План-конспект открытого урока по "Историко-бытовому танцу"
план-конспект урока

Елена Викторовна Зяблова

Шедевр - уникальное, непревзодённое творение. Высшее достижение искусства, мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Историко-бытовой танец41.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств р.п. Белореченский»

План-конспект открытого урока

по историко-бытовому танцу

 «Шедевры танцевальной музыки»

Подготовила:

преподаватель, концертмейстер

Зяблова Елена Викторовна

р.п. Белореченский

2022

Дата: 27.01.2022

Предмет: Историко-бытовой танец

Продолжительность: 45 минут

ФИО преподавателя/концертмейстера: Зяблова Елена Викторовна

Учащиеся: 3 и 5 класс хореографического отделения

Цель урока: Ознакомить учащихся с шедеврами танцевальной музыки.

Задачи урока:

1. Обучающие:

- ознакомление с шедеврами танцевальной музыки М. К. Огинского, И.Б. Штрауса II , А.Ю. Гербера;

- закрепление полученных навыков и знаний;

2. Развивающие:

- развитие интереса к шедеврам танцевальной музыки;

- развитие интереса к исполнительскому искусству историко-бытового танца    и старинной музыки;

- развитие эмоционально-образной сферы психологических процессов;

3. Воспитывающие:

- воспитание культуры слушания;

- побуждение к творческому поиску;

- повышение уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

Форма урока: групповая

Методы работы:

словесные: комментарии, беседа, пояснение практического действия;

практические: практические задания;

познавательные: объяснительно-иллюстративный, сравнительный;

Для составления плана урока используется технология личностно-ориентированного обучения. Автор И. С. Якиманская

Межпредметные связи: «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Музыкальная литература»,  «Основы игры на музыкальном инструменте», «История»;

Оборудование:

- выставка книг, учебных пособий, музыкальных дисков;

- доска, иллюстрации, компьютер;

- рояль, синтезатор;

План урока:

1. Вступление – 5 мин.

2. Основная часть – 35 мин.

3. Заключение – 5 мин.

1. Вступление.

Приветствие. Озвучивание темы, цели  и задач урока.

2. Основная часть.

2.1. Что такое шедевр? (беседа с учащимися) – показ шедевров изобразительного искусства;

2.2. Музыкальная игра «Угадай мелодию». Полонез «Прощание с Родиной». Михаил Казимир Огинский. Творческий путь.

История создания музыкального шедевра.

Видеопросмотр: «В старинном замке».

2.3. Музыкальная игра «Угадай мелодию». Падеграс. Евгений Михайлович Иванов и Андрей Юльевич Гербер. Книга Маргариты Васильевны Васильевой-Рождественской «Историко-бытовой танец».

Видеопросмотр: «Принцессы на балу».

2.4. Музыкальная игра «Угадай мелодию». Вальс «На прекрасном голубом Дунае». И.Штраус(сын). Творческий путь. История создания музыкального шедевра.

Видеопросмотр: «Под звуки вальса».

2.5. Музыкальная гостиная. И.Штраус(сын). Полька-пиццикато.

2.4. Концертный зал. Танцевальные игры: «Волшебный цветок»,

«Калейдоскоп».

3. Заключение.

Подведение итога: Благодарность за участие.

Достигнута цель. Оценка. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Здравствуйте, уважаемые учащиеся, в библиотеке школы мы начинаем  открытый урок по предмету «Историко-бытовой танец».

Тема урока: «Шедевры танцевальной музыки».

Озвучивается цель и задачи урока.

  1. Уважаемые учащиеся как вы понимаете слово «шедевр»? (ответы).

На доске отображается определение.

2.1. Шеде́вр (главный труд, основное произведение) — уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства.

Какие картины художников вы считаете шедеврами? (ответы)

На уроке мы проведём с вами музыкальную игру «Угадай мелодию», в которой прозвучат фрагменты  музыкальных шедевров.

Звучит музыкальный фрагмент.

2.2.  «Угадай мелодию». Полонез.

Учащиеся определяют танец, музыкальный размер, характер и особенности исполнения.

М.К. Огинский. Полонез «Прощание с Родиной»

Прежде чем рассказать историю возникновения этого произведения,  хочу вас ознакомить с государством, с которым связано рождение и становление композитора – Михаила Клеофаса Огинского. Также остановлюсь на некоторых моментах его биографии.

Речь Посполи́тая   1569-1795 гг, государство, возникшее в результате объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского на основе Люблинской унии в 1569 году и ликвидированное в 1795 году с разделом его земель между РоссиейПруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных ПольшиУкраиныБелоруссии и Литвы, а также частично на территории современных РоссииЛатвииМолдавииЭстонии и Словакии.

Михаил Клеофас Огинский (25 сентября 1765 года -15 октября 1833) сильно бы удивился, если б мог представить, что потомки будут его помнить и чтить сугубо как композитора.

