Методические рекомендации "Работа над формой рондо в классе гитары"
методическая разработка

Медведева Инна Борисовна

Методические рекомендации в помощь учащимся и преподавателям по классу гитары ДШИ и ДМШ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Работа над формой рондо в классе гитары»

Автор: Медведева Инна Борисовна,

преподаватель гитары СПб ГБУ ДО

«Санкт-Петербургская ДШИ им. Д.С. Бортнянского»

Санкт-Петербург

2023 г.

1.Введение

   

Методические рекомендации адресованы учащимся гитаристам и преподавателям, изучающих форму рондо на уроках специальности в ДШИ и ДМШ. Цель работы - формирование и совершенствование навыков работы над музыкальной формой рондо в процессе обучения игре на гитаре.

Ключевые слова

   

Форма рондо, методические рекомендации, гитара.

Аннотация

   Произведениям искусства присуща форма. Понимание музыкальной формы произведений приводит к верному исполнению разнообразной музыки. Чтобы чувствовать и владеть музыкальной формой на сцене, гитаристу необходим практический опыт. Без формирования этого навыка невозможно хорошо играть. Включение в репертуар гитаристов музыкальной формы рондо, обусловлено планомерно усложняющимся репертуаром и основано на принципах; доступности, систематичности, наглядности, «от простого к сложному». На этих базовых методических принципах планируется рабочая программа и индивидуальный план учащегося школы.

     Понимание учеником музыкальной формы предоставляет ему возможность узнать большое количество разнообразной музыки. Пополняет багаж его знаний, постепенно развивая и определяя его музыкальные предпочтения. Знакомство с видами музыкальных форм происходит на уроках музыкальной литературы, сольфеджио, хора, ансамбля, оркестра и др. дисциплин. Беглый анализ формы при разборе или чтении с листа, упрощает и ускоряет разучивание сольных и ансамблевых музыкальных произведений.                Музыканту этот навык необходим, но часто знание учащихся музыкальной формы пьес носит поверхностный характер. Остается лишь теорией, не имеющей для них практического смысла. Хотя именно целостное исполнение формы рондо для многих учащихся является сложной задачей.

Содержание

  1.  Вступление. Значение работы над музыкальной формой

   Произведения крупной формы очень разнообразны; вариации, рондо, сонатины, сонаты, концерты. С ними учащегося знакомит преподаватель во время обучения. При изучении любой крупной формы, ученик решает большой объём исполнительских задач, в том числе и в рондо. В зависимости от рабочей программы по специальности, а также от способностей, занятости и индивидуальных особенностей учащегося, преподаватель выбирает такой вариант крупной формы, с которым ученик справится.                        

    С анализа формы пьесы и следует начинать работу в классе гитары. Таким образом из фрагментов, связанных между собой, у ребенка постепенно формируется целостное восприятие произведения, разворачивающегося во времени. Это работа может быть проведена в форме прослушивания записи или показа на инструменте, в форме посещения открытого урока, мастер-класса, концерта (концертное исполнение на сцене). Старшеклассник на уроке проводит визуальное самостоятельное исследование нотного текста с совместным обсуждением особенностей произведения; количество частей, строение предложений и фраз, структура музыкальной ткани, повторы, тональный план, и др. 

1.3 Работа с учащимся

Преподаватель использует принцип наглядности и доступности изучаемого материала. Поначалу поправляя и подсказывая на уроке, старается все меньше вмешиваться в самостоятельный процесс определения формы рондо. Закрепляет у учащегося хорошую привычку более легкого изучения музыкальных произведений через радость открытия, формирует его умение анализировать, сравнивать и обобщать. Развивает интерес и любовь к музыке, внимание, волевые качества и самостоятельность. В период обучения гитарист закрепляет порядок работы с формой рондо на последующих занятиях с педагогом, постепенно развивая возможности через освоение других пьес этой формы.

    Предварительная внимательная работа с нотным текстом без инструмента приводит к пониманию авторского замысла и требует гораздо больше времени, чем его воспроизведение. В зависимости от степени сложности нотного текста увеличивается и время на работу с ним. Эти особенности следует учитывать при выборе программы в разные периоды обучения.

   

2. Основная часть. Определение формы «рондо»

Рондо – произведение крупной формы, что предполагает длительное развитие, глубину замысла, контрастные образы. В рондо много повторов, и это помогает ученику быстро разобрать и выучить пьесу. Форма рондо происходит из народной песенно-танцевальной музыки. Само слово «рондо» означает «круг, хоровод». Прообразом рондо стали хороводные песни. В песне запев изменялся, а припев постоянно повторялся. В рондо, наоборот, припев стал основной повторяющейся темой, - рефреном. Запевы, чередующиеся с рефреном, контрастирующие с ним, - эпизоды. Таким образом, рефрен повторяется не менее 3 раз, сменяясь другими темами-эпизодами, отличающимися друг от друга. Рефрен обозначается латинской буквой A, эпизоды буквами; B C D.

2.1 Алгоритм разбора рондо на примере пьесы Лео Брауэра

«Один день в ноябре»

Из своей педагогической практики, предлагаю методические рекомендации к алгоритму работы над формой рондо на примере красивой романтичной пьесы известного современного кубинского композитора, исполнителя и дирижёра Лео Брауэра (род.1939) «Один день в ноябре» (соч.1968г):

2.2 Особенности формы музыкального произведения

Знакомство с музыкальным произведением начинается без инструмента.

 Ученик анализирует и запоминает особенности музыкальной формы пьесы:

- ABA1BA1CCABA1

- рефрен повторяется 5 раз в основной тональности a-moll, с отклонением в параллельную тональность C-dur в конце 1 предложения и начале второго. Имеет форму периода из 8 тактов, имеет затакт, в 1р. и 4р. исполняется с репризой и с тактом-связкой к 1 эпизоду  

- 1 эпизод В - тема (период из 8 тактов) с затактом, в высоком регистре, тонически неустойчивая (затакт в a- moll уводит в параллельную тональность C-dur с отклонениями в H-dur и заканчивается на D основной тональности)

- 2 эпизод C с репризой – мелодия в высоком регистре, состоит из 48 тактов, начинается периодом из 16 тактов в одноимённой тональности A-dur (представляет собой 8-ми тактовый период повторного строения с разными окончаниями). Далее мелодия модулирует в основную тональность a-moll, продолжена периодом из 8 тактов и заканчивается на D основной тональности

- рефрен A1 перед эпизодом С заканчивается тактом-связкой и имеет с последним рефреном A1 одинаковые окончания, отличающиеся от других окончаний рефрена.

2.3 Выявление исполнительских задач

    Поскольку главное для гитариста понять и донести смысл музыки, художественный образ и содержание, не нарушая музыкальную форму рондо, то выявление исполнительских задач стоит на втором месте после анализа музыкальной формы. Приведу ещё одно высказывание композитора на эту тему: «Могу сказать, что я использовал многие кинематографические приемы в музыке – движение, приближение, удаление, покадровая съемка, перекрестные ссылки, флешбэки – многое из того, что относится к приемам кинематографа в музыке». А одним из главных принципов, Лео Брауэр считает исследование всех элементов музыки.

      Анализируя составляющие средства художественной выразительности данного музыкального произведения приходим к следующим выводам:

- мелодия рефрена написана в удобном регистре, в эпизодах поднимается в высокие регистры по мере приближения кульминации произведения, создавая ощущение оркестрового произведения, смены солирующей группы оркестра. Привожу слова Лео Брауэра: «Моя музыка для гитары основана на резонансе, звуковых оттенках и возможностях оркестровки».

- характер рефрена уравновешенный, певучий, благодаря мелодической линии, вальсирующей четвертями и восьмыми, гармонически неустойчивый, написанный в гомофонно-гармонической фактуре, как и эпизоды. Динамика логична в развитии рефрена к концу музыкального произведения, передаёт смену образа, изменения в характере героя или его мироощущение на определенном жизненном этапе, с каждым разом прибавляя образу новые характерные черты времени. Лео Брауэр о жизни и музыке: «Изменение – это естественный процесс, сопровождающий взросление и зрелость». 

- 1 эпизод характеризуется новой мелодией в другом регистре, ритмически повторяет первый мотив рефрена («зацикливаясь» на нём, усиливая этой ритмической секвенцией эмоциональное напряжение, постепенно разрешающееся с отклонением в параллельную тональность C-dur. Мелодия 1 эпизода приобретает новые характерные черты dolce espressivo, в репризе эмоционально усиливается (смятенно, порывисто, импульсивно) и создаёт яркий контраст с темой рефрена. Пульс жизни, безудержного времени, представлен непрерывным движением арпеджио в аккомпанементе.

- связка между рефреном и 2 эпизодом – «стоп-кадр» на одной ноте, как говорит сам композитор в одном из своих интервью, - служит моментом погружения в воспоминания перед ярким драматическим разделом пьесы

- 2 эпизод являет собой резкий контраст с рефреном, благодаря одноимённой тональности A-dur, сменяя философское созерцание жизни, энергичным развитием, стремительно врывающимся движением арпеджио в аккомпанементе, преодолением – аккорды sf (разнообразной ритмикой; половинные, четверти, пунктир, триоли, шестнадцатые), борьбой и торжеством самой жизни в кульминации пьесы. Затем подхватывается в Meno mosso мелодией в основной тональности, с ритмической секвенцией, постепенно спускающейся в средний регистр, успокаивающейся и переосмысливающей к концу эпизода жизненную реальность (по-моему, интонационно так звучат мотивы, следующие друг за другом «вопрос-ответ», и «вывод»).

