Интерактивная экскурсия "Слава Российского флота"
методическая разработка

Тюхина Людмила Геннадьевна

Разработанная интерактивная экскурсия «Слава Российского флота» проводится на таких воскресных занятиях, в ней  участвуют семейные команды, для каждой из которых будут даны задания, только выполнив которое команда сможет пройти  к следующему объекту экскурсии. Экскурсия разработана на краеведческом материале близлежащей к гимназии территории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная экскурсия «Слава Российского флота»

В гимназии №642 в структуре Отделения Дополнительного Образования Детей открыт Семейный  клуб «Мы» - это объединение для искреннего и гармоничного совместного общения детей, родителей и педагогов. В ходе реализации этого проекта по  воскресениям для детей и родителей проводятся  выездные занятия в пространстве исторического центра Петербурга,  а также  экскурсии  в   различные музеи. В гимназии же для детей проходят занятия по краеведению, знания и умения, полученные на аудиторных занятиях   закрепляются на воскресных выездных экскурсиях в пространстве города.

Разработанная интерактивная экскурсия «Слава Российского флота» будет проводится на таких воскресных занятиях, в ней будут участвовать семейные команды, для каждой из которых будут даны задания, только выполнив которое команда сможет пройти  к следующему объекту экскурсии. Задача экскурсовода на каждом объекте в ходе беседы, вопросов и других интерактивных приемов дать необходимую информацию об объекте показа, оставив поле для самостоятельного поиска семейных команд и выполнения заданий. Экскурсия разработана на краеведческом материале близлежащей к гимназии территории. Гимназия находится в западной части Васильевского острова, в районе Гавани. Рядом -  Финский залив, Морская набережная, пассажирский порт «Морской фасад», улицы и площади названы именами знаменитых мореплавателей, адмиралов, есть несколько памятников, связанных со славой Российского флота, (Памятник Петру 1, памятник Нахимову, скульптурная композиция «Создателям флоаа Росси», крейсеру «Киров»). Это и определило тематику разрабатываемой экскурсии. В ходе экскурсии, выполняя задания, дети и родители будут подробнее знакомиться с местом их жизни, больше узнавать о районе проживания.

         Интерактивные формы работы, применяемые на экскурсии, будут способствовать интенсивности процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения экскурсантовв процесс, повышению мотивации и вовлеченности детей и родителей в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников. Сочетание традиционных и интерактивных форм на экскурсии дают возможность  новых способов деятельности и коммуникации детей и родителей, раскрывают новые возможности участников занятия.  Такая форма работы, как писал  Н.В.Нагорский,  стимулирует проявление инициативы и самодеятельности аудитории и ее преобразование из объекта идейно-эмоционального воздействия в субъект социально-культурного творчества

Цель и задачи проекта

Цель

Дать возможность почувствовать детям и родителям гордость за достижения российского флота, связь нашего района с историей флота, с историей страны

.

Задачи:

-предоставить обучающимся и их родителям возможности оценить место их проживания с точки культурного наследия города, познакомить их с памятниками, посвященными Славе Российского флота, находящимися в пешей доступности от их места проживания и обучения

 - привлечь внимание школьников и родителей к удивительному свойству городской среды – хранить память о прошлом и настоящем;

 - научить считывать информацию, скрытую в памятниках истории и культуры.

 - продолжить  формировать умения ориентироваться в пространстве города;

 - развивать коммуникативную культуры;

- дать возможность повышения культурного уровня через изучение истории района

                                 Содержание и механизмы реализации проекта

Основная аудитория разработанной интерактивной экскурсии – это   дети младшего школьного возраста, которые посещают кружок по краеведению и их родители. 2 раза в месяц   мы выходим на экскурсии в пространстве города и в музеи. Сталкиваясь, на других выездных занятиях с родителями, приходится констатировать, что родители часто мало знают о исторических событиях, о происхождении городских топонимов и связи их с историей города и страны. Но, справедливости ради, нужно сказать, что выездные занятия вызывают большой интерес родителей, они ихс удовольствием посещают, так как для них это и возможность узнать больше, и пообщаться с детьми вне дома, и   продолжить общение после экскурсии, обсуждая   совместно увиденное, прочувствованное. Для   детей же есть возможность потом на аудиторных занятиях закрепить материал, который они узнали во время экскурсий, проложить маршрут экскурсии по карте, поделиться впечатлениями

Экскурсия может быть запланирована на одном из таких выездных занятий.  Заранее педагог просит родителей обратить внимание детей на названия улиц в районе проживания и районе школы. Большая часть детей, занимающихся в гимназическом кружке проживает в западной части Васильевского и неоднократно ходит по этим улицам в школу, на кружки, в гости друг к другу, но не обращает на названия улиц, памятники большого внимания, не связывает их с конкретными историческими событиями.  Это все позволяет сделать интерактивная экскурсия.

