проект музейного клуба (автор Мельникова М.С., соавтор Кибирева Е.Н.
проект

Кибирева Елена Николаевна
Перспективы развития работы музея
 
опыт создания историко-патриотического клуба, а в частности механизм его создания, результаты деятельности могут стать ориентиром в создании подобных объединений в других общеобразовательных учреждениях.
авторский подход к формированию информационной составляющей патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся.
предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи военно-патриотического воспитания. 
Показатели оценки результатов работы музея.
Результативность участия  в  конкурсах и акциях различного уровня.
Наличие фото - и видеоматериалов о деятельности музея.
Трансляция опыта работы школы военно-патриотического воспитания.
Количество мероприятий военно-патриотической направленности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_muzeyu_na_konkurs.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Подойницынская средняя общеобразовательная школа

Смотр- конкурс музеев общеобразовательных организаций, посвященный 75- летию  Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

Наименование музея по профилю - школьный краеведческий

Дата оформления представления-   10 февраля 2019

Информационная карта музея

  1.  Полное наименование музея- школьный краеведческий музей
  2. Дата основания и дата открытия-  15 мая 1997 года
  3. Номер паспорта музея и дата последней паспортизации- нет

Наименование общеобразовательной организации, в которой работает музей- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Подойницынская средняя общеобразовательная школа.

  1. Почтовый адрес- 673446. С Подойницыно, ул. Советская, 21, Балейский район, Забайкальский край
  2. Телефон 8023254142. E-mail  podoin_sosh@mail.ru
  3. ФИО руководителя общеобразовательной организации – Кочева Оксана Николаевна
  4. ФИО руководителя музея- Мельникова Марина Спиридоновна, тел. 89141222783

Историческая справка о создании музея

Начало создания музея связано с 60 летием образования Читинской области в 1997 году. В нашей школе к этому событию проводились разные мероприятия: смотры художественной самодеятельности и выставка прикладного искусства и народного творчества. В оформлении выставки принимали участие учителя школы- Мельникова м.С., Троегубова И.М., Рощин С.В., библиотекарь села Подойницыно Малафеева Л.Л. НА выставке были представлены старинные вещи, деньги, предметы быта и другое

Присутствующим выставка очень понравилось и поступило предложение открыть краеведческий уголок. Директор школы Макарова н.А. для краеведческого уголка выделила небольшую комнату. За весну и осень 1997 года ученики школы приняли активное участие в сборе экспонатов для школьного музея. Экспонатов оказалось много, и было решено увеличить  площадь музея. Учитель технологии Рощин С.В. на уроках с учащимися изготовили полки для экспонатов.  Таким образом площадь музея 35 м2.

В дальнейшем свой вклад стали вносить жители села и выпускники школы, родители учащихся. Нужно отметить народного умельца села Усова Анатолия Афанасьевича, который изготовил шкаф. Вывеску, подарил музею экспонаты  .

Был создан совет музея и актив, в который вошли учителя и учащиеся школы. Работали кружки прикладного искусства (Рощин с.В), Рукодельница- учитель технологии Баранова А.М., краеведение Забайкалья- Мельникова м.С,

В 2016 году в нашей школе в связи с реконструкцией помещений музей был перенесен в другое помещение на территории школы(бывшие мастерские).  Директор школы Кочева О.Н. выделила средства на ремонт музея. В настоящее время музей представляет собой отдельное помещение со специально организованными выставками.  Сейчас в музее создано несколько отделов, проводятся уроки, экскурсии и внеклассные мероприятия.

Нормативно- правовая документация музея

Описание экспозиции

  1. Название разделов экспозиции:
  • История и традиции школы
  • История села и природа родного края
  • Древний (археология)
  • Нумизматика
  • Предметы быта
  • Военный отдел
  1. Наличие в музее передвижных выставок, альбомов, используемых на уроках:
  • Учителя школы- выставка к Дню Учителя
  • Труженики тыла- к празднику 9 мая
  • Пионерская и комсомольская организация- к Дню Пионерии
  • Выставки, посвященные народным праздникам, например, Святая Пасха, Новый год и Рождество Христово, Крещение и.т.д
  • Выставки творчества детей

                                     Альбомы о выпускниках школы .

