Формы детских творческих объединений в УДОД (обучающие материалы для педагогов дополнительного образования
методическая разработка

Иванова Людмила Владимировна

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей осуществляется через различные объединения детей по интересам.

Образовательное объединение учреждения дополнительного образования детей - это достаточно постоянно действующая форма, которая создается как минимум на один учебный год.

Детское творческое объединение дополнительного образования - основное структурное звено (элемент) в системе дополнительного образования детей любого уровня: государственной, региональной, учреждения.

Детское творческое объединение - ключевое понятие для педагогики дополнительного образования детей. Характеризует сущность любой из устоявшихся ныне форм организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. В социально - педагогическом плане - это объединение детей по поводу своего творческого самоопределения и развития.

При образовательных объединениях могут организовываться временные объединения детей, группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskiy_material_dlya_pdo.ppt467.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей Обучающие м атериалы для педагогов дополнительного образования М етодист МОЦ Иванова Л.В. 02.06.2021 г.

Слайд 2

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам (творческих объединений) - клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Основным способом организации детей в любом объединении является их включение в учебные группы и совместное обучение по единой образовательной программе в течение определенного времени. Каждый ребенок может участвовать в работе одной или нескольких групп.

Слайд 3

Учебная группа Г руппа - это формальное объединение . Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в учреждении дополнительного образования объектами управления являются - группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.

Слайд 4

Учебные группы могут быть разных видов: Однопрофильные; Двухпрофильные; Комплексные (многопрофильные); Переменного состава; Сквозные; Совместных занятий детей и родителей; Учебно-исследовательские.

Слайд 5

Однопрофильные группы Учащиеся в таких группах обучаются одному виду деятельности. Занятие ведет один педагог. Например, группа первого (второго, третьего) года обучения объединения «Вязание крючком».

Слайд 6

Двухпрофильные учебные группы Учащиеся обучаются одновременно двум видам деятельности , причем второй является дополнением к основному. Занятия в таких группах могут проводить: А) два педагога , каждый по своему направлению деятельности; Б) один педагог , являющийся специалистом по двум видам деятельности. При первом варианте необходима совместная разработка учебных программ и планов, составление расписания занятий, взаимопосещение занятий, анализ результатов совместной работы.

Слайд 7

Двухпрофильные учебные группы Цель создания таких групп – приобретение учащимися дополнительных знаний и умений, необходимых для совершенствования по основному виду деятельности. При организации занятий могут быть варианты: А) занятия проводятся 2 раза в неделю, чередуясь по каждому виду деятельности; Б) 2 раза в неделю проводится комбинированное занятие: 1-ая часть – по одному виду деятельности, после перерыва – по другому. Например, объединения «Астрономия и вычислительная техника», «Моделирование одежды и вычислительная техника», «Техническое моделирование и дизайн», «Шахматы и общефизическая подготовка».

Слайд 8

Комплексные учебные группы Учащиеся обучаются одновременно трем и более видам деятельности. Занятия проводят несколько педагогов , поэтому необходимо совестное программирование и подведение итогов образовательного процесса. Комплексные группы могут быть однопрофильными. Например, по изобразительному искусству: живопись, графика, роспись по ткани, скульптура. Или многопрофильными. Например, предшкольное образование: развитие речи, математика, движение под музыку, декоративно-прикладное творчество и т.д.

Слайд 9

Комплексные учебные группы Работа комплексной учебной группы может быть организована следующим образом: А) занятия проводятся 3 раза в неделю, каждое – по одному из видов деятельности; Б) 2 раза в неделю проводятся комплексные занятия: 1-ая часть – по одному виду деятельности; 2-ая часть – по второму; 3-ья часть – по третьему. Перерыв между частями 10-15 минут.

Слайд 10

Учебные группы переменного состава Организуются не на весь учебный год, а на более короткие сроки : учебную четверть, на один месяц, на неделю. Цель создания таких групп – осуществление начальной подготовки учащихся, приобретения ими первоначальных знаний и умений по какому-либо виду деятельности; проведение массового обучения школьников каким-либо навыкам; организация полезного и познавательного досуга. Например, творческие группы на период школьных каникул (осенних, зимних, весенних), группы летних оздоровительных лагерей, группы на базе детского отделения больницы и т.д.

Слайд 11

Сквозные учебные группы В них наряду с основным составом учащихся проходят обучение воспитанники других коллективов учреждения. Цель создания таких групп – способствование более глубокому и прочному овладению знаниями и умениями по основному виду деятельности. Занятия в таких группах могут проводиться как в разовом порядке , так и с определенной периодичностью (1-2 раза в месяц). Например, группы ДПИ посещают занятия групп по ИЗО; учащиеся туристического объединения – занятия по экологии.

