Нравственные качества и спортивный коллектив
учебно-методический материал
«Единение команды – это гораздо большее, чем просто совместные действия, кооперация, сплоченность и гармония среди спортсменов. В основе истинного единения лежит самоотверженность, желание видеть, что цель команды гораздо более важная, чем личная цель любого из игроков. Такой команде нужно выйти за рамки традиционного понимания команды – пять игроков на площадке, выполняющих свои роли, плюс игроки на скамейке, которые готовы совершить ротацию и быстро их заменить. Нужно научиться, как помогать один другому, принимать меньшую индивидуальную роль, если необходимо, чтобы команда перешла на следующий уровень развития» (Гомельский Е.Я.,2010)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_kachestva_i_sportivnyy_kollektiv.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А.И.Шемшуриной. 30 ноября 2001 года системе воспитания этической культуры присуждена премия Президента РФ В.В. Путина.
Мы предлагаем вам методику диагностики нравственной воспитанности детей 5-7 классов, разработанные сотрудниками лаборатории.
КЛЮЕВ ТИМОФЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДИАГНОСТИКА
нравственной воспитанности учащихся
Инструкция: Оцените, каждое утверждение соответствующим баллом, учитывая, что:
4 балла – вы полностью согласны с высказыванием
3 балла – вы больше согласны, чем не согласны
2 балла – вы в чем-то согласны
1 балл – вы совсем не согласны
№ п/п | Утверждение | Баллы |
1 | Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми |
|
2 | Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду |
|
3 | Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми |
|
4 | Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку |
|
5 | Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей |
|
6 | Я думаю, что можно ответить ругательством на несправедливое замечание в мой адрес |
|
7 | Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню |
|
8 | Мне приятно доставлять людям радость |
|
9 | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки |
|
10 | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы |
|
Обработка результатов
Номера 3, 4, 6, 7 обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 балл, в 3 балла – 2, в 2 балла – 3, в 1 балл – 4 балла. В остальных ответах количество баллов устанавливается в соответствии с ответом.
Оценки нравственной воспитанности
Высокий уровень нравственной самооценки – от 34 до 40 баллов
Средний уровень – от 24 до 33 баллов
Нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего – от 16 до 23 баллов
Низкий уровень нравственной самооценки – от 10 до 15 баллов
Оценка тренером нравственных качеств юных баскетболистов
Качество со знаком «+» | Оценки | Качество со знаком «-» |
Коллективизм | 1 2 3 4 5 | Индивидуализм |
Взаимопомощь | 1 2 3 4 5 | эгоизм |
Бескорыстность | 1 2 3 4 5 | Меркантильность |
Скромность | 1 2 3 4 5 | Хвастовство |
Честность | 1 2 3 4 5 | Лживость |
Коллективизм- общее кол-во побед
Взаимопомощь- кол-во передач, групповых игровых взаимодействий без указаний тренера
бескорыстность- помощь сопернику во время игры
Протокол педагогического наблюдение
«Ответственное отношение к учебно-тренировочной деятельности»
Фамилии участников | Проявление ответственного отношения | |||
Инициатива, Элементы творчества | Целеустремленность, Настойчивость, упорство | Саморегуляция Поведения(не требуется замечаний о правилах поведения) | Готовность оказать помощь товарищу | |
1 | ||||
2 |
до и после эксперимента
Группа | Интегративное | Экспертная Оценка | Игровые действия | Результат игровых действий | Коофицент корреляции |
Экспериментальная | Коллективизм | ± S | кол-во передач побед | ± S | r |
Взаимопомощь, взаимопонимание | ± S | взаимод-я без указаний тренера | ± S | r | |
Бескорыстность | ± S | помощь сопернику и партнеру во время игры | ± S | r |
до и после эксперимента
Характеристика этических качества | ЭГ (n=12) до эксперимента | КГ (n=12) до эксперимента | Pо |
± S | ± S | ||
Коллективизм/Индивидуализм | 1,75±0,305 | 2,42±0,260 | > 0,05 |
Взаимопомощь/Эгоизм | 1,83±0,271 | 2,33±0,310 | > 0,05 |
Бескорыстность/Меркантелизм | 2,17±0,297 | 3,33±0,355 | < 0,05 |
Скромность/Хвастовство | 2,58±0,434 | 2,25±0,351 | > 0,05 |
Честность/Лживость | 2,00±0,302 | 3,50±0,289 | < 0,01 |
Характеристика этических качества | ЭГ (n=12) после эксперимента | КГ (n=12) после эксперимента | Pо |
± S | ± S | ||
Коллективизм/Индивидуализм | 3,75±0,179 | 3,00±0,174 | < 0,01 |
Взаимопомощь/Эгоизм | 4,00±0,246 | 2,42±0,260 | < 0,01 |
Бескорыстность/Меркантелизм | 3,42±0,229 | 3,17±0,297 | > 0,05 |
Скромность/Хвастовство | 3,92±0,229 | 2,08±0,288 | < 0,01 |
Честность/Лживость | 3,42±0,260 | 3,58±0,260 | > 0,05 |
Коллектив (спортивный коллектив) | Команда |
Форма группового объединения людей для совместной тренировочной и соревновательной деятельности, функционирование которого представляет собой активную целостную систему, оказывающую влияние на их индивидуально – психологические и нравственно – этические качества, межличностные отношения, социально – психологический климат в коллективе, общение, мотивацию и др. | Спортивный коллектив с капитаном (Ожегов) Небольшая группа людей, занятых выполнением определенной задачи, взаимодополняющих и взаимозаменяемых друг другом. Коллектив единомышленников, сплоченных вокруг лидера(тренера), который одновременно является должностным лицом. (Робинз,Стивен П.,2006) Пять игроков на площадке, выполняющих свои роли, плюс игроки на скамейке которые готовы совершить ротацию и быстро их заменить. (В.Я. Гомельский) |
