Методы обучения образовательной робототехнике и средства диагностики ожидаемых результатов
методическая разработка

Возможность внедрения робототехники в пространство школы – это универсальный инструмент для образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы обучения образовательной робототехнике и средства диагностики ожидаемых результатов

В педагогическом словаре под методом обучения подразумевается способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Так как курс образовательной робототехники должен включать изучение механики (простые машины, механизмы, конструкции и т. д.), пневматики (насос, пресс, манипуляторы и т. д.), энергии (солнечные батареи, гидротурбины), участники процесса должны учиться самостоятельно работать с источниками информации, со схемами, инструкциями. Соответственно, курс содержит теоретический материал, а также познавательный видеоматериал, знакомящий детей с актуальной ситуацией в области роботизированных систем, автоматизации производства.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделают основные методы обучения:

Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину

Метод

Объяснение метода

Возможные формы проведения занятия

объяснительно- иллюстративные

педагог разными средствами сообщает

готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти

рассказ, объяснение,

беседа, показ, доклад, инструктаж,

демонстрация и т.д.

репродуктивный

учащиеся усваивают

информацию и могут

воспроизвести ее, повторить

способ деятельности по заданию

преподавателя

упражнения,

алгоритмы, лекция и

т.д.

Метод проблемного изложения

педагог ставит проблему и сам ее

решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем.

 

беседа, игра, задача, обобщение и т.д.

частично-поисковые (эвристические)

участие детей в коллективном

поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

диспут, дискуссия,

самостоятельная работа, наблюдение,

лабораторная работа, деловая игра и т.д.

исследовательские

овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

проектирование,

творческие задания, исследовательское моделирование и т.д.

         

Каждый из предложенных методов обучения вписывается в рамки преподавания образовательной робототехники в начальных классах. Теоретический материал, который входит в обязательное изучение перед конструированием, осуществляется с помощью объяснительно-иллюстративного метода и метода проблемного изложения. При начальном конструировании моделей используется репродуктивный метод обучения, но отсутствует при исследованиях и творческих заданиях. Эвристический и исследовательский методы являются наиболее актуальными для обучения в кружке, так как способствуют развитию детского технического творчества.  

На уровне самостоятельной и творческой работы целесообразно отдельно выделить формы проведения занятий:

-презентация творческих заданий;

-исследовательская деятельность в процессе обучения;

-игровая форма проверки (игра-вертушка, викторина, квест)

-соревнование среди участников;

-презентация устных ответов; -практическое задание.

Исследования, творческие задания и соревнования среди участников кружка имеют большую важность для процесса развития технического творчества учеников, так как направлены на развитие:

  1. Технического понимания – способности правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, узнавать одинаковые и находить разные.

Многие исследователи отмечают, что работа с техническими объектами также требует особых умственных способностей, хорошего развития сенсорных функций, внимания, а также определенных моторных качеств: координации, ловкости, физической силы.

  1. Пространственных способностей – возможности оперирования пространственными образами. Здесь очень важным моментом является творчество.  
  2. Механических способностей – осведомленности в области механики, механических рассуждений и понимания механических закономерностей.  
  3. Практического мышления – формы мышления, подразумевающего постановку целей, выработку планов, проектов. Развитое практическое мышление способно содействовать ученикам в освоении заданий 4го уровня сложности, когда известна только часть начальных условий.  
  4. Теоретического мышления – множества интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач, связанных с технической деятельностью.

Таким образом, основная форма деятельности кружка – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с групповой и индивидуальной формой работы, ориентированная на развития творчества, технического мышления и пространственных способностей.  

Результаты освоения программы, согласно нововведениям ФГОС необходимо разделить на личностные, метапредметные и предметные. 

Личностные результаты:

-знание правил безопасной работы;  

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-сформированное целостное восприятие окружающего мира и созидательной природы человека;

-развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения;

-заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

-творческое отношение к проблемным ситуациям;

-сформированное умение анализировать свои действия и управлять ими;

-сформированная установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Предметные результаты:

-знание основных начальных тем механики, энергии, пневматики;

-знание основных компонентов используемого конструктора;  

-быть в курсе конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов; видов подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

-владеть основными приемами конструирования;  

-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам, выделять существенные признаки предметов;

-осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий, которые разделены на 4 годы обучения, начиная с 1-го класса

Класс

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1.Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2.Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4.Соотносить выполненное задание

с образцом, предложенным учителем.

 

1.Ориентироваться в учебной литературе:

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию.

3.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности самостоятельно. 

1.Участвовать в работе группы, выполняя различные роли, сотрудничать в совместном решении проблемы.

2.Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.

3.Уметь планировать общие способы работы

2 класс

1.Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

2.Переопределение познавательной задачи в практическую

3.Использовать в работе дополнительную литературу, инструменты, приборы.

1.Извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.

2.Умение выражать структуру задачи разными средствами

3.Работа с моделями при конструировании

4. Соотнесение полученных практических результатов с реальностью.

 

1.Выполняя различные

роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

2.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

3 класс

1.Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

2.Уметь определять самооценку

 

  1. Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.
  2. Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности.
  3. Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

 

 

1.Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

2.Уметь конструктивно критиковать мнения окружающих.

 

 

4 класс

1.Умение планировать

работу до ее начала (планирующий самоконтроль)

2.Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней

1.Определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые

источники информации

 

1.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

2.Строить понятные для партнера высказывания,

т.е. владеть вербальными и невербальными средствами общения.

 

Механизм отслеживания результатов содержит несколько методик, а именно:  

-творческое задание, исследования в рамках рабочей программы курса;

-диагностика сформированности у обучающихся склонности к дивергентному мышлению по методике «Креативные тесты. (Е. Туник)», а именно «Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)»;

-контроль уровня развития пространственных способностей учащихся по методикам «Графический Диктант» Д. Б. Эльконина и «Домик» Н. И. Гуткиной;

-контроль уровня развития технического мышления учащихся с помощью теста А. В. Крылова.

Таким образом, образовательная робототехника в рамках начальной школы становится ответом на социальный заказ современного российского общества. Внедряя образовательную робототехнику в пространство начальной школы, мы получаем возможность в дальнейшем сформировать личность, способную к технически-творческой, инновационной и рационализаторской деятельности. Ученик имеет способности самостоятельно ставить цели и находить пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку, способную разработать и презентовать собственный реальный проект, направленный на улучшение качества жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов.

Данная работа представляет собой обобщение опыта по актуальной теме:"Смысловое чтение как планируемый результат в области ууд....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Внедрение компетентностного подхода в практику образования требует поиска особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций....

Инновационный проект «Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС».

Инновационный проект«Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»....

Основные аспекты целевой школьной подпрограммы «Управление качеством образования», ожидаемый результат, формы мониторинга достижения результат

Важным условием повышения качества образования является повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с новыми требованиями к уровню их профессионализма, повышение качества резуль...

Мастер-класс: "Игровой метод обучения английскому языку как средство реализации здоровьесберегающих технологий»

Цель мастер-класса: представление приемов, создающих условия для реализации здоровьесберегающих технологий на основе индивидуально-групповых форм работы на уроке английского языка....

Методы обучения образовательной робототехнике

Детское техническое творчество – это поэтапная, эффективная, педагогически управляемая, диагностируемая и стимулируемая деятельность школьников в области техники, направленная на формирование ли...