Слайд 12

Группы совместных занятий детей и родителей Родители принимают участие в работе учебных групп без включения в списочный состав , по согласованию с педагогом. Цель создания групп – укрепление семьи, формирование общих интересов детей и родителей, организация семейного досуга; развитие детей, требующих повышенного внимания, индивидуальной помощи родителей в обучении. Например, объединения «Моделирование одежды», «Вязание», «Спортивная семья», «Туристическая семья», «Русский фольклор», «Комнатное цветоводство», «Кулинария и эстетика быта».

Слайд 13

Учебно-исследовательские группы Могут создаваться на основе договора с учебными и научно-исследовательскими институтами, предприятиями, творческими организациями. Учащиеся выполняют поисковые, исследовательские, опытные и экспериментальные работы. Деятельность таких групп осуществляется под руководством научных руководителей (консультантов). В составе групп – средние и старшие подростки, юноши. Цель создания таких групп – углубленное изучение различных областей науки, техники, искусства, физической культуры; привлечения детей к изобретательской деятельности; профессионального самоопределения учащихся.

Слайд 14

Формы (виды) детских объединений в УДОд Форма - установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо. Для форм детских объединений характерно: 1) определени е обязательных признаков объединений, по которым они отличаются одн о от другого; 2) выделени е сущностных признаков форм образовательных объединений, что будет способствовать упорядочению процессов формотворчества в учреждени и .

Слайд 15

Формы (виды) детских объединений в УДОд О снования дифференциации различных форм : - уровень и приоритет задач; - количество предметов, профилей; степень их интегративности; - приоритет направлений деятельности; - особенности организации образовательного процесса: принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года), наличие ступеней обучения, структура объединения, наличие органа самоуправления; - система учета и контроля знаний, умений, навыков; - уровень образовательных результатов; - обеспечение образовательного процесса: нормативное, программное, кадровое, методическое и т. д.

Слайд 16

Примерное положение о детском объединении дополнительного образования Общие положения Полное название объединения, его статус. Его назначение. Цели и задачи деятельности.

Слайд 17

Примерное положение о детском объединении дополнительного образования 2. Организационные основы деятельности Правила приема в объединение. Сроки и этапы обучения. Количество учебных часов в неделю (основных и дополнительных), других форм учебной работы. Требования к форме, оснащению ребенка на занятии. Правила для воспитанников, родителей. Вопросы материального (финансового) обеспечения деятельности. Правила выдачи сертификата по окончании обучения.

Слайд 18

Примерное положение о детском объединении дополнительного образования 3. Организация учебно-воспитательного процесса Учебная деятельность: содержание учебной работы; Основные формы обучения; Формы и сроки итоговых занятий. Воспитательная деятельность: основные подходы к содержанию (чему отдается приоритет); Основные формы массовых воспитательно-развивающих мероприятий.

Слайд 19

Основные формы детских объединений Кружок Клуб Студия Ансамбль Театр Мастерская Школа Лаборатория Класс Секция Оркестр

Слайд 20

Кружок Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. Отличительные признаки: 1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному предмету). В едущими являются репродуктивные методы работы и приоритет активности педагога . 2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия воспитательных задач. 3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом. 4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Слайд 21

Клуб Детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач: - организация досуга детей; - развитие коммуникативных умений ; - развитие навыков самоуправления и самостоятельности; освоение содержания той или иной предметной области . Отличительные признаки: 1. 1. Наличие органов детского самоуправления. 2. Творческие взаимосвязи в коллективе клуба. 3. Символика и атрибутика. 4. Наличие Устава или Положения о клубе. 5. «Ступени роста» для членов клуба. 6. Особые условия приема в клуб. 7. Разновозрастные объединения детей в составе клуба (звенья, бригады, экипажи, советы и т. д.)

Слайд 22

Клуб Возможные подходы к классификации клубов Образовательные, досуговые. Предметные, профильные, многопрофильные. Возрастные, разновозрастные. Временные, постоянно действующие. С постоянным и переменным составом уч ащих ся.

Слайд 23

Студия Детское объединение, чья деятельность связана с определенным видом искусства. С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского - «изучение, комната для занятий». Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая и т. д.

Слайд 24

Студия Отличительные признаки: 1.Основная цель – развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка. 2. Углубленное изучение содержания образования. В основе – доминирующий предмет , вокруг которого выстраиваются «смежные», сопряженные с ним. 3.Сочетание экспериментальных и практических пед. з адач и форм работы. 4.Система д еятельнос ти по демонстрации детских практических достижений. 5. Спец иальные условия набора детей в студию. 6. Высокое качество творческого «продукта» детей. 7. Наличие ступеней обучения , завершенных по содержанию и времени. 8.Наличие общественного органа студии по оценке качества творческих достижений (худ. совет) .

Слайд 25

Студия 1. Возможные подходы к классификации студий 1. Одно-предметные и полипредметные. 2. Первичный коллектив и структурное подразделение УДО.

Слайд 26

Ансамбль Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических) , выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив. Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара . В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы. Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный ансамбль.

Слайд 27

Театр Т ворческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр — объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.

