«Кузбасс – наш дом!» методическая разработка интеллектуальной игры
методическая разработка

Трегубова Наталья Александровна

В данной работе представлена методическая разработка интеллектуальной игры, посвященной 300-летию Кузбасса.

Методическая разработка предназначена для педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и учителей образовательных организаций для организации внеурочной деятельности и в помощь при подготовке мероприятия с использованием активных методик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества» Гурьевского района

«Кузбасс – наш дом!»

методическая разработка интеллектуальной игры

Н.А.Трегубова

Д.А.Валюжинич

                                                                       

Гурьевский муниципальный район

2019

Авторы-составители: Трегубова Наталья Александровна, педагог-организатор МБУ ДО ЦДТ, Валюжинич Дарья Александровна, педагог-организатор МБУ ДО ЦДТ.

Трегубова, Н.А. Кузбасс – наш дом! [Текст]: методическая разработка интеллектуальной игры/ Н.А. Трегубова.. - Гурьевский муниципальный район: МБУ ДО ЦДТ Гурьевского района, 2019. – 12 с.

В данной работе представлена методическая разработка интеллектуальной игры, посвященной 300-летию Кузбасса.

Методическая разработка предназначена для педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и учителей образовательных организаций для организации внеурочной деятельности и в помощь при подготовке мероприятия с использованием активных методик.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………….....3

«Кузбасс – наш дом!» интеллектуальная игра...........................................5

Список используемых источников……………………………………….11

Приложения

Приложение 1. Макет игрового поля………………………………........12

Пояснительная записка

Интеллектуальные и творческие игры являются одним из любимейших форм организации досуга в нашей стране. Наверное, нет ни одного педагога, который на том или ином этапе своей работы не применял бы интеллектуальные и творческие игры как средство развития и обеспечения досуга своих воспитанников.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии учащихся, является уникальным феноменом общечеловеческой культуры, её истоком и вершиной. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих интеллектуальных ресурсов, как в игре. Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою ценность.

В педагогической практике игровая деятельность выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, диагностическую, а также функции самореализации, коррекции и социализации. Назначение интеллектуальных игр – развитие познавательных процессов у учащихся (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие). В любом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание игрока направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому полагаем, что игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом. 

Интеллектуальная игра это индивидуальное или чаще коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций. Интеллектуальная игра – это прекрасное средство мотивации к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности. Правильно организованная интеллектуальная игра способна сплотить детский коллектив, повысить мотивацию к изучаемому предмету, интеллектуальному досугу, повысить авторитет педагога.

Игра является эффективным средством формирования личности учащегося, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Игровая деятельность способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе.

Использование интеллектуальных игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Играя, дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными.

«Кузбасс – наш дом»

Интеллектуальная игра

          Цель: актуализация имеющихся и получение новых знаний об истории, традициях, окружающей среды.

Участники: команды 7-8 или 9-11 классов, возможно участие команды взрослых (родителей, педагогов)

Количество игроков: оптимальное количество участников одной команды – 5 человек. В игре могут принимать участие 4 команды.

Предварительная подготовка:

Выбор названия команды и капитана как организатора работы команды.

Функции капитана – организация подготовки к игре и принятие решений в спорных ситуациях, когда члены команды не могут прийти к единому мнению.

Время проведения игры: 35 минут.

Место проведения: по выбору организаторов игры.

Оборудование: Макет игрового поля (размер поля зависит от замысла организатора игры), фишки для игроков.

Ход игры

Звучит музыка. Выход ведущего.

Ведущий: Огнями славен наш Кузбасс,

Кузбасс, Великая Держава!

Мы любим наш родимый край,

Да будет вечной его слава!

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Рады приветствовать вас на интеллектуальном шоу, посвященном празднованию 300-летия Кузбасса. И сегодня мы предлагаем вам проверить свои знания о родном крае.

Ведущий 2: Немного ознакомим вас с правилами игры. В интеллектуальном шоу принимают участие 4 команды. Наверняка вы играли в шашки и знаете в чем суть игры. Мы немного видоизменили правила этой игры.

Ведущий 1: У каждой команды имеется по одной игровой шашке. Вы знаете, как цвета чередуются в радуге? (отвечают) Совершенно верно! Есть даже такой детский стишок о цветах радуги. Зная его, легко запомнить очередность цветов радуги.

Радуга устроена, как пирог слоенный:
Красный слой, оранжевый. Желтый и зеленый,
Голубой и синий Рядом с фиолетовым…
Семь цветов у радуги — Надо знать про это вам!

Ведущий 2: Перед началом игры мы предложили вам самостоятельно выбрать цвет вашей шашки, тем самым вы определи очередность ходов. Итак, обладатели красной шашки, вам предоставляется возможность сделать ход первыми! Вторыми ходят обладатели желтой шашки, третьими зеленой и четвертыми ход делают обладатели синей шашки.

