Методическая разработка "Интеллектуальная игра "Пиротехнический марафон"
методическая разработка по теме

Стависская Наталья Владимировна

В методической разработке "Интеллектуальная игра "Пиротехнический марафон" определены цели, задачи и порядок проведения внеклассного мероприятия «Пиротехнический марафон». Задания конкурсов сформулированы таким образом, чтобы в игре могли участвовать не только студенты, обучающиеся по специальности Технология пиротехнических составов и изделий, но и студенты других специальностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_pirotekhnicheskiy_marafon.docx716.8 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

 «Краснозаводский химико-механический колледж»

                                                                                                                         

Методическая разработка

внеклассного  мероприятия

Интеллектуальная игра «Пиротехнический марафон»

                                                                                 Разработал

                                                                                 Преподаватель комиссии

                                                                                 специальных химических

                                                                                 дисциплин

                                                                                  _____________Н.В.Стависская

     

Краснозаводск, 2014 г

Пояснительная записка.

Методическая разработка предназначена для студентов 3 курса специальностей, реализуемых в колледже. В методической разработке определены цели, задачи и порядок проведения внеклассного мероприятия «Пиротехнический марафон». Задания конкурсов сформулированы таким образом, чтобы в игре могли участвовать не только студенты, обучающиеся по специальности Технология пиротехнических составов и изделий, но и студенты других специальностей.  Часть конкурсных заданий сопровождается презентациями, что позволяет игрокам легче воспринимать материал. Конкурсные задания позволяют использовать знания, полученные на занятиях по различным учебным дисциплинам: истории, химии, литературе, инженерной графике, безопасности жизнедеятельности.

Цели интеллектуальной игры:

- повысить интерес к изучаемой специальности;

-повысить интеллектуальный уровень.

Задачи интеллектуальной игры:

-совершенствование умений работать в команде, аргументировать свои решения;

- дать возможность студентам проявить творческие способности;

- приобрести новые знания.

Ход мероприятия:

Ведущий  рассказывает об истории развития пиротехнических изделий, о современном состоянии пиротехнической промышленности, о пиротехнических изделиях и о правилах техники безопасности при использовании пиротехнических средств.  Рассказ сопровождается презентацией (Приложение 1 «История пиротехники»)

Конкурс 1.   Разминка.    Оценивание – каждый правильный ответ 1 балл.

1.Назовите страну – Родину фейерверка  (Китай)

2.Для чего первоначально применялся фейерверк? (для отпугивания злых духов)

3.Как первобытные племена подавали сигналы об опасности? (сигнальные костры)

4.Черный порошок – основа фейерверка. (черный дымный порох)

5. Из каких компонентов состоит черный дымный порох?  (сера, селитра, уголь)

6. Что делали славяне в ночь накануне Ивана Купалы? (прыгали через костер для очищения от злых  заклятий, отпугивание злых духов)

7. Специальная нить или веревка, предназначенная для передачи огня на расстояние. (фитиль или бикфордов шнур)

8. Назовите зажигательную смесь, которая широко использовалась во времена древних греков, в средневековье  неоднократно применялась для сжигания вражеских кораблей. (греческий огонь)

9.  Какие пиротехнические изделия применяют, чтобы незаметно переместить войска или  военную технику? (дымовые шашки)

Конкурс 2. (командам)   Установите соответствие между изображением, описанием конструкции изделия и правилами безопасности.

Оценивание – максимальное количество баллов  8. Каждое правильно выполненное задание – 2 балла.


Изображение и название

Описание изделия

Требования безопасности

C:\Users\Nata-Stav\Downloads\хлопушка.jpg

Корпуса  изготавливаются из бумаги, картона или пластмассы в виде цилиндра, конуса, бутылочки, конфеты и т.п. Когда мы резко дергаем за шнурок изделия, воспламеняется чувствительный к трению и ударам пиротехнический состав (как правило это красный фосфор), и его продукты горения выбрасывают из изделия содержимое: бумажные конфетти, серпантин, различные сувениры. Изделие  следует крепко держать на вытянутой руке под углом 30-45 градусов шнуром вниз, а другой рукой резко дернуть за шнурок.