Краткая характеристика раздела экспозиции, посвященного подвигу забайкальцев в годы Великой Отечественной Войны. Использование экспозиции на уроках истории и других массовых мероприятиях.

  1. Файловые папки с фотографиями участников ВОВ, тружеников тыла
  2. Фотографии для акции «Бессмертный Полк»
  3. Исследовательские работы и проекты учащихся по теме «След войны в моей семье»
  4. Полотнище 3 м.  по акции « Солдатский платок»

Данный материал используется на уроках истории по теме Забайкалье в годы ВОВ, а так же на митинге, посвященному Дню Победы 9 мая, в месячнике по военно- патриотическому воспитанию (февраль)

Информационная картотека о ветеранах Великой Отечественной Войны, тружениках тыла и детях войны

Краткая характеристика фондов музея

  1. Количество экспонатов- 700
  2. Подлинных -25
  3. Характеристика музейного помещения и обеспечение условий сохранности фондов музея.

Площадь помещения- 30 кв. м. Состоит из 2-х частей: экскурсионная и архив. В центре помещения стоят учебные столы и стулья для проведения мероприятий. Освещение- одно окно и лампы дневного света. Экспонаты хранятся в шкафах  под стеклом и на полках. В целях сохранности имущества окно зарешечено. Охраняется сторожем школы. Наиболее ценные экспонаты хранятся в сейфе в архивном отделе.

Направления, концепция, задачи работы музея.

Основные направления работы музея:

1.совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

2.проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного  военно-патриотического воспитания   школьников;

3.формирование  эффективной системы  патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

4.утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических  ценностей, взглядов и убеждений,

5.воспитание  уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

6.развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей,

7.проведение системы мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности. 

Работа музея опирается на соблюдение следующих принципов:

Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

         Педагогическое и методическое обеспечение работы музея предполагает:

- Использование  комплекса методик по организации и проведению     патриотического   воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.

- Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.

- Активное использование метода коллективно-творческого дела.

метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха,        сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование).

ВНЕШНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ МУЗЕЯ ЗА 5 лет.(подробнее можно ознакомиться в приложении)

Участие в краевых конкурсах Забайкальского детско-юношеского центра, - грамот1ы-2014-2015

Участие в  региональном смотре-конкурсе Мы помним8 мы гордимся- грамоты-2016

Участие в Забайкальском образовательном форуме- 2018, победа в номинации Патриотическое воспитание ,2 место, диплом и планшет

ВНУТРЕННИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ МУЗЕЯ

Внутренний мониторинг

- Участие в проведении различного рода краеведческих, исторических и военно-патриотических акций  и проектов, самостоятельное инициирование образовательных событий и их проведение.

- Проявление креативности. Самовыражение через выполнение творческих задач, умение работать с аудиторией, умение проявлять инициативу.

Внешний мониторинг.

Результативность обучающихся отслеживается через участие их в конкурсах:  научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

1 этап – Подготовительный ( 2014-2015  год)

- изучение нормативно- правовой базы

- анализ и изучение педагогической, психологической и иной литературы

- разработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.

  1. этап – Проектировочный (2015-2016 гг).

 - создание историко-патриотического Клуба, разработка программы,  Устава Клуба.

- создание школьного музея по истории села и школы .

- разработка методических  рекомендаций по гражданско-патриотическому воспитанию, расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования села и района.

-вовлечение в систему военно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной организации;

- участие в конкурсах и различных мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию разных уровней.

