Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в хореографическом коллективе
статья

Кирасирова Елена Алексеевна

Чтобы правильно наметить содержание танца с детьми данного возраста, чтобы найти соответствующие запросам и возможностям методические приёмы, педагогу необходимо уделять пристальное внимание возрастным особенностям детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в хореографическом коллективе

В течение длительного периода личность ребёнка находится в развитии. В детском организме совершаются значительные изменения, как в отношении физического развития, так и в складе его психики. Каждая возрастная группа требует подхода при организации учебной, воспитательной работы, своего репертуара, различных тем при общении педагога с детьми во внеурочное время. Меняется зависимость ребёнка то родителей, меняются интересы детей, у них появляется собственное мнение по различным вопросам, ярче проявляются черты его характера.

       Чтобы правильно наметить содержание танца с детьми данного возраста, чтобы найти соответствующие запросам и возможностям методические приёмы, педагогу необходимо уделять пристальное внимание возрастным особенностям детей /физическим, психологическим /.

       Я стараюсь их учитывать при организации учебной, воспитательной, массовой, тренировочной работе, чтобы не терять контакта с детьми, чтобы не терять авторитет, чтобы помочь ребёнку реализовать его интересы, способности.            

       Основное отличие детей от взрослых – детей утомляет интенсивная мышечная деятельность, они хуже переносят нагрузки на выносливость и силу. Физические перегрузки могут оказать негативное влияние на детский организм:

1.перегрузки тормозят развитие умственных способностей, ограничивают восприятие;

2.перегрузки ведут к нервному переутомлению, замедляют и задерживают рост.

       Перегрузки талантливого ребенка ведут к истощению нервной системы и в результате – “середняк”. Грамотное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие.

       Рассмотрим подробнее возрастные группы, их особенности и задачи, стоящие перед педагогом в связи с этим.

 Дошкольный возраст (5-6лет)

       Дети этого возраста быстро утомляются. Внимание быстро переключается. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета /нового задания/, тотчас переключает внимание на него. Длительное время ребенок не может выполнять одно и тоже движение. Ведущим у детей является конкретно-образное мышление, т.е. педагог должен использовать в своей работе яркое словесное рисование – описание, сравнение, наглядность, показ. Их мировоззрение носит чувственный характер. Это игровой возраст, для него характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Задания педагога выполняют не обсуждая. Возбуждение сильнее, чем торможение.

       Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Лучше занятия строить в игровой форме. Например, предлагать сюжеты сказок, песен, и по ходу станцевать, изображая героев, их действия. Можно предложить поездку в цирк, зоопарк, лес и рассказ сопровождать танцевальными действиями.

       В этом возрасте дети подвижны. Легки, но, несмотря на утомляемость, необходимо удовлетворить их потребность в движении. Дети могут координировано и ритмично ходить, бегать, прыгать, высоко поднимать ноги в колене, скакать с ноги на ногу. Опираясь на физические возможности детей, я знакомлю их с простыми рисунками: круг, линия, колонна, ручеек, змейка, шахматный порядок, и простые перестроения из одного в другой. Даже сами названия рисунков заинтересовывают детей. Все движения разучиваю в простом вид, чередуя их, а не комбинируя, используя при этом основные положения рук: на поясе, за спину, за руки, за юбочку у девочек. Это для того, чтобы внимание у ребенка не разбрасывалось, они сразу не смогут уследить за движениями ног, рук, головы, за рисунком танца, за действиями других детей и педагога.

       Занятия для детей 5-6 лет проводится 2 раза в неделю, по 45 минут. В начале урока они делают поклон, это приучает к дисциплине и организует детей. Я считаю, что все занятие должно строиться на середине зала по кругу или по линиям. К станку ставить детей только для ознакомления и привыкания. Можно держась за станок, выучить I, II, III, IV позиции ног  {выворотные} и поднимание на полупальцы. Ближе к 7 годам можно проучивать батман-тандю из III позиции вперед, чтобы научились тянуть носок. Мы с детьми 5-6 лет занимаемся партерной гимнастикой тоже в образной форме.

