ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА
рабочая программа

Эпова Оксана

Народный танец - одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Данный проект  разработан с учетом методики преподавания народного танца, является  образовательно-воспитательным  компонентом   в   личностно-ориентированном   обучении     юного    гражданина. Как и всякое искусство, народный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»

ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА

общеобразовательная программа
дополнительного образования детей

(адаптированная)

Разработчик программы:

Эпова Оксана Ивановна

педагог дополнительного образования

МОУ «СОШ № 40»

Пояснительная записка

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.

Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»

Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.

Программа «Танцы народов мира» разработана на основе:

  • типовой программы «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е.И.Мошкова, Москва, 2008 г.
  • типовой программы «Европейские танцы», Белибихина Н.А., Королёва Л.А., Волгоград, «Учитель», 2009 г.
  • примерной программы дополнительного художественного образования детей «Художественное движение», Москва «Просвещение», 2009 г.

Содержание программы адаптировано к условиям работы хореографической студии МОУ «СОШ № 40» и разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Целью программы является формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности.

Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:

В области хореографии:

  • расширение знаний в области современного хореографического искусства;
  • выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы изобразительного искусства;
  • умение понимать «язык» движений, их красоту.

В области воспитания:

  • содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;
  • развития чувства гармонии, чувства ритма;
  • совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей.

В области физической подготовки:

  • развитие гибкости, координации движений;
  • развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;
  • укрепление физического и психологического здоровья.

Новизна программы состоит в личностно ориентированном подходе к обучению.

Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия.

Занятия группы проходят два раза в неделю по два академических часа с десятиминутной переменой. В год - 68 часов. Программа рассчитана на один год обучения. Возрастная группа 7 - 12 лет.

Критерии оценочной деятельности детей:

Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.

Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в районных и областных конкурсах. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками.

Диагностика результатов ведётся лично педагогом, с помощью таблицы «Индивидуальная карта развития ученика».

Индивидуальная карта и схема оценки воспитанности обучающихся помогают выявить уровень развития творческих способностей и их личностный рост.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значимость в коллективе, должны знать:

  • позиции рук и ног;
  • названия классических движений;
  • первичные сведения об искусстве хореографии.

уметь:

  • воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
  • соединять отдельные движения в хореографической композиции;
  • исполнять движения классического экзерсиса.

Содержание программы

Вводные занятия

Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.

Танцы народов мира

Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:

  • народные танцы - русские народные, испанские танцы, восточные танцы, танцы Индии.
  • Классический танец - история балетного искусства, танец - как вид искусства, искусство миллионов.

Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: мотивирующей, о посредующей, коллизийной, критической ориентирующей автономности, творчески преобразующей и самореализующей. Игра в достаточной мере способствует становлению этих функций.

Роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры. Особое место игра всегда занимала и продолжает занимать в сфере культуры и искусства. В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере «... о каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры» (333, с. 186).

Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение, как, например, в менуэте или кадрили.

Игровые технологии программы:

Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства».

Интегрированные занятия

Совместный процесс прослушивания музыки помогает заинтересовать и приобщить детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказать неожиданные замыслы будущих танцев детям старшей возрастной группы, которые делают творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных произведений. Приступая к постановочной работе, дети знакомятся с различной литературой, которая помогает ощутить атмосферу эпохи, культуры, национальной особенности пластики танца. Интерес к работе над образом создает мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является составляющими элементами интегрированных занятий программы. Учитывая принцип дидактики, учебный материал для программы отбирался с точки зрения его доступности, жизненности, практической воспитательной направленности.

Интеграция четырех предметов: литературы, хореографии, изобразительного искусства и музыки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развитию тонкого эстетического вкуса, умения понимать и ценить искусство и красоту.

«Ритмика»

Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.

На занятиях «Ритмика» учащиеся слушают классические мелодии, современную музыку, изотерические мелодии, музыку для души, анализируют, разбирают музыкальные произведения.

Репетиционно-постановочная работа

Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. Также проводится анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравится» -не нравится», «интересно - • не очень интересно». Результаты анализа и анкетирования помогают подобрать правильно не только репертуар танцевальных постановок, но и музыкальный репертуар и темы бесед для раздела «Танец сегодня».

Дети очень интересуются жизнью в других странах, поэтому в репертуаре есть любимые нами и нашими зрителями танцы народов мира «Восточный», «Испанский», «Цыганский». Современная жизнь также предоставляет разнообразный интересный материал.

Известно, что увлечения детей современными зажигательными ритмами разнообразных танцевальных жанров с использованием трюков не менее сильно, чем классическим танцем. Поэтому в нашем репертуаре есть и современные танцы: «Кукарача», «Мне на месте не сидится», «Трио в шляпах», «Танец с тростью», «Снег» и другие.

Вынашивая ту или иную тему, обдумывая хореографические средства, какими будет решаться номер, всегда необходимо помнить: для кого именно предназначена постановка.

Дело в том, что для того чтобы поставить танец, необходимо учитывать физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так, например, если занятие проводится с «меланхоликом», то танец будет выбран на медленную музыку, которая будет являться отражением лирического образа, но такой танец противопоказан «холерикам». Не менее важно, чтобы заложенные в танец мысли, воссозданные реальные события или сказка волновали детей, были очень близки к их душевному миру. Ведь дети чутки не только к внешней стороне танца, но и к идеям, к нравственному заряду каждой картины, потому что они хотят и делают это для себя, для своей души.