Основные правила безопасности при использовании изделий:

- категорически запрещено направлять изделие в лица зрителей или на осветительные лампы, чтобы не повредить глаза и не вызвать разрушений,

-не следует применять изделие вблизи пламени свечей или раскаленных спиралей — это может привести к воспламенению конфетти или серпантина и возникновению пожара,

-детям можно пользоваться изделием только под наблюдением взрослых

C:\Users\Nata-Stav\Downloads\фонтан.jpg

Изделие состоит из бумажной или металлической гильзы, наполненной быстрогорящим составом с форсовым эффектом. Изделие поджигается в верхней части и во время горения выбрасывает на различную высоту большое количество искр. Выброс искр может сопровождаться свистом, треском, выбросом огненных шаров. Горят  от нескольких секунд до 2-3 минут.

Большинство изделий можно применять только на открытом воздухе.

Для помещений и закрытых сценических площадок выпускаются специальные мало дымные настольные и концертные варианты изделий.

Основные правила безопасности при применении изделий:

- не применять изделия, предназначенные для открытого воздуха, в закрытых помещениях,

-надежно закреплять изделие на земле во избежание опрокидывания,

-удалять из опасной зоны легковоспламеняющиеся предметы, сухую траву и т.п.,

-не брать в руки и не пытаться гасить горящее изделие,

-поджигать изделие на расстоянии вытянутой руки и не наклоняться над ним,

-не разрешать использовать изделие детям.

Изделие представляет собой длинную картонную гильзу, заполненную чередующимися слоями медленно горящего пиротехнического состава, звездок и пороха. В верхней части изделия размещается фитиль. Изделие горит сверху вниз, при горении происходит последовательный выброс пироэлементов на высоту до 50 м.

Основные правила безопасности при использовании изделий:

-изделия не рекомендуется держать в руке из-за возможности разрушения оболочки или донной части изделия, что может привести к получению ожогов,

-изделие необходимо устанавливать вертикально фитилем вверх и надежно закреплять: для этого ее следует крепко привязать к колышку, вбитому в землю, либо воткнуть в металлическую трубу, грунт или плотный снег не менее чем на 1/3 длины свечи,

-не разрешать использовать изделие детям.

http://vzrivpaket.com/images/420.gif

Изделие представляет собой металлический стержень или деревянную палочку с нанесенным на нее пиротехническим составом. При горении он разбрасывает серебристые или золотистые искры.

Качественное изделие должно поджигаться от одной спички, не гаснуть при горении и не ронять на пол горячие шлаки, образующиеся в процессе горения.

В зависимости от применяемого состава изделие может иметь черный, серый или серебристый оттенок. Размеры изделий от 150 до 650 мм, а время горения от 30 секунд до 5 минут.

Основные правила безопасности при использовании изделий:

-самые крупные изделия рекомендуется использовать только в больших помещениях или залах;

- цветные изделия следует применять только на открытом воздухе из-за присутствия агрессивных окислов в продуктах горения;

-любое изделие можно держать в руке за открытую часть под углом 30-45 градусов.


Конкурс 3.        Угадай изделие    Оценивание – каждый правильный ответ 1 балл.

(Презентация к конкурсу № 3)

  1. Вспышечник
  2. Граната Рдултовского
  3. Фитильный щит
  4. Сигнальный пистолет
  5. Ящик для переноски сигнальных патронов
  6. Пульт управления пирозарядами на съемках кинофильмов
  7. Фейерверки
  8. Шашка дымовая
  9. Пиротехнические фигуры

Конкурс 4     Пиротехника и математика.  

  Оценивание – часть А -  5 баллов; часть Б – 3 балла. Максимальное количество баллов 8

А) Вычислите для заданной рецептуры пиротехнического состава массу каждого компонента, которую необходимо загрузить в смеситель. Одновременно смешивается 12 кг состава.

Перхлорат аммония

Азотнокислый стронций

Сплав АМ

Окись меди

48%

12%

26%

11%

3%

5,76 кг

1,44 кг

3,12 кг

1,32 кг

0,36 кг

Итого

100%

12 кг

Б) Сколько состава можно смешать за одну рабочую смену, которая длится 7 часов, один цикли смешивания продолжается 42 минуты (включая время на загрузку и обслуживание смесителя), а в смесителе за одни цикл смешивания получается 12 кг состава?

В семи часах 7*60=420 минут

За смену можно провести 420:42=10   мешек состава.

Всего в смену можно смешать 10*12 = 120 кг состава.

Конкурс 5       Пиротехника и культура

(Презентация к конкурсу 5)

Оценивание – каждый правильный ответ – 1 балл.

Кто изображен на этих портретах?

  1. При этом русском правителе в 14 веке на Руси впервые появилась пиротехника преимущественно военной направленности (Дмитрий Донской)
  2. При этом царе, вошедшим в историю как очень жестокий правитель, в стрелецком полку появилась должность «порохового заведующего», в чьи обязанности, помимо военных, входило также изготовление и запуск фейерверков.

 (Иван Грозный)

  1. При дворе этого русского царя, родоначальника великой династии, в 17 веке была учреждена особая «потешная палата», имевшая штат «потешников», организовывавших разные развлечения, в том числе и «огненные потехи».

(Михаил Федорович Романов)

  1. Этот великий русский правитель сам  работал в лаборатории и готовил фейерверочные составы, он придумал свою систему обозначения рецептуры химических составов. (Петр Первый)
  2. Этот известный русский ученый, поэт, ремесленник активно привлекался к созданию фейерверков, ему поручали организацию фейерверков и иллюминации. (Михаил Васильевич Ломоносов)
  3. Этот человек больше известен как искусный механик, создатель «механических животных», но также внес большой вклад в разработку новых видов фейерверков, разработку программ показа фейерверков. (Иван Кулибин)
  4. При этой русской императрице немецкого происхождения русские фейерверки достигли во второй половине 18 века наибольшего блеска и изящества 

(Екатерина Вторая).

  1.   В 1809 году под руководством этого русского графа  было разработано "Положение о фейерверках", которое систематизировало и поставило под контроль государства производство фейерверочных изделий и проведение фейерверков.  (Граф Аракчеев)
  2. Этот французский химик  открыл химическое соединение хлорат  калия, названный позднее "бертолетовой солью", послуживший основой для создания ярких цветных огней фейерверков. (Клод Луи Бертолле)
  3. Созданный этим знаменитым на весь мир русским ученым-химиком безопасный и однородный порох получил собственной название – пироколлодий.  Он  –  создатель знаменитой таблицы.   (Д.И.Менделеев)


                                                                   

Дмитрий Иванович Менделеев


Конкурс 6  (командам)  Собери изделие

Оценивание – 5 баллов за правильно собранное изделие.

Даются по одному  набору  деталей, из которых необходимо собрать  по схеме макет пиротехнического  изделия  и определить его вид.

Наиболее простое для сборки в учебных целях – макеты сборочных единиц и деталей хлопушки пиротехнической.

Конкурс 7 (всем) Немного о безопасности!

(Презентация к конкурсу 7)

Оценивание – за каждый правильный ответ – 1 балл.

         

 1) На сколько классов подразделяются пиротехнические изделия по степени потенциальной опасности?

 - 7 классов

 - 5 классов

 - 4 класса

 - 3 класса

                                        

2)   Пиротехнику  каких классов опасности можно использовать самостоятельно?

 - всех классов

 - 1-2 класса

 - 1-3 класса

 - 1-4 класса

 

3) Изделия какого класса опасности можно использовать в помещениях?