       Например, из положения лежа на животе достать ногами голову, поднимаясь на руках {“кольцо”}, из положения на четвереньках  - упражнения для спины {“кошка выгнула спину, увидев собаку”}, “собачка виляет хвостом”, “киска пролезает под забором” – подтягивание, отжимание на руках, стойка на лопатках  {“березка”}.

       Музыка для этой возрастной группы должна быть простой по ритму, с четким началом и концовкой. Использовать узнаваемые детьми песенки, выбирать наиболее характерную музыку, создающую определенные образы и настроение.

       С первого занятия я требую от детей дисциплины, но маленькие дети не могут долго сдерживать свои эмоции, поэтому им можно позволить в середине занятия “пошалить” по заданию. Сыграть в игру: “Море волнуется раз…”

       В таком возрасте детей можно не выводить на сцену, но в конце года сделать открытый урок для родителей, для работников ЦДОиРД, чтобы дети и родители видели конечный результат. Для постановки использовать простые шаги, бег, 2-3 простых рисунка, можно дать детям в руки цветы, платочки, игрушки. Основное внимание -  детской непосредственности, незакомплексованности, выразительности. Например, названия танцев: “Горошины”, ”Куклы”, “Цветы маме” и т.д.

       В этом возрасте большая работа проводится с родителями, все проблемы, вопросы , касающиеся детей, педагог решает с родителями. В этом возрасте закладываются основы взаимоотношений ребенка с педагогом, с коллективом. Я провожу чаепитие “Знакомство” в октябре-ноябре, чтобы быстрее, лучше узнать детей и дать им возможность присмотреться ко мне.

                                 

  Младший школьный возраст (7-10лет)

Все еще слабо развита детская моторика, высокая утомляемость, эмоциональная возбудимость, развитие образной памяти (через красочный рассказ, яркие сравнения) – таковы особенности психического развития детей 7-10 лет. Рекомендации педагогу, занимающегося с этой возрастной группой; больше использовать игровых приемов; учитывать, что результат работы на первых занятиях влияет на дальнейший  эмоциональный настрой и интерес к занятиям. Более продуктивна работа в парах; желательно главную роль поручать менее уверенным в себе и не склонным к лидерству детям, т. к. им необходимо повышать самооценку.

       Дети этого возраста уже школьники, они могут сравнительно долго удерживать внимание, но, тем не менее, они нуждаются в частой смене движений. Длительное сохранение статического положения для них утомительно, поэтому я чередую движения у станка с движениями по кругу. Прозанимавшись в школе несколько часов, дети утомляются и на занятиях по танцу они получают эмоциональную, психологическую разрядку.

       Запас двигательных навыков детей еще не велик. Движения детей еще плохо организованы и координированы для сложных упражнений. Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей могут привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Двигательный аппарат ребенка недостаточно окреп, что вызывает необходимость внимания к дозировке упражнений.

       Внимание детей еще не устойчиво. Они легко отвлекаются, легче воспринимают конкретный материал, живой образ для них ближе, нежели отвлеченные понятия. Игра в процессе занятия представляется естественной. Их эмоции ярки и проявляются открыто и непосредственно. В этом возрасте  дети жизнерадостны и доверчивы. Они еще похожи на детей 5-6 лет, хотя физически более крепкие, быстрее понимают, лучше запоминают. На уроке разучивается больше танцевальных движений, в отличии 5-6 летних, где основу занятий составляют игровые ситуации, а танец еще не стал главным.

       Именно с этого возраста я начинаю обращать внимание на осанку у детей, с помощью обыкновенного марша, с шага на носочках стараюсь выработать привычку прямо и стройно держаться, свободно двигаться в танце.