Азбука классического танца

Изменение позиции рук и ног. Pile , Port de bra , Releve ,Battemen ,Grand plie ,Rond de jambe, основные движения " Allegro ", расширение знаний в области классических терминов «па», изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb , выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков.

Индивидуальные занятия

Каждый новый танец становится для ребенка «открытием ума, сердца и души». Душа ребенка самобытна, индивидуальна. Для каждого ребенка необходим индивидуальный подход. Индивидуальные занятия 3-го и 4-го года обучения направлены на:

  • развитие творческой индивидуальности;
  • развитие коммуникативного воображения;
  • развитие логического мышления;
  • развитие изобретательности; - формирование устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности.

Индивидуально-дифференцированная форма организации образовательного процесса наиболее сложная, так как требует уровня высокой профессиональной культуры и педагога. Она ориентирована на создание условий для творческой самореализации, как ребенка, так и педагога. Суть данной формы состоит в том, что педагог создает в группе насыщенные, разнообразные эмоционально-личностные и пространственно-предметные условия, побуждающие ребенка самостоятельно избирать деятельность, организовывать вокруг себя предметное пространство и общение.

Итоговые занятия и досуговые мероприятия

В роли итоговых занятий выступают конкурсно-игровые программы, урок-концерт, викторина «Путешествие в мир танца», игровые программы. Досуговые мероприятия это походы в лес, вечера отдыха и игровые программы.

Программы итоговых и досуговых мероприятий придуманы и составлены самим педагогом.

Учебный план

п/п

Разделы

Количество часов 1 год

1

Вводные занятия. Правила техники безопасности

1

2

Танцы народов мира

12

3

Игровые технологии

6

4

Интегрированные занятия

8

5

Ритмика

4

6

Репитиционно-постановочная работа

21

7

Азбука классического танца

6

8

Индивидуальные занятия

4

9

Итоговые занятия и досуговые мероприятия

6

Всего:

68

Учебно-тематическое планирование на первый год обучения

п/п

Наименование раздела и тема занятий.

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Танца народов мира

12

4

8

2.1

Индийский танец

3

1

2

2.2

Восточный арабский танец

3

1

2

2.3

Русские народные танцы

3

1

2

2.4

Хоровод. Рисунки хоровода

3

1

2

3

Игровые технологии

6

-

6

3.1

Мумия. Я умею так (координация движения)

1

-

1

3.2

Смешной хомячок. Подражаем животным (актерское мастерство)

1

-

1

3.3

1,2,3 - фигура... замри (на воображение)

1

-

1

3.4

Меня зовут (на воображение)

1

-

1

3.5

Хлопаем в ладоши. Вернуть обратно (развитие чувства ритма)

1

-

1

3.6

Подари улыбку. Какая рука у соседа (повышение позитивного настроения)

1

-

1

4

Интегрированные занятия

8

-

8

4.1

Белоснежка и семь гномов

2

-

2

4.2

Полька

2

-

2

4.3

Кот Леопольд и лапки-царапки

2

-

2

4.4

Лесное царство

2

-

2

5

Ритмика

4

-

4

5.1

Понятие «легато» и «стаккато»

1

-

1

5.2

Ритм. Акцент

2

-

2

5.3

Темп. Характер

1

-

1

6

Репетиционно-постановочная работа

21

2

19

6.1

Постановка, изучение танца

7

2

5

6.2

Отработка движений танца

7

-

7

6.3

Общеразвивающие упражнения

7

-

7

7

Азбука классического танца

6

1

5

7.1

Позиции рук и ног

3

1

2

7.2

Plie. Releve

1

-

1

7.3

Post de bras. Battemen

1

-

1

7.4

Grand plie

1

-

1

8

Индивидуальные занятия

4

-

4

8.1

Постановка, изучение сольного танца

2

-

2

8.2

Отработка сложных моментов танцев

2

-

2

9

Итоговые занятия и досуговые мероприятия

6

-

6

9.1

Концертная деятельность

6

-

6

Материально-техническое обеспечение занятий

Занятия проводятся в хореографическом кабинете МОУ «СОШ № 40», генеральные репетиции проводятся на сцене актового зала. В распоряжении танцевального объединения: костюмы, головные уборы, магнитофон, видеодвойка, танцевальный зал.

Список литературы

  1. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
  2. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.
  3. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
  4. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
  5. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  6. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.
  7. Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.
  8. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Многофигурная композиция. Танцы народов мира. Индия"

Урок разработан для проведения в 7 классе, при обучении учащихся изображению пропорций фигуры человека, а именно, при изучении темы «Человек в движении», для того, чтобы показать движения тела, пласти...

Танцы народов мира

История возникновения танцев. Историко-бытовые танцы. Описание и историческое значение некоторых танцев....

Исследовательский проект по музыке "Танцы народов мира"

Танец - это, прежде всего, красивое зрелище, которое можно не только слышать и наблюдать, но и всячески исполнять: в движении, в пении, на музыкальных инструментах. В этом плане народные тан...

Ансамбль Весна. Танцы народов мира

Программа: "Ансамбль Весна. Танцы народов мира"...