Учебная программа для учащихся с ВОЗ
рабочая программа

Колонтаева Елена Владимировна

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

г. Ярцево Смоленской области

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Ярцево 2022 г.

РЕЦЕНЗИЯ

на адаптированную программу учебного предмета «Музыка» по адаптированной дополнительной общеразвивающей

общеобразовательной программы в области музыкального искусства

«Основы музыкально-творческого развития» для учащихся с ограниченными возможностями развития.

.

Настоящая адаптированная программа учебного предмета «Музыка» со сроком обучения 1 год предназначена для реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы музыкально-творческого развития» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусств», направленными письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. №191-01-39/06-ГИ, которые являются обязательными при ее реализации детскими музыкальными школами.

Данная программа реализует установленные письмом Министерства культуры Российской Федерации рекомендации к минимуму содержания, структуре и условиям реализации общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств и осуществляется детскими музыкальными школами при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Адаптированная программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебной дисциплины, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, методическое обеспечение учебного процесса и списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

Программа содержит информацию о знаниях, умениях и навыках для 1 года обучения, указан подробный репертуарный список. Выделены основные формы контроля, система оценок результата обучения.

Данная программа учебного предмета «Музыка» со сроком обучения 1 год по адаптированной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы музыкально- творческого развития» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является методическим пособием и может быть рекомендована для реализации в учебном процессе Детской школы искусств.

Преподаватель высшей квалификационной категории


Аннотация

к адаптированной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства

«Основы музыкально-творческого развития» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Учебный предмет «Музыка»

Срок обучения 1 год.

Программа учебного предмета «Музыка» предназначена для реализации, адаптированной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы музыкально- творческого развития» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусств», направленными письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г.

Данная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности развития обучающихся и направлена на выявление одарённых детей в области музыкального искусства, приобретение детьми знаний, умений и навыков, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности.

Структура программы учебного предмета «Музыка» включает:

  • пояснительную записку;
  • содержание учебного предмета;
  • формы и методы контроля, систему оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса;
  • список рекомендуемой нотной и методической литературы.

Структура программы

І.        Пояснительная записка

  • Законодательная база
  • Актуальность образовательной программы
  • Срок реализации образовательной программы
  • Учебный план

-Объем        учебного        времени,        предусмотренный        учебным        планом        на реализацию образовательной программы

  • Сведения о затратах учебного времени
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий
  • Цель и задачи образовательной программы
  • Структура программы
  • Методы обучения

-Описание материально-технических условий реализации образовательной программы

  1. Годовые требования

  1. Формы и методы контроля

- Kpиmepии оценки

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

-Методические рекомендации преподавателям

  1. Список рекомендуемой методической литературы

І.                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Законодательная база

Адаптированная программа учебного предмета «Музыка», входящая в состав адаптированной общеразвивающей программы «Основы музыкально- творческого развития» для детей с OB3 разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06- ГИ, методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей (утвержденным МО и Н РФ от 29.03.2016 № BK — 641/09), а также с учетом педагогического опыта в области музыкального исполнительства и художественного творчества в ДШИ.

Актуальность учебного предмета

Актуальность включения учебного предмета «Музыка» в комплекс предметов адаптированной общеразвивающей программы «Основы музыкально-творческого развития» для детей с ограниченными возможностями здоровья продиктована поиском новых возможностей развития, реабилитации и социализации детей с OB3, возможностью выбора ребенком с OB3 своего индивидуального образовательного пути, увеличения пространства, в котором может развиваться личность ребёнка, обеспечивая ему «ситуацию ycпexa».

Музыкальное искусство издавна признавалось важным средством формирования духовного мира человека. Современное образование признает незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей, развитие личностных качеств, направленных на уважение и признание духовных и культурных ценностей других народов, формированию  эстетических потребностей и чувств. Ценность учебного

предмета «Музыка» заключается в художественно-эстетическом развитии детей с OB3, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке. На занятиях создаются условия для развития художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования эстетического вкуса, улучшения физического развития и эмоционального состояния детей.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к коллективному музицированию, которое способствует развитию творческой фантазии.

Программа адаптирована для детей с различными нарушениями здоровья. Репертуар подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей воспитанников, их вокальных данных.

Адресность программы учебного предмета

Программа адресована для детей 8-12 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (расстройствами аутистического спектра, ментальными нарушениями, задержкой психического развития, ДЦП, соматическими  заболеваниями, синдромом  Дауна,  нарушениями  зрения,

сложной структурой        дефекта и др.). На программу

имеющие ограничений к данному виду занятий.

