Испанский танец Фламенко
статья

Короткова Елена Павловна

Искусство испанского танца известно с древних времен. Сохранились танцевальные формы, которые встречались в эпоху эллинизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispanskiy_tanets_flamenko.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Испанский танец Фламенко

Фламенко – это не просто музыка или танец. Это целое искусство, которое берет за живое, выражая не только страсть, темперамент, огонь, но это также протест против несправедливой реальности. Фламенко – это то, что окрашено сильнейшими эмоциональными и духовными переживаниями. Фламенко – это «pena, dolor en corazón»

Многие называют фламенко испанским танцем, даже не догадываясь, что этот танец берет свои истоки в цыганской культуре. Цыгане, которые изначально родом с севера Индии, вошли на полуостров через Каталонию. Некоторые там же и осели, другие прошли дальше вплоть до Андалусии, где они обосновались и распространились по всему региону, формируя большие семьи. Местная культура и обычаи постепенно влияли на их уклады, поэтому со временем цыгане адаптировались и ассимилировались в Андалусии. Единственное, что они не могли забыть – это свои песни и танцы.

После гонения евреев и арабов, которое примерно совпадает с появлением на полуострове первых племен цыган, в шестнадцатом веке в Испании начинаются складываться группы людей из разных слоев общества и с различным менталитетом: мавры и евреи, цыгане и люди, оставшиеся без земли, преследуемые инквизицией или люди, которые бежали из ссылки. Эта смесь культур накладывает отпечаток на цыганские музыкальные традиции, добавляя детали мавританской, арабской и еврейской музыки, в которой можно услышать их чувственный, порой берущий за душу голос, выражающий не только трагедию души и жизни цыган, но также и радость.

Отсюда и появляется песнопение, которое впоследствии прозвали «фламенко» — сплав музыкальных традиций, истинной родиной которого является Андалусия. Внешняя оболочка, «фантик» может ввести вас в заблуждение. Яркие и красочные наряды, страстные танцующие женщины с цветком в волосах могут показаться вам праздными и веселыми. Однако, если вслушаться в смысл, в слова, вы поймете, что это мотивы мрачные и даже несколько драматичные. Здесь вы услышите протест против угнетения, гонения и несправедливости (ведь, как известно из истории, арабы были изгнаны из Испании в год открытия Колумбом Америки, евреев принудили принять христианскую веру, цыгане также подвергались постоянным и продолжительным гонениям; представителям всех этих народов пришлось приспосабливаться под новые условия жизни, культуру и обычаи, вливаться и ассимилировать). Таким образом, фламенко – это не просто музыка или танец. Это целое искусство, которое берет за живое, выражая протест против несправедливой реальности, и мрачной действительности. Это жалоба на несчастную судьбу, это целое мировоззрение. Фламенко – это то, что окрашено сильнейшими эмоциональными и духовными переживаниями. Фламенко – это «pena, dolor en corazón»

В течение долгого времени это искусство считалось закрытым, поскольку цыгане жили изолированно, своими группами, где и формировалось фламенко. Но когда в 18 веке гонения на цыган закончились, фламенко просочилось на свободу. В конце 20-го столетия фламенко впитывает в себя кубинские мотивы, а также джазовые отголоски. В настоящее время фламенко представляет собой смешение музыкальных стилей. Сегодня мы не можем говорить о чистоте, или о так называемом «пуризме» фламенко, как цыганского танца, мы также не можем сказать, что фламенко – это искусство, присущее только Андалусии (оно развивалось на пяти континентах), так же как мы не можем заявлять, что джаз – это музыка сугубо Нового Орлеана. Однако, в Испании постоянно проводятся различные фестивали фламенко, шоу, и даже целые концерты, где подлинное фламенко и классический пуризм могут демонстрировать, например, танцовщица из Японии и гитарист из Италии. Из этого можно сделать вывод, что фламенко стало всенародным достоянием. Более того, фламенко начинает развиваться не только, как песнопение, но и как танец, принимая элементы классического балета. А один из известных танцоров Хоакин Кортес вносит некую живость и выразительность в этот танец, навсегда избавляя его от скучных классических элементов. Поэтому овладеть этим искусством, как танцору, так и певцу, равно как и гитаристу, не так-то и просто. Это мастерство обычно передается от учителя к ученику. Фламенко отличается сложным и специфическим ритмом. Еще одной характерной чертой является отбивание каблуком, а также подошвой ботинок о пол. В начале своего существования, танец можно было увидеть лишь в мужском исполнение, так как подобная техника ритмичного барабанного такта по полу отнимает много физический сил и требует огромного запаса энергии. Более того, это являлось символом мужественности, так как для женского танца характерны более плавные и чувственные движения. Еще одной отличительной особенностью танца является прищелкивания пальцами и хлопки скрещенными ладонями. Конечно же, Андалусия остается официальной столицей фламенко, где можно насладиться этим искусством в чистом его проявлении. Любимый способ насладиться и прочувствовать глубину этого искусства для местных и истинных ценителей фламенко — небольшой круг друзей с гитарой и «голосом», а также танцующим до утра «телом», что называется ‘una juerga flamenco’.

