ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме

Татьяна Викторовна Кунина

Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolz._zdorovesbereg._tekhnol._v_logoped._rabote.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ   В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто.

                                                                                                          Сократ

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и учителей – с использованием здоровьеразвивающих технологий.

Как же сегодня решается проблема здоровьесбережения? В большинстве случаев обращается внимание на физическое состояние здоровья (осанку, зрение, работу внутренних органов и т.д.) без учета психического состояния. А ведь между физическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь. Известно, что раннее повреждение центральной нервной системы, т.е. нарушенное психическое здоровье ребенка, является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма, и, наоборот, соматические заболевания маскируют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Развитие речи зависит от многих моментов. Если у ребенка имеются речевые трудности, то задача логопеда совместно с родителями,  педагогами дошкольного образования, учителями школы убедить ребенка в том, что речь можно не только исправить, но и совершенствовать до высокого уровня. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого логопедические занятия должны быть  увлекательными, интересными и занимательными.

С целью повышения уровня  коррекционно-образовательного процесса, эффективности воздействия на речевые возможности ребёнка, а также сохранения здоровья дошкольников и учащихся школ необходимо постоянно изменять условия организации детей,  использовать    различные методы, формы и приёмы работы, обеспечивающие условия его здорового индивидуального развития.

Одним из основных  направлений в работе учителя-логопеда в ГБОУ ЦПМСС «Радинец» является организация работы по предупреждению, устранению и коррекции речевых нарушений  дошкольников и учащихся общеобразовательной школы, а также комплексное решение задач сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка. 

Давайте подробнее рассмотрим основные направления работы учителя – логопеда по использованию  здоровьесберегающих технологий в организации коррекционно - образовательного и воспитательного процесса в ГБОУ ЦПМСС.  Работа строится с учётом следующих направлений:

Диагностическое направление

  1. Анализ состояния психоло - физиологического здоровья дошкольников и первоклассников (изучение семьи, ее традиций, образа и стиля жизни, особенности протекания беременности матери, рождения ребёнка, динамики его развития).
  2. Проведение мониторинга психоло - физиологического здоровья (своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития, отслеживание динамики  речевых процессов ребёнка).

Коррекционно - образовательное  направление

  1. Организация коррекционно-образовательного процесса в соответствии с требованиями программ, планирования учителя-логопеда  при работе с каждым ребёнком.  
  2.  Использование  здоровьесберегающих форм и приёмов в этой  работе является основополагающей. Осуществление идет через беседы с родителями детей, индивидуальные занятия.

Физиологическое направление

  1. Организация коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в соответствии с  санитарно - гигиеническими требованиями.

Педагогическое направление

  1. Физиологическая грамотность при построении логопедических индивидуальных занятий.
  2. Валеологическая грамотность учащихся.

Психологическое направление

  1. Создание комфортных условий обучения, ситуации успеха.
  2. Проведение элементов психогимнастики, психологических этюдов.
  3. Профилактика и коррекция эмоциональной сферы ребёнка.
  4. Развитие психических процессов (речеслуховой памяти, воображения, зрительного и слухового восприятия и т.д.)

Физкультурно – оздоровительная работа

  1. Проведение занятий, затрагивающие вопросы развития или коррекции двигательных навыков ребёнка как артикуляторной, так и общей и мелкой моторики.

Постараемся подробно изложить нашу работу по каждому из этих направлений.

Диагностическое направление

Физиологические характеристики

  1. Эндогенные факторы

Пренатальный период:

  • генетические особенности, нервно-психические и хронические заболевания у родителей до рождения ребенка, характер беременности матери

Натальный период

  • протекание родов,  характер  родов

Ранний постнатальный период развития ребенка

  •  характер грудного вскармливания, когда принесли кормить
  • психомоторное развитие (держать голову, сидеть, ползать, ходить)

   Перенесенные заболевания (ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре, наличие или отсутствие оперативного вмешательства)

до года, после 3 лет 

  1. Психологические особенности ребёнка

Внимание, память, мышление, речь (время появления, характер гуления, первых слов, речевая среда) 

  1. Органы чувств

Слух, зрение, обоняние, сформированность тактильных навыков

  1. Состояние моторной сферы
  • Общая моторика (естественные движения, прыжки, манипуляции с мячом)
  • Мелкая моторика

(кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы), кинетическая основа движений пальцев)

  • Артикуляционная моторика (движения нижней челюсти, движения губ, движения языка, движения мягкого нёба)
  •  Работа мышц лицевой мускулатуры
  1. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата
  2. Состояние дыхательной  функции
  •  тип физиологического дыхания, частота, объём, плавность выдоха и т.д. 
  1. Состояние голосовой функции
  •  объем, продолжительность, плавность речевого выдоха, направление голосовыдыхательной струи при речи 
  1. Состояние просодических компонентов речи
  •  темп, ритм, паузация, интонация 
  1. Латеральный профиль
  •  Обследование ведущих  уха, глаза,  руки
  1.  Ведущий канал восприятия
  •  Визуальный, аудиальный, кинестетический

Организационное

  1. Проведение  анкетирования родителей для изучения особенностей  развития  ребёнка.
  2. Обследование устной речи дошкольников, младших школьников,   сформированности навыков письма и чтения младших школьников.
  3. Проведение логопедических занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.  

