Мастер-класс по башкирскому детскому фольклору
материал

МАНСУРОВ ХАБРАХМАН ХИЗБЕРОВИЧ

Тема: Разучивание башкирской народной песни  «Хан кыҙы” (“Дочь хана”)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

по башкирскому детскому фольклору

Тема: Разучивание башкирской народной песни

«Хан кыҙы” (“Дочь хана”)

Проводят педагоги дополнительного образования:

Мансуров Хабрахман Хизберович учитель

 высшей квалификационной категории,

отличник образования РФ,

Мансурова Гадельниса Варисовна учитель

 высшей квалификационной категории,

обладатель Знака “100 лучших педагогов

дополнительного образования РФ .

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный

1 мин.

Слайд 1.

Приветствие участников форума на башкирском и русском языках

-Хәерле көн кәҙерле дуҫтар!

-Добрый день уважаемые коллеги!

Мы рады видеть вас и на ваш суд представить мастер-класс по башкирскому детскому фольклору.

Актуальность мастер-класса.

3 мин.

Слайд 2,3.

Формирование и развитие у учащихся духовной, фольклорной культуры, сохранение родного языка через дополнительное образование

Мансурова Г.В.

“Йәлләйем мин туған телен

Бар тип тә белмәусене.

Туған телендә аңлашып,

Шаярып көлмәусене.

Телһеҙбит ул тулһеҙ бит ул,

Ярлы бит ул бар яҡтан.

Мәхрум бит ул мең-мең йылдар

Халыҡ йыйган байлыҡтан”

Мансуров Х.Х.

“Мне жаль того, кому родной язык,  

Увы, не нужен, а порой неведом,

И кто на нём с рожденья не привык

Шутить и разговаривать с соседом.

Убог и нищ подобный человек

И далеко не самых честных правил,

Поскольку сам лишил себя навек

Богатства, что народ ему оставил»

Объявление цели и задач мастер-класса.

2 мин.

Слайд 4.

Цель: Приобщение учащихся к истории, традициям, культуре, сохранению родного языка через песенный фольклор.

Задачи:

1.Совершенствование навыков игры на курае и кубызе.

2. Изучение истории-легенды создания народной песни “Хан кыҙ”.

3.Отработка слаженности игры инструментального ансамбля кураистов и вокальной группы.

Сообщение цели и задач участникам мастер-класса.

Основная часть

3 мин..

Слайд 5, 6, 7, 8.

2 мин

(включить мелодию )

1.Вступительное слово, краткий рассказ о башкирском фольклоре, авторской программе и фольклорной группе “Йайгор”

2. Активация деятельности

3.Рассказ о народной башкирской песни “Хан кызы”. История создания . Легенда.

4. Прослушивание мелодии в исполнение ансамбля “Аргымак”

Разминка (настройка инструментальной группы учащихся

Возникновение народной песни “Хан кызы” относят к периоду до 16 века. Песня представляет собой диалог юноши и девушки, построенный в вопросно-ответной форме. По преданию в древнее время жила очень красивая дочь хана сердце которой никому ещё не удавалось покорить. Однажды появился смелый джигит-сэсэн (певец). Придя к красавице, он исполнил хвалебную песню в её честь, девушка тоже ответила ему песней. Между молодыми людьми возникло взаимное чувство любви.

Участники слушают запись мелодии.

Практическая часть

 8мин.

Слайд 9, 10, 11, 12, 13

1.Демонстрация игры на кураях.

2.Исполнение мелодии с включением фрагментов кубыза.

3.Включение в мелодию горлового пения (узляу).

4.Разминка, распевка с участниками вокальной группы.

5.Исполнение мелодии совместно вокальной группой и инструментальным ансамблем.

Играют на кураях Гарипов Артур, Ахмеджанов Никита, Хакимов Руслан.

Подключаются девочки с кубызами Камалова Сабрина, Шакирова Валерия, Батырханова Алина.

Хакимов Руслан.

Знакомство с текстом песни, работа над правильным произношением звуков /Һ, ҙ, ҫ, ә, ң/.

Заключительное слово.

1 мин.

Слайд 14, 15, 16, 17.

Итог занятия мастер-класса.

Башкирская инструментальная культура, песенный фольклор, обряды, кубаиры, эпосы-это наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Их изучение формирует любовь к родной культуре, к родному языку, воспитывает любовь к Родине, к родной земле. Сегодня мы вам показали только часть башкирского фольклора, которую можно исполнять как отдельным произведением, так и в обряде. А обряд, как известно, это действие этнокультурного наследия народа, нации, где обязательно сочетается демонстрация игры на национальных музыкальных инструментах, народной песни, бытовой хореографии и актёрского мастерства. Дети которые изучают родной язык посредством фольклора приобретают навыки общения, коммуникабельность, черты присущие своему народу.

.

Ответы на вопросы-диалог с участниками мастер-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по башкирскому языку

Мастер класс проводился на конкурсе "Учитель года башкирского языка - 2011 года"...

Мастер-класс для учителей башкирского языка "Уҡыусыларҙың тәржемә эшен лингвокультурологик нигеҙҙә ойоштороу".

Культурологический подход к изучению произведений на уроках башкирского языка и литературы - наиболее приемлемый при работе в полилингвальном пространстве. Он помогает глубже изучить жизнь народа, пре...

Игровой фольклор как часть детского фольклора

-Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармоническиразвитой активной личности....

Мир детского фольклора - игровой фольклор.

Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по фольклору для детей 6-10 лет....

Занятие группы родительской самопощи «Мамочкина школа». Мастер-класс «Модный малыш» (украшение детской одежды декоративными элементами).

Методические материалы по проведению занятия с родителями по изготовлению декоративных элементов для украшения детской одежды (помпоны, кисти)....

Мастер-класс "Обучение игре на детских музыкальных инструментах"

Мастер-класс "Обучение игре на детских музыкальных инструментах"...