       С детьми 7-10 лет разучиваю все позиции ног, рук, I.,II, port de bras, у станка дети исполняют приседания (demi , grand), наклоны корпуса, battement tendu из I позиции в сторону, из III позиции вперед, reliever по I, II, III позиции, подготовка  к “ веревочке”, ”ковырялочка”, подготовка к шпагату, battement tendu с пяткой. Весь тренаж лицом к станку. На середине разучиваем простые дроби на сильную долю такта (дробная дорожка), простую “веревочку”, подскоки, прыжки, шаги польки (простые и в комбинации с подскоками), подскоки в повороте, приставные шаги, шаги с каблука, шаги с притопом. Учу “держать точку” при поворотах. Некоторые упражнения можно сопровождать движениями рук. На разминке в начале урока обязательно использую движения в современных стилях. В этой возрастной группе дети разучивают основные движения из танцев: “Вару-вару”, “Ку-ка-ре-ку”, “Пингвины”, “Казачок”, “Рилио”. С детьми 7-10 лет разучиваю движения на музыкальный размер  ¾ (хлопки, шаг полонеза, вальсовый шаг, балансе).

       Я считаю, что эту возрастную группу можно разделить на две подгруппы: 7-8 лет и 9-10 лет. Если с 7-8 летними детьми можно и нужно использовать образы и игровые моменты для поддержания интереса, то с 9-10 летними детьми необходимость в этом отпадает. Но не забывать про красочное описание движения, яркие сравнения, точный и эмоциональный показ. Не надо загружать ребенка мелкими движениями и частой их сменой.

       С этого возраста  дети начинают видеть свои и чужие недостатки, начинают сравнивать себя с другими. Активные, склонные к лидерству, все больше проявляют себя, а дети более замкнутые, скромные отодвигаются на второй план. Педагогу важно не допустить этого и найти индивидуальный подход к ребенку. “Тихих” детей надо чаще хвалить, ставить в пример, помогать им повышать самооценку, становиться увереннее в себе.

       Репертуар строится на тематике понятной и доступной детям. Танцы должны быть событийными. Событийность помогает неустойчивому вниманию ребенка постоянно находить предмет переключения. Как и в предыдущей возрастной группе, постановочная работа строится на элементах игры. Танцевальные движения носят второстепенный характер (это относится к 7-8 летним детям). Например, можно использовать: сказочные сюжеты -  “Волк и семеро козлят”, “Белоснежка и семь гномов”; знакомые образы – “Жуки и гусеницы”, “Бабочки”; элементы игры – “Игра в прятки “, ”Футболисты”. В основном это танцевальные картинки. Для возраста 9-10 лет к этому репертуару можно добавлять тематические танцы: “Русский танец с лентами”, “Огоньки”, “Воображалы”, “Клумпакоис”, ”Речка” с более сложной лексикой.

       Продолжаю уделять внимание укреплению мышц спины, ног, исправлению дефектов осанки (если есть необходимость), развитию выворотности, растяжки, гибкости.

       Не менее значимую роль, чем в предыдущей возрастной группе, продолжает играть связь с родителями. Через родительский комитет решаются все вопросы: пошив костюмов, организация внеклассных занятий, приобретение подарков для детей, помощь в обустройстве класса. Только с помощью родителей и психолога я нахожу оптимальный вариант для общения с ребенком.

       Для музыкального сопровождения используется классическая и народная музыка с четким  ритмом, детские песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. « Партерная растяжка для детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе».

Данная работа содержит методические рекомендации по партерной растяжке для детей младшего школьного возраста в самодеятельном хореографическом коллективе.Методы развития выворотности и силы ног, гибко...

Некоторые приемы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках английского языка.

Изучение иностранного языка – это открытие нового языкового мира для ребёнка. Эффективность обучения зависит от многих факторов, в том числе и от остроты восприятия ребёнком этого нового мира, его физ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда...

Педагогическая технология музыкально-игровых методик в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

Статья о применении педагогических технологий музыкально-игровых методик в работе с дошкольниками  и младшими школьниками...

Проектная деятельность с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Представлен проект технической направленности (в приложении инструкция сборки))...

Методические рекомендации "Дидактические игры при изучении английского языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Методические рекомендации «Дидактические игры при изучении английского языка» адресованы, прежде всего, педагогам дополнительного образования, занимающихся английским языком с детьми дошко...

Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с гиперактивностью и СДВГ методикой «Цветные капельки»

Занятия по данной методике предназначены для младших школьников, которые часто отвлекаются на уроках, не слушают учителей, не доводят начатое дело до конца, невнимательны....