"Детское творческое объединение в профессиональном самоопределении обучающихся на различных возрастных этапах."
учебно-методический материал

Ольга Александровна Кочурова

Эффективность  профессионально ориентированного образования

обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом и её культурной среды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Детское творческое объединение

в  профессиональном самоопределении обучающихся на различных возрастных этапах."

Автор Кочурова Ольга Александровна .

учитель музыки МБОУ"СОШ№46 г.Братск

Музыкальному искусству принадлежит решающая роль в процессе формирования личности и прежде всего  раскрытие  способностей учащегося к творческой  деятельности, и овладения навыками будущей профессией. 

Но эффективность  профессионально ориентированного образования

обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом и её культурной среды. Мною  в  школе организовано детское  творческое объединение  «Звёздный дождь», куда входят дети с высокими познавательными потребностями и  творческими задатками. Объединение было сформировано в 2014г из учащихся 1-11 классов. На период 2017-2018 г  учебный год детское объединение насчитывало 52 человека.

Цель: Всестороннее развитие личности и творческого потенциала как основа для  профессиональное самоопределение на различных возрастных этапах

Задачи: 

  • создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении
  • организация социального партнерства школы с представителями профессионального образования;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профработы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых  в воспитательной работе;
  • профессиональной ориентации в основной и старшей школе (с учетом существующего опыта).

Основные направления деятельности детского творческого объединения

  • организация участия одаренных детей в  конкурсах фестивалях мероприятиях, олимпиадах разного уровня, а также благотворительной деятельности. 
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы
  • организация занятий учащихся в сети пред. профильной подготовки ;
  • организация центров делового сотрудничества, совместных акций, мероприятий, выставок; 
  • проведение исследований, разработок и реализация социальных программ.

     Задачи обучения: 

  • Содействовать в активизации творческого потенциала учащихся школы в области   музыкального творчества, выявление талантливой молодёжи, пропаганде    музыкального искусства и искусства в целом.
  • Содействовать становлению активной жизненной позиции школьников, осознанию личной ответственности и гражданского долга
  • Ориентировать учащихся на активное участие на посильном для них уровне в созидательной общественной деятельности, направленной на познание мира и самосовершенствования;
  • Принятие участия в решении учебно-воспитательных  и культурно-массовых вопросах.

Система творческого  объединения  предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:

  • наличие условий для свободного выбора каждым ребенком, программы и времени их освоения;
  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;
  • личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;
  • личностно-ориентированный подход в работе

Структура творческого объединения

Структура творческого объединения -представляет разноуровневое обучение и включает в себя деление на группы:

  •  общекультурная деятельность (музыкально-поэтическая, театрально -музыкальная,и т.д)
  • спец.курсы музыкальной  направленности
  • вокальную студию
  • творческую проектную мастерскую
  • кружок гитарной песни и музыки

учащиеся с высокими творческими и  вокальными задатками выходят на внеурочную деятельность, с целью развития индивидуальных способностей.

  • Для учащихся 1-4 классов, мною создана  программа по общекультурной деятельности "Природа - источник вдохновения" , которая помогает раскрыть творческие способности обучающихся и  сформировать творческие ориентиры. Основная задача на этом этапе. достичь абсолютной свободы творчества через непосредственное знание о природе, окружающем мире, и своего внутреннего опыта
  • Для учащихся  5 классов - мною адаптирована и используется программа по общекультурной деятельности "Театр песни" .Основная задача развитие творческих способностей и музыкально-образного мышления, а так же  нравственных ориентиров.

Для учащихся 6 классов - программа "Мир музыки". Основная задача охватить разные виды музыкальной деятельности  научить слушать понимать музыку и быть её активным участником

  • Дети с высоким уровнем творческих способностей имеют возможность углубленно изучать материал учебного предмета на спецкурсе . Где мною, для учащихся 8-9 классов создан спецкурс «Жанровое многообразие музыки».
  • Для учащихся 7-10 классов с высокими познавательными потребностями , создана творческая мастерская, где обучающиеся активно занимаются проектной и исследовательской деятельностью в области музыкального искусства.
  • Мною создана вокально-хоровая  студия "Звёздный дождь."

 Сюда входят учащиеся с хорошими  вокальными данными, разных возрастных категорий, с целью развития индивидуальных способностей, что является гармоничным продолжением моей урочной деятельности, в контексте общегородской программы по работе с одаренными детьми.

  • Кружок гитарной песни- учащиеся с хорошими  музыкальными данными

Наличие специальных способностей к определённому виду деятельности, практический опыт занятий в творческом объединении - помогут в будущем поможет сформировать его профессиональные намерения. Деятельность учащихся в творческом объединении помогает усвоить знания на более высоком уровне раскрыть свой творческий потенциал на разных возрастных этапах .

Особенность профессиональное самоопределение на разных возрастных этапах.

Культурное самоопределение учащихся осуществляется непрерывно. Непрерывность обеспечивается «переходом» ученика от одного «звена» к другому «звену»

Профессиональное самоопределение в процессе обучения  на разных возрастных этапах имеет свои особенности .

1 и 2 этап – воспитание положительной мотивации к творческой музыкальной деятельности ;

3этап в среднем школьном возрасте происходит осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта деятельности приводит к формированию представления о профессии музыканта;

4этап - в старшем школьном возрасте, профессиональное самоопределение начинает выступать как важная задача личностного развития, знания о собственных способностях и профессионально важных качествах, умения работать с источниками информации о путях продолжения образования многочисленных проб в сфере практической деятельности.

         Ориентации учащихся на культурное самоопределение стало эффективным, когда я предоставила учащимся возможность осуществлять свободный выбор познавательных и творческих альтернатив в различных организационных формах обучения и воспитания, к примеру : хоровой коллектив, вокальные ансамбли различных стилей и направлений;  игру на гитаре; музыкальный театр; школьные, региональные, всероссийские, международные конкурсы; фестивали и др.)

     Как правило, дети, занимающиеся в профильных объединениях на протяжении 6 лет, получают доп.профессиональную или начальную профессиональную подготовку и, так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с видом выбранной деятельности.

Виды творческой деятельности.8

 Учебная деятельность в детском  объединении строится на  развитии различных видов творческого труда в единстве с музыкой :вокальное, исполнительское, художественное, поэтическое, театральное, хореографическое и художественно-прикладное творчество.   

Личностно-ориентированный подход в обучении, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы учащихся на уроке, дифференциация заданий, ИКТ, учебно-игровые технологии, способствующие без перегрузок включать детей в учебно-познавательную деятельность, а также проектные технологии - всё это позволило добиться позитивной динамики результатов обучении. Отбор технологий и методов обучения, учитывающий психолого-возрастные особенности учащихся, позволяет развивать познавательную и исследовательскую активность учащихся.

      Технологии. На 1 и 2 этапе обучения наиболее часто используются активные игры(сюжетно ролевые)

   игровые технологии

       В этих играх формируется ценностно-нравственная позиция обучающихся по отношению к миру профессий .Эти игры не только воспроизводят многие непрофессиональные виды деятельности (досуг, общение с природой), но и в то же время позволяют детям лучше почувствовать и осознать место профессий и труда вообще в жизни человека и общества.

   Здоровьесберегающие технологии 

это прежде всего, получения знаний о человеческом голосе мотивация здорового образа жизни, система упражнений улучшающие здоровье обучающего, знаний о требованиях к здоровью человека с точки зрения профессии музыканта -вокалиста способствуют  сохранению физического, психического, нравственного и духовного здоровья обучающихся.

     Каждый ребёнок попытается «примерить» на себя ту или иную творческую профессию, постарается изучить её особенности и виды деятельности, познать себя, и в итоге – определить ту  профессиональную область, которую он хотел бы познать более глубоко .

Моя воспитательная программа состоит из 4 разделов:" Искусство преобразует мир";"Я и природа","Великие наши современники","Я и отечество".

           Основой воспитательной системы является создание в коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес ребят к реализации потребности стать самим собой, развитию и проявлению своих творческих и музыкальных способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания.

Цель воспитания: духовно-нравственное развитие личности – формировании у ребенка активной гражданской позиции, готовности подростка к самостоятельному нравственному выбору, становлении у него системы духовных ценностей и способности реализовать их в практической деятельности, потребности в самосовершенствовании, самореализации в социально и личностно значимой деятельности.

Составляющими элементами воспитательной системы являются:

  • формирование и развитие самоуправления в творческом объединении;
  • активное участие всего коллектива во всех мероприятиях, конкурсах и соревнованиях школы;
  • занятие научно-исследовательской деятельностью;
  • участие в школьных, городских, региональных и всероссийских научно-практических конференциях и творческих фестивалях; концертах.
  • сотрудничество и активная взаимосвязь с родителями;
  • посещение театров, выставок, музеев с целью развития познавательного интереса и воспитания нравственности;

В работе использую разнообразные формы организации учебно -воспитательного процесса.