Загадка слово «фламенко»

До сих пор не утихают споры о происхождении этого загадочного слова.

Вокруг него выстроено много гипотез, но ни одна из них пока не отличается исчерпывающей достоверностью. Все мнения по поводу этимологии слова «фламенко» звучат очень разнообразно и загадочно.

1. «Нож из Фландрии»

В литературных источниках термин «фламенко» не встречается вплоть до последних десятилетий XVIII века. Наиболее давнее употребление этого слова приписывают Хуану Игнасио Гонсалесу дель Кастильо, который в своем сонете использовал слово «фламенко» как синоним слова «нож»

2. «Певцы из Фландрии»

Испания в начале XVI века переживает блестящий расцвет полифонической музыки, связанный с великими полифонистами эпохи - Герреро и Луисом де Виктория.

В то же время в некоторых испанских соборных капеллах пели превосходные «певцы из Фландрии» (северной Бельгии), прибывшие вместе с императором Священной Римской империи Карлом V.

Их известность и популярность распространилась на всю Испанию. Вполне естественно, что испанский народ называл их «певцами фламенко». Слово «фламенко», по мнению ряда исследователей, встречавшееся в сочинениях старинных испанских композиторов, означало «певец».

3. «Беглый крестьянин»

Это одна из гипотез, которая связана с периодом гонений и преследований мавров в Испании. Их стали называть «беглыми крестьянами». Преследуемые испанским обществом, они скрывались в горах Северной Африки и Испании.

Название «фламенко», применяемое в пении, не использовалось в испанской литературе вплоть до XIX века, потому что считалось мавританским ПО происхождению и упоминание об арабской этимологии этого слова преследовалось цензурой.

4. «Фламинго»

Существует предположение, что название «фламенко» происходит от латинского слова «flamma» (огонь, пламя). Некоторые исследователи считают, что андалусские песни и танцы заслужили это название своим страстным и «огненным» характером, вызывающим ассоциацию с трепещущим пламенем.

Гипотеза, которая была впервые выдвинута Родригесом Марином, связывает название искусства фламенко с птицей, носящей в испанском языке то же имя фламенко (фламинго), - из-за сходства одежды танцоров фламенко и хореографических позиций некоторых танцев с оперением и позами этой птицы. Таким образом, название „фламенко", данное нашему пению, объясняется просто по его символическому соответствию с живой птицей, называемой фламенко. которая населяла все средиземноморское побережье".

Анализируя основные теории, гипотезы, мнения и высказывания разных авторов, интересно уточнить, что первоначальное использование слова «фламенко», как правило, было связано с обозначением какого-либо преследуемого народа, особенно цыган и мавров. И никогда это слово не применялось к какому-нибудь конкретному участку музыкальной территории традиционной андалусской автономии. Таким образом, факт слияния мавров и цыган словно подтверждался на лингвистическом уровне, став решающим для грядущего искусства, возникшего на перекрестке музыкальных культур и получившего название фламенко.

Список литературы

1. Альфонсо Пуиг Кларамут, Флора Альбайсин. Искусство танца фламенко. - М., Искусство 1984.

2. Черная М.Р. Фламенко в профессиональной гитарной музыке Испании второй половины XIX - первой половины ХХ века. учеб. пособие - 2004.

3. С. Шумов, А. Андреев. История Испании и Португалии. - М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте работы учителей испанского языка школы № 1252 имени Сервантеса по формированию творческих способностей у старшеклассников на занятиях по испанскому языку

Об опыте работы учителей испанского языка школы № 1252 имени Сервантеса по формированию творческих способностей у старшеклассников на занятиях по испанскому языку...

Календарно-тематическое планирование По учебнику Липовой Е. Испанский язык: V класс: для школ с углубленным изучением испанского языка.

Календарно-тематическое планирование По учебнику Липовой Е. Испанский язык: V класс: для школ с углубленным изучением испанского языка. – Москва. Просвещение, 2014....

Программа к учебнику Липовой Е. Испанский язык: V класс: для школ с углубленным изучением испанского языка. – Москва. Просвещение, 2014.

Календарно-тематическое планирование обучения испанскому языку в 5-м классе составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего /полного/ общего образования, примерной про...

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Испанский танец Фламенко

Теоретический материал для изучения особенностей испанского танца Фламенко...

Испанский народный танец Фламенко

Испанский народный танец Фламенко,6 класс...