Своим современникам Михал Клеофас был известен прежде всего как политик и дипломат, один из лидеров восстания Тадеуша Костюшко, автор грандиозного проекта автономии Великого княжества Литовского.

Родные Михаила были убеждены, что и его ждёт большая политическая карьера, и готовить к ней мальчика стали с малых лет. Для его воспитания был приглашён Жан Ролен, ранее обучавший будущего императора Австрии Леопольда II, и считавшийся одним из лучших педагогов Европы.
Чтобы понимать, насколько серьёзно готовили Михаила, нужно сказать, что в возрасте 7 лет учебные занятия занимали у него до 16 часов в день.
Находилось время и для обучения музыке, причём весьма серьёзного. Михаилу прививали не только навыки игры на музыкальных инструментах, но и преподавали теорию музыки,— музыкальным педагогом Михаила Огинского был Осип Козловский, ставший автором музыки первого гимна Российской империи «Гром побед, раздавайся!».

Детство М.К.Огинского.

Дядя Михаила Клеофаса Огинского –  великий гетман литовский Михаил Казимир Огинский, был не только государственным деятелем и военным, но и большим любителем искусства, в частности — музыки и поэзии, и потому играл на нескольких инструментах, сам сочинял оперы, полонезы, мазурки, песни. Михаил Казимир усовершенствовал конструкцию арфы,  стал автором статьи об арфе в Энциклопедии Дидро. Молодой Михаил Клеофас часто приезжал в резиденцию дяди, где  был театр с оперной, балетной и драматической труппами, оркестр, ставились польские, итальянские, французские и немецкие оперы. Его дядю характеризуют как истинного деятеля эпохи Просвещения, который, в частности, организовал детскую школу.

Политическая деятельность.

Политической деятельностью занялся в 1789 году.

С 1790 года посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 года — в Великобритании, в 1793—1794 — казначей Великого княжества Литовского. В 1794 году участвовал в восстании за восстановление независимости Речи Посполитой во главе сформированного им батальона егерей. После поражения восстания эмигрировал в Константинополь, где стал активным деятелем эмиграции.

        Музыковеды сходятся во мнении, что именно тогда и был создан музыкальный шедевр – Полонез «Прощание с Родиной». М.К. Огинский  думал, что никогда не вернётся на свою малую родину.

После Константинополя М.К. Огинский переехал в Париж. В Париже контактировал  с французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой.

После ослабления надежд на восстановление независимости  и объявленной в 1802 году амнистии,  вернулся в Россию и поселился в имении Залесье, где построил усадьбу и заложил парк (сейчас это территория Сморгонского района Белоруссии и музей композитора).

 1807 году встречается с Наполеоном в Италии.

 В 1810 году Огинский переезжает в Санкт-Петербург и становится сенатором Российской империи, активно занимается политикой. В 18101812 годах — доверенное лицо императора Александра I. Предлагает последнему проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, известный под названием план Огинского, который, однако, был отвергнут.

В 1817 году Огинский переезжает в Вильну. В 1823 году пошатнувшееся здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.

 Умер во Флоренции 15 октября 1833 года. Похоронили Михаила Огинского в Пантеоне выдающихся личностей во флорентийской церкви Санта-Кроче, где покоятся около 300 выдающихся деятелей политики, науки и культуры, в том числе Данте Алигьери (кенотаф), Галилео ГалилейМикеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини и Никколо Макиавелли.

Композиторское творчество.

Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы (полонезы и мазурки), маршименуэтывальсыромансы.

С именем Наполеона связана единственная опера Огинского «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799), но в его музыкальном творчестве есть произведение с пронзительно грустной мелодией – полонез «Прощание с Родиной»,  которое поистине  стало музыкальным шедевром.

На доске отображаются: портрет композитора, музей-усадьба в Залесье, фотография танцующих полонез в польских национальных костюмах XIX века.

Видеопросмотр: «В старинном замке» (хореографическая композиция на музыку М.К.Огинского, в исполнении учащихся данного класса).

        2.3.  «Угадай мелодию». «Падеграс»

 Учащиеся определяют танец, музыкальный размер, характер и особенности исполнения.

А.Ю. Гербер. Падеграс (составитель танца Е.М. Иванов)

Евгений Михайлович Иванов – хореограф-новатор в 1900 году издавший несколько описаний танцев с нотами, в числе которых был и падеграс.

О личности автора известно очень мало, почти все сведения почерпнуты из первых изданий его нотных тетрадей: артист (солист) императорских театров, профессор Парижской академии, преподаватель, давал балы в Благородном собрании и Охотничьем клубе.

Андрей Юльевич Гербер (1863—1909) — скрипач, дирижёр, с 1877 года играл в оркестре Большого театра, с 1901 г. второй капельмейстер балетных постановок; автор ряда вставных балетных номеров.

