08.10 История, обществознание для 10-11-х классов
методическая разработка (10, 11 класс)

Езипов Александр Витальевич

Название программы внеурочной деятельности: “Военная история во внеурочной деятельности”

Актуальность направления для данной возрастной категории: в старшей школе ребенок превращается во взрослого человека: он складывается как физически, так и умственно. В этом возрасте формируются его взгляды на жизнь, его мировоззрение. Важно еще маленького человека правильно анализировать, сопоставлять факты, и понимать происходящие исторические процессы. Как раз в этом ребенку и поможет военно-патриотический кружок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Название программы внеурочной деятельности: “Военная история во внеурочной деятельности”

Автор: Езипов Александр Витальевич

Цель курса: пробуждение патриотизма и заинтересованности историей России.

Организационная форма проектируемой внеурочной деятельности (клуб, кружок, студия и т.п.): военно-патриотический кружок.

Класс: 10-11

Количество часов: 36 часов

Направление внеурочной деятельности: общекультурное, развивающее.

Ресурсное обеспечение: ноутбуки с выходом в сеть Интернет, проектор, интерактивная доска, контурные, атласные карты.

ИКТ в программе: использование Google Диска, YouTube

Актуальность направления для данной возрастной категории: в старшей школе ребенок превращается во взрослого человека: он складывается как физически, так и умственно. В этом возрасте формируются его взгляды на жизнь, его мировоззрение. Важно еще маленького человека правильно анализировать, сопоставлять факты, и понимать происходящие исторические процессы. Как раз в этом ребенку и поможет военно-патриотический кружок.

Вид деятельности: познавательная, игровая

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Формирование критического мышления;
  • Формирование целостного исторического взгляда на процессы;
  • Складывание аналитических способностей;

Метапредметные результаты:

  • Умение организовывать свою деятельность;
  • Формирование и развитие компетенции в области использования ИКТ

Тематический план курса (основные разделы и темы):

Тема

Основное содержание темы

ИКТ сервисы

Общее количество часов

Вводное занятие. Что такое военная история?

Раскрытие понятия “военная история”. Краткое пояснение развитие военной истории России с древнейших времен и по современность. Обсуждение важных этапов развития военной инфраструктуры в России.

Использование учениками интернет-сервисов для поиска информации по данной теме.

2 ч.

  1.  

Военное искусство в древности.

Рассмотреть наиболее ярких личностей древней эпохи: Александр Великий. Рассмотреть особенности обмундирования и ведения войн в древности.

https://www.youtube.com/watch?v=PCmGqkK6a58

Просмотр фильма, обсуждение.

4 ч

Военное искусство в Древней и Средневековой Руси.

Рассмотреть особенности развитие военного искусства на Руси, которые связаны со спецификой развитие древнерусского общества.

Поиск детьми информации с помощью интернет-ресурсов о внешнем виде древнерусского воина, его вооружении, броне, способах ведения войны.

3 ч.

Работа с картами по Древней и Средневековой Руси

Использование атласных и контурных карт для рассмотрения особенностей военных кампаний древнерусских князей.

Использование детьми как печатных, так и электронных вариантов карт. Выявления по ним направления походов русских князей. С какой целью? Почему именно туда?

https://www.youtube.com/watch?v=b21elOjNlss (7:12)

Ознакомление с роликом для наглядности понимания

2 ч.

  1.  

Дискуссионное занятие “Почему русские не смогла дать отпор монголам в политической раздробленности?”

Разобраться в понятиях, что такое политическая раздробленность, кто такие монголы, что такое монгольское нашествие на Русь. Выяснить слабые и сильные стороны русских войск и монгольских. Выявить последствие монгольского завоевания.

Дети с помощью ресурсов Интернета ищут информацию. Затем проводятся дебаты, в которых образуется две команды. Обе команды готовят презентацию на тему “Что было бы, если бы Русь не была завоевана монголами?”

4 ч.

Складывание централизованного государство и влияние на развитие военной истории

Во время складывание централизованного государства резко возрастает роль военного сословия. Складывание дворянского сословия как привилегированного класса.

https://pptcloud.ru/history/ivan-3

Просмотр презентации и ознакомление с личностью Ивана III. Дети должны выявить, какую роль непосредственно играла личность Ивана III в формировании централизованного государства.

2 ч

  1.  

Положительные и отрицательные последствиямонгольского ига.

Рассмотреть разные точки зрения, выявления различных последствий монгольского нашествия и ига.

Подтема: “А было ли иго?”

https://www.mindmeister.com/mind-map-pricing?f=listing_pricing

Создание кластера.

