Нравственные качества и спортивный коллектив
учебно-методический материал

Клюев Тимофей Владимирович

 «Единение команды – это гораздо большее, чем просто совместные действия, кооперация, сплоченность и гармония среди спортсменов. В основе истинного единения лежит самоотверженность, желание видеть, что цель команды гораздо более важная, чем личная цель любого из игроков. Такой команде нужно выйти за рамки традиционного понимания команды – пять игроков на площадке, выполняющих свои роли, плюс игроки на скамейке, которые готовы совершить ротацию и быстро их заменить. Нужно научиться, как помогать один другому, принимать меньшую индивидуальную роль, если необходимо, чтобы команда перешла на следующий уровень развития» (Гомельский Е.Я.,2010)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_kachestva_i_sportivnyy_kollektiv.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А.И.Шемшуриной. 30 ноября 2001 года системе воспитания этической культуры присуждена премия Президента РФ В.В. Путина. 

Мы предлагаем вам методику диагностики нравственной воспитанности детей 5-7 классов, разработанные сотрудниками лаборатории. 

КЛЮЕВ ТИМОФЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДИАГНОСТИКА

 нравственной воспитанности учащихся

 

Инструкция: Оцените, каждое утверждение соответствующим баллом, учитывая, что:

4 балла – вы полностью согласны с высказыванием

3 балла – вы больше согласны, чем не согласны

2 балла – вы в чем-то согласны

1 балл – вы совсем не согласны

 

 

№ п/п

Утверждение

Баллы

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

 

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

 

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

 

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

 

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

 

6

Я думаю, что можно ответить ругательством на несправедливое замечание в мой адрес

 

7

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

 

8

Мне приятно доставлять людям радость

 

9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

 

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

 

 

 

Обработка результатов

Номера 3, 4, 6, 7 обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 балл, в 3 балла – 2, в 2 балла – 3, в 1 балл – 4 балла. В остальных ответах количество баллов устанавливается в соответствии с ответом.

 

 

Оценки нравственной воспитанности

Высокий уровень нравственной самооценки – от 34 до 40 баллов

Средний уровень – от 24 до 33 баллов

Нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего – от 16 до 23 баллов

Низкий уровень нравственной самооценки – от 10 до 15 баллов

Оценка тренером нравственных качеств юных баскетболистов

Качество со знаком «+»

Оценки

Качество со знаком «-»

Коллективизм

1  2  3  4  5

Индивидуализм

Взаимопомощь

1  2  3  4  5

эгоизм

Бескорыстность

1  2  3  4  5

Меркантильность

Скромность

1  2  3  4  5

Хвастовство

Честность

1  2  3  4  5

Лживость

Коллективизм- общее кол-во побед

Взаимопомощь- кол-во передач,  групповых  игровых взаимодействий без указаний тренера

бескорыстность- помощь сопернику во время игры

Протокол педагогического наблюдение

«Ответственное отношение к учебно-тренировочной деятельности»

Фамилии

участников

Проявление ответственного отношения

Инициатива,

Элементы

творчества

Целеустремленность,

Настойчивость,

упорство

Саморегуляция

Поведения(не

требуется замечаний о

правилах

поведения)

Готовность оказать

помощь

товарищу

1

2

         до и после эксперимента

Группа

Интегративное
качество

Экспертная

Оценка

Игровые действия

Результат

игровых

действий

Коофицент

корреляции

Экспериментальная

Коллективизм

 ± S

кол-во передач

побед

 ± S

r

Взаимопомощь, взаимопонимание

± S

взаимод-я без указаний тренера

± S

r

Бескорыстность

  ± S

помощь сопернику и партнеру во время игры

 ± S

r

до и после эксперимента

Характеристика этических качества

ЭГ (n=12)  до эксперимента

КГ (n=12)   до эксперимента

 ± S

 ± S

Коллективизм/Индивидуализм

1,75±0,305

2,42±0,260

> 0,05

Взаимопомощь/Эгоизм

1,83±0,271

2,33±0,310

> 0,05

Бескорыстность/Меркантелизм

2,17±0,297

3,33±0,355

< 0,05

Скромность/Хвастовство

2,58±0,434

2,25±0,351

> 0,05

Честность/Лживость

2,00±0,302

3,50±0,289

< 0,01

Характеристика этических качества

ЭГ (n=12)  после эксперимента

КГ (n=12)   после эксперимента

 ± S

 ± S

Коллективизм/Индивидуализм

3,75±0,179

3,00±0,174

< 0,01

Взаимопомощь/Эгоизм

4,00±0,246

2,42±0,260

< 0,01

Бескорыстность/Меркантелизм

3,42±0,229

3,17±0,297

> 0,05

Скромность/Хвастовство

3,92±0,229

2,08±0,288

< 0,01

Честность/Лживость

3,42±0,260

3,58±0,260

> 0,05

Коллектив (спортивный коллектив)

Команда

Форма группового объединения людей для совместной тренировочной и соревновательной деятельности, функционирование которого представляет собой активную целостную систему, оказывающую влияние на их индивидуально – психологические и нравственно – этические качества, межличностные отношения, социально – психологический климат в коллективе, общение, мотивацию и др.

