебель, несоответствующая росту школьника;

•        недостаточное освещение рабочего места школьника;

•        неудобная одежда, сдавливающая грудную клетку, перетягивающий талию пояс;

•        недостаток физической нагрузки.

                            Причины сколиоза

        Причины сколиоза до конца не изучены. Среди основных  причин рассматриваются две основные группы – врожденные и приобретенные причины сколиоза.

Врожденные причины сколиоза

К врождённым причинам сколиоза относят нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий. Причиной нарушения нормального внутриутробного развития может быть не правильное питание матери, наличие вредных привычек, пренебрежение физическими нагрузками. Так же пагубное влияние на ребёнка при рождении может оказать неправильная форма таза матери.

Приобретённые причины сколиоза

1.Травмы (переломы позвоночника).

Подвывихи шейных позвонков, которые ребёнок получает от приёмов родовспоможения.

2. Ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;

3. Рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

4. паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

5. привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют “школьными”, так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов.

Вышеперечисленные причины считаются самыми распространёнными, но не являются исчерпывающими, так как версий о причине возникновения сколиотической деформации много и с каждым днем их становиться все больше, соответственно и предлагаемых методов лечение сколиоза становится все больше. Но, к сожалению, часть из них не терпит никакой критики, и иногда оказываются просто не эффективными.

                      Особенности костной системы у детей

Позвоночник человека представляет собой длинный изогнутый столб, состоящий из ряда лежащих друг на друге позвонков. Наиболее типично следующее их количество: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4 копчиковых. У ребенка число отдельных позвонков 33 или 34.

Общая особенность строения костной системы у детей состоит в том, что она содержит больше хрящевой ткани вследствие чего гибкость скелета выше, чем у взрослых также костная система у детей содержит больше воды и меньше минералов. За счет этого кости детей более эластичные и менее хрупкие, чем у их мам и пап. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого. Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснабжению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

В дошкольном возрасте кости мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

В школьном возрасте увеличивается содержание кальция в костной ткани. Строение костной ткани только к 12 годам приближается к строению ее у взрослых. Еще одной особенностью костной системы детей является способность к быстрому заживлению любых повреждений. Но благодаря эластичности, податливости костной системы у детей быстро формируются и различные искривления, деформации.

              ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ.

       Лечебная физкультура— самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.  

           ЛФК и массаж являются обязательными элементами в комплексном консервативном и оперативном лечении.

       Задачи - ЛФК  

    Создать условия для восстановления нормального положе­ния тела, укрепить мышцы туловища, увеличить их силу;

в ранних стадиях стремиться к исправлению дефекта, в поздних — не допускать усугубления процесса;

обучать правильной осанке, способствовать нормализации

функций дыхательной и сердечнососудистой системы,

воздействовать общеукрепляющее.

 

При сколиозе I степени ЛФК позволяет устранить искривление, при сколиозе II степени уменьшает искривление и останавливает его дальнейшее развитие; при сколиозе III и lV степени укрепляет мышцы и оказывает общетонизирующее действие на организм.

При сколиозе I степени применяют симметричные, общеукрепляющие специальные упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, грудной клетки, корригирующие упражнения в сочетании с дыхательными, упражнения на развитие координации, выработку правильной осанки. Используют ходьбу, упражнения в ИП лежа на спине, животе, стоя, включая упражнения с мячом, медицинболами. При слабом мышечном корсете занятия проводятся только в положении лежа.

При сколиозе П.степени добавляют при ходьбе динамические дыхательные упражнения, включают асимметричные упражнения, упражнения с отягощением гантелями, булавами; упражнения на равновесие. ИП — стоя, лежа на спине, животе, боку. Больше времени отводят на корригирующие упражнения (противовыгибание, деторсионные упражнения) . Последние при наличии торсии.

При III и lV степени сколиоза 65-70 % времени занятия проводятся в положении разгрузки позвоночника (лежа). Используют наряду с общеукрепляющими и дыхательными упражнениями специальные корригирующие, деторсионные.  

                                                       УПРАЖНЕНИЯ

Для укрепления мышц туловища применяются следующие упражнения:

в исходном положении (ИП) лежа на животе:

1. руки к плечам, поднимание головы и верхней части туловища (не прогибаясь в пояснице);

2. руки в верх и то же движение;

3. ноги назад поочередно (немного прогибаясь в пояснице), то же самое двумя ногами;

4. движения руками как при плавании брасом;

5. руки за голову; пригибание в грудной части, удерживание этого положения;

6. «Рыбка»

в исходном положении (ИП) лежа на спине:

1.   поднимание согнутых ног поочередно, затем одновременно;

2.   поднимание прямых ног поочередно, затем одновременно;

3.   переход в положение сидя с различным И.П. для рук.(под поясницу, вдоль туловища, на пояс, к плечам, за голову, вверх).

       В дальнейшем по мере укрепления мышц туловища, широко применяется ИП стоя для выработки навыков правильной осанки.

      Из общеразвивающих упражнений чаще других применяю физические упражнения на координацию движения и равновесие, для укрепления мышц грудной клетки, а также самые разнообразные гимнастические упражнения (лечебная гимнастика).

                                                   Рекомендации

1. На протяжении нескольких лет я использую для профилактики и лечения сколиоза «фитбол» - выполнение упражнений на больших мячах. Эти занятия очень нравятся детям и способствуют укреплению мышечного тонуса, развитие гибкости в позвоночном столбе. (прилагается видеоматериал)

2. Считаю, что для укрепления в целом организма, а также опорно-двигательного аппарата способствуют различные дыхательные методики, в частности, применяемая мной дыхательная  методика «По Стрельниковой».

        Занятия лечебной гимнастикой проводятся ежедневно по 45 мин. Подбор гимнастических упражнений для каждого больного индивидуален, в зависимости от особенностей болезни, типа нарушений осанки и степени сколиоза.

Детям, страдающим сколиозом, показан лечебный массаж, который усиливает лечебный эффект физических упражнений.

Поскольку дети, больные сколиозом, нередко страдают плоскостопием, в комплекс ЛГ необходимо включать специальные упражнения для укрепления мышц голени и стопы.  

В комплекс лечебных средств входят физические упражнения, лечение положение , ортопедическая помощь и массаж.  Занятия ЛФК должны быть постоянными, систематическими, иначе они не принесут желаемого результата.

                  Ограничения и противопоказания ЛФК

         При сколиозе не рекомендуется, упражнения при которых длительные задержки дыхания, большое статическое напряжение, натруживание, а также прыжки, бег, вытяжение, отягощение, т.к. это все может способствовать прогрессированию заболевания.  

При II степени сколиоза занятия ЛГ проводятся только в специальных кабинетах. Специализированная и квалифицированная помощь детям может быть оказана в стенах  школы.  

При III и lV степени лечение проводиться в стационарах.

                                             Профилактика

          Приучать ребёнка правильно держать осанку, важно как для здоровья, так и с эстетической стороны. Ведь при неправильной осанке у детей, на фоне сутулой спины и запавшей груди - нарушается кровообращение, страдают органы пищеварения, дыхания (снижается объём лёгких). В результате возникающей гипоксии появляются нарушения в окислительно-восстановительных процессах, которые способствуют снижению сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятной внешней среды, в том числе к инфекционным заболеваниям.

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы сидя он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.

Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно купить школьнику ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей до 8 – 9 лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, убирает лопатки на место.

Наблюдать нужно за детьми, постоянно напоминая им, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова примет неправильную позу.

Причём замечено, что девочки более подвержены искривлениям позвоночника в отличие от мальчиков. Мальчишки более подвижны, что и помогает им справляться с устранением искривлений и сохранять правильную осанку

                                              Заключение

       В результате многолетней работы я пришёл к выводу, что ЛФК имеет огромное значение при лечении сколиоза. Она может устранить искривление, уменьшить искривление и останавливать его дальнейшее развитие; укрепить мышцы и оказать общетонизирующее действие на организм (эффективность ЛФК зависит от особенностей болезни, типа и степени сколиоза).

       ЛФК должна проводиться специалистами, с учетом специфики заболевания, состояния организма и других особенностей и при строгом соблюдении всех правил и ограничений. ЛФК применяется в соответствии с задачами лечения. (Воспитание правильной осанки, улучшение общего состояния, создание естественного мышечного корсета и т.д.).

       Занятия ЛФК должны быть постоянными, систематическими, иначе они не принесут желаемого результата.

      ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры. Во многом результативность ЛФК зависит от самого человека.

                             

                                 

                                   

     Список литературы

1.        Абальмасова ЕА Лечение врожденных и диспластических деформаций опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Абальмасова ЕА – М: «ГЭОТАР-Медиа», 2016

2.        Боголюбов ВМ, Физиотерапия и курортология/ Боголюбов ВМ- М.: Бином-2018

3.        Дегенеративный сколиоз: обзор мировой литературы// Хирургия позвоночника 2016 год выпуска. А.И. Васильев.

4.        Дедух НВ, Межпозвоночные диски: структурная организация в норме и при патологии: руководство для врачей/ Дедух НВ- М  Сотис, 2018

5.        Дудин МГ, Идиопатический сколиоз: профилактика, консервативное лечение: научное издание /Дудин М.Г.-М. : «Человек» 2017

6.        Епифанов А.В. Медицинская реабилитация / под ред. А.В. Епифанова, Е.Е. Ачкасова, В.А. Епифанова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – С. 557-558.

7.        Епифанов А.В. Реабилитация в травматологии и ортопедии / под ред. А.В. Епифанова, Е.Е. Ачкасова, В.А. Епифанова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – С. 80.

8.        Казьмин АИ, Кон ИИ, Беленький ВЕ, Сколиоз/Казьмин АИ, Кон ИИ, Беленький ВЕ/ Медицина -2018

9.        Корнилов НВ, Травматология и ортопедия: учебник /Корнилов НВ – М.: «ГЭОТАР-Медиа» 2016

10.        Курч НМ, Методика лечебной гимнастики с элементами Шрот-терапия при коррекции кардиораспираторных нарушений у детей со сколиозом/ Журнал Адаптивная физическая культура-2018 №4 (76)

11.        Прикладная кинезиология. Восстановление тонуса и функции скелетных мышц. Л.Ф. Васильева. 2018 год.

12.        Результаты лечения пациентов пожилого и старческого возраста с дегенеративными деформациями и не стабильностью позвоночника 2017/ Д.А. Михайлов, Д.А. Пташников, С.В. Масевнин, О.А. Смекаленков, Н.С. Заборовский, О.А. Лапаева, З. Мураби.

13.        Дыхательная гимнастика Катарины Шрот (электронный ресурс). Режим доступа: https://skoliose.ru/about/. (дата обращения 14.05.2021)

14.        Методика оценки параметров сагиттального позвоночно-тазового баланса (Электронный ресурс) Режим доступа: https://cyberleninka.ru/  18.05.2021

15.        Сколиоз у детей: новые подходы к решению важной медико-социальной проблемы (электронный ресурс) режим доступа/https://cyberleninka.ru/. (дата обращения 18.05.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ВАЛЕОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ШКОЛЬНИКА"

Данный материал позволяет:формировать новые анатомо-физиологические понятия (сколиоз,плоскостопие, остеохондроз);формировать гигиенические понятия;Данный материал раскрывает:роль двигательной активнос...

Использование самодельных мини-тренажеров на уроке физической культуры для развития опорно-двигательной системы

Одно из ведущих мест в структуре отклонений, выявляемых у учащихся при профилактических осмотрах, заняли нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Среди функциональных отклонений – это нарушения ...

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата....

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата....

Технологическая карта урока по теме:" Основы физической реабилитации При заболеваниях опорно двигательного аппарата(плоскостопие)

  Технологическая карта урока по теме:" Основы физической реабилитации   При заболеваниях опорно двигательного аппарата(плоскостопие)...

Физическая культура в профилактике опорно-двигательного аппарата

Основной формой физической культуры для борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебной физкультуры. Применяется в виде лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, с...