Конспект учебного занятия "Четверостишье как вид строфы"
план-конспект

Калентьева Екатерина Евгеньевна

Конспект занятия может быть полезен педагогам дополнительного образования, работающим в области художественного слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_chetverostishe_kak_vid_strofy.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Дом творчества»

Конспект учебного занятия  объединения «Авторский знак» «Четверостишье как вид строфы»

Автор-составитель – педагог дополнительного образования Калентьева Екатерина Евгеньевна

Направленность – художественная

                                         Село Дивеево, 2023 год

Вид занятия – комбинированное занятие по формам организации учебного процесса и вовлечению обучающихся

Форма проведения – групповое занятие с элементами индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и (или) имеющими выдающиеся способности

Цель – развитие творческих способностей детей через овладение искусством составления четверостиший

Задачи:

Обучающие:

- рассмотреть понятие четверостишья;

- познакомиться с видами четверостиший;

-изучить законы стихосложения.

Развивающие:

- сформировать умения строить четверостишья;

- формировать способности творчески мыслить;

- развивать навыки командной работы.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к художественному слову;

- воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: помещение для проведения занятия, оснащенное мебелью, мультимедийное оборудование (доска, проектор), канцелярские принадлежности: тетради, ручки, карточки, раздаточные материалы

Ход занятия.

Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы поговорим о стихосложении. На протяжении всей своей школьной жизни мы непрерывно работаем с поэтическими текстами известных авторов: читаем, анализируем, заучиваем наизусть, декламируем на публику.

Кто из вас задумывался над тем, что стихи можно не только изучать, но и писать? Все ныне признанные литературные гении когда-то также были начинающими писателями и поэтами, причем далеко не все из них имели специальное образование.

Ответы учащихся. Дискутирование.

Педагог: Когда-то вы не умели читать, писать, но научились. Сегодня мы освоим основные правила стихосложения, которые помогут вам научиться составлять четверостишья как оригинальное поздравление к празднику или собственное стихотворение.

Основная часть.

Педагог: В начале нашей работы мы дадим определение четверостишья. Поможет нам в этом число, заложенное  в названии. Итак, это четыре строки. Но это любые строки, или те, которые соответствуют определенным требованиям?

Ответы учащихся.

Работа с экраном.

Педагог: Ребята, посмотрите на экран. На слайде вы видите известное четверостишье, отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.

Работа с четверостишьем.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Педагог:

Ребята, можно назвать этот отрывок четверостишьем?

-Да.

Педагог: Совершенно верно. Во-первых, мы видим, что строки объединены общей темой. Назовите мне тему.

- Тема любви, это стихотворение из любовной лирики.

Педагог: С помощью чего организованы эти строки?

- С помощью рифмы.

Педагог: Правильно. Именно рифма лежит в основе всех четверостиший. Дайте определение рифмы.

Ответы учащихся.

Педагог: Назовите слова, которые рифмуются в этом четверостишье?

- Мгновенье – виденье, ты – красоты.

Педагог: Обратите внимание на номера рифмующихся строк.

- Рифмуется 1 и з строчка, 2 и четвертая.

Педагог: Как называется способ рифмовки, при котором рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки?

- Перекрестная рифма.

Педагог: Таким образом, мы делаем вывод, что перед нами четверостишье с перекрестной рифмой.

Физкультминутка.

Педагог: Ребята, я попрошу всех встать.

-Посмотрите прямо и вытяните руки перед собой.

- Посмотрите верх и поднимите вверх руки.

-Сделайте круговые движения головой: три оборота влево, три оборота вправо.

- Напишите носом в воздухе свое полное имя.

Практический блок. Работа с раздаточным материалом.

Педагог:

Сейчас мы попробуем самостоятельно составить четверостишье с перекрестной рифмой. Перед вами карточки с заданием. Для разминки мы подберем рифмы к словам:

День – лень, пень, олень, тюлень, набекрень….

Зима – сама, дома, чума….

Окно – давно, равно, заодно…

Педагог: Итак, тема нашего четверостишья – зима.

Практикум - составление четверостишья

Пришла красавица-зима,

Снегом замела дома.

Сковала речку крепким льдом,

Посеребрила все кругом.

Подведение итогов.

Педагог: Ну что ж, ребята, я поздравляю вас с успешной пробой пера. Сегодня вы выступили в роли начинающих авторов.

Чего мы хотели?

- Составить четверостишье на заданную тему.

Что у нас получилось?

- Стихотворение с перекрестной рифмой.

Рефлексия.

Педагог: Друзья, в конце нашей работы я предлагаю нам заполнить таблицу, содержимым которой станут те знания, умения и навыки которые мы получили сегодня в ходе нашей творческой работы.

ЗНАЮ

ХОЧУ

УМЕЮ

НАУЧУ

Что такое четверостишье

Научиться рифмовать

рифмовать

Составлять четверостишья

Определение рифмы

Уметь составлять четверостишья

Составлять четверостишья

Способы рифмовки

Педагог: Я благодарю вас за работу и желаю дальнейших творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"

Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда

Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда,  применение полученных...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы

Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....