принимаются

дети, не

Цель:

Приобщение        детей и подростков        к искусству

ансамблевого

пения и

коллективного музицирования, а так же развитие мотивации к творчеству, творческой инициативы, гармонического, мелодического, вокального и эстетического слуха, певческого дыхания, артистической смелости и самостоятельности, умения чисто интонировать; формирования высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами музыкального искусства

Задачи:

  • Сформировать навыки певческой установки обучающихся;
  • Сформировать вокальные навыки;
  • Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
  • Обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля;
  • Сформировать стереотипы координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
  • Создать        условия        для        социальной        адаптации        и        социального взаимодействия;
  • Развить гармонический и мелодический слух;
  • Совершенствовать речевой аппарат;
  • Развить вокальный слух;
  • Развить певческое дыхание;
  • Развить преодоление мышечных зажимов;
  • Развить артистическую смелость и непосредственность ребенка, его самостоятельность;
  • Расширить диапазон голоса;
  • Развить навыки музицирования в коллективе;
  • Воспитать эстетический вкус учащихся;
  • Воспитать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;
  • Способствовать формированию воли, дисциплинированности;
  • Воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность — высокие нравственные качества;
  • Воспитать готовность и потребность к музыкальной деятельности.

Продолжительность программы учебного предмета

Срок реализации программы — 1 год. Форма обучения: индивидуальная.

Режим занятий: 2 занятия в неделю, общее количество в год — 66 часов. Продолжительность занятия — 30 минут.

Возраст детей, участвующих в реализации данного учебного предмета -  8- 12 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься ансамблевым пением.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач образовательной программы учебного предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический        (освоение приемов игры на инструментах, коллективное пение);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Материально-технические условия реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно- методической и нотной литературой. Занятия проходят в аудитории, которая оснащена музыкальным инструментом (фортепиано), звукотехнической аппаратурой, набором инструментов детского шумового оркестра.

II.                    ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.

Развитие начальных навыков коллективного музицирования (ансамблевого пения, исполнения простых музыкальных произведений в аранжировке для инструментов детского шумового оркестра). В течение учебного года педагог прорабатывает с учениками столько музыкальных произведений, сколько позволяют индивидуальные особенности данной группы.

В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотную запись; получают сведения о творчестве композиторов классиков и современности.

Календарно-тематический план

Календарные сроки

Темы и содержание занятий

I Полугодие

I,II Четверть

Организация первоначальных вокально-певческих

навыков. Певческая установка. Певческое дыхание.

Пение простейших мелодий в среднем регистре

звучания голоса. Работа над дыхательными и артикуляционными упражнениями (на звуке и без него).

Упражнения на координацию голоса и слуха. Знакомство с различными музыкальными инструментами шумового оркестра. Разучивание простых песенок-попевок, песен из мультфильмов.

II Полугодие

III,IV Четверть

Овладение на практике различными приемами

звуковедения. Активизация артикуляционного аппарата. Ознакомление с комплексом распевочных голосовых упражнений. Пение несложных песен в удобной тесситуре, классических и современных композиторов. Знакомство с термином «инструменты телесного оркестра», музицирование и импровизация со звучащими местами. Активное слушание музыки с помощью

инструментов шумового оркестра.

Ожидаемые результаты (после прохождения учебного предмета) В обучении:

  • будет уметь соблюдать при пении певческую установку;
  • будет стараться чисто интонировать;
  • научится петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением инструмента;
  • будет понимать дирижерские жесты и следовать им; В развитии:
  • будет уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя;
  • будет иметь развитый гармонический и мелодический слух;
  • будет иметь усовершенствованный вокальный слух;
  • будет уметь преодолевать мышечные зажимы;
  • будет иметь более сформированный и скоординированный голос;
  • будет иметь более развитое чувство ритма. В воспитании:
  • будет иметь эстетический вкус;
  • будет испытывать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;
  • будет иметь опыт коллективного музицирования и навыки импровизации.

Программа первого года обучения:

10-15 коротких сочинений песенного репертуара.

Детские песни различного характера и стиля, современных и классических композиторов. Инструментальные миниатюры в сопровождении детских шумовых инструментов.

Форма контроля:

  1. полугодие: контрольный урок — 1-2 песни различного характера.

Возможно, с использованием детских шумовых инструментов.

  1. полугодие: контрольный урок - две песни различного характера. Инструментальная композиция с использованием детских инструментов (шумовой оркестр).

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону усложнения, в зависимости от возможностей группы.

Возможно проведение контрольного урока в форме участия в школьном концерте.

III.                           ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

Критерии оценки

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, учитывающие специфику физических и интеллектуальных данных детей с OB3, особенности их развития. Они включают в себя типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.        

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков в области музыкального и изобразительного искусства.

