Методы обучения образовательной робототехнике
методическая разработка

Детское техническое творчество – это поэтапная, эффективная, педагогически управляемая, диагностируемая и стимулируемая деятельность школьников в области техники, направленная на формирование личностных качеств и практической подготовки учащихся к рационализаторской и изобретательской деятельности, а также на развитие их творческих способностей в результате создания материальных объектов с признаками полезности и субъективной новизны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_obucheniya_obrazovatelnoy_robototehnike.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методы обучения образовательной робототехнике

В педагогическом словаре под методом обучения подразумевается способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Так как курс образовательной робототехники должен включать изучение механики (простые машины, механизмы, конструкции и т. д.), пневматики (насос, пресс, манипуляторы и т. д.) энергии (солнечные батареи, гидротурбины), участники процесса должны учиться самостоятельно работать с источниками информации, со схемами, инструкциями. Соответственно, курс содержит теоретический материал, а также познавательный видеоматериал, знакомящий детей с актуальной ситуацией в области роботизированных систем, автоматизации производства.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделают основные методы обучения:

Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину

Метод

Объяснение метода

Возможные формы проведения занятия

объяснительно- иллюстративные

педагог разными средствами сообщает

готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти

рассказ, объяснение,

беседа, показ, доклад, инструктаж,

демонстрация и т.д.

репродуктивный

учащиеся усваивают

информацию и могут

воспроизвести ее, повторить

способ деятельности по заданию

преподавателя

упражнения,

алгоритмы, лекция и

т.д.

метод проблемного изложения

педагог ставит проблему и сам ее

решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем.

 

беседа, игра, задача, обобщение и т.д.

частично-поисковые (эвристические)

участие детей в коллективном

поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

диспут, дискуссия,

самостоятельная работа, наблюдение,

лабораторная работа, деловая игра и т.д.

исследовательские

овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

проектирование,

творческие задания, исследовательское моделирование и т.д.

         

Каждый из предложенных методов обучения вписывается в рамки преподавания образовательной робототехники в школе. Теоретический материал, который входит в обязательное изучение перед конструированием, осуществляется с помощью объяснительно-иллюстративного метода и метода проблемного изложения. При начальном конструировании моделей используется репродуктивный метод обучения, но отсутствует при исследованиях и творческих заданиях. Эвристический и исследовательский методы являются наиболее актуальными для обучения в кружке, так как способствуют развитию детского технического творчества.  

На уровне самостоятельной и творческой работы целесообразно отдельно выделить формы проведения занятий:

-презентация творческих заданий;

-исследовательская деятельность в процессе обучения;

-игровая форма проверки (игра-вертушка, викторина, квест)

-соревнование среди участников;

-презентация устных ответов; -практическое задание.

Исследования, творческие задания и соревнования среди участников кружка имеют большую важность для процесса развития технического творчества учеников, так как направлены на развитие:

  1. Технического понимания – способности правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, узнавать одинаковые и находить разные.

Многие исследователи отмечают, что работа с техническими объектами также требует особых умственных способностей, хорошего развития сенсорных функций, внимания, а также определенных моторных качеств: координации, ловкости, физической силы.

  1. Пространственных способностей – возможности оперирования пространственными образами. Здесь очень важным моментом является творчество.  
  2. Механических способностей – осведомленности в области механики, механических рассуждений и понимания механических закономерностей.  
  3. Практического мышления – формы мышления, подразумевающего постановку целей, выработку планов, проектов. Развитое практическое мышление способно содействовать ученикам в освоении заданий 4го уровня сложности, когда известна только часть начальных условий.  
  4. Теоретического мышления – множества интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач, связанных с технической деятельностью.

Таким образом, основная форма деятельности кружка – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с групповой и индивидуальной формой работы, ориентированная на развития творчества, технического мышления и пространственных способностей.  

Результаты освоения программы, согласно нововведениям ФГОС необходимо разделить на личностные, метапредметные и предметные. 

Личностные результаты:

-знание правил безопасной работы;  

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-сформированное целостное восприятие окружающего мира и созидательной природы человека;

-развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения;

-заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

-творческое отношение к проблемным ситуациям;

-сформированное умение анализировать свои действия и управлять ими;

-сформированная установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Предметные результаты:

-знание основных начальных тем механики, энергии, пневматики;

-знание основных компонентов используемого конструктора;  

-быть в курсе конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов; видов подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

-владеть основными приемами конструирования;  

-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.); -описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам, выделять существенные признаки предметов;

-осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно организовывать своё рабочее место.
  • Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
  • Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
  • Переопределение познавательной задачи в практическую
  • Использовать в работе дополнительную литературу, инструменты, приборы.
  • Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
  • Уметь определять самооценку
  • Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль)
  • Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в учебной литературе:
  • определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
  • Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию.
  • Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности самостоятельно.
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.
  • Умение выражать структуру задачи разными средствами
  • Работа с моделями при конструировании
  • Соотнесение полученных практических результатов с реальностью.
  • Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.
  • Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности.
  • Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
  • Определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
  • Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые
  • источники информации

 

Коммуникативные УУД

  • Участвовать в работе группы, выполняя различные роли, сотрудничать в совместном решении проблемы.
  • Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.
  • Уметь планировать общие способы работы
  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
  • Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
  • Уметь конструктивно критиковать мнения окружающих.
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
  • Строить понятные для партнера высказывания, т.е. владеть вербальными и невербальными средствами общения.

Механизм отслеживания результатов содержит несколько методик, а именно:  

-творческое задание, исследования в рамках рабочей программы курса;

-диагностика сформированности у обучающихся склонности к дивергентному мышлению по методике «Креативные тесты. (Е. Туник)», а именно «Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)»;

-контроль уровня развития пространственных способностей учащихся по методикам «Графический Диктант» Д. Б. Эльконина и «Домик» Н. И. Гуткиной;

-контроль уровня развития технического мышления учащихся с помощью теста А. В. Крылова.

Внедряя образовательную робототехнику в пространство школы, мы получаем возможность в дальнейшем сформировать личность, способную к технически-творческой, инновационной и рационализаторской деятельности. Ученик имеет способности самостоятельно ставить цели и находить пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку, способную разработать и презентовать собственный реальный проект, направленный на улучшение качества жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аудирование - метод обучения татарскому языку и его роль в образовательном процессе

Тыңлау – сөйләмне гади акустик яктан кабул итү генә булса, тыңлап аңлау рецептив сөйләм эшчәнлегенең бер төре буларак карала һәм сөйләмне бер үк вакытта кабул итүне дә һәм аңлатуны да белдерә. С...

Активные методы обучения в образовательном процессе

В данной работе описан мой опыт работы по географии в эколого-патриотическом направлении...

Курс "Технология модерации и активные методы обучения в образовательном процессе"

Материалы данного курса представлены на сайте Международного Института Развития «ЭкоПро» Образовательного портала Мой университет  http://www.moi-universitet.ru/ Подробное описание данной технол...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Внедрение компетентностного подхода в практику образования требует поиска особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций....

Образовательный проект «Кейсовый метод обучения на уроках физики как средство повышения качества подготовки учащихся в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов»

Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый мате...

Методы обучения образовательной робототехнике и средства диагностики ожидаемых результатов

Возможность внедрения робототехники в пространство школы – это универсальный инструмент для образования....

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»...