3 ч.

Викторина

Создание кроссворда на тему “Русь под монгольским владычеством”

http://puzzlecup.com/crossword-ru/

2 ч.

Россия переходит в империю. Личность Петра Первого, кардинальные перемены военного искусства.

Рассмотреть личность Петра Первого. Военные реформы петровских времен. Создание боеспособного военно-морского флота.

Изучение материалов интернет-ресурсов. Открытая дискуссия на тему: “Нужно ли было открывать окно в Европу?”

4 ч.

10.

Россия в период империи. Восточный вопрос.

Ознакомиться с понятием Восточный вопрос. Выявить причины русско-турецких противоречий.

https://www.youtube.com/watch?v=WqVkH2Q7Nq0

Смотрим фильм, знакомимся с историей русско-турецких противоречий.

3 ч.

11.

Российская армия на закате империи. Первая мировая война.

Острая ситуация в Европе в конце 19 века. Начало Первой мировой войны. Новая техника, вооружение и методы ведения войны.

https://www.youtube.com/results?search_query=%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F+%D0%B2+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5 

Смотрим фильм, знакомимся с исторической обстановкой.

2 ч.

12.

На переломе эпох. Гражданская война, становлениеКрасной армии.

Политическая обстановка в стране. Формирование лагеря белых и красных. Развитие военного искусства в этот период.

https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0+

Смотрим ролик.

http://www.myshared.ru/slide/199363

2 ч.

13.

Современная российская армия.

Комплектование, оснащенность армии, современные герои России.

Подготовка презентации на тему “Как ч вижу героя России” или альтернативный вариант - “Мои родственники в армии”

2 ч.

План-конспект урока (тема 6)

Тема занятия: Складывание централизованного государства и его влияние на развитие военной истории.

Тип урока: изучение нового материала и закрепление знаний.

Продолжительность: 3 часа.

Оборудование и программное обеспечение: персональные компьютеры с выходом в сеть, экран, проектор.

Цель занятия: изучить новые тенденции в военном искусстве на этапе формирования централизованного государства.

Этапы занятия

Деятельностьучителя

Деятельностьученика  

Ожидаемые результаты

Организационная часть (10 минут)

Приыветствие. Обозначение и введение основных тезисов предстоящей работы.

Приветсвие. Настраиваниена предстоящую работу.

Регулятивные УУД - самостоятельно организовывать свое рабочее место, настраиваться на дальнейшую работу.

Объяснение учителя (30 минут)

Введение новых понятий, обрисовывание исторической ситуации. Рассмотрение основных этапов объединения русских земель.

Школьники вспоминают прошлые занятия, участвую в диалоге с учителем.

Познавательные УУД - развитие познавательной активности.

Коммуникативные УУД - участвовать в диалоге со сверстниками и учителем в процессе деятельности.

3.

Просмотр презентации, знакомство с личностью Ивана III (15 минут)

Учитель демонстрирует презентацию, сопровождая ее объяснением.

Ученики слушают и анализируют.

Познавательные УУД - развитие познавательной активности.

4.  

Основной этап. (45 минут)

После объяснения учитель подводит к главной теме урока - тому, во что превратилось военное сословие в правление Ивана III. Обсуждается тема формирование нового военного сословия - дворянства, которое станет основой монархического режима России на протяжении 400 лет. Проблемный вопрос - может ли власть опираться на на военное сословие. Обсуждение этой темы.

Дети смотрят презентацию, знакомятся с ней, обсуждают вместе с учителем. Дискуссируют над проблемными вопросами.

Коммуникативные УУД - участвовать в диалоге со сверстниками и учителем в процессе деятельности. Высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные УУД - развитие познавательной активности.

5.

Этап обобщения и систематизации информации. (10 минут)

Учитель помогает закрепить пройденную информацию с помощью повторения и наглядных примеров - презентация.

Школьники соотносят информацию.

Познавательные УУД - построение логической цепи рассуждения.

6.

Этап рефлексии

Учитель помогает школьникам оценить занятие.

Школьники дают оценку сегодняшнему занятию.

Личностные УУД - оценивание усвоенного материала через выражение своих чувств и эмоций. Коммуникативные УУД - участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Интегрированный урок(История-Обществознание-Информатика-МХК) для 6 класса Учитель:Ковалёва Н.В. Тема:Государственная символика.Моя Родина-Владимирская земля.

В каждом учебном заведении,в каждом классе есть школьный уголок,где помещены основные символы РФ-герб,флаг и текст гимна.Но не всегда учащиеся задумываются о том,что обозначают те или иные символическ...

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».

Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...