            3 этап- Практический (с 2014г по настоящее время)

-выполнение учебно-исследовательских работ обучающихся под руководством учителей;                          

- участие в конференциях, конкурсах, интеллектуальных викторинах;

- подготовка и проведение спортивных, историко-патриотических, культурно-массовых  мероприятий

- подготовка  и проведение интегрированных уроков, экскурсий, оформление тематических экспозиций в школьном музее  

 4 этап- Обобщающий( с 2017 года по 2020 год).

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для  определения направления дальнейших действий в сфере организации социально значимых проектов.

2. Публикация материалов проектной деятельности и методических разработок  учителей.

3. Использование собранного материала  в учебном процессе.

4. Обобщение опыта работы.

5  этап – Информационно-просветительский( в течение всей работы музея)

Распространение в СМИ информации о деятельности учащихся и учителей МКОУ «Подойницынская СОШ» по реализации проекта

Форма работы взрослых и детей

Индивидуальные, групповые, массовые

Формы работы, используемые в работе музея:

  • внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки.
  • мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и

    круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины.

  • коллективные творческие дела.
  • возложение венков к памятнику погибшим в годы войны.
  • военно-спортивные состязания.
  • встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.
  • взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
  • экскурсии.
  • презентации.

Мероприятия по реализации историко-патриотического проекта «Наследие».

Название

Мероприятия

Сроки

Форма проведения

Ответственные

Создание историко-патриотического клуба «Наследие».

Принятие в члены историко-патриотического клуба «Наследие».

Комплекс мероприятий:

Разработка программы, устава,  эмблемы, девиза клуба.

Концертная программа

Администрация.

Руководитель историко-патриотического клуба «Наследие».

Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса.

ежегодно

Встречи, беседы, выставки и т.д.

 Администрация, классные руководители.

Акция «Забота».

ежегодно

Администрация, классные руководители.

Встречи с почётными гражданами села и ветеранами труда.

ежегодно

Встречи, беседы, выставки и т.д.

Администрация, классные руководители

День учителя 

«Учителями славится Россия».

 

«Моя любимая учительница.

Ежегодно

Октябрь

октябрь

Комплекс мероприятий:

праздничная программа

конкурс рисунков

Администрация, педагог -организатор, классные руководители.

 «Край родной».

«Я живу в России».

Цикл уроков, классных часов:

 « Моя родина- Балейский район».

Ежегодно

Ежегодно

Комплекс мероприятий:

Концертная программа

Конкурс рисунков

Классный час

Урок

Администрация, педагог-организатор, классные руководители, учителя предметники.

КТД « Наш школьный двор»

ежегодно

Акция «Веснянка»: озеленение и украшение школьного двора

Администрация, педагог- организатор, классные руководители, учителя технологии, родители.

Цикл внеклассных занятий по теме военно-патриотического воспитания.

Ежегодно

30 минутные занятия

игры, беседы, встречи.

Педагоги, учитель ОБЖ, классные руководители.

День народного единства. Годовщина Великой Октябрьской Революции 1917 г

Внеклассные мероприятия

Ноябрь

30 минутное занятие

Учитель истории

День защитника Отечества:

Праздник « Песни и строя»

«А ну- ка, мальчики».

Ежегодно

Февраль

Февраль

комплекс

мероприятий:

-конкурс стенгазет;

- инсценировки;

- конкурс чтецов;

.

Администрация, педагог-организатор, классные руководители, учителя физкультуры. ОБЖ, музыки.

Администрация, педагог- организатор, классные руководители, учитель физической культуры.

День космонавтики .

 

«Через тернии к звёздам»- презентация.

Апрель

Комплекс

мероприятий:

общешкольное мероприятие

выставка рисунков

конкурс презентаций

Администрация, педагог организатор, классные руководители, учитель ИЗО, учитель физики, информатики

 «День Пионерии».

Май

Общешкольное спортивное мероприятие

Администрация, педагог-организатор, классные руководители, учитель физкультуры

День Победы

 «Этот праздник со слезами на глазах».

 

Ежегодно

Комплекс

мероприятий:

Концертная программа.