 - всех классов

 - вообще нельзя использовать в помещении

 - 1-3 класса

 - 1 класса

 

4) Существуют ли ограничения в возрасте при продаже  пиротехники ?

 - нет

 - продают только лицам, достигшим 18 лет

 - не продают пенсионерам

 - запрещается продавать детям до 14 лет

 

5) Что нужно сделать в первую очередь перед использованием  пиротехники?

 - зажечь

 - ознакомиться с инструкцией

 - выбрать место для запуска

 - собрать «зрителей»

 

6) Где можно использовать  пиротехнику ?

 - везде: здесь нет никаких ограничений

 - рядом с жилыми домами, пожароопасными объектами, автомобильными стоянками, гаражами, деревянными сараями

 - на открытых площадках, свободных от деревьев и построек

 - дома возле новогодней елки

 - на берегу водоема

 - запускать с балкона

 

7) Чего нельзя делать при использовании  пиротехники ?

 - носить ее в карманах

 - курить при работе с  пиротехникой 

 - поджигать, установив в определенном месте

 - запускать при сильном ветре

- направлять в сторону людей

 - использовать по прямому назначению

 - работать с ней в состоянии алкогольного опьянения

8) На каком расстоянии должны находиться «зрители» во время запуска пиротехнического изделия?

 - не имеет значения

 - не ближе 5 метров

 - не ближе 20 метров

 - на максимально безопасном расстоянии, которое указано на упаковке

 

9) Каким правилам нужно следовать при работе с  пиротехникой ?

 - действовать в соответствии с инструкцией

 - поджигая, наклоняться над изделием

 - поджигать фитиль на расстоянии вытянутой руки

 - держать подожженное изделие в руках

 - давать поджигать детям

10) Что делать, если  пиротехника  не сработала?

 - поджечь еще раз

 - забрать изделие домой

 - подождать несколько минут, подойти к изделию и, убедившись, что там ничего не тлеет, не наклоняясь над ним переложить в ведро с водой на несколько часов

 - подождать несколько минут, затем подойти и посмотреть, что произошло. Если изделие не тлеет попробовать зажечь фитиль еще раз

        

Список источников информации.

1.Васильев В.Н. Старинные фейерверки в России, -  Л., 1960

2.Лихачев В.А. Пиротехника в кино, - М.: Искусство, 1963

3.Шидловский А.А., Силин А.И. Пиротехника в народном хозяйстве, - М.: Машиностроение, 1978

4.Платов Г.А. Пиротехник. Искусство изготовления фейерверков, - М.: Эксмо, 2005

5.Беляков А.В. Очерки по истории пиротехники. Учебное пособие, - Казань: Издательство КГТУ, 2005

6. http://pirotehnika.ucoz.ru/publ/9-2-2

7. http://www.pirotek.info/

8. http://hghltd.yandex.net/

9. http://www.pirotex.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический марафон 5-7 классы.Методическая разработка.

Занимательные вопросы по математики для учащихся 5-7 классов....

методическая разработка мероприятия "Языковой марафон"

Внеклассная работа является неотъемлемой частью современного процесса обучения, в том числе и обучения иностранным языкам. Она усиливает мотивацию учащихся, позволяет им проявить себя не только в рамк...

Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов.

Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов....

Методический марафон

Предлагаю Вашему вниманию описание заседания РМО учителей биологии и химии в форме методического марафона и брошюры для подготовки к нему: "Из истории педагогики", "Его Величество - Урок", "Современны...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Учебно-методическое пособие "Интеллектуальный марафон"

Ежегодно в нашей школе в целях развития интеллектуальных способностей учащихся и совершенствования образовательного процесса в школе проходит школьный интеллектуальный  марафон....

Методическая разработка “Английский марафон ‘’ для 6-8 классов по английскому языку

Методическая разработка ‘’Английский марафон‘’ предназначена для обучающихся 6-8 классов, которая может использоваться во внеурочной деятельности и на уроках обобщения по соотв...