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в классных концертах, мероприятиях культурно- просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

При        оценивании        учащегося,        осваивающегося        общеразвивающую программу для детей с OB3, следует учитывать:

  • степень индивидуальных возможностей и способностей учащихся с OB3;
  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления,
  • овладение практическими        умениями        и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности,
  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений;

Оценка

Kpиmepии оценки

5 «Отлично»

Эмоциональное  и яркое исполнение  выученных

песен без ошибок в тексте или мелодии. Чистая интонация. Точное воспроизведение ритмических рисунков. Понимание художественного образа произведений и высказывание об этом. Демонстрация навыков осмысленной и художественной игры на детских шумовых инструментах.

4 «Хорошо»

Исполнение выученных песен с незначительными

ошибками в тексте, ритме. Нечеткое вступление и завершение исполнения. Допускается незначительная неточность интонирования.

Понимание художественного образа произведений.

3 «Удовлетворительно»

Исполнение выученных песен со значительными

ошибками в тексте, ритме. Нечеткое вступление и завершение исполнения. Неточная интонация. Неэмоциональное исполнение. Игра на детских шумовых инструментах невыразительная, неритмичная.

2 «Неудовлетворительно»

Не рекомендуется применять данную оценку в

случае демонстрации слабых музыкальных навыков и умений учащимся с OB3

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Для детей с ограниченными возможностями здоровья при выборе программы предпочтительнее выбирать произведения с несложными ритмическими рисунками, в умеренных темпах, небольших по объему в соответствии с состоянием их здоровья, физическими возможностями. Следует чередовать пение с играми, двигательными разминками, игрой на музыкальных инструментах, дыхательными и физическими упражнениями которые способствует развитию концентрации внимания, расширению объема выдоха, улучшают кровообращение, создают дополнительные условия для освоения учебного материала.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов. Большое значение имеет репертуар. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо знакомить учащихся с композиторами. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие

  • для показа в условиях класса, третьи — с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития, природных способностей, состояния здоровья.

Для достижения оптимальных результатов на музыкальных занятиях целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:

  1. Приветствие;
  2. «Свободное движение»;
  3. Ритмическая разминка;
  4. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений;
  5. Пение;
  6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах;
  7. Танцы, хороводы;
  8. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам;
  9. Прощание.

Особая специфика занятий состоит в следующем:

  • структура проведения занятий вариативна в различных группах;
  • один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения педагогом;
  • музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии, либо начинают вести себя деструктивно

в связи с чем возникает необходимость перевода их в другие группы. В этом случае детям легче вливаться в новую группу, зная музыкальный материал;

  • при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком - «рука — в руке», при длительной социальной депривации; знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития);
  • ведущий — ключевая фигура на занятии, на него ориентируются все присутствующие дети и взрослые. Он организовывает ход занятия, предлагает задания, дает инструкции, следит за выполнением правил. Остальные взрослые (родители и педагоги) являются равноправными участниками занятия и вместе с детьми выполняют все задания. По мере расширения возможностей детей количество оказываемой им помощи и взрослых участников уменьшается.
  • на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений,  где  возможно  быть  принятым  окружающими  без  всяких условий.

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

    Бурно М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина,1989

2.

   Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.

—М.: педагогика,1989

3.  

   Копытин А. Практикум по арт-терапии СПб.:Москва, Харьков, Минск,2000

4.

   Коротышева Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными р возможностями СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010

5.

   Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977

6.

Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. — CП6.: Речь, 2007.

7.

« «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей.» Игры звуками. — СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.

8.

  «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» — М.: УPCC, 2003.

9.

  «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 — Москва 2009.

10.

   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

11.

Рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств от 23 ноября 2013 г. №191-01-39/06 - гИ.

12.

  Фришман И.И. Требования к адаптации программ дополнительного образования с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, 2014 г.

13.

   ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год

Основная цель программы – формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосоверше...

ПЛАН- ГРАФИК прохождения учебной программы по физической культуре с учащимися 5 класса на 2012 – 2013 учебный год.

ПЛАН- ГРАФИКпрохождения учебной программы по физической культурес учащимися 5 класса на 2012 – 2013 учебный год....

Учебная программа для учащихся Школы искусств" ЖИВОПИСЬ"

: программа по живописи разработана на базе типовой программы для детских художественных  школ (художественных  отделений школ искусств) Министерства культуры СССР с использованием методичес...

Рабочая учебная программа для учащихся 8-го класса коррекционной школы

Рабочая учебная программа (далее рабочая программа) по  социально-бытовой ориентировке  для учащихся 8 класса разработана на основе  программы      для 5-9 клас...

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» на основе учебной программы «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов.

Пояснительная запискаРабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор»  разработана на основе Федерального государ­ственного образо...

Учебная программа для учащихся 9 классов

Рабочая программа для учащихся 9 классов...

Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету ритмика для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету ритмика для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ...