Знакомство с профессиями: слесарь,токарь, шлифовщик.
план-конспект занятия (8, 9, 10 класс)

Углубить имеющиеся знания о профессиях: слесарь, токарь, шлифовщик Познакомить учащихся с требованиями к современному специалисту.Понять важность и значение этой профессии в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slesar_tokar.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Брединского муниципального района

Челябинской области

Тема: "Профессии слесаря, токаря, шлифовщика

Просмотр док.фильма с обсуждением

Направление:Доп.образование

                                       Воспитатель:   Лаптева Л.В.

09.12.21г.

        Присутствовало:    9  дет.

П. Маяк

2021 г.

Цель:  углубить имеющиеся знания о профессиях: слесарь, токарь, шлифовщик

Задачи:

Ознакомить учащихся с требованиями к современному специалисту.

Формирование понимания «Что я знаю о своих возможностях»;

Понять важность и значение этой профессии в современном обществе.

Ход занятия:

Вводная часть:

Профессия – это специальность, которая дает человеку средства к существованию, на которые он может содержать себя, свою семью и свое жилище.

Становясь взрослым и покидая родительский дом, человек должен обеспечить себе условия проживания, питания, одежду – все свои потребности и нужды. Для этого он должен работать. Согласно своим возможностям, способностям и наклонностям люди выбирают определенную профессию и стремятся стать хорошими специалистами в своем деле.

Только определив будущую профессию, вы сможете правильно выбрать учреждение профессионального образования, овладеть такой профессией, которая:

интересна и привлекательна для вас;

соответствует вашим способностям;

пользуется спросом на рынке труда.

В наше время профессия слесарь ремонтник достаточно распространена, т.к. она требуется на любых этапах и видах производства, на которых есть агрегаты, техника, приборы и механизмы. Слесарь ремонтник является квалифицированным рабочим, который обслуживает технику на дому и на предприятиях, он регулирует и выполняет срочный и текущий ремонт, а также осуществляет профилактические мероприятия.

Сейчас мне хотелось бы задать вам несколько вопросов, чтобы понять,

насколько вы знакомы с этой профессией.

Основная часть:

 Скажите, пожалуйста, что вы знаете о содержании труда слесаря?

 Как вы считаете, знания каких дисциплин необходимы слесарю?

Какими качествами должен обладать слесарь для того, чтобы

выполнять свою работу хорошо?

Из ваших ответов я ещё раз убедился в том, что о профессии «Слесарь»

вы имеете очень слабое представление. А ведь эта профессия очень древняя.

Слесарь - очень распространенная и многоплановая профессия.

Существует широкий спектр слесарных работ, следовательно, слесари имеют

специализацию в каком-то конкретном виде выполняемых работ.

Работа слесаря необходима на всех этапах создания, эксплуатации и ремонта

различной техники. Слесари задействованы при производстве как

технических гигантов, так и миниатюрной техники, а также в строительстве

любых помещений, зданий, производственных площадок, при создании

специальных инструментов для производства. К специальности слесарь

относятся также специалисты по эксплуатации и ремонту техники.

Профессия слесаря-сантехника относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на монтаж/демонтаж, наладку эксплуатации, ремонт и обслуживание сантехнических устройств. Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к технической ручной работе. Необходимы и такие качества, как хорошее зрение и мелкая моторика, оперативность, исполнительность, точность и аккуратность..

Профессия слесаря-сантехника относится к классу исполнительских, она предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам с соблюдением имеющихся правил и нормативов, стандартов.

Деятельность слесаря-сантехника состоит из текущего и планового ремонта техники на производстве и в быту. Слесарь-сантехник изучает устройство оборудования по техническому паспорту или чертежу, проводит техническую диагностику механизмов. В случае необходимости разбирает технический аппарат. Он производит монтаж/демонтаж отдельных элементов, ремонтирует либо заменяет поврежденные детали, налаживает работу сантехнического оборудования.

Слесарь-сантехник использует в работе ручные инструменты. У него подвижный образ деятельности. Слесарь-сантехник работает индивидуально либо в паре, в бригаде с другими специалистами (тогда ему нужны элементарные навыки общения и чувство ответственности за коллективную работу).

Слесарь-сантехник выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.

Слесарь-сантехник выполняет поставленные другими задачи, согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Для успешного освоения профессии слесаря-сантехника необходимы базовые знания по черчению, математике, физике, химии.

Квалифицированный слесарь-сантехник должен знать:

основы строительного дела, гидравлики, аэродинамики;

устройство отопительных и кондиционирующих систем, систем очистки воздуха, воды;

технологию проведения сантехнических работ;

назначение и применение слесарных и измерительных инструментов;

назначение и качества сантехнических материалов, изделий, деталей;

различные способы монтажа сантехники, обработки материалов;

проектно-сметную документацию на монтаж обслуживаемых систем;

правила пользования трубонарезными станками и приспособлениями;

способы испытания санитарно-технических систем, приборов, арматуры, отдельных труб и узлов;

виды соединений труб и креплений трудопроводов.

Квалифицированный слесарь-сантехник должен уметь:

разбираться в чертежах из технического паспорта оборудования;

проводить диагностику дефектов сантехнического оборудования; определять годность отдельных деталей, узлов, элементов сантехники для дальнейшей эксплуатации;

производить техническое обслуживание, монтаж и мелкий ремонт сантехнического оборудования;

точно подбирать трубы и фасонные части к ним по названиям и размерам;

определять силу и направление рабочих движений, с учетом сопротивления материала.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве слесаря-сантехника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

пространственное мышление;

острое зрение;

точный глазомер;

подвижность тела и точная мелкая моторика (ловкость и координация движений рук);

выраженная склонность к ручному труду;

физическая сила и выносливость;

способность к концентрации внимания;

эмоциональная устойчивость;

техническая сообразительность и точность в действиях;

сдержанность и вежливость в общении с людьми.

Области применения профессии

Слесари-сантехники работают в области эксплуатации сантехнических систем, приборов и оборудования:

в организациях, обеспечивающих контроль строительства и обслуживания жилых комплексов на строящихся объектах;

в эксплуатационных отделах на заводах;

предприятиях, в офисах (где требуется постоянный контроль систем отопительного, сантехнического и вентиляционного оборудования);

в конструкторских бюро;

в ДЭЗах (дирекциях по эксплуатации зданий);

в ремонтных мастерских;

в частных компаниях по бытовому ремонту.

По улицам городов и сел спешат автомобили, плывут стрелы башенных кранов над строящимися зданиями, проносятся самолеты. В космосе, на земле, на воде, под землей и под водой несут службу механизмы, созданные из деталей, сделанных умелыми руками станочников- токарей. Ведь токарь – самая массовая профессия в металлообработке.

Токарь должен очень много знать и уметь: подбирать и затачивать инструмент, выбирать режимы резания, использовать приспособления, знать черчение, изготавливать детали с разными степенями точности – от десятых долей мм до тысячных.»

Как вы думаете, какие профессиональные качества необходимы токарю?»

Память, Внимательность, хороший глазомер, техническое мышление, хорошая зрительная и моторная координация, пространственное мышление».

Кроме того, токарь должен разбираться в марках металлов и сплавов и их применение, должен знать систему допусков и посадок, квалитеты точности, классы чистоты обработки. Должен уметь составлять технологическую последовательность обработки с режимами резания, мерительными и режущими инструментами и приспособлениями. Это все сродни труду инженера.

Сегодня токарное дело – это еще более разностороннее занятие, т.к. усложнилось оборудование. Появились станки с программным управлением, созданы обрабатывающие центры и робототехнические комплексы. А значит, профессия токарь тем и интересна, что с каждым днем все более приближается по своему характеру к инженерной специальности, требует специальной подготовки.

К современному специалисту предъявляются еще более серьезные требования».

Станок – тоже завораживающая высота. Ведь, изготавливая деталь, видишь, как на глазах совершается чудо: из некрасивой ржавой заготовки рождается сложная деталь, сверкающая всеми гранями и хранящая тепло рождения, она кажется произведением искусства.

Любое промышленное производство, от очень крупного, до кустарного, всегда включает в себя несколько технологических цепочек. За каждый этап работ, начиная от приёма заготовок на склад и заканчивая учётом готовых изделий, отвечают различные специалисты. Шлифовщик, это работник, отвечающий за доведение изделий до требуемой точности, причём его место в цепочке труда обычно (хотя и не всегда) располагается ближе к окончанию процесса.

Изготовление любых изделий подчинено ГОСТам и технологическим правилам. Всякая деталь, последовательно проходя этапы обработки, начиная от исходного сырья, постепенно приближается к тому уровню точности, который предусмотрен техническим заданием. Здесь речь идёт о допусках, классах шероховатости, степенях точности – квалитетах. Шлифовщик как раз и занимается доведением изделия до требуемой чистоты изготовления, придаёт ей окончательную форму. Это важно как на окончательном этапе (перед отправкой продукции заказчику), так и перед последующими этапами обработки.

Шлифовщик – отдельная профессия, которая однако тесно связана со смежными специальностями, например, токаря или фрезеровщика. Ведь суть его работы – механическая обработка поверхностей различных материалов. Но эта работа более тонкая. После фрезерного или токарного станка деталь получает лишь черновую степень допусков, она далека от требуемого качества. Шлифовщик же должен снять тонкий поверхностный слой материала, а это могут быть считанные микроны.

Кроме этого можно указать другие качества, необходимые для работы шлифовщиком:

Обязательно иметь технические образование, как минимум окончив среднее специальное учебное заведение по рабочей специальности.

Желателен также технический склад мышления, нужно просто и комфортно себя чувствовать в окружении станков и сложного оборудования, чтобы все эти машины просто нравились.

Должно присутствовать хорошо развитое пространственное воображение, так легче представлять в объёме обрабатываемые детали.

Свободно ориентироваться в технической документации, знать основы инженерной графики и чертёжного дела.

Важны внимательность и скрупулёзность в работе, готовность к длительному монотонному труду.

Место работы

Шлифовщиков готовят главным образом для работы на заводах, как на основном производстве, так и в различных вспомогательных подразделениях. Больше всего вакансий открывается в тяжёлой промышленности, в машиностроении, на авиационных заводах, на Росатоме, в нефтяной и газовой сфере. Однако, специалисты нужны не только в крупных городах. В регионах тоже вполне можно найти работу. Например, в ремонтных цехах или мастерских при сельхозпредприятиях, в автопарках и даже на мелких частных заведениях – везде, где требуется изготовление точных изделий.

Обучение

Почти в каждом крупном или среднем городе есть профессиональные училища и техникумы. Очень часто они принадлежат какому-нибудь промышленному предприятию, и готовят специалистов для него.

Заключительная часть:

Скажите, пожалуйста, что вы знаете о содержании труда слесаря?

 Как вы считаете, знания каких дисциплин необходимы слесарю?

Какими качествами должен обладать слесарь для того, чтобы

выполнять свою работу хорошо?

Токарь работает на станках, как металлообрабатывающих, так и деревообрабатывающих. Стало быть, его специализация связана с технологией обработки. Специалист этого дела обтачивает, делает нарезку и калибрует детали после первичной обработки заготовки.

Источники:

https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-otkritie-sebya-v-professii-tokar-1802585.html

https://nsportal.ru/npo-spo/metallurgiya-mashinostroenie-i-materialoobrabotka/library/2017/02/25/plan-konspekt-zanyatiya

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskaya_razrabotka_otkritogo_uroka_vvedenie_185105.html

https://infourok.ru/klassniy-chas-znakomstvo-s-professiey-slesar-remontnik-2103728.html

https://profitworks.com.ua/professii/tyazhelaya-promyshlennost/slesar

https://delai-vibor.com/shlifovschik.html

https://videouroki.net/video/49-professionalnoe-obrazovanie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по хореографии в младшей группе на тему: "Знакомство с профессиями на железной дороге".

Это занятие направлено на формирование в детях способности находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Оно развивает воображение, координацию движений. Знакомит с железно...

Презентация "Знакомство с профессиями. Профессии сферы торговли"

Презентация поможет учителю или классному руководителю в профориентационной работе со школьниками. Предлагаю использовать данную презентацию на уроках технологии в 7 классе  для знакомства с проф...

План - конспект урока по технологии в 10 классе «Профессии металлообрабатывающей промышленности. Содержания и условия труда слесаря, токаря, фрезеровщика. Формы подготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Требования к ЗУН молодого рабочего».

Урок для старших классов посвящён выбору рабочих специальностей в металлообрабатывающей промышленности. Ученики узнают о том, какие требования предъявляются к молодым рабочим и знакомятся со способами...

Классный час "«Есть такая профессия – защищать моря и океаны! Знакомство с профессией эколога»"

Цель: дать обучающимся представление о профессии эколога. Способствовать осознанию учащимися важности и необходимости сохранения морей и океанов....

Методическая разработка воспитательного занятия на тему "Знакомство с профессией. Профессия врач"

Методическая разработка направленна познакомить детей с профессией врача....