Участие в общем митинге. Возложение венков к памятнику погибшим в годы ВОВ.

Вахта Памяти

Администрация, педагог-организатор,  классные руководители, учитель истории,  учителя-предметники, родители, администрация,  активные граждане села

  1. Ожидаемые результаты работы музея

1.решение задач государственной политики в области патриотического воспитания молодежи;

2.повышение уровня заинтересованности  молодежи к изучению  героической истории нашей страны;

3- развитие организаторских, творческих, ораторских  способностей  обучающихся

ежегодная организация  волонтерского отряда  школы для помощи пожилым людям-ветеранам труда и детям войны;

5.повышение и пропаганда духовно-нравственной культуры обучающихся;

6.создание «Альбома Памяти» героев Великой Отечественной войны;

7.облагораживание территории, прилегающей к памятнику , посвященному памяти земляков, павших в ВОВ;

8. создание благоприятных условий для сохранения и укрепления активной гражданской позиции учащихся школы.

.

  1. Анализ устойчивости работы школьного музея

Риски и ограничения

Пути предотвращения

Неосведомленность педагогического коллектива об инновационных формах организации военно-патриотического

воспитания

Организация и проведение педагогических советов, методических объединений, изучение методической литературы и Интернет-ресурсов по данной проблеме.

Низкий уровень мотивации учащихся школы к участию в создании  военно-патриотического клуба.

Привлечение к участию в проекте различных категорий учащихся, путем морального стимулирования, привлечение людей авторитетных профессий к реализации проекта.

Научная новизна проекта музея.

Научная новизна проекта состоит в том, что:

- на основе анализа нормативно-правовой базы организации военно-патриотического воспитания учащихся школы  во внеурочной деятельности и обобщения опыта данной работы будет разработана современная организационно-методическая модель данного направления воспитания;

- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности военно-патриотического воспитания в системе внеурочной работы  школы , позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы военно-патриотического воспитания в зависимости от его целей.

Теоретическая значимость результатов работы музея  заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития военно-патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания проектов другими ОУ в данной сфере;

разработанная и апробированная на практике модель военно-патриотического воспитания учащихся расширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке подбору кадров для них;

сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок;

нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.

Перспективы развития работы музея

  • опыт создания историко-патриотического клуба, а в частности механизм его создания, результаты деятельности могут стать ориентиром в создании подобных объединений в других общеобразовательных учреждениях.
  • авторский подход к формированию информационной составляющей патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся.
  • предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи военно-патриотического воспитания. 

Показатели оценки результатов работы музея.

Результативность участия  в  конкурсах и акциях различного уровня.

Наличие фото - и видеоматериалов о деятельности музея.

Трансляция опыта работы школы военно-патриотического воспитания.

Количество мероприятий военно-патриотической направленности.

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Школьный клуб – Музейное дело»

Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, "Заседание музыкального клуба". Автор: Головина М.В., учитель музыки МБОУ "Гимназия №24" г. Калуги.

Представленный в методической разработке сценарий написан для проведения внеклассного мероприятия, которое предназначено для 9-10 классов. Его целью стало знакомство учащихся с малоизвестными ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 7-8 классов на 2021 — 2023 учебный год

Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Она составлена в соответствии со следующими нормативными документа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 6-7 классов на 2022 — 2023 учебный год

Пояснительная записка. Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Программа музейного клуба «Поиск» предполагает организацию деятельност...

Лекция в музейном клубе "Истоки" "Без права забыть. Ценности и смыслы исторической памяти"

laquo;Сохранение исторической памяти –задача государственной важности. Историческая память важна для любого народа, она определяет, что есть народ, что есть нация» Президент Р.Ф. В. В Пут...

Статья- «Воспитание патриотизма через искусство» автор: Ларина Т.А., соавторы :Кошелева О.Н., Николаева Л.О.

Дэниел Уэбстер: "Патриотизм — это не просто осознание того, что нравится или не нравится, а твердая преданность своей стране и ее принципам"...