Учащимся  представляется книга Маргариты Васильевны Васильевой-Рождественской «Историко-бытовой танец», в нотном приложении которой размещена первая версия танца падеграс. (Музыка Е.М. Гербера, описание танца Е.М.Иванова)

Видеопросмотр: «Принцессы на балу» (хореографическая композиция на музыку А,Ю.Гербера, в исполнении учащихся данного класса)

2.4.  «Угадай мелодию». Вальс.

Учащиеся определяют танец, музыкальный размер, рассказывают о характере и особенностях исполнения вальса.

         И. Б. Штраус  II. Вальс «На прекрасном голубом Дунае».

Иоганн Батист Штраус II (25 октября 1825Вена — 3 июня 1899,Вена)

- австрийский композитордирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

1856: первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижёром летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом (22 тысячи рублей за сезон). В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьёзное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской (1837—1920). Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви».

Конец 1860-х — начало 1870-х годов: расцвет штраусовского гения. В этот период он создаёт свои лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки венского леса» (1968).

На доске отображаются: портрет композитора, портрет Ольги Смирнитской, картина с изображением танцующих у Павловского вокзала Санкт-Петербурга.

Видеопросмотр: «Под звуки вальса» (музыкально-хореографическая постановка на музыку И. Штрауса II «На прекрасном голубом Дунае», в исполнении учащихся выпускного класса)

Участники открытого урока приглашаются в музыкальную гостиную. 

2.5.   Музыкальная гостиная.

Ансамбль в составе  преподавателя  и распорядителя бала  (роль исполняет учащийся 5 класса хореографического отделения)

  •  И.Б. Штраус II.  Полька-пиццикато.

Участники открытого урока приглашаются в  концертный зал школы.

Е) Концертный зал.  

        На балах в XIX веке популярны были танцевальные игры, их проводил распорядитель бала. Ознакомлю вас с несколькими из них:

Волшебный цветок: В руках распорядителя бала цветок, под музыку, исполняя движения какого-либо танца, останавливается перед любой гостьей бала и отдаёт ей цветок. После танцовщица с цветком становится перед распорядителем бала, и двигается по залу, исполняя именно те па, которые исполнял распорядитель бала, после окончания музыки останавливается перед любым участником игры,  отдаёт цветок. Выбранный участник становится впереди уже двух танцующих и под музыку вновь продолжается игра.

        Распорядитель бала (роль исполняет учащийся 5 класса хореографического отделения) проводит игру с участниками открытого урока под музыку И.Б. Штрауса.

  • И.Б. Штраус II.  Полька «Трик-трак». Танцевальная игра «Волшебный цветок".

(танцевальная композиция исполняется на 8 тактов:

4 такта – па польки вперёд, 2 такта – танцевальный бег, 2 такта – поворот вокруг себя);

Калейдоскоп.    По звуковому или световому сигналу участники танцевального вечера должны стать по трое, четверо или, скажем, по пять человек, или даже парами. Если прозвучало два сигнала, танцующие становятся парами, три — тройками и т. д. Сигналом может служить глиссандо трубы или тромбона, мигание света, свисток и, наконец, удары ведущего в ладоши.

Распорядитель бала делает один хлопок в ладоши и участники игры выстраиваются по кругу.  

  • И.Б. Штраус II.  Полька «Трик-трак». Танцевальная игра

«Калейдоскоп» (танцевальная композиция как и в игре «Волшебный цветок»).

Участники открытого урока садятся на места.

  1. Заключение

Уважаемые учащиеся, в заключение хочу поблагодарить  вас за активное участие на уроке. Цель урока достигнута, задачи выполнены. Оцениваю вашу работу сегодня на «отлично». Домашним заданием для каждого из вас будет создание электронной папки, в которую нужно поместить уже известные вам музыкальные шедевры.

Думаю, что знания, полученные на уроке, вы сможете применить в собственных творческих работах: сочинениях, разработках музыкальных викторин и сценариев для проведения танцевальных вечеров в кругу семьи, друзей, одноклассников.

         Может кто-то для себя уже решил непременно включить в репертуар по предмету «Основы игры на музыкальном инструменте» полонез Огинского, падеграс А. Ю. Гербера, вальсы и польки И.Б. Штрауса, а у кого-то возникла идея сочинить танцевальную композицию на музыкальный шедевр и снять клип.

 Для реализации ваших творческих возможностей есть и музыкальная гостиная, и концертный зал нашей школы, многожанровые фестивали и конкурсы, где наряду с традиционными номинациями предлагаются сейчас новые –  танцевальное шоу, театр мод, методическая лаборатория, медиа и многие другие. Хочу пожелать вам удачи и успехов!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы"

Разработка открытого урока во 2 классе: "Танцы, танцы, танцы"...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...