Методическое

  1. Оказание консультативно-методической помощи родителям.
  2. Осуществление работы с учётом следующих направлений:
  • проведение занятий через использование различных логопедических игр;  
  • проведение  физкультминуток «Речь с движением»;
  • проведение  пальчиковой гимнастики для формирования каллиграфического навыка учащихся;
  • коррекция просодических элементов языка - проговаривание скороговорок для глубокого развития  речевого дыхания, темпоритмические упражнения и др.;
  • использование в работе элементов кинезиологической программы ;
  • коррекция нарушений просодической   (мелодико – интонационной и темпо – ритмической) организации речи;
  • отработка выразительности, эмоциональности речи при исполнении  каждым  ребёнком своей роли в праздниках;  
  • проведение работы над интонационной и мимической выразительностью;
  • составление индивидуальных  программ коррекционно - развивающей работы;
  • проведение работы по подбору, использованию и систематизации материалов  по здоровьесберегающей педагогике;
  • контроль выполнения артикуляционной гимнастики детьми;
  • формирование  зрительно – моторной  координации. Развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук.
  1. Развитие пространственно- временных представлений.
  2. Использование игровых ситуаций на мышечное расслабление.
  3. Стимулирование сенсорного  развития детей.
  4. Развитие тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д.
  5. Изучение методической литературы по основам здоровьесбережения.
  6. Анализ научной и практической литературы с целью разработки  коррекционно-развивающих рабочих  программ.
  7. Заполнение карт индивидуального развития дошкольников и учащихся школы.
  8. Составление перспективного индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребёнком, зачисленным на занятия.
  9. Оформление  информационных стендов   для родителей.
  10. Систематизация дидактических пособий и наглядного материала в рамках здоровьесберегающих технологий.

Психологическое

  1. Проведение психогимнастики и   психологических этюдов,    направленных на   обеспечение психо - речевого  комфорта школьников, направленных на:  устранение страхов, снятие напряжения мышц лица, снятие общего локального утомления.
  2. Профилактика и коррекция эмоциональной сферы, психического здоровья учащихся. Оптимизация и коррекция межполушарного  взаимодействия.

Физиологическое

  1. Проведение  гимнастики, упражнений, корректирующие осанку.
  2. Профилактика заболеваний (расширение поля зрения, гимнастики для глаз, профилактики повреждений и травм).
  3. Проведение речевой гимнастики с движением, дыхательной гимнастики.
  4. Проговаривание скороговорок для глубокого развития дыхания.
  5. Проведение   пальчиковой гимнастики, упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастики для глаз; гимнастики для улучшения слуха, дыхательной гимнастики, использование приёмов самомассажа.

Работа с родителями

  1. Анкетирование родителей по вопросам физиологического развития ребёнка, особенностей его развития.
  2. Выступления по вопросам здоровьесбережения на Дне открытых дверей;
    Индивидуальное консультирование родителей.
  3. Проведение индивидуальных и групповых тематических консультаций для родителей детей  по темам: «Речевое развитие ребёнка в норме»,   «Правильное произношение звуков у детей», «Как помочь ребёнку красиво и безошибочно писать» и др.

Таким образом, максимального результата в обучении, развитии каждого ребёнка, в устранении различных трудностей его психофизиологического развития можно добиться в случае активного использования выше перечисленных форм  работы. Создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогической среды – одно из актуальных направлений в работе всего педагогического сообщества.

Список литературы

  1. Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.-32 с.
  2. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.
  3. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии»: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. –– 128 с.
  4.  [Электронный ресурс]. Короткова  Татьяна,  Статья № 2. Что такое здоровьесберегающие технологии. Дата добавления: 2010-03-28- Режим доступа: http://www.v-vospitanie.ru/view_health.php?id=26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста

Современная социально-экономическая ситуация ставит перед отечественными учеными и обществом немало сложных проблем. Медицинские, психолого-педагогические и социологические исследования подтверж...

Некоторые приемы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках английского языка.

Изучение иностранного языка – это открытие нового языкового мира для ребёнка. Эффективность обучения зависит от многих факторов, в том числе и от остроты восприятия ребёнком этого нового мира, его физ...

Педагогическая технология музыкально-игровых методик в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

Статья о применении педагогических технологий музыкально-игровых методик в работе с дошкольниками  и младшими школьниками...

Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с гиперактивностью и СДВГ методикой «Цветные капельки»

Занятия по данной методике предназначены для младших школьников, которые часто отвлекаются на уроках, не слушают учителей, не доводят начатое дело до конца, невнимательны....

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данная статья  раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, зад...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данное пособие раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, задачи,...

Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в хореографическом коллективе

Чтобы правильно наметить содержание танца с детьми данного возраста, чтобы найти соответствующие запросам и возможностям методические приёмы, педагогу необходимо уделять пристальное внимание возрастны...