Здоровьесберегающие технологии на занятиях по вокалу
методическая разработка
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирского района Новосибирской области – Дом детского творчества «Мастер»
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях по вокалу»
Методическая разработка
Педагог дополнительного образования Павлова Татьяна Анатольевна
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении дополнительного образования, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки.
Задачи:
• создать условия для сохранения здоровья обучающихся;
• разработать меры по здоровьесбережению;
• внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс;
• создать комплекс условий, максимально обеспечивающих непрерывное, разностороннее и последовательное развитие обучающихся с учетом их индивидуальных способностей
Здоровьесберегающие технологии должны реализоваться на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности обучающегося, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей
Проблемы сохранения здоровья детей стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова: «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и обучающихся. Данные технологии должны соответствовать принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью обучающихся и педагогов.
Здоровьесберегающих технологий, применяемых на занятиях по вокалу, существует довольно много. Рассмотрим некоторые из них.
- Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).
Прежде чем начинать занятия пением, необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют специальные разминки.
- Дыхание. Дыхательная гимнастика – тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается ёмкость лёгких. Умение управлять дыханием способствует умению управлять своим организмом. Медленный вдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, помогает в лечении бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление. Стоит сказать и о том, что в период пандемии, в комплекс дыхательной гимнастики были введены специальные упражнения для профилактики болезней лёгких.
- Артикуляция. Упражнения для развития артикуляционного аппарата и дикции – артикуляционная разминка, скороговорки, речевые упражнения – это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на исправление недостатков произношения и имеющий большое значение для формирования правильного звукопроизношения и коррекции неправильно произносимых звуков. Достаточно часто врачи-логопеды рекомендуют вокальные занятия как составную часть комплексной логопедической терапии.
- Вокальная фонопедия - воспитание навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке. Каждый человек должен пользоваться естественным, именно ему свойственным голосом. Найти естественное звучание голоса и научить пользоваться им – основная задача фонопедического метода развития голоса на занятиях по вокалу.
- Улыбкотерапия - огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.
Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и поющие уже с улыбкой смотрят на мир и на других людей.
Упражнения для реализации здоровьесберегающих технологий:
«Лошадка». Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.
«Ворона». Произносите «Ка-аа-аа-ар». Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз
«Колечко». Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.
«Лев». Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
«Зевота». Вызывайте несколько раз подряд зевоту искусственно.
Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая от окружающих.
«Трубочка». Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки.
«Смех». Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Произносите: «Ха-ха-ха!»
О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания» то, с учетом открытий в современной науке, рекомендации будут следующими:
Гласные звуки:
А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э- улучшает работу головного мозга;
И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
Ы- лечит уши, улучшает дыхание.
Звукосочетания:
ОМ – снижает кровяное давление;
АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (лучше их пропевать):
В, Н, М – улучшает работу головного мозга;
С – лечит кишечник, сердце, легкие;
Ш – лечит печень;
Ч – улучшает дыхание;
К, Щ – лечат уши;
М – лечит сердечные заболевания.
Для детей среднего и младшего школьного возраста можно использовать музыкально-ритмические упражнения, движения, мимику и жесты, которые являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
1. Игра «Ритмическое эхо» - педагог дает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши или играя на ударных инструментах, должны повторить.
2. Ритмизация собственных имен и фамилий, используя хлопки и голос.
3. Коллективная импровизация ритма (исполнение различных ритмических рисунков).
Логоритмическая гимнастика сочетает в себе движения, речь и музыку:
1. Жученька озорник
Черный ус крутить привык – ж-ж-ж-ж («летают», изображая жуков. Читают стихотворение, меняя высоту голоса - маленькие и большие жуки)
2. Тут как тут хевронья муха
Зазвенела возле уха – з-з-з-з («летают», изображая мух. Читают стихотворение, меняя высоту голоса - маленькие и большие жуки)
3.Ехали медведи на велосипеде (низким голосом)
А за ними кот – задом-наперед (средним голосом)
А за ним комарики – на воздушном шарике (высоким голосом, имитируя все движения)
4.Я большая черепаха
Я кусаю всех от страха.
Кусь, кусь, кусь, кусь –
Никого я не боюсь.
Кусь, кусь, кусь, кусь –
Всему свету улыбнусь
(Читают стихотворение, стоя друг за другом и делают массаж спины щипательными движениями впереди стоящему. Улыбаются, затем разворачиваются в противоположную сторону и повторяют стихотворение, делая массаж другому соседу).
5. Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(на прыжке поднять руки вверх)
Все эти упражнения можно использовать как в начале занятия, так и для снятия напряжения после долгого сидения.
Вывод: После такого короткого активного отдыха повышается внимание детей, а восприятие учебного материала улучшается. При выполнении этих упражнений задействованы все группы мышц, как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» стихи и песенки направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела, снижая нервное и мышечное напряжение.
Список литературы:
1.Емельянов, В.В. 'Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры / В.В. Емельянов. - Тюмень: Тюменский изд. дом, 2011. - 79 с.
2. Щетинин, М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – Москва: Метафора, 2016. - 127 с
3.Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья: учебное пособие для воспитателей дошкольных детских учреждений и родителей / В.В. Ветрова - Москва: Сфера, 2011. - 128 с
4. Петрушин В.И Музыкальная психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.И. Петрушин. - М.: Владос, 2000. - 175 с.
5. Иванников, В.Ф. Методика поточного пения / В.Ф. Иванников. - М., 2005. – 16 с.
6. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья: учебное пособие для воспитателей дошкольных детских учреждений и родителей / В. В. Ветрова. - Москва: Сфера, 2011. - 128 с
7. Егоров, А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы / Под общ. ред. Н. И. Жинкина. - Москва: Музгиз, 1962. - 172 с.
8. Петрушин, В.И Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.И. Петрушин. - М.: Владос, 2000. – 175 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-24395-1359310179.jpg)
Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-54513-1355133465.jpg)
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения у детей с нарушениями слуха
соблюдение здоровьесберегающих технологий на занятиях по РСВ и ФП...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/18/picture-110581.jpg)
Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»
Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение профессиональной подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового пения (статья)
В данной статье я описываю здоровьесберегающие технологии, которые постоянно использую на своих занятиях хорового пения.В результате такой работы учащиеся лучше осваивают музыкальный материал, наблюда...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-203177-1360957282.jpg)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ
"Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".В.А. Сухомлинский....
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-1361578-1636364335.jpg)
Конспект открытого занятия «Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»
Конспект открытого занятия«Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»...