Методический марафон
методическая разработка на тему

Маслак Екатерина Николаевна

Предлагаю Вашему вниманию описание заседания РМО учителей биологии и химии в форме методического марафона и брошюры для подготовки к нему: "Из истории педагогики", "Его Величество - Урок", "Современные педагогические технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodischeski_marafon_-_winrar.zip762.99 КБ

Предварительный просмотр:

     В  МЕТОДИЧЕСКУЮ  КОПИЛКУ  УЧИТЕЛЯ

     

         

        

         2012 год

Составитель:

Маслак Е.Н. – руководитель РМО учителей биологии и химии Омутнинского района

Источник информации:

лекции по дисциплине «История педагогики»

доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогии ВятГГУ

Ольги Владимировны Лебедевой

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Педагогическая мысль в Древней Греции

с. 4

2.

Педагогическая мысль в Древнем Риме

с. 4

3.

Педагогическая мысль в Византии

с. 5

4.

Педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века

с. 5

5.

Педагогическая мысль в Западной Европе в Эпоху Возрождения

с. 6

5.

Педагогическая мысль в Киевской Руси

с. 6

7.

Педагогическая мысль  нового времени

(17 – начало 20 века)

с. 7

8.

Педагогика в Советский период

с. 10

Педагогическая мысль Древней Греции

Демокрит:

  • необходимо соотносить воспитание с природой ребенка
  • большое значение отводится семейному воспитанию
  • метод обучения и воспитания – упражнение
  • нельзя обойтись без элементов принуждения
  • требовал учитывать детскую любознательность
  • задача учителя побудить желание учиться

Сократ:

  • метод – диалог с учеником
  • юноши учились логически мыслить
  • лучший путь образования – совместное обсуждение

Платон – ученик Сократа:

  • выдвинул идею государственной школы
  • основал философскую школу – академию, где изучали математику, астрономию, диалектику, естествознание и др.
  • основной метод: сократовская беседа

Аристотель – ученик Платона

  • единство души и тела как формы и материи
  • наличие у человека 3 видов души: растительной, животной, разумной
  • задача образования – передача фундаментальных знаний и выработка умения рассуждать
  • выделял 3 группы факторов, влияющих на формирование человека:

- внешние: воспринимают органы чувств

- внутренние – силы, развивающие задатки

- целенаправленное воспитание

Педагогическая мысль в Древнем Риме

Цицерон:

  • идеал воспитания и обучения  - современный оратор, имеющий универсальное образование
  • ввел понятие гуманизм

Сенека:

  • главная задача воспитания: моральное совершенствование человека
  • основной предмет обучения – философия

Квинтилиан «Наставление оратору»: там – программа обучения:

предпочтение отдавал умственному развитию с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

 Педагогическая мысль в Византии

Иоанн Златоуст

считал, что

  • в деле воспитания нужно обращаться к самому божественному в человеке, его воле и свободе, основанной на нравственности
  • наставник должен строить свою речь образно и доходчиво
  • главный источник знаний – Библия
  • основа воспитания – молитвы

Педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века

Фома Аквинский – хотел подчинить светское знание вере:

его учение служило источником обучения богословия повышенного типа – коллегиях и университетах:

университеты состояли из 4 факультетов:

  • младшего – артистического (изучали 7 свободных искусств)
  • трех старших: юридического, медицинского, богословского

Педагогическая мысль в Западной Европе

 в эпоху Возрождения

Томас Мор «Остров утопия»:

выдвинул идею создания общества, идею участия всех граждан в производственном труде, идея всеобщего образования

Томмазо Кампанелла «Город солнца» (идеальное государство без частной собственности: все одинаково трудятся, имеют возможность заниматься науками и искусством, воспитание равно для всех граждан)

Мартин Лютер: лозунги «Всеобщее образование детей всех сословий», «Обучение на родном языке»

Педагогическая мысль в Киевской Руси

Сергий Радонежский - духовный наставник и просветитель

  Основу духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского составляют следующие идеи:

  • идея преемственности в воспитании и образовании молодого поколения;
  • идея целостного и комплексного воспитания;
  • идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой;
  • идея непрерывности воспитания;
  • идея общинного (соборного) воспитания;
  • идея гражданского воспитания, служения народу, Отечеству.

Нил Сорский огромное внимание уделял религиозно – нравственным вопросам, проблемам чистоты внутреннего мира человека,

Семен Полоцкий обучал детей-царевичей, считал главным:

  • пример родителей
  • развитие разума
  • природосообразность обучения,
  • чрезмерная любовь родителей – вред

Педагогическая мысль нового времени

(17 – начало 20 века)

Ян Амос Коменский 

(1592 - 1670) —

 чешский педагог-гуманист, писатель,

общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики,

изобретатель классно-урочной системы.

Его педагогическая система

    Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система.

    Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

    Дидактические принципы: природосообразность, наглядность,  последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве.

Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

   В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению:

  • начинать обучение надо по возможности раньше,
  • учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.

   Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать

  • последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному,
  • добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения.

   Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

   Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную.

   Коменский разработал единую школьную систему:

  • материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет),
  • школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами),
  • в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки.
  • Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.

   Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Жан Жак Руссо 

(1711 – 1778) -

французский философ, писатель

выдвинул идеи:

  • идея естественного воспитания:

- природа ребенка совершенна, воспитание призвано следовать за развитием ребенка,

- выделил 3 источника воспитания: от природы, от вещей, от людей

- учет возрастных особенностей детей

- воспитанием детей с рождения должны заниматься родители, а не кормилицы, няньки и не следует торопить развитие ребенка! не следует ограничивать свободу ребенка!

  • идея воспитания в отрыве от общества

современное общество порочно, нельзя, чтоб ребенок воспринял его заблуждения: лучшая среда – деревня, где живут простые люди на лоне природы, первый воспитатель – мать

  • идея возрастной периодизации

- от рождения до 2 года: главный воспитатель – природа

период физического воспитания (специально организовывать его не надо – надо предоставить ребенку свободу)

- от 2 до 12 лет: сон разума, главные воспитатели – вещи, ведущим является сенсорное восприятие

выступал против наказания, выдвинул метод естественных последствий:

если ребенок сломал стул – не надо его заменять: пусть ребенок почувствует, как плохо без стула

если ребенок разбил стекло – пусть на него дует ветер

 (лучше пусть будет с насморком, чем безумным)

великий двигатель развития ребенка – непосредственный интерес

   Важная мысль Руссо: воспитанник должен делать только то, что он хочет, но он должен хотеть только того, чего воспитатель от него хочет (не должен делать ни одного непредусмотренного шага)

- от 12 до 15 лет - ведущие умственное и трудовое воспитание: разум проснулся – можно начинать обучение, изучаются география, астрономия, физика, ставятся доступные для понимания вопросы и ребенку предоставляется право решать их

трудовое воспитание: труд – неизбежная обязанность для человека

ремесла, ручной труд более приближает человека к естественному состоянию, при выборе ремесла нужно учитывать интересы воспитанника, подметить его дарования

воспитанника 1 - 2 раза в неделю приводят к мастеру на целый день

цель воспитателя – не дать знания в готовом виде, а научить приобретать его

задача: подготовить воспитанника к труду вообще

(т. к. занятия идут в разных мастерских)

- от 15 до 18 лет - период бурь и страстей: ведущие – нравственное и половое воспитание, продолжается и умственное

  • нравственное воспитание:

- добрых чувств

- добрых суждений (представлений и понятий) - литература и история

- доброй воли (навыков и привычек нравственного поведения)

  • половое воспитание:

- подбор книг (в руки не должны попадать книги, которые читать рано)

- на заданные вопросы отвечать правду, не расширяя границ

- позаботится об окружении ребенка

- позаботится о досуге, заполнять его чтением, трудом, играми, упражнениями

В 18 лет ребенок может возвратиться в общество

Педагогика в Советский период

Константин Дмитриевич Ушинский

(1824—1870) —

выдающийся педагог,

основоположник российской научной педагогики.

   В его педагогической теории основополагающей была идея народности.

   Под идеей народности он понимал:

  • введение обязательного всеобщего обучения для народа
  • необходимость создания подлинно народных школ для развития способностей детей, раскрытия разрушенного взгляда на окружающую природу и чтоб сделать способными к самостоятельной и разумной деятельности
  • требование передачи дела образования в руки народа
  • лучшее выражение народности – это родной язык

   Воспитание он рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, что, по Ушинскому означало изучение его физических и психических особенностей, т. е. использование антропологического подхода. Разработал систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения

Антон Семенович Макаренко

(1888—1939) 

Вклад  Антона Семеновича Макаренко в педагогическую науку

  1. Прежде всего, он совершил гражданский и педагогический подвиг, т.к. в тяжелейших условиях смог воспитать и перевоспитать тысячи самых «трудных» детей. Он разработал научные основы перевоспитания
  2. Написал блестящие художественные произведения, в том числе бессмертную «Педагогическую поэму» Именно за нее он был отмечен советским орденом. Этот роман - не только великолепное художественное произведение, но и кладезь психологических и педагогических наблюдений и мыслей. Педагогическую работу всегда представляли как тяжелый самоотверженный труд на благо общества, а у Макаренко получилась именно поэма – о труде, о коллективе, о педагогической деятельности.
  3. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе и доказал экспериментально ее правильность и эффективность.
  4. Обосновал, сконструировал и блестяще продемонстрировал реальное детское самоуправление
  5. Разработал основы системы педагогической  мотивации, по-новому осмыслив ее отельные методы
  6. Обосновал новую педагогическую логику и педагогическую диалектику. Доказал, что ни одна форма воспитательной работы, ни один метод или система методов, не могут оставаться лучшими навсегда. Все изменяется и развивается.

 Важнейшие принципы педагогической теории и практики

 А. С. Макаренко

   Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее».

    Макаренко пропагандировал свое требование активной дисциплины, или, как он выражается, «дисциплины борьбы и преодоления».

     Другой важнейший его принцип - "забвение тяжелого прошлого воспитанников" - как проявление чувства такта и "деликатности" в отношении к детям с трудной судьбой. С самого начала педагогический коллектив под руководством  А.С.Макаренко отказался рассматривать цель своей работы как специфическую, отнесся к воспитанникам как к обыкновенным детям.

   Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он назвал «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива – «один за всех и все за одного». «Принцип паралелльного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

   Антон Семенович с коллегами считали, что  в любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека — значит воспитать у него,— говорил А. С. Макаренко,— перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по системе перспективных линий

Воспитание в коллективе и через коллектив

   Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива.  

А.С. сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива,

определил принципы коллектива:

  • гласность
  • ответственная зависимость
  • перспективные линии
  • параллельные действия

выявил этапы развития коллектива

  1. становление коллектива (педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив – социально-психологическую общность, в которой отношения учеников определяются характером их совместной деятельности)
  2. усиление влияние коллектива (коллектив начинает действовать как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации - самоуправления)
  3. расцвет коллектива (достаточно высокий уровень воспитанности членов коллектива, устойчивость их взглядов и суждений, более высокие требования к себе, чем к окружающим) – если коллектив дошел до этого уровня – он формирует целостные нравственные личности
  4. этап движения (каждый школьник благодаря усвоенному в коллективе опыту, способен к самовоспитанию)

уточнил, что между этапами развития нет четких границ: последующий этап

не сменяет предыдущий, а  добавляется к нему

назвал черты сформированного коллектива:

  • мажор – постоянная бодрость
  • дружеское единение членов
  • ощущение защищенности
  • активность и упорядоченность действий

    Взлет А.С. Макаренко, как творца начался, когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное–он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников.

   Педагогические положения А.С.Макаренко о коллективе созвучны в любое время и в любых условиях, где речь идет о воспитании человека.

О трудовом воспитании

   Воспитание в коллективе Макаров А.С. соединял с правильно поставленным трудовым воспитанием.

   Он говорил, что правильное воспитание не может быть нетрудовым. Наше государство — это государство трудящихся. В нашей Конституции написано: “Кто не работает, тот не ест”. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности советского человека. Тот, кто не имеет привычки к труду, не знает, что такое трудовое усилие, кто боится “трудового пота”, тот не может видеть в труде источник творчества. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека.

  А. С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Из неинтересной обязанности, каким является труд для новичков, он постепенно становится источником творчества, предметом гордости и радости, как, например, описанный в “Педагогической поэме праздник первого снопа. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду.

   Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.

   Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем

   В процессе трудовой деятельности детей, говорил Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.

    Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

    Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских. 

    Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда.

   Опыт А.С.Макаренко уникален, как, впрочем, уникален и сам педагог. Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию в практику и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками.

   Нам сейчас остро необходим социальный оптимизм Макаренко, его безудержная вера в прогресс, в животворную силу воспитания, в возможность совершенствования личности, в обретение счастливой жизни каждым ребенком  и взрослым, обществом в целом.

В.А. Сухомлинский 

 (1918--1970) -

достойный наследник гуманистической традиции.

     Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

    В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство воспитания. Он считал, что коллектив - это объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого.

     Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, что бы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым – значит, прежде всего помочь ему учиться.

     Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что надо только понять и усвоить без зубрежки - в упражнениях.

     Сухомлинский показывает: дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нельзя давать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед, этот результат соединения знания со старательностью. “Учение - труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат - все это надежные источники человеческой радости.”

    Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видел в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического.

   Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит становится воспитываемым.

   Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни.

   Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств - самое трудное в работе педагога. Сухомлинский рассказывает, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при каких-то стеченьях обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, переполнится счастьем.

   От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга - главное средство эстетического воспитания в школе.

   В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке.

        Искусство, открывает глаза на мир родной природы, «настраивает струны души» на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго.

   Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей.

  • Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого прекрасного, которое его будет окружать и предлагаться.
  • Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

    Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается, прежде всего, в семье.

   Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.  

     При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.

   Другой идеал воспитания - труд как основа воспитания нового человека.

     С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. “Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда ”.

   Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать недобрым человеком.

   Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

       В Павлышевской средней школе еще одним педагогическим принципом всего педагогического коллектива было  воспитание без наказаний: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. В. А. Сухомлинский  имел ввиду такие виды наказаний, как грубое высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике.

   В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.

       Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.

   Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов,  чрезвычайно редко приводит к психическим срывам,  и  к  появлению «трудных» подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический марафон 5-7 классы.Методическая разработка.

Занимательные вопросы по математики для учащихся 5-7 классов....

методическая разработка мероприятия "Языковой марафон"

Внеклассная работа является неотъемлемой частью современного процесса обучения, в том числе и обучения иностранным языкам. Она усиливает мотивацию учащихся, позволяет им проявить себя не только в рамк...

Методический марафон. Мой успешный урок

Конкурсная работа "Мой успешный урок"...

Методический марафон "Современный урок:от старых традиций к новым стандартам"

Данная методическая разработка предназначена председателям методических объединений учителей русского языка и литературы. Методический марафон - это форма методической работы внутри методического объе...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

По страницам Методического марафона предметов естественно-научного цикла

По страницам Методического марафона предметов естественно-научного цикла...

Методический марафон "Интенсив"

Приказ и презентация...