Различия | |
- индивидуальная подчиненность тренеру - сменяемость лидеров, непостоянство состава -большое количество участников относительно команды - эффективность измеряется в виде оценки индивидуальной работы каждого члена коллектива - собственный круг общения - низкий уровень сплоченности -отсутствие амплуа | -индивидуальная подчиненность и взаимная подчиненность (каждый подчин. каждому) - наличие сформировавшегося лидера – капитана - ограниченное (небольшое) количество участников - эффективность измеряется в виде оценки командной работы - совместное общение и принятие решений - высокий уровень сплоченности - наличие амплуа или спортивной роли в команде - обладание ясным и дифференцированным представлением друг о друге - связанность стабильными эмоциональными отношениями - наличие сформированных нравственно – этических качеств и четкого представления о специфике своего вида спорта |
Группа | Интегративное | Экспертная Оценка | Игровые действия | Результат игровых действий | Коофицент корреляции |
Контрольная | Коллективизм | ± S | кол-во передач побед | ± S | r |
Взаимопомощь, взаимопонимание | ± S | взаимод-я без указаний тренера | ± S | r | |
Бескорыстность | ± S | помощь сопернику | ± S | r |
Коллективизм «Единение команды – это гораздо большее, чем просто совместные действия, кооперация, сплоченность и гармония среди спортсменов. В основе истинного единения лежит самоотверженность, желание видеть, что цель команды гораздо более важная, чем личная цель любого из игроков. Такой команде нужно выйти за рамки традиционного понимания команды – пять игроков на площадке, выполняющих свои роли, плюс игроки на скамейке, которые готовы совершить ротацию и быстро их заменить. Нужно научиться, как помогать один другому, принимать меньшую индивидуальную роль, если необходимо, чтобы команда перешла на следующий уровень развития» (Гомельский Е.Я.,2010)
Спортивный коллектив – это форма группового объединения людей для совместной тренировочной и соревновательной деятельности, функционирование которого представляет собой активную целостную систему, оказывающую влияние на их индивидуально – психологические и нравственно – этические качества, межличностные отношения, социально – психологический климат в коллективе, общение, мотивацию и др.
Спортивный коллектив организуется на добровольных началах, а поэтому интерес к спортивной деятельности, имеющей глубоко эмоциональный характер, является сильным стимулом совместных коллективных переживаний и устойчивых отношений, опыт которых является источником моральных установок личности и коллектива. В таком коллективе возникает единство личных (стремлений к личному совершенствованию, к личным достижениям) и общественных целей (защита чести коллектива, города, страны).
Единый возрастной принцип в спортивном коллективе соблюдается не всегда, так как в нем могут тренироваться и подростки и юноши.
В разновозрастном спортивном коллективе возникают свои особые взаимоотношения: забота о младших, новичках, ответственность старших, бережное сохранение существующих традиций и т.д.
Большой труд, который спортсмены затрачивают на тренировках, продолжительные совместные занятия располагают к дружеским и товарищеским отношениям, к взаимной помощи и поддержке, т.к. ничто так не сплачивает людей, как коллективный труд.
Длительное пребывание на учебно – тренировочных сборах, где общими являются не только тренировки, но и отдых, еще больше сближает членов спортивного коллектива. Что касается соревнований, то острота спортивной борьбы, общие переживания, стремления к победе создают тот эмоциональный настрой, без которого трудно представить спортивный коллектив.
Сплоченный спортивный коллектив оказывает благотворное влияние на развитие способностей человека, делает его жизнь содержательной, помогает, поддерживает в трудные моменты.
В процессе воспитания очень важна нравственная атмосфера, которая создается в коллективе. Бывший тренер киевского «Динамо» В. А. Маслов как – то сказал, отвечая на вопросы корреспондента «Советского спорта»: «Я хотел и старался добиться того, чтобы игроки любили свою команда, приходили в нее с радостью, относились друг к другу с уважением». «…Футбол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»
Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...
Нравственные качества
Выступление к родительскому лекторию...
Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках
Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию....
Влияние эмоционально-волевой сферы на развитие нравственных качеств ребёнка.
Влияние эмоционально-волевой сферы ребёнка на развитие нравственных качеств ребёнка....
Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры»:формирование нравственных качеств учащихся на уроках этикета.
Программа для педагогов, учителей и работников образования.Советую прочитать и почерпнуть для себя что-то новое, интересное, современное....
Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя
Сообщение об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...
Морально-нравственные качества тренера-преподавателя. Развитие данных качеств у обучающихся
Современный мир с развивающейся рыночной экономикой, как правило, ориентирует на приоритет материальных ценностей в жизни человека. Потребности общества подводят к необходимости прилагать все усилия н...