Ведущий 1: Уважаемые игроки перед вами игровое поле, с черными и белыми квадратами. Каждый из вас ставит свою шашку (цветной конус) перед линией старта, т.е. игровым полем. Напоминаю, мы намного изменили правила, ходить вы будете лишь одной шашкой, направляя ее только по диагонали в правую или левую сторону. Назад хода нет.

Ведущий 2: Ходы вы можете делать, как и в шашках, лишь по черным клеткам поля. Каждый ход делает один представитель команды. А отвечает на вопрос вся команда. На совершенный вами ход, ведущий задает вопрос по теме «Кузбасс – наш дом!».

Ведущий 1: Могут встретиться разные вопросы из областей географии, биологии, истории и литературы нашего родного края. Команда может сделать один ход по диагонали, и только по клеткам черного цвета. Если ход сделать некуда, клетка занята. Следовательно, вся команда пропускает ход.

Ведущий 2: Если же клетка свободна, команда отвечает на вопрос ведущего игры. Команда, ответившая правильно на заданный вопрос, продолжает свой ход по игровому полю.

Ведущий 1: Если команда не знает ответа, предлагается три варианта подсказки: «звонок другу», «окей гугл», «один из двух». Каждой из подсказок команда может воспользоваться лишь один раз за игру.

Ведущий 2: «Звонок другу» - команда может спросить подсказку у любого абонента, которому они захотят позвонить.

Ведущий 1: «О-Кей! Гугл» - команда имеет право воспользоваться помощью интернет помощников – Гугл или Алиса.

Ведущий 2: «Один из двух» - по желанию команды ведущий озвучивает два варианта ответа на вопрос. Команда же может выбрать один из ответов.

Воспользоваться каждой из подсказок команда имеет право лишь один раз.

Ведущий 1: Пройдя все клетки игрового поля, и ответив на все вопросы команда награждается грамотой и званием «Суперинтеллектуал».

И так, начинаем игру. Красные делают первый ход. Внимание, вопрос -

?. Кто из лётчиков-космонавтов жил в Кузбассе? (Алексей Леонов, Юрий Гагарин)

?. Кто из поэтов сказал о Новокузнецке

«Я знаю – город будет

Я знаю – саду цвесть

Когда такие люди

В стране Советской есть» (В. Маяковский, В.Высоцкий)

?. Назовите единственную женщину Героя Советского Союза в Кузбассе? (Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко)

?. Назовите любимое блюдо Сибиряков? (пельмени, строганина)

?. Сколько весит новорождённый медвежонок? (500гр., 800 гр.)

?. Какая рыба нашего края нерестится зимой? (налим, окунь)

?. Из какого отряда млекопитающих встречается наибольшее число видов животных в нашей области? (грызунов, парнокопытных)

?. Назовите диких животных ценных пушных пород, обитающих в Кузбассе (не менее 5)? (норка, бобр, лиса, ондатра, выдра)

?. Самое большое озеро Кемеровской области?  (Большой Бирикчуль, Балхаш)

?. Какая река в Кемеровской области является самой главной? (Томь, ЯЯ)

?. Притоком какой реки является Томь? (Обь, Чумыш)

?. Назовите 5 наиболее крупных рек нашей области? (Томь, Иня, Чумыш, Кия, ЯЯ)

?. Какие рыбы водятся в водоёмах Кузбасса (не менее 5)? (щука, карп, окунь, ёрш, пескарь, сорожка, налим)


?. Сколько лет живёт сосна? (350-500 лет, 800 – 1000 лет)

?. Какое растение заготавливают в Сибири и отправляют в Японию? (папоротник, женьшень)

?. Сколько лет живёт Кедр? (800 лет, 1000 лет)

?. Какие лекарственные растения можно встретить в нашей области? Назовите не менее 5 (душица, зверобой, клевер, ромашка, подорожник, мать-и-мачеха)


?. Назовите деревья нашего края (не менее 5)?

(берёза, тополь, кедр, сосна, ель, лиственница, пихта, осина, верба, карагач)

?. Назовите дату образования Кемеровской области (1943г., 1945г.)

?. Какой юбилей отметила Кемеровская область? (65лет, 75 лет)

?. Назовите действующего губернатора Кемеровской области? (А.Г.Тулеев, С.Е.Цивилев)

?. Назовите первооткрывателя каменного угля в Кемеровской области?
(Михайло Волков, Степан Разин)

?. Какая промышленность в Кемеровской области является ведущей?
(угледобывающая, судостроительная)

?. Назовите 2 коренные народности в Кемеровской области?

