Методическая разработка «Развитие чувства музыкального ритма у детей»
методическая разработка

Бражникова Екатерина Николаевна

Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Воспитанием чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста.

Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Формирование чувства ритма у обучающегося - одна из наиболее важных задач педагога и в то же время - одна из наиболее сложных. Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Педагог дополнительного образования:

Бражникова Екатерина Николаевна

г.Ярцево, 2020 г.

Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Воспитанием чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста.

Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Формирование чувства ритма у обучающегося - одна из наиболее важных задач педагога и в то же время - одна из наиболее сложных. Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается воспитанию.

Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, воспитание с помощью музыки духовно-богатой, творческой, всесторонне-развитой личности, проявлять индивидуальные способности детей.

Цель проекта: формирование и развитие чувства ритма у детей, умения передать в движении простой ритмический рисунок.

Задачи:

1.        Помочь детям через музыкальные игры войти в мир музыки, ощутить и пережить её чувственно.

2.        Развитие у детей чувства ритма в процессе музыкальных игр.

3.        Развитие двигательной координации.

4.        Развитие навыков элементарного импровизационного движения.

5.        Развитие внутреннего слуха.

6.        Развитие творческого воображения.

В музыке звуки организованы во времени, эта организация определяется двумя понятиями: ритм и метр.

Ритм – соотношения длительностей звуков в их последовательности. Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь организма основана на различных ритмах дыхания сердца, различных движений, активности, отдыха.

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени. Метр – понятие абстрактное, и в музыкальном произведении может быть никак не выражен звуками. Ритм же не абстрактен и выражается реально звучащими звуками.

Касаясь вопросов музыкально-ритмического воспитания, необходимо сказать акценте. Акцент, как один из главных элементов в метроритмической организации музыки,  во многом определяет выразительно-смысловую интонацию  музыкального произведения, вносит в него тот или иной ритмический колорит.

Детей дошкольного возраста сначала учат выделять (например, хлопком) неожиданный акцент и лишь затем метрический (ритмично повторяющийся) акцент в музыке. Самая сложная работа – научить детей выделять переходный акцент в музыке. Его особенность заключается в том, что он, в отличие от метрического, лишь в первом такте падает на счет «раз», а затем последовательно переходит в каждом следующем такте на счет «два», «три», «четыре» и т.д. Переходный  акцент сопоставим с логическим ударением в речи, когда в одной и той же фразе интонационно выделяется сначала первое слово, затем второе, после этого третье и так далее.

Развитие музыкального размера – это формирование слухового внимания на музыкальном материале.

Не менее важно научить ребенка определять такт и затакт. Отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой называется тактом. Если музыка начинается  со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, называемый затактом.

Алгоритм действий:

Развитие навыков передачи ритмических рисунков:

1.        Использовать простые ритмические рисунки;

2.        Передача ритмического рисунка детьми друг от друга по кругу;

3.        Знакомство со звуковым моделями (длинные и короткие звуки).

4.        Учить действовать со звуковыми моделями (педагог выкладывает ритмический рисунок, дети воспроизводят; ребёнок выкладывает - все остальные и педагог  воспроизводят);

5.        Знакомить с понятием музыкальная пауза;

6.        Узнавать знакомый танец, элементы танца по ритмическому рисунку.

Передача метроритмической пульсации, восприятие музыкальных фраз:

1.        Выделение сильной доли из затакта;

2.        Игры с паузами (остановкой движения);

3.        Определение начала и конца музыкальной фразы звучащими жестами;

4.        Одновременное прохлопывание музыкального метроритма - одна группа, ритмического рисунка, другая;

5.        Прохлопывание музыкальных фраз по очереди, одна подгруппа начинает, другая вовремя вступив заканчивает;

6.        Плавное изменение темпа;

7.        Движения с музыкой и без нее (дети начинают движения с музыкой, затем музыка затихает, дети держат заданный темп движения).

Игры на развитие слухового внимания и выделение неожиданного акцента.

Название игры-упражнения

Описание

Хлопни в ладоши.

Дети сидят или стоят полукругом перед педагогом и слушают музыку. На акцент дети хлопают в ладоши.

То вперед, то назад.

Дети под знакомую музыку идут по кругу. На неожиданный акцент дети поворачиваются и начинают движение по кругу в обратную сторону. Таким образом, направление движения меняется несколько раз.

Перекати мяч.

Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В руках у детей правой шеренги мячи. Все дети слушают музыку и слегка раскачивают опущенными вниз руками (с мячом или без). На неожиданный акцент в музыке правой шеренги  перекидывают (или перекатывают по полу) мячи детям из левой шеренги. Дети левой шеренги ловят мячи и продолжают слушать музыку.

Неожиданный акцент должен прозвучать не менее четырех раз так, чтобы дети имели возможность несколько раз передать друг другу мячи.

Игры на развитие слухового внимания и выделение метрического акцента.

Название игры-упражнения

Описание

Птицы летят.

Дети стоят в колонне друг за другом и изображают, как птицы машут крыльями. На счет «раз» в четырехдольном такте (4/4), дети быстро поднимают руки через стороны вверх, а на счет «два-три-четыре» медленно опускают их вниз.

Поменяемся местами.

Дети стоят парами напротив друг друга, держатся руками и слушают музыку. На акцент дети в каждой паре меняются руками.

Шагай-приседай.

Дети под музыку идут на месте. На акцент дети прекращают ходьбу: приседают (5 такт), встают (6 такт) и продолжают маршировать на месте до следующего акцента (11 такт - присесть, 12 такт – встать)

Передай мяч.

Дети стоят по кругу (лицом в центр круга) и слушают музыку. В руках одного из детей мяч. На акцент ребенок передает мяч ребенку, стоящему от него справа. Услышав очередной акцент, ребенок передает мяч третьему и так далее, пока мяч не обойдет весь круг и не закончится музыка.

Вокруг и внутри.

Для каждого ребенка нужен обруч. Обручи разложены на полу на расстоянии не менее 1 метра друг от друга. Дети под музыку марша ходят каждый вокруг своего обруча. На акцент дети впрыгивают (двумя ногами) каждый в свой обруч и продолжают ходьбу на месте внутри обруча до тех пор, пока не услышат следующий акцент в музыке, на который они выпрыгивают из обруча и вновь продолжают ходьбу вокруг него.

Игры на развитие слухового внимания и выделение переходного  акцента.

Название игры-упражнения.

Описание.

Дирижируем.

Дети сидят на стульях, поставленных полукругом.

Делается переходный акцент в четырехдольном размере.

На «раз» в первом такте все дети поднимают руки, на «два-три-четыре» медленно опускают их.

В следующем такте при акценте на счет «два», а на счет «три-четыре-один» опускают.

В третьем такте руки поднимаются при акценте на счет «три».

И в последнем, четвертом такте – на «четыре» и на «раз».

В пятом такте дети встают с поднятыми руками.

Маршируй и хлопай.

Дети стоят в шеренге. Дается переходный акцент в четырехдольном размере. На акцент дети хлопают в ладоши, на затухание музыки маршируют на месте.

Схема:

1-2-3-4,

1-2-3-4,

1-2-3-4,

1-2-3-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста с помощью наглядного материала»

Данная  методическая разработка подготовлена в рамках работы по самообразованию, в ней я попыталась раскрыть сущность принципа наглядности, как инструмента повышающего эффектив...

Методическая разработка "Встречи в музыкальной гостиной" - "Классика - детям"

Встречи в музыкальной гостиной - это форма работы внеурочной деятельности с учащимися средней школы. Методическая разработка содержит цели, задачи и сценарий концерта классического содержания "Аве мар...

Методическая разработка "Встречи в музыкальной гостиной" - "Классика - детям"

Встречи в музыкальной гостиной - это форма работы внеурочной деятельности с учащимися средней школы. Методическая разработка содержит цели, задачи и сценарий концерта классического содержания "Аве мар...

Чувство музыкального ритма и его воспитание у учащегося

Вся  музыка-искусство,протекающее во времени и состоит из звуков, бегущих по законам времени.Сведения из области ритма должны перейти в сознание учащегося непрерывно с чувством времени.В изучении...

методическая разработка "Развитие чувства ритма у детей"

Пособие   адресовано хореографам,  музыкальным  работникам  детских  садов.Пособие  поможет   в  подготовке  и  проведению  творческой...

Методическая разработка "Развитие чувства ритма и формирование музыкальной культуры младших школьников"

В работе отражены теоретические и методические аспекты формирования и развития чувства музыкального ритма у детей младшего школьного возраста....

Методическая разработка «Развитие чувства ритма на уроках музыки в общеобразовательной школе»

В данной методической разработке представлен обзор проблемы развития чувства ритма у школьников. На основе опыта внедрения в образовательную программу по музыке ритмических игр отражена роль ритмическ...