 Спортивный коллектив с капитаном

                                              (Ожегов)

Небольшая группа людей, занятых выполнением определенной задачи, взаимодополняющих и взаимозаменяемых друг другом.

Коллектив единомышленников, сплоченных вокруг лидера(тренера), который одновременно является должностным лицом.

                      (Робинз,Стивен П.,2006)

Пять игроков на площадке, выполняющих свои роли, плюс игроки на скамейке которые готовы совершить ротацию и быстро их заменить.

                                (В.Я. Гомельский)

Различия

- индивидуальная подчиненность тренеру

- сменяемость лидеров, непостоянство состава

-большое количество участников относительно команды

- эффективность измеряется в виде оценки индивидуальной работы каждого члена коллектива

- собственный круг общения

- низкий уровень сплоченности

-отсутствие амплуа

-индивидуальная подчиненность и взаимная подчиненность (каждый подчин. каждому)

- наличие сформировавшегося лидера – капитана

- ограниченное (небольшое) количество участников

-  эффективность измеряется в виде оценки командной работы

- совместное общение и принятие решений

- высокий уровень сплоченности

- наличие амплуа или спортивной роли в команде

- обладание ясным и дифференцированным представлением друг о друге

- связанность стабильными эмоциональными отношениями

- наличие сформированных нравственно – этических качеств и четкого представления о специфике своего вида спорта

Группа

Интегративное
качество

Экспертная

Оценка

Игровые действия

Результат

игровых

действий

Коофицент

корреляции

Контрольная

Коллективизм

 ± S

кол-во передач

побед

 ± S

r

Взаимопомощь, взаимопонимание

± S

взаимод-я без указаний тренера

± S

r

Бескорыстность

  ± S

помощь сопернику

 ± S

r

Коллективизм «Единение команды – это гораздо большее, чем просто совместные действия, кооперация, сплоченность и гармония среди спортсменов. В основе истинного единения лежит самоотверженность, желание видеть, что цель команды гораздо более важная, чем личная цель любого из игроков. Такой команде нужно выйти за рамки традиционного понимания команды – пять игроков на площадке, выполняющих свои роли, плюс игроки на скамейке, которые готовы совершить ротацию и быстро их заменить. Нужно научиться, как помогать один другому, принимать меньшую индивидуальную роль, если необходимо, чтобы команда перешла на следующий уровень развития» (Гомельский Е.Я.,2010)

Спортивный коллектив – это форма группового объединения людей для совместной тренировочной и соревновательной деятельности, функционирование которого представляет собой активную целостную систему, оказывающую влияние на их индивидуально – психологические и нравственно – этические качества, межличностные отношения, социально – психологический климат в коллективе, общение, мотивацию и др.

Спортивный коллектив организуется на добровольных началах, а поэтому интерес к спортивной деятельности, имеющей глубоко эмоциональный характер, является сильным стимулом совместных коллективных переживаний и устойчивых отношений, опыт которых является источником моральных установок личности и коллектива. В таком коллективе возникает единство личных (стремлений к личному совершенствованию, к личным достижениям) и общественных целей (защита чести коллектива, города, страны).

Единый возрастной принцип в спортивном коллективе соблюдается не всегда, так как в нем могут тренироваться и подростки и юноши.

В разновозрастном спортивном коллективе возникают свои особые взаимоотношения: забота о младших, новичках, ответственность старших, бережное сохранение существующих традиций и т.д.

Большой труд, который спортсмены затрачивают на тренировках, продолжительные совместные занятия располагают к дружеским и товарищеским отношениям, к взаимной помощи и поддержке, т.к. ничто так не сплачивает людей, как коллективный труд.

Длительное пребывание на учебно – тренировочных сборах, где общими являются не только тренировки, но и отдых, еще больше сближает членов спортивного коллектива. Что касается соревнований, то острота спортивной борьбы, общие переживания, стремления к победе создают тот эмоциональный настрой, без которого трудно представить спортивный коллектив.

Сплоченный спортивный коллектив оказывает благотворное влияние на развитие способностей человека, делает его жизнь содержательной, помогает, поддерживает в трудные моменты.

В процессе воспитания очень важна нравственная атмосфера, которая создается в коллективе. Бывший тренер киевского «Динамо» В. А. Маслов как – то сказал, отвечая на вопросы корреспондента «Советского спорта»: «Я хотел и старался добиться того, чтобы игроки любили свою команда, приходили в нее с радостью, относились друг к другу с уважением». «…Футбол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»

Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...

Нравственные качества

Выступление к родительскому лекторию...

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках

Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию....

Влияние эмоционально-волевой сферы на развитие нравственных качеств ребёнка.

Влияние эмоционально-волевой сферы ребёнка на развитие нравственных качеств ребёнка....

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры»:формирование нравственных качеств учащихся на уроках этикета.

Программа для педагогов, учителей и работников образования.Советую прочитать и почерпнуть для себя что-то новое, интересное, современное....

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

Морально-нравственные качества тренера-преподавателя. Развитие данных качеств у обучающихся

Современный мир с развивающейся рыночной экономикой, как правило, ориентирует на приоритет материальных ценностей в жизни человека. Потребности общества подводят к необходимости прилагать все усилия н...