Необходимо запланировать экскурсию в теплое время года -  сентябрь, май, так как она проходит на улице, нужно выполнить на улице определенные задания, найти ответы га поставленные вопросы. Желательно учесть также и хорошие погодные условия, чтобы создать наиболее комфортные условия для   совместной познавательной деятельности детей и родителей. Для проведения интерактивной экскурсии необходимо предусмотреть, чтобы у каждого ребенка были жесткие планшеты, карандаши для выполнения заданий.  Педагогу, проводящему экскурсию нужно заранее распечатать для каждого ребенка, входящего в семейную команду, задания, которые будут раздаваться во время остановок и изучения объектов.   Также необходимо подготовить портфель экскурсовода.  У памятника Петру – изображение Ботика Петра 1 (Дедушки русского флота). У памятника Нахимову - фото Нахимовского училища в Петербурге и фотография Ордена Нахимова. НА площади Беллинсгаузена обязательно должен бытьпортрет Ф.Ф Беллинсгаузена и маршрут его антарктической  экспедиции на карте, так как на площади Беллинсгаузена, кроме самого  топонима нет никакого визуального ряда, связанного с адмиралом. На площади Балтфлота тоже понадобится фотография крейсера Киров, чтобы дети могли представить, как он выглядел. На каждой остановке педагог может направлять деятельность семейных команд, помогать выполнить задания, если они вызывают затруднения, отвечать на возникающие вопросы.

Основные остановки на экскурсии:

1.Памятник Петру 1 у гостиницы Прибалтийская

2.Скульптура «Создателям флота России» у входа в гостиницу Прибалтийская

3.Сквер Малые Гаванцы, Памятника Нахимову,

4.Площадь Беллинсгаузена,

5.Площадь Балтфлота.  Памятник Крейсеру «Киров».

        На каждой остановке экскурсовод задает вопросы, с которых начинается обсуждение, в ходе обсуждения раздаются задания, семейные команды решают ребусы, кроссворды, тесты, выполняют задания. За правильно выполненные задания команды получают жетоны с изображением андреевского флага. На последней остановке   на площади Балтфлота семейные команды вытягиваю карточки с именами мореплавателей, в честь  которых названы улицы, бульвары, площади  на намывных территориях и  получают задание сфотографироваться на улице, а дома узнать поподробнее  про мореплавателя, найти его портрет, сделать коллаж, прислать его педагогу, найти самый интересный факт о нем.  На последующем занятии планируется обсуждение экскурсии, нанесение маршрута экскурсии на карту, изучение коллажей, сделанных семейными командами, рассказы ребят с интересными фактами из жизни мореплавателей.

Оценка результативности проекта, апробация.

Апробация проекта планируется, когда наступит теплое время года и будет возможность находится на улице продолжительное время, выполнять задания на свежем воздухе, это будет не раньше конца апреля – начала мая, когда установится стабильная комфортная для пеших прогулок погода.

    Оценку результативности проекта можно будет провести после апробации и во время проведения интерактивной экскурсии.  Педагог, присутствуя при выполнении заданий семейными командами, может использовать метод наблюдения, чтобы оценить, насколько легкими, или наоборот трудными оказались задания, чтобы скорректировать их при следующем проведении экскурсии; интересно ли было детям и взрослым выполнять задания, какие эмоции они при этом испытывали. После апробации и проведения экскурсии необходимо проанализировать заполненный раздаточный материал, где дети и родители будут выполнять задания. Для обратной связи с родителями, можно составить небольшую анкету, которую можно им разослать и попросить заполнить. Во время  аудиторного занятия, следующего после экскурсии, детям   нужно предложить  вопросы, чтобы понять что они усвоили, запомнили, предложить им нарисовать изученные памятники, проложить на  карте маршрут экскурсии, провести рефлексию.

                                             Список литературы

1.Алмазов Б А. Новиков В.Т. Манжола  А.П. Флотоводцы и мореплаватели. СПб. 2000.79с

2.Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. М. 2003. 151 с.

3.Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М. 1983.239с

4.Михеева Л.П. Потапова М.В. Диалоги в музее. СПб. 2002. 86 с

5.Нагорский  Н.В.Музей в духовной жизни общества. СПб. 2004. 427с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Бриг "Меркурий" - гордость, честь и слава Российского флота"

В современном обществе особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у подростков личностных качеств. Важно помочь молодым людям определить правильные ориентир...

Воронеж - колыбель российского флота.

Познакомить учащихся с деятельностью Петра I в Воронежском крае....

Вопросы и ответы викторины по истории Российского флота

Викторина включает в себя семь вопросов по истории Российского флота....

Презентация - С. О. Макаров - адмирал российского флота. История. 8 - 9 классы.

В этой презентации рассказывается о службе и научной деятельности адмирала С. О. Макарова....

Конспект урока "Воронеж - колыбель российского флота"

Конспект урока в 10 классе  "Воронеж - колыбель российского флота"...