(телеуты, шорцы, казахи, шорцы)

?. Назовите самую “нескромную” реку Кемеровской области? (ЯЯ, Цаца)

?. В каком городе находится старейшая крепость? (Осинники, Новокузнецк)

?. Какой заповедник нашей области является музеем наскальной живописи?
(Томская писаница, Шорский национальный парк)

?. Листья, какого дерева изображены на гербе Кемеровской области? (дуб, кедр)

?. Назовите самое длинное время года в нашем регионе? (зима, лето)

?. В каком городе Кемеровской области можно “заблудиться”? (Тайга, Междуреченск)

?. Какой месяц считается самым тёплым в Кемеровской области? (июль, июнь)

?. Назовите первое полезное ископаемое, которое было открыто в недрах нашего края (железная руда, серебро).

?. Географический центр нашей области расположен вблизи села: (Дмитриевка, Пермяки)

?. Какая птица наших лесов выводит птенцов в зимнюю стужу: (Королек, Клест)

?. Говорят, «Спит как сурок». Сколько времени в году проводит сурок в спячке? (180 суток, 220 суток)

?. Какой город считается южной столицей Кузбасса (Новокузнецк, Междуреченск).

?. Старинный город нашего края, славящийся деревянными резными украшениями домов (Мариинск, Тайга).

?. Город, название которого в переводе с шорского означает «каменный лог» (Таштагол, Калтан).

?. Река в центре города Кемерово, впадающая в Томь. (Искитимка, Нарышевка)

?. Уголь, используемый в металлургической промышленности. (кокс, древесный)

?. Место добычи угля открытым способом. (Разрез, бассейн)

?. Какой месяц считается самым холодным в Кемеровской области? (январь, декабрь)

?. Какая дикая кошка встречается в лесах нашей области?  (Рысь, манул) 

?. Какие хищники употребляют в пищу ягоды? (медведь, волк) 

?. Самый молодой город области (Полысаево год образования 1989, Ленинск-Кузнецкий)

?. Город, находящийся между двух рек. (Междуреченск, Кемерово)

?. Самый крупный грызун – полуводное млекопитающее? (Бобр, выдра)

?. Самая маленькая птица наших лесов, которая в 5 раз легче воробья. В гнезде несколько яиц размером с горошину. (Королёк, воробей)

?. Самое древнее из растений Кузбасса, которое не цветет, а размножается спорами. (Папоротник, тысячелистник)

Ведущий 2: Ну вот и подошла к концу борьба интеллектуалов, знатоков географии, биологии, литературы и истории нашего родного края.

Ведущий 1: Поздравляем победителей интеллектуального шоу «Кузбасс-наш дом»! вы становитесь обладателями «Суперинтеллектуал»! Давайте подарим победителям бурные аплодисменты!

Ведущий 2: Люблю, Кузбасс, твои просторы

                      И красоту лесных озер.

                      Кузбасс, Кузбасс — моя держава,

                      Мой отчий дом, мой край родной.

Но любить Кузбасс - это еще и знать особенности природы, населения и хозяйства своего региона.

Ведущий 1: Сегодня Вы продемонстрировали свои знания о родном крае. Познакомились с его богатствами еще ближе. Не останавливайтесь на достигнутом, изучайте просторы нашей родины. До новых встреч!

Список используемых источников

  1. https://infourok.ru/viktorina-na-temu-kuzbass-moy-kray-rodnoy-725583.html 
  2. https://videouroki.net/razrabotki/viktorina-chto-ia-znaiu-o-kuzbassie.html 
  3. https://открытыйурок.рф/статьи/641577/ 
  4. https://znanio.ru/media/lyublyu_i_znayu_svoj_kuzbass_igra_viktorina-59318/71034 

Приложение 1

Макет игрового поля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интеллектуальной игры по теме "Литература и биология - мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии в 10 классе

   Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Я считаю, что предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои спо...

Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 9-10 классов «Что ты знаешь о войне?»

Интеллектуальная игра, посвящённая Великой Отечественной войне, может быть проведена как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 9-10 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, пос...

Методическая разработка. Интеллектуальная игра "Знатоки".

Игра проводится между командами 5-7 классов и посвящена 65-летию Сахалинской области. Игра организуется как конкурс, включающий несколько этапов с различными заданиями. Итоги подводятся по сумме ...

Методическая разработка интеллектуальной игры по дисциплине "Обществознание"

Интеллектуальная игра  содержит познавательный, информационный, занимательный  материал по учебной дисциплине  «Обществознание». Игра поможет углубить и систематизировать знания п...

Методическая разработка интеллектуальной игры «Тобой горжусь, мой город»

Методическая разработка интеллектуальной игры «Тобой горжусь, мой город»              ...

Методическая разработка "Интеллектуальная игра "Пиротехнический марафон"

В методической разработке "Интеллектуальная игра "Пиротехнический марафон" определены цели, задачи и порядок проведения внеклассного мероприятия «Пиротехнический марафон». Задания конкурсов сформ...

Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"

Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...