Работа над целым рядом исполнительских задач предполагает:

- оптимальный выбор аппликатуры обеих рук и способов звукоизвлечения

- проучивание ритмических сложностей

- проработку специфических приемов игры: барре, флажолеты, техническое легато, арпеджато (проучиваются отдельно)

- до исполнения на инструменте анализ текстовых обозначений и дальнейшая работа над художественными средствами выразительности (мелизмами-форшлагами, штрихами- легато и тенуто, динамическими оттенками-изобилие контрастов с sf в эпизоде С, с агогикой, тембрами, определением целесообразного использования тирандо и апояндо).

3.Заключение

   Исполнение крупной формы открывает полученные знания и умения учащегося, его накопленный музыкально-слуховой опыт и активное мышление, раскрывает взаимосвязь изучаемых дисциплин. Реализация межпредметных связей музыкальных дисциплин способствует их практическому закреплению. Систематические исследования - анализ исполняемой музыки закрепляют межпредметные связи. Повышают мотивацию к обучению. Способствуют эффективности обучения гитариста.

     Современный мир предполагает умение пользования человека интернетом в различных целях; возможность мгновенно находить требуемое, выделять главное, анализировать и запоминать. Существуют широкие возможности для поиска и обмена интересующей информацией: нотами, методическими разработками, исследованиями, конкурсными и концертными выступлениями, мастер-классами, конференциями, курсами повышения квалификации, открытыми уроками и т.д. Использование новейших технологий в обучении вместе с проверенными методами и практиками работы даёт новые возможности для развития музыканта-гитариста.

      Особенности подбора педагогического репертуара для работы с формой рондо заключаются в его разнообразии; ритма, мелодики, формы, фактуры, жанров, стилей, характеров, тембров, штрихов, звукоизвлечения, техники и приемов игры. С возрастающей из года в год сложностью программного репертуара, постепенно и целенаправленно усложняется, расширяется круг задач, растёт кругозор учащегося в отношении новых музыкальных стилей, приемов и техник игры на инструменте, формируются определенные навыки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей гитариста. Каждому году обучения соответствует определенный уровень подготовки и список пьес формы рондо, прописанный в рабочей программе класса гитары ДШИ.

4.Список литературы и интернет-ресурсов

Антон Панов. «Размышления о гитаре и мире маэстро Лео Брауэра», публикация 14.07.2007 https://teletype.in/@anton.s.panov/30303.htmls://muzlifemagazine.ru

Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс (Книги 1-2). - М.,1971

Виктор Александров. «Лео Брауэр: Резонанс, эхо, дрязг- это потрясающе!», журнал «Музыкальная жизнь», публикация 10.04.2018 https://leo-brauyer-rezonans-yekho-dryazg-yeto-p/я

Martin Ludenhoff. Авторский канал «Классическая ГИТАРА», интервью Лео Брауэра, публикация 12.12.2018г, https://dzen.ru/a/XA-bk54shACpVADe

Способин И. В. Музыкальная форма. - М.,1984

Якименко Н.С. Статья «Истоки композиторского стиля Лео Брауэра». Актуальные проблемы высшего музыкального образования № 1(22), 2012

https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-kompozitorskogo-stilya-leo-brauera


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки по теме: "Построение в музыке. Форма рондо"

Интегрированный урок музыки и литературы в 3 классе по УМК В. О. Усачевой, Л. В. Школяр. Способствует развитию творческих способностей, формированию коммуникативных навыков и рефлексии....

Технологическая карта урока музыки для 3 класса по теме "Форма рондо"

Цель: создание условий для формирования способности определять строение, характер и настроение музыкальных произведений....

Конспект урока "Литературная первооснова формы рондо. Рондо в музыке". 2 класс.

Сформировать у учащихся представление о форме рондо в музыке, литературе, живописи. На основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пластическое интонирование), показать особеннос...

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ФОРМЫ У УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ НА ПРИМЕРЕ ФОРМЫ «РОНДО» В СРЕДНИХ КЛАССАХ (Р. ГЛИЭР рондо соч.43 №6, В. МОЦАРТ рондо из сонатины Ля- мажор)

ПЛАН:1.ВСТУПЛЕНИЕ: Значение работы над  музыкальной формой.2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Определение формы «рондо». Работа с  учащимися.3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Особенности работы с современными детьми .На ...

Конспект урока музыки в 3-м классе с использованием ИКТ "Построение музыки – форма Рондо"

Развитие и закрепление темы «Формы музыки». Знакомство с новой формой – рондо....

Разработка урока музыки в 3-м классе с использованием ИКТ "Построение музыки – форма Рондо"

Цель: Развитие и закрепление темы "Формы музыки". Знакомство с новой формой - рондо....