Слайд 28

Мастерская Ф орма детского образовательного объединения, имеющая принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий. Мастерская предполагает состав учеников, занимающихся у одного художника-педагога , развивающих в своем искусстве его творческие методы. Главной особенностью педагогических технологий считается не сообщение и усвоение информации, а передача способов работы , результат овладения которыми дает детям «творческие умения, формирующие личность .

Слайд 29

Мастерская Отличительные признаки: 1. 1. Преобладают практические задачи, ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении. 2. В основе обр. процесса – изготовление чего-либо, формирование и оттачивание прикладных умений, овладение спец. технологиями. 3. Наличие собственного помещения. 4. Система д-ти по демонстрации детских практических достижений.

Слайд 30

Мастерская Возможные подходы к классификации мастерских 1. Конкретного педагога. 2. Профильные. Например, гончарная мастерская, мастерская хореографии, мастерская Аллы Духовой.

Слайд 31

Школа Ф орма образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.

Слайд 32

Школа Отличительные признаки: 1.Комплексность, сложность, масштабность пед. целей и задач. 2.Комплекс учебных предметов (не менее 3-х). 3.Наличие пед. коллектива. 4.Ступенчато-преемственный характер обучения. 5.Система пед. контроля, анализа и оценки результатов. 6.Четкие условия набора и обучения в школе. 7.Вручение сертификата по окончании школы. 8. Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Слайд 33

Школа Возможные подходы к классификации школ 1. Профильные, непрофильные и многопрофильные. 2. Образовательные, общей ориентации, воспитательного характера, социальной направленности. 3. Для одаренных детей, для детей с ослабленным здоровьем. 4. Первичный коллектив и структурное подразделение УДО.

Слайд 34

Лаборатория Ц ель лаборатории - развитие умственных и изобретательских способностей подростков. Отличительные признаки: 1. Поисковый, изобретательский компонент, опытно-экспериментальная работа учащихся. 2.В основе деятельности – конкретная область научных знаний или проблема межпредметного характера. 3.Максимальная самостоятельность детей, педагог – консультант, помощник, координатор исследования. 4. В составе – старшие подростки.

Слайд 35

Лаборатория Возможные подходы к классификации лабораторий 1. Временные и постоянные. 2. Тематические, проблемные, проблемно-тематические.

Слайд 36

Класс Группа учащихся (обычно одного возраста ), занимающихся под руководством определенного педагога по одной образовательной программе , или учебный коллектив, изучающий определенный предмет . Например, класс вокала, рояля, балета, живописи, композиции, экономический класс.

Слайд 37

Секция Детское объединений, имеющее спортивную специализацию . Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики.

Слайд 38

Оркестр Группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детских духовой оркестр, оркестр ложкарей, оркестр народных инструментов.

Слайд 39

Варианты выбора формы детского объединения 1. Инновационное проектирование: выбор формы, а затем отбор содержания и педагогических технологий в соответствии с требованиями, предъявляемыми формой. 2. Традиционное проектирование: поиск необходимой формы на основе анализа состояния образовательного процесса в д/о, с учетом условий работы и возможностей педагога.

Слайд 40

Соотношение различных форм детских объединений и различных видов учебных групп Кружок Однопрофильные Переменного состава Сквозные Совместных занятий детей и родителей Клуб Однопрофильные Двухпрофильные Переменного состава Сквозные Учебно-исследовательские Совместных занятий детей и родителей

Слайд 41

Соотношение различных форм детских объединений и различных видов учебных групп Студия Однопрофильные Двухпрофильные Сквозные Комплексные (многопрофильные) Совместных занятий детей и родителей Ансамбль Однопрофильные Двухпрофильные Сквозные Комплексные (многопрофильные) Совместных занятий детей и родителей

Слайд 42

Театр Однопрофильные Двухпрофильные Сквозные Переменного состава Комплексные (многопрофильные) Совместных занятий детей и родителей Мастерская Однопрофильные Двухпрофильные Комплексные (многопрофильные)

Слайд 43

Школа Комплексные (многопрофильные) Учебно-исследовательские Лаборатория Однопрофильные Двухпрофильные Комплексные (многопрофильные) Учебно-исследовательские Класс Однопрофильные Сквозные

Слайд 44

Секция Однопрофильные Двухпрофильные Переменного состава Сквозные Совместных занятий детей и родителей Оркестр Однопрофильные Совместных занятий детей и родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское объединение «Рукодельница». Статья из опыта работы педагога дополнительного образования.

Основные направления. формы и методы  реализации программы дополнительного образования декоративно-прикладного направления "Рукодельница"...

Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Оригами для начинающих", авторы: педагог дополнительного образования Дьяченко Г.И., методист Поварова И.Ф.

Данные материалы предназначены для использования педагогами на занятиях с обучающимися 4-7 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида в объединениях дополнительного образования «Оригам...

Методические материалы для педагогов дополнительного образования "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии"

Деятельность педагога дополнительного образования сложна и многогранна. Ни для кого не секрет, что от уровня профессионализма педагогов, их творческого потенциала зависит качество образования обучающи...