Договор о сотрудничестве

       К занятиям творческого объединения «Звездный дождь» привлекаются представители общественности, творческой интеллигенции города Братска (художники, писатели, музыканты, журналисты), деятели культуры, представители власти, представители литературных объединений и других творческих объединений города Братска.

Детское объединение   активно сотрудничает со многими организациями, клубами, творческими объединениями и учреждениями. Заключены договора о совместной деятельности в рамках проф.ориентационной работы согласно плана. Совместно разработан план мероприятий определённых договором о сотрудничестве. 

 Воспитанники творческой группы «Звездный дождь» посещают концерты, проводимые школой искусств и музыкальным училищем, в том числе совместно проводятся: недели музыки. В рамках общешкольной программы работы с одарёнными детьми проводятся: вечера - встречи с известными, творческими людьми города Братска; литературно-творческие гостиные. Совместно с центральной городской библиотекой организован городской конкурс авторской песни "Братская лира".

Карта индивидуального развития ребёнка.

Для талантливых учащихся творческого объединения , совместно с педагогом психологом, разработаны индивидуальные маршруты обучения . В рамках индивидуальной работы с отдельными учащимися отмечается позитивная динамика результатов обучения. На каждого ученика составляется «Проф.ориентационная карта», которая  включает:

  • Общие данные о ребенке (заполняется ежегодно под руководством педагога)
  • Изучение профессиональной направленности личности учащегося
  • прогнозирование участия и достижения обучающихся в мероприятиях различного уровня.
  • Обоснование профессионального выбора (заполняется родителями и педагогом, психологом)

Проф.ориентационная карта обучающегося, заполняется на всех этапах обучения и может быть продолжена на старшей ступени обучения, если обучающийся  продолжает обучение в школе. Ведение проф.карты позволяет прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности ученика, а  также, своевременно оказывать помощь обучающимся в профессиональном выборе, проводить коррекцию и проф.консультирование. Успешность и активность ребенка  в образовательной и творческой деятельности поможет в дальнейшем  в выборе будущей  профессии. 

Выпускники ,творческого объединения ,продолжают заниматься музыкой, вокалом и после окончания школы, некоторые даже выбрали еѐ своей профессией. Многие выпускники стали солистами музыкальных групп, неоднократно становились лауреатами городских и областных и всероссийских конкурсов вокального искусства .

План подготовки к профессиональному самоопределению

Работа с учащимися по проф.ориентационной деятельности:

  • комплекс проф.ориентационных услуг в виде проф.диагностических мероприятий, занятий.
  • консультации по выбору профиля обучения, анкетирование;
  • организация и проведение экскурсий (в учебные заведения);
  • встречи с представителями музыкального училища, пед.училища.
  • план совместных  мероприятий в рамках договора о сотрудничестве

Работа с родителями:

  • проведение родительских собраний;
  • индивидуальные беседы с родителями школьников;
  • анкетирование родителей талантливых учащихся;    

Вывод:

1.Разработана и внедрена в учебный процесс модель проф.ориентационной работы в условиях действующего  творческого объединения "Звёздный дождь",что способствует проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.

2.Созданы условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, способствующие формированию способностей обучающихся к социально – профессиональной адаптации в обществе.

3.Осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход в обучении в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов.

4.Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм проф.ориентационной работы с обучающимися и их родителями.

5.Соответствие содержания форм и методов проф.ориентационной работы потребностям профессионального развития личности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

программа Детского творческого объединения "Подарочек"

Программа кружка "Холодный форфор"  разработана на 1 год...

Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства

     Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии...

Формы детских творческих объединений в УДОД (обучающие материалы для педагогов дополнительного образования

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей осуществляется через различные объединения детей по интересам. Образовательное объединение учреждения дополнительного образован...

Направления: «Профессиональное самоопределение обучающихся на различных возрастных этапах: особенности, технологии, содержание, формы, методы»

Формы работы на уроках и во внеурочной деятельности:нетрадиционных форм проведения уроков (экскурсия, семинар, викторина, выставка, проекты, конструирование